Волевые качества, Упражнения на смелость и решительность — Профессиональная и военно-прикладная физическая подготовка на основе экстремальных видов спорта

Волевые качества, Упражнения на смелость и решительность - Профессиональная и военно-прикладная физическая подготовка на основе экстремальных видов спорта Залог недвижимости

Формирование волевых качеств личности у подростков | методическая разработка по психологии (7 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

Муниципальное образовательное учреждение

Аргаяшская средняя общеобразовательная школа №2

Формирование волевых качеств личности у подростков

                                               Автор: Шувалова Анна Владимировна

    учитель 1 квалификационной категории

Аргаяш 2021

Оглавление

Введение                                                                                                                 3                                                                                       

1. Теоретический раздел работы                                                       5

  1. Понятие о воле                                                                                        5
  2. Физиологические основы воли                                                             7
  3. Волевая регуляция поведения                                                               8
  4. Волевые качества личности и их формирование                               11
  5. Развитие и воспитание воли у детей                                                   14
  1. Эмпирический раздел работы                                                    16 
  1. Планирование эмпирического исследования                                     16
  1. Выбор объекта и предмета исследования                                           16
  2. Формулирование цели и гипотезы исследования                              16
  3. Описание выборки                                                                                 16
  4. Описание методики исследования                                                       16
  1. Проведение исследования                                                                     17
  1. Описание процедуры проведения исследования                                17
  1. Обработка результатов исследования и их обсуждение                   18
  1. Текстуальное описание эмпирических данных                                   23

Заключение                                                                                                      24

Литература                                                                                                       25

Введение

Воля- это не только умение чего-то

 пожелать и добиться, но и умение

заставить себя отказаться от чего-то

когда это нужно. Это не просто

желание и его удовлетворение, а это

и желание и его удовлетворение, а

это и желание, и остановка, и желание и

отказ одновременно.

А.С.Макаренко  

        Способность к волевым действиям начинает возникать с переходом наших обезьяноподобных предков к трудовой деятельности. У животных нет воли. Воля – это специфически человеческая сторона психики, так как животные пассивно приспосабливаются к природе, а лишь для человека характерен труд – сознательная деятельность, направленная на подчинение и изменение природы.

        Человек как активное существо не только воспринимает окружающий мир, преобразовывая его в своих целях. При этом человек преследует определенные цели, которые он более или менее ясно осознает. Но чаще всего достижение цели связано с преодолением трудностей и препятствий. Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам.

        Может показаться, что человек совершенно свободно и произвольно может делать что угодно, может поступить так, а может и иначе; все зависит только от его желаний – беспричинных, ничем не обусловленных. Однако причина всякого человеческого действия лежит вне его самого, волевые поступки зависят от внешних и внутренних условий жизни. Цели действий определяются мировоззрением человека, его жизненными установками, интересами, особенностями личности.

        Сегодня в период коренных социально – экономических преобразований в нашей стране, дело воспитания молодого поколения приобретает особое, решающее для развития общества значение. Более того, современное общество ставит перед собой задачу – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования. Общество готово все лучшее отдать детям. Готов ли ребенок стать субъектом этого воспитания? Сможет ли он стать членом общества, жить в коллективе и считаться с его мнением, быть трудолюбивым и бережно относиться к труду других людей, воспитать уважение к себе и к другим и многое- многое другое. Именно поэтому наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день является развитие и воспитание воли у детей.

        Тема работы: «Формирование волевых качеств личности у подростков».

        Цель работы: определить и описать психолого-педагогический аспект и методику исследования волевых качеств личности.

Еще про залог:  Эссе «Толерантность – залог выживания человечества». | Статья по английскому языку: | Образовательная социальная сеть

        Задачи работы: 

  1. изучить психологическую и педагогическую литературу по проблеме волевых качеств личности и их формированию;
  2. ознакомиться с теоретическими и практическими взглядами психологов и педагогов на:

— развитие и формирование воли у детей;

— исследование волевых качеств личности подростков.

        Данная работа предлагает новый взгляд на теорию и практику исследования волевых качеств личности.

        В работе с современных позиций изложены теоретические и практические основы эмоционально-волевой сферы личности.          

1. Теоретический раздел

1.1. Понятие о воле

        Человек выполняет различные виды деятельности (игровую, учебную, трудовую), включающие разнообразные действия: мыслительные, сенсорные, мнемические, моторные. Каждое из них определяется каким-то конкретным побуждением (влечением, желанием, страстью, убеждением, чувством долга и т.д.) или совокупностью их. Не все эти побуждения отчетливо сознаются человеком, а действия, им сопутствующие, не одинаково контролируются сознанием. Здесь можно говорить о произвольном и непроизвольном восприятии,  произвольном и непроизвольном запоминании, произвольном и непроизвольном внимании. Кроме того, в состоянии аффекта действия человека не контролируются его сознанием, хотя и здесь они беспричинны. Таким образом, все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные (совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений – влечений, установок и т.д.; имеют импульсивный характер, лишены четкого плана, например: действия людей в состоянии аффекта( изумление, страх, восторг, гнев); и произвольные ( предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность; действия производны от воли человека; иногда достижение цели не предоставляет трудности и не требует значительных усилий).

        Но чаще всего достижение цели связано с преодолением каких-то трудностей и препятствий. Такие действия называются подлинно волевыми. Они бывают как внешние ( объективные трудности самого дела, его сложность, всевозможные помехи, сопротивление других людей, тяжелые условия для работы и т.п.); так и внутренние ( субъективные, личные побуждения, мешающие выполнять намеченное, когда человеку трудно заставить себя работать, преодолеть лень, усталость, желание заниматься чем-то другим, не имеющим отношения к задаче, которую надо выполнять, например – вредные привычки, влечения, желания, от которых следует воздерживаться, — человек преодолевает их благодаря волевым усилиям).

        Исходя из всего вышесказанного, можно дать такое определение понятию «воля»: Воля – психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.

        Преодоление препятствий и трудностей требует так называемого волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

        Как и все психические явления, воля – одна из форм отражения. Отражаемым объектом в волевом процессе является цель деятельности в ее соотношении с фактически выполняемой собственной деятельностью, обеспечивающей достижение этой цели.

        Подчеркивая социальную сущность воли и ее исключительное влияние на поведение, И.М. Сеченов писал: « Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, — это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением, во имя того или другого и часто даже наперекор чувству самосохранения».

        Вопрос о воле по – разному решается и в идеалистической и материалистической философии, определяя соответственно подходы к решению проблемы развития воли в психологии.

        Идеалисты считают волю духовной силой, не связанной ни с окружающей средой, т.е. воля абсолютно свободна и человек, по их мнению, может поступать так, как ему заблагорассудится. Такая трактовка воли называется индетерминистической (необусловленной).

        Сторонники материалистического подхода к природе воли подчеркивают закономерную зависимость человека от материальных условий его жизни, от причинно-следственных связей и отношений, в которые он включен. Этот подход носит название детерминистического (обусловленного) понимания природы воли. Однако здесь существует два отличающихся варианта понимания детерминизма воли – механистический ( человек и его развитие подчинены непреложным и незабываемым законам необходимости, существующем в материальном мире, отсюда вывод об отсутствии у человека свободы воли и беспомощности его в борьбе с тем, что ему предопределено извечно, что и приводит к фатализму) ; и диалектико-материалистический детерминизм (необходимость как причинно-следственную закономерную обусловленность процессов и явлений существующего мира, т.е. свобода воли – познанная человеком необходимость). Как писал Ф. Энгельс: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей. Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела».

1.2. Физиологические основы воли

        Волевые действия, как и вся психическая деятельность, являются функцией мозга. По своему физиологическому механизму это рефлекторные акты.

        Причина их возникновения лежит вовне, в окружающем мире. Еще И.М. Сеченов отмечал, что «все сознательные движения, называемые обыкновенно произвольными, суть в строгом смысле отраженные», т.е. рефлексы. Произвольные движения происходят на основе образовавшихся сложных систем нервных связей двигательной области коры (расположенной в ее теменной части) с корковыми концами анализаторов, лобными долями коры и ретикуляторной формации подкорки. Двигательная область коры находится под постоянным «обстрелом» информации с корковых концов анализаторов. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную область, служит своеобразным пусковым механизмом двигательной реакции.

        Решающую роль в организации волевых действий играет вторая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Второсигнальные связи являются как бы промежуточными звеньями между концами анализаторов и двигательной областью мозга. Раздражители второй сигнальной системы, исходящие от других людей, произносимые вслух или во внутренней речи самим человеком, служат «пусковыми сигналами» волевого действия, регуляторами волевого акта. Важную роль при этом выполняют лобные доли, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый момент результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии (болезненному безволию). Ретикуляторная формация обеспечивает поддержание очага оптимальной возбудимости в той области коры головного мозга, которая связывает с выполнением данного конкретного вида произвольного движения.

1.3. Волевая регуляция поведения

        В современных психологических исследованиях воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное умением видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя, его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности, или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях:

        1 уровень – осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;

        2 уровень – активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

        Волевая регуляция деятельности есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности в необходимом направлении.

        Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

        Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы. Воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Включение воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

        Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Еще про залог:  Образцы документов

        Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

        Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

        Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудно совместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный писк цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели в начале.

        При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может, так или иначе, отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта, который, возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними».

1.4. Волевые качества личности и их формирование

        На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми описанных выше свойств.

        Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Эти качества вторичные.

        Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально – ценностными ориентациями. Это – ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.

        Анализируя отдельные звенья волевого акта, можно заключить, что первый, пусковой, этап волевого действия во многом зависит от таких качеств личности, как целеустремленность, смелость и решительность, настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, самообладание и выдержка. Рассмотрим эти понятия.

        Целеустремленность – умение человека подчинять свои действия поставленным целям. Целеустремленность является важнейшим мотивационно – волевым качеством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую – умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами; и целеустремленность оперативную – умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

        Инициативность – способность работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину. Для многих людей самым трудным является преодоление собственной инертности, они не могут что-то предпринять сами, без стимуляции извне.

        Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельные люди без посторонней помощи видят проблему и, исходя из нее, ставят перед собой цель. Обычно такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации.

        Выдержка – умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения. Выдержка это способность постоянно контролировать свое поведение. Часто бывает трудно удержаться от импульсивных действий в эмоционально напряженной обстановке. Выдержанный человек всегда сумеет выбрать уровень активности, соответствующий условиям и оправданный обстоятельствами. В дальнейшем это обеспечивает успех в достижении поставленной задачи.

        Самообладание – способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

        Инициативность, самостоятельность как волевые качества личности противостоят таким качествам, как внушаемость, податливость, инертность; однако их надо отличать от негативизма как немотивированной склонности поступать наперекор другим.

        Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа актуализации одного или нескольких мотивов и этапа принятия решения, выступает решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность реализуется в выборе доминирующего мотива и адекватных средств достижения цели. Особенно ярко она проявляется в сложных ситуациях, где действие сопряжено с некоторым риском. Своевременно принять решение – значит принять решение в тот момент, когда этого требуют обстоятельства. Решительные люди всесторонне и глубоко обдумывают цели действия, способы их достижения, переживая сложную внутреннюю борьбу, столкновение мотивов. Решительность проявляется и при реализации поставленной цели – для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия. Существенной предпосылкой решительности является смелость – умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели.

        Качествами, противоположными решительности, выступают нерешительность, импульсивность и противоречивость.

        Важнейшей характеристикой этапа исполнения деятельности является настойчивость, или упорство. Настойчивость, или упорство – умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели. Настойчивые люди не останавливаются перед неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внимания на упреки или противодействия других людей.

        От настойчивости следует отличать упрямство – качество личности, выражающееся в стремлении поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

1.5. Развитие и воспитание воли у детей

        Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с овладения ребенком произвольными движениями, в манипуляциях с игрушками и доступными предметами. Волевое поведение складывается тогда, когда ребенок выполняет элементарные действия, связанные с преодолением или действия, которые диктуются необходимостью делать не то, что хочется, а то, что надо. Большое значение имеют в этом плане указания, и требования взрослых, которые умело ставят ребенка перед необходимостью преодолевать посильные препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия.

        Воля дошкольника развивается при выполнении простейших трудовых поручений, когда ребенок делает что-то для себя и для других; и в коллективных играх, подчиняя свое поведение дисциплине игры, сдерживая непосредственные побуждения.

Еще про залог:  Кредит под залог недвижимости: условия банков Казахстана — Forbes Kazakhstan

        С поступлением в школу начинается новый этап в развитии воли ребенка. Волевая деятельность школьника развивается под влиянием учебной деятельности, которая в свою очередь предъявляет ребенку новые и серьезные требования: умение управлять своей психической деятельностью (делать умственные усилия для овладения знаниями; запоминать нужный, трудный, малоинтересный материал, доводить работу до конца); умение управлять своим поведением (выполнять то, что требуется, а не то что хочется); умение отказаться от развлечений ради учебы. Воля воспитывается только в процессе преодоления трудности с жизненного пути ребенка не способствует проявлению волевых усилий, умения преодолевать трудности и препятствия. Воспитание ответственности, долга – важное условие воспитания воли.

         Основной путь воспитания воли школьника – организация его деятельности, в процессе которой ребенок учится делать волевые усилия. Большую роль в формировании воли школьников играет систематически организуемая учителем тренировка детьми волевого усилия. Только тот может проявить сильную волю в большом деле, кто долгим упражнением закалил ее на многих малых делах. Причем здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей.

        Велика роль коллектива в воспитании воли. Целеустремленный, трудолюбивый коллектив положительно влияет на школьника, помогает ему преодолевать трудности, вырабатывает умение правильно соотносить личные и общественные цели.

        Определенное значение имеет и самовоспитание школьников, упорная работа над развитием у себя волевых качеств. Основное правило, которое при этом должен усвоить школьник, — постепенность развития волевых усилий и постоянство работы над собой.

2.Эмпирический раздел

2.1. Планирование эмпирического исследования

2.1.1. Выбор объекта и предмета исследования

        В качестве объекта психолога педагогического исследования выступает процесс формирования волевых качеств личности подростков 8а класса МОУ АСОШ № 2. Предметом исследования необходимо считать уровень выраженности волевых качеств личности.

2.1.2. Формирование цели и гипотезы исследования

Цель исследования – сравнить выраженность волевых качеств личности в подростковом возрасте у мальчиков и девочек.

Гипотеза исследования – индивидуальные показатели уровня выраженности волевых качеств девочек выше, чем у мальчиков.

2.1.3. Описание выборки

В исследовании приняли участие 1 детей в возрасте 13-14 лет, из них 7 мальчиков и 7 девочек. Все участники являются учащимися 8а класса МОУ АСОШ № 2. Участники были разделены на 2 эквивалентные группы: 7 мальчиков и 7 девочек.

2.1.4. Описание методики исследования

Источник публикации методики: Семенова С.Л., Дьяченко Е.В. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие/под общ. Ред. Н.С.Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф.- пед. ун-та, 2000.180 с.

Описание опросника: Психологами РГППУ предлагается методика исследования волевых качеств личности, где испытуемые оценивают уровень развития собственных волевых качеств: целеустремленность, настойчивость и упорство, смелость и решительность, самообладание и выдержку.

Каждый опросник (в данной методике их 5) позволяет диагностировать два параметра вышеперечисленных волевых качеств: выраженность и генерализованность.

        Под выраженностью волевого качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков.

        Под генерализованностью – универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

2.2. Проведение исследования

2.2.1. Описание процедуры проведения исследования

        При проведении эксперимента соблюдалась следующая последовательность сбора психолого-педагогических данных:

  1. Эксперимент проводился в кабинете во внеурочное время (как классный час), в первый месяц учебы (сентябрь, 2021 года).  
  2. Ученикам было объяснено, что проводится не психолого-педагогический эксперимент, а конкурсная игра на выявление самого волевого человека (т.к. дети данного класса предпочитают соревновательные конкурсы).
  3. Все участники имели право отказываться от исследования, либо быть анонимными. Кроме того, детям была гарантирована   конфедициальность всех ответов и результатов.
  4. После того, как все дети согласились принять участие в эксперименте, они были устно ознакомлены с инструкцией по заполнению опросников.
  5. По окончанию работы тестовые материалы были собраны и проверены в качестве их заполнения.
  1. Обработка этапов исследования и их обсуждение

        После того, как испытуемые оценили уровень развития собственных волевых качеств (приложение 2), были получены эмпирические данные, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сводная таблица эмпирических

данных

        Где Ц – целеустремленность, С – смелость, Р – решительность, Н – настойчивость, У – упорство, Сам. – самостоятельность, И – инициативность, С-е – самообладание, В – выдержка.

        Отсюда выявляем индивидуальные результаты исследования волевых качеств личности по параметрам выраженности (таблица 2) и генерализованности (таблица 3) волевых качеств каждого испытуемого.

Таблица 2. Индивидуальные результаты

исследования волевых качеств личности

по параметру выраженности

Где Ц – целеустремленность, С – смелость, Р – решительность, Н – настойчивость, У – упорство, Сам. – самостоятельность, И – инициативность, С-е – самообладание, В – выдержка.

Таблица 3. Индивидуальные результаты

исследования волевых качеств личности

по параметру генерализованности

        Сравним индивидуальные показатели уровней выраженности и генерализованности волевых качеств личности у мальчиков и девочек (таблица 4), опираясь на таблицу 1.

Таблица 4. Сравнение индивидуальных

показателей уровней выраженности

волевых качеств у мальчиков и девочек

      Где В – выраженность, Г – генерализованность.        

Полученные результаты можно представить графически (гистограмма 1)

Гистограмма 1. Сравнение индивидуальных

качеств личности

Уровень выраженности

волевых качеств личности

Критерии волевых качеств

            ВВКД      ГВКД         ВВКМ    ГВКМ

        Где ВВКД – выраженность волевых качеств у девочек,

ГВКД – генерализованность волевых качеств у девочек,

ВВКМ – выраженность волевых качеств у мальчиков,

ГВКМ – генерализованность волевых качеств у мальчиков.

2.3.1. Текстуальное описание эмпирических данных

        Насколько это видно на гистограмме, выраженность волевых качеств у девочек выше, чем у мальчиков на 3, но генерализованность волевых качеств у девочек ниже, чем у мальчиков на 21. Следовательно, гипотеза о полном высоком преобладании выраженности волевых качеств у девочек, чем у мальчиков частично отвергается.

Заключение

        Благодаря созданной методике исследования волевых качеств личности, были сделаны следующие выводы.

  1. Выраженность волевых качеств у девочек выше, чем у мальчиков на 3, что говорит о том, что у девочек устойчиво проявляются основные признаки воли. Но генерализованность волевых качеств у девочек ниже, чем у мальчиков на 21, а это говорит о том, что у мальчиков качества воли проявляются универсальнее и шире в различных жизненных ситуациях, что привело к частичному опровержению гипотезы.
  2. Класс, а точнее подгруппа, в которой проводилось исследование, находится на уровне развития, успеваемости, поведения ниже среднего, о чем говорит  преобладание среднего уровня выраженности и генерализованности волевых качеств личностей детей.
  3. Поскольку у некоторых детей уровень выраженности низкий, или наоборот, завышенный, необходимо провести корректировочную воспитательную работу с детьми, прибегая к помощи социального педагога, психолога, а также следует привлечь родителей к активному участию в становлении личности ребенка.

Литература

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1980. – 370 с.
  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с.
  3. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индуст. – пед. техникумов. – М.: Высш. шк., 1989. – 383 с.
  4. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1989. – 352 с.
  5. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 583 с.
  6. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.    
Оцените статью
Добавить комментарий