ЕГЭ–2021, русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина.

ЕГЭ–2021, русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина. Залог недвижимости

1.1 Нарушение согласования причастия с определяемым словом

Правило, по которому одиночные причастия (а также включённые в причастный оборот) согласуются с главным ( =определяемым) словом, требует постановки причастия в тот же род, число и падеж, что и главное слово:

о детях (какИХ?) возвращающИХся из поездки; для выставки (какОЙ?) готовящЕЙся в музее.

Поэтому просто находим предложение, в котором есть полное причастие, а его окончание не соответствует (или) роду, (или) падежу,(или) числу главного слова.

1 тип, самый лёгкий

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.

Мне довелось пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки.

В чём причина ошибки? Причастие не согласовано со словом, которому оно должно подчиняться, то есть окончание должно быть другим. Ставим вопрос от существительного и меняем окончание причастия, то есть согласуем слова.

Приведём исправленный вариант :

Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью;

Мне довелось пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.

В данных примерах существительное и его причастие стоят рядом, ошибка видится легко. Но так бывает не всегда.

2 тип, труднее

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Мне довелось пообщаться с автором книги, недавно опубликованного.

Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно.

В данных предложениях есть по два существительных: автором, книги; слова, песни. К какому из них прикреплён оборот с причастием? Думаем о смысле. Что было опубликовано, автор или его книга? Что хочется найти, слова или песню?

Приведём исправленный вариант :

Мне довелось пообщаться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ.

Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно.

3 тип, ещё сложнее

Окончания причастий порой выполняют очень большую смыслоразличительную миссию. Думаем о смысле!

Сравним два предложения:

Шум моря (какого?), будившЕГО меня, был очень сильным. Что будило? Получается, что море. Море не может будить.

Шум (какой?) моря, будившИЙ меня, был очень сильным. Что будило? Получается, что шум. А шум будить может. Это правильный вариант.

Я услышал тяжёлые шаги (какИЕ?) медведя, преследовавшИЕ меня. Шаги не могут преследовать.

Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня. Медведь может преследовать. Это верный вариант.

Дети сотрудников (какИХ?), имеющиХ какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий. Причастие «имеющИХ» относится к слову «сотрудников». Получается, заболевания будут у сотрудников, а дети больных сотрудников получат путёвки. Это неверный вариант.

Дети (какие?) сотрудников, имеющИЕ какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий. Причастие «имеющие» относится к слову «дети», и мы понимаем, что это у детей есть заболевания, и им нужны путёвки.

4 тип, вариантный

Часто встречаются предложения, в которых есть словосочетания из двух слов, первое их которых является частью целого, обозначенного вторым, например: каждый их участников, один из всех, любой из названных, часть из них, часть подарков.. К каждому из уществительных может быть присоединён причастный оборот в зависимости от смысла: в подобных словосочетаниях причастие (причастный оборот) может быть согласовано с любым словом. Ошибкой будет, если причастие «зависнет» и не будет иметь связи ни с одним из слов.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Каждому из участников, получившим максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.

Причастие может быть согласовано как со словом «каждому», так и со словом «участников».

Каждому (какОМУ?) из участников, получившЕМУ максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру

или

Каждому из участников (какИХ?), получившИХ максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.

Обращаем внимание на то, что ошибкой будет несогласование НИ с первым словом, НИ со вторым:

Неверно: Каждому из участников, получившИЕ… или Каждому из участников, получившИМИ… Так нельзя.

В пояснениях на РЕШУ чаще используется вариант согласования с окончанием ИХ.

Аналогично верно: Часть книг (какИХ?), полученнЫХ в подарок, пойдёт в подарок.

Или Часть (какАЯ) книг, полученнАЯ в подарок, пойдёт в подарок.

Неверно: Часть книг, полученнЫЕ в подарок, пойдёт в подарок.

ПРИМЕЧАНИЕ: такой тип ошибки при проверке сочинений считают ошибкой согласования.

Виды причастий – вот тут все срезаются

В видах причастий все путаются. Вспоминаем нашу фразу «ВоВа ЗаРоС» и разбираем по ней каждый тип причастия.

По Виду причастия могут быть совершенного и несовершенного вида. Если вид Совершенный, в вопросе к причастию будет буква С. Запомните: С – Совершенный:

  1. Прочитавший (книгу) – «Какой?», «Что Сделавший?» – Совершенного вида.
  2. Читавший (книгу) – «Какой?», «Что делавший?» – несовершенного, нет буквы «с» в вопросе.

По Времени: настоящего и прошедшего времени. Будущего нет:

  1. Танцующая (балерина) – «Какая?», «Что делающая?» – настоящего времени. То есть она вот сейчас передо мной танцует.
  2. Танцевавшая – «Какая?», «Что делавшая?» – прошедшего времени. Уже не танцует.

По залогу: действительные и страдательные. Действительные – которые сами совершают действие. Страдательные – которые «страдают», то есть над ними совершается действие, кто-то что-то с ними делает.

  1. Играющий (мальчик) – «Какой?», «Что делающий?» – действительного залога. Понятное дело, что он сам играет.
  2. Сыгранная (пьеса) – «Какая?», «Что сделанная?», «С которой что сделали?» – страдательного залога. С ней что сделали? Сыграли. Понятно, что она сама себя сыграть не могла.
  3. Построенный дом – «Какой?», «Что сделанный?», «С которым что сделали?» – страдательного залога. С ним что сделали? Построили. Он сам себя не построит.

Вопросы типа «Что сделанный?» не надо произносить на уроке. На уроке надо спрашивать «С которым что сделали?». «Что сделанный» – это для ваших мозгов, чтобы они быстрее все поняли и не тупили.

По роду: мужского, женского, среднего рода:

  1. [Он] пьющий – «Какой?», «Что делающий?» – мужского рода.
  2. [Она] пьющая – «Какая?», «Что делающая?» – женского рода.
  3. [Оно] пьющее – «Какое?», «Что делающее?» – среднего рода.

Склонение – это изменение по числам и падежам. Причастие можно просклонять, то есть прогнать по всем падежам и числам. Сделаем это с причастием «спящий»:

  1. Именительный падеж (какой? какие?): спящий, спящие.
  2. Родительный (нет какого? каких?): спящего, спящих.
  3. Дательный (даю какому? каким?): спящему, спящим.
  4. Винительный (виню какого? каких?): спящего, спящих.
  5. Творительный (творю с каким? с какими?): со спящим, со спящими.
  6. Предложный (предложение о каком? о каких?): о спящем, о спящих.

Путаете порядок падежей? Запоминалочка: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Иван – Именительный, Родил – Родительный, Девчонку – Дательный, Велел – Винительный, Тащить – Творительный, Пеленку – предложный.

Второе: причастие в роли обстоятельства, отвечает на вопрос «как?»

Значение: если в роли определения причастие относилось к существительному, то в качестве обстоятельства оно относится к ГЛАГОЛУ. И характеризует именно глагол: каким образом выполняется действие?

Место в предложении: может находиться или в начале, или в конце предложения. И хоть характеризует именно глагол, к нему или какому-то другому слову оно не привязано с точки зрения расположения.

Причастный оборот стоит в конце предложения:

Марк зашел, неся свой чемодан.

Причастие стоит в начале предложения:

Плача, она вернулась к дому.

Причастный оборот стоит в начале предложения.

Гуляя в парке, я встретил своих друзей.

Гуляя в парке, я встретил своих друзей.
И т.д.

ВАЖНО: с последним примером мы можем поиграть.

Представь, что ты скажешь: I met my friends walking in the park.

Что это будет: определение или обстоятельство? Непонятно, поскольку ты можешь перевести:

– Я встретил своих друзей, гуляющих в парке (поскольку оборот стоит сразу после существительного friends и может быть его определителем).

– Я встретил своих друзей, гуляя в парке (оборот стоит в конце предложения и вполне может быть обстоятельством).

В этом случае разграничить нам поможет запятая перед оборотом. Если это обстоятельство – ставь запятую. Если определение – не ставь запятую.

I met my friends, walking in the park. Я встретил моих друзей, гуляя в парке. (теперь без вопросов: есть запятая – перед нами обстоятельство)

Причастие или причастный оборот могут быть тремя видами обстоятельства: обстоятельством времени (когда?), причины (почему?), образа действия (как?).

1. Времени:

Travelling in India, I saw a lot of interesting things. Путешествуя по Индии, я увидел много всего интересного. (увидел когда? когда путешествовал по Индии)

Часто вводится союзами when и while:

When taking the decision he made a mistake. Принимая это решение, он допустил ошибку.

2. Причины:

Hoping to catch the plane, we took a taxi. Надеясь успеть на этот самолет, мы поймали такси. (Поймали такси зачем? В надежде, что успеем на самолет).

Часто обстоятельством причины бывают причастия, образованные от глаголов мышления, эмоций: knowing, remembering, hoping и др., а также being (будучи) и having (имея):

Being there, she could see all. Находясь там, она могла видеть все.

3. Образа действия:

She stood at the window, thinking of her life. Она стояла у окна, размышляя о своей жизни.

Использование причастий в речи

Причастия с давних времен используются в славянских языках. Рассмотрим, какова роль причастий в предложении.

Сравните предложения:

Я увидел знакомую девушку, которая приехала из города,который находится на границе двух Республик.

Я увидел знакомую девушку, которая приехала из города, находящегося на границе двух Республик.

Из этого примера видно, что употребление определения, выраженного причастием, помогает избегать тавтологии. Речь при этом приобретает большую выразительность.

Наличие постоянных признаков глагола у причастия позволяет образно характеризовать предмет и представлять его признак в динамике, развитии.

Например: Мы видим бегущих по дорожке спортсменов, старающихся прийти к финишу первыми, делающих последний решающий рывок к заветной ленте. Что вы увидели в своем воображении?

Еще про залог:  Раздел ипотечной квартиры между супругами при разводе или в браке, соглашение о разделе

Словосочетания с причастиями, а также обороты с ними помогают более ёмко и точно изобразить действие, описать предметы, чем предложения с однородными членами или сложноподчинёнными предложениями.

Сравните два варианта предложений:

Рыбак, разложивший свои удочки на берегу, думал только о пойманной им рыбе и стремительно восходящем солнце.

Рыбак, который разложил свои удочки на берегу, думал только о рыбе, которую он поймал, думал о солнце, которое стремительно всходило.

В этом примере втрое предложение перегружено повторами сложноподчиненных предложений с союзным словом который, что значительно усложняет восприятие смысла текста. Кроме того, такие предложения со сложными конструкциями требуют правильной постановки всех запятых.

При замене глаголов и союзов причастиями мы можем более конкретно сформулировать мысль без лишних повторов.

Рассмотри картину И.К. Айвазовского «Девятый вал» и прочитай ее описание. Найди в тексте описания все причастия.

Проверь себя: поднимающееся, грядущий,скрыто,ревущие, спасающихся.

Слово «скрыто» бывает прилагательным, когда обозначает постоянное качество и не употребляется с зависимыми словами. Здесь его возможно заменить глаголом (Ночной мрак скрыл все). Имеются и зависимые слова (скрыто (чем?) ночным мраком). Обозначает непостоянный признак. В данном случае это краткое причастие.

Причастие имеет признаки глагола, это позволяет заменять глагол с местоимением в тексте и речи. Такая замена придает выражению особую динамику, способствует экономной и сжатой формулировке основного смысла. Наиболее часто используются в художественных текстах и книжной речи.

Сравните отрывки из художественной речи:

Деревня меня манит своими просторами, зеленеющими вокруг полями, манящими запахами земли, щебечущими с утра птицами… 

Деревня меня манит своими просторами, полями, которые зеленеют вокруг,запахом земли, который манит, птицами, которые щебечут с утра…

В первом примере автор описал картину природы с использованием всего трех причастий, характеризующих притягательную деревенскую красоту в динамике довольно емко. В одном слове удалось описать красоту целого лета, а не статичную картину: поля зеленеют весь год, птицы щебечут весь день.

Кроме синтаксической роли причастия и деепричастия позволяют добиться краткости и точности языка. Поэтому их часто используют в научном и деловом стилях, в публицистике, где смысл должен отличаться краткостью и четкостью.

Пример из текста делового стиля: Ответ на письмо контрагента по замене отправленного днем товара получено в пятницу.

Данное предложение будет длиннее, если не использовать причастия: Ответ на письмо контрагента по замене товара, который отправили днем, получено в пятницу.

Категория залога. залог спрягаемых глаголов и причастий. залог и переходность, залог и возвратность

Залог в русском языке является грамматической категорией, формируемой средствами морфологии и синтаксиса. Залог — это категория, образуемая противопоставлением таких рядов морфологических форм, значения которых отличаются друг от друга разным представлением одного и того же соотношения между семантическим субъектом, действием и семантическим объектом. Различия заключаются в разной направленности глагольного признака по отношению к его носителю, выраженному подлежащим. Для причастий характерно наличие двух залогов — действительного и страдательного.

Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам производит действие (буря, разрушившая дома, бабушка, рассказывавшая сказку

Страдательные причастия обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета или лица (дома, разрушенные бурей, сказка, рассказанная бабушкой). Действительные причастия образуются как от переходных, так и от непереходных глаголов: нести(перех.)несущий,нёсший; бежать(неперех.)бегающий, бегавший.Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов: изучатьизучаемый, изучитьизученный,сшитьсшитый. Выделение двух залогов в причастиях соответствуетдвузалоговой теории.Действительные причастия имеют только полную форму: печатающийпечатавший, сеющийсеявший. В предложении действительные причастия выступают в функции согласованного определения (успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья).

Страдательные причастия могут иметь полную и краткую форму: спасённыйспасён, купленныйкуплен,брошенныйброшен. В предложении страдательные причастия в полной форме будут согласованным определением, в краткой форме — сказуемым (нами ты была любима и для милого хранима…

При анализе залога причастий потрёхзалоговой теории возникают трудности при квалифицировании причастий, типаспавшийспящий, сидевшийсидящий, образованных от непереходных глаголов. Имея суффиксы действительных причастий, они не имеют семантики действительного залога, т. к. не обозначают действие, переходящее на объект. Чеснокова Л. Д. предлагает определять такие причастия следующим образом: «они имеют форму действительного залога, но не имеют значения этого залога».У причастий, образованных от глаголов страдательного залога с постфиксом -ся, появляется так называемая «пустая форма» (дом, строящийся рабочими).

Категория залога тесно связана с категорией переходности/непереходности. Залог — это субъектно-объектная категория, которая выражает отношение действия к субъекту и объекту.

Конструкции, в которых производитель действия (субъект) выражен подлежащим, а предмет (объект), над которым производится или на который направлено действие, выражен прямым дополнением, называются действительными оборотами. Глаголы действительного залога всегда переходные (!!!). Конструкции действительного залога легко преобразуются в страдательные. ДЗ: Рабочие строят дом. СЗ: Дом строится рабочими. Глаголы, употребляющиеся в страдательных конструкциях, относятся к страдательному залогу. Формы страдательного залога всегда непереходные, хотя образованы от переходных глаголов. Страдательный залог выражается двумя основными способами: 1. Личными формами несов.в. с постфиксом -ся, 3 л, ед.ч. и мн.ч.; 2. Страдательными причастиями, которые образуются от переходных глаголов с помощью суффиксов -ем-, -ом-, -им-, -енн-, -нн-, -т-.

Кроме действительного и страдательного залогов принято выделять возвратно-средний залог. Он определяется у возвратных непереходных глаголов, которые образованы от переходных (умыться, собираться, мириться и пр.). У глаголов ВСЗ отмечается несколько разновидностей значения: а) общевозвратное — это когда действие замкнуто на субъекте (сочетать слова сам, самому: броситься, радоваться, удивиться, возвратиться); б) собственно-возвратное — сочетать с местоименной формой себя: умыться, одеться, причесаться; в) косвенно-возвратный — действие осуществляется в своих интересах: собраться, запастись; г) взаимно-возвратный — бороться, обниматься; д) активно-безобъектное — крапива жжется, земля вертится и пр.; е) пассивно-качественное — постоянный качественный признак: стекло бьется (хрупкое), железо плавится, вода испаряется.

Залог есть

залога нет

1. у переходных невозвратных глаголов (читать, делать — дз). 2. возвратный непереходный глагол, образованный от переходного — всз (мыться, обрадоваться). 3. страдательное причастие или форма с постфиксом -ся, то сз (построен, читаемый).

1. Непереходный возвратный глагол, действие, направленное не на себя (чернеться, проситься, биться). 2. Непереходные, невозвратные (плакать, вянуть). 3. Глаголы, которые не употребляются без -ся (казаться, каяться). 4. Безличные глаголы (темнеть, светать, холодать).

Определение причастия с примерами

Учитывая вышесказанное, сформулируем общее трактование понятия.

Причастие – это самостоятельная часть речи, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола и обозначающая признак предмета по действию.

Для лучшего понимания темы рассмотрим несколько примеров. Возьмем глагол в настоящем времени и преобразуем его. Сделать это можно с использованием суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (—ящ-), -ем- (реже -ом-), -им-.

Примеры причастий

  • Щекочетщекочущий, щекочущая, щекочущее, щекочущие.
  • Колетсяколющий, колющая, колющее, колющие.
  • Учитучащийся, учащаяся, учащееся, учащиеся.
  • Смотритсмотрящий, смотрящая, смотрящее, смотрящие.
  • Проверяетпроверяемый, проверяемая, проверяемое, проверяемые.
  • Веситвесомый, весомая, весомое, весомые.
  • Мнитмнимый, мнимая, мнимое, мнимые.

С помощью других суффиксов можно узнать, о прошедшем времени: -вш-, -ш-, -енн-, (-нн-), -т-.

  • Молчалмолчавший, молчавшая, молчавшее, молчавшие.
  • Замёрззамерзший, замерзшая, замерзшее, замерзшие.
  • Увиделувиденный, увиденная, увиденное, увиденные.
  • Прочиталпрочитанный, прочитанная, прочитанное, прочитанные.
  • Сжалсжатый, сжатая, сжатое, сжатые.

Вид причастия определяет, какой суффикс будет использоваться. Эти примеры показывают, как они составляются из глагола, но показывают признак предмета, как прилагательное.

Синтаксическая роль находится в зависимости от того, в какой форме слово применяется в предложении. Полная форма или причастный оборот, состоящий из нескольких слов, выступают определением. Примеры:

Причастие бывает обозначено в предложении, как сказуемое. Чаще всего это краткие формы причастий, находящиеся в составе сказуемого. Примеры:

Особенности образования действительных и страдательных причастий

В таблице приведены примеры действительных и страдательных причастий , а также суффиксы, которые используются при образовании форм прошедшего и настоящего времени.

Настоящее времяПрошедшее время
СуффиксыОт каких глаголов образуютсяПримерыСуффиксыОт каких глаголов образуютсяПримеры
Действительные причастия-ущ-/-ющ-1-е спряжение:

· Переходные глаголы НСВ

· Непереходные глаголы НСВ

поющие фонтаны, бросающий мячи мальчик-вш-/-ш-· Переходные глаголы НСВ

· Непереходные глаголы НСВ

· Переходные глаголы СВ

· Непереходные глаголы СВ

рассказавший историю мужчина, ходившие по траве люди, проросшее сквозь бетон растение
-ащ-/-ящ-2-е спряжение:

· Переходные глаголы НСВ

· Непереходные глаголы НСВ

лежащий на песке камень, манящие звуки
Страдательные причастия-ом-/-ем-Переходные глаголы НСВ, 1-го спряжениярешаемая учениками задача, осуждаемая обществом персона -нн-/-енн-/-т-· Переходные глаголы НСВ

· Переходные глаголы СВ

разрезанный ножом арбуз, нарисованное ребенком солнце, сбитый с толку вопросом собеседник

-им-

Переходные глаголы НСВ, 2-го спряжениявидимые издалека горы, едва слышимые шорохи

Кроме того, большинство страдательных причастий прошедшего времени имеют краткие формы.

Примеры: избранный – избран, сделанная – сделана.

Отличия предлогов от омонимичных частей речи

Большие сложности в правописании вызывают некоторые производные предлоги. Как их не спутать с предложно-именными сочетаниями, от которых они образовались: существительных, наречий, деепричастий? Ведь они схожи по звучанию, но отличаются в правописании.

Предложно-падежное сочетание – это сочетание предлога с существительным. Используется как средство связи в тексте. Например: вблизи автомобиля, около полудня.

Вам нужно найти в предложении самостоятельные и служебные части речи и уделить пристальное внимание существительным с предлогами, задав соответствующие вопросы.

Если перед вами будет предлог, вы сможете от него задать вопрос к существительному:

Я надеюсь (на что?) на встречу с одноклассниками.

Кроме того, между предлогом и существительным сможете вставить дополнительные слова:

Я надеюсь (на что?) на (долгожданную, ежегодную и т.д.) встречу с одноклассниками.

Еще про залог:  №7.2 Способы обеспечения исполнения обязательств Flashcards | Quizlet

Однако отличайте предлог с существительным «на встречу» от аналогичного по звучанию наречия «навстречу».

Из темного переулка навстречу ему бежала большая собака.

Задаем вопрос: большая собака бежала куда? Навстречу. Это наречие, поясняющее глагол. Слово пишется слитно.

Рассмотрим еще несколько предложений.

Бабушка опоздала на рейс ввиду плохой погоды.

Здесь мы видим сложный предлог «ввиду», состоящий из двух простых предлогов, с существительным в родительном падеже. Он входит в состав падежного вопроса «Ввиду чего?» Имеет значение причины. Пишется слитно. Кроме того, этот предлог можно заменить аналогичным словом «из-за» или «по причине».

Никто не знал, что он имел в виду.

Здесь наблюдается устойчивое (неизменяемое) сочетание существительного с простым предлогом «в». Означает иметь в мыслях. Пишется раздельно.

Лодка плавала в виду берега.

Такие словосочетания чаще всего встречаются в художественной литературе. В разговорной речи используются редко.

В этом случае предлог вместе с существительным пишется раздельно. Он выражает значение пространства.

Ей нравились фильмы вроде «Терминатора».

Слитное написание этого предлога зафиксировано в словаре. В предложении по смыслу его можно заменить словами «наподобие», «подобно чему-либо». Входит в состав падежного вопроса «Вроде чего?».

В роде Ивановых были гениальные музыканты и художники.

Здесь мы видим существительное «род» с предлогом в предложном падеже. Пишется раздельно.

Вследствие болезни повар Титова не могла долго работать стоя.

Предлог пишется слитно с буквой -е на конце и имеет значение причины. Заменяется на синоним «из-за».

В следствии появились новые улики.

Поставим к выделенному слову вопрос «В чем? или Где?». Судя по всему, это существительное с предлогом в предложном падеже. Между ними можно вставить другие слова, например, в этом следствии.

Обратите внимание, в предложном падеже существительное имеет окончание -и.

Важно добавить в следствие новые материалы.

Ставим вопрос «Во что? или Куда?». Это существительное с предлогом в винительном падеже. Оно оканчивается на -е.

Нам нужно поговорить насчет Егоровой.

Этот производный отыменный предлог, образованный от имени существительного, пишется слитно. Вместе с существительным образует различные падежные формы. Имеет синоним «о» или «об». Входит в состав вопроса: «Насчет (кого?) чего или По поводу кого (чего?)»

На счет в банке поступил миллион долларов.

«Счет» — имя существительное, мужской род, единственное число. Часто используется вместе с предлогом «с». Если между ними можно вставить поясняющее слово (на текущий счет, на новый счет и т.д.), это два разных слова, и они пишутся раздельно.

Актеры учили сценарий в течение недели.

В предложении наблюдаем предлог со значением определенный отрезок времени. К нему сопоставим вопрос «Как долго?» Пишется раздельно и в конце буква -е.

В течении реки Соломенная балка наблюдаются резкие повороты.

В этом предложении употребляется имя существенное «течение» в предложном падеже с предлогом «в». Пишется раздельно, но в конце буква –и.

Если в предложении используется имя существительное в предложном падеже, означающее отрезок времени, слово оканчивается на -е: в течение дня, месяца и т.д. Но если в предложении используется имя существительное, означающее физическое течение реки, моря и т.д., в конце слова нужно писать -и: в течении реки, моря.

Производные предлоги отличаются живой словообразовательной связью со словами, от которых они образовались. Именно это объясняет особенности их правописания.

Первое: причастие в роли определения, отвечает на вопрос «какой?»

Значение: причастие настоящего времени показывает, что определяемое слово САМО выполняет действие: boiling water (кипящая вода), dancing girl (танцующая девушка) и т.д.

Место в предложении: причастие ставится прямо перед определяемым словом.

Не важно, что еще есть в предложении. Главное, чтобы причастие-определение стояло перед словом, которое оно характеризует. Пример:

Страна восходящегосолнца – это Япония.

Страна восходящего солнца
Причастие rising (восходящее) характеризует существительное sun (солнце), поэтому находится прямо перед ним.

НО! Если причастие не одно, а имеет при себе зависимые слова и образует причастный оборот в английском языке – оно ставится ПОСЛЕ определяемого слова.

Я вижу солнце, восходящее над горизонтом.

Я вижу солнце, восходящее над горизонтом.
Где бы ни было определяемое слово, причастный оборот-определение будет следовать строго за ним.

Если не соблюдать это правило, смысл всего предложения может поменяться:

This is the sister of my friendliving next door to me. Это сестра моего друга, живущего в соседней квартире.

This is my friend’s sisterliving next door to me. Это моего друга сестра, живущая в соседней квартире.

В отличие от русского языка, причастные обороты-определения обычно не выделяются запятой.

ВАЖНО: действия причастного оборота и основного глагола должны совпадать во времени.

Can you see the boy dancing with your sister? Ты видишь парня, танцующего с твоей сестрой? (И танцует и видит – сейчас, в одно время).

Время не обязательно должно быть настоящим. Если основной глагол – в прошедшем времени, то и причастие – в прошлом.

The boys throwing stones into the pond laughed loudly. Мальчики, бросавшие камни в пруд, громко смеялись. (И смеялись и бросали – в прошлом).

Если ты хочешь перевести на английский язык русское предложение, где причастие и основной глагол – в разных временных пластах, то переводи придаточными предложениями с союзными словами who (который), whose (чей), which / that (который), where (где), why (почему).

I want to talk to the person who broke that cup. Я хочу поговорить с тем, кто разбил эту чашку. (Разбил в прошлом, а поговорить хотят сейчас – поэтому использовать причастный оборот нельзя).

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы связывают между собой неравноправные части сложного предложения, указывают на зависимость одной части предложения от другой.

Подчинительные союзы, как и сочинительные, разделяются на группы:

  1. Изъяснительные союзы указывают на то, о чем идет речь. Прикрепляются к главным членам предложения (как правило, сказуемому): что, чтобы, будто, как:

Она не знала, как поступить в данной ситуации.

Он зашел в магазин, чтобы купить молока и свежего печенья.

  1. Целевые союзы, с помощью которого выражается цель объекта: для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы:

Она уходила из дома рано утром, лишь бы не встречать его за завтраком.

Для того чтобы принять верное решение, нужно хладнокровно оценить ситуацию.

  1. Причинные союзы поясняют причину действия: поскольку, потому что, ибо, так как:

Дети громко запели, потому что боялись находиться в кромешной тьме.

Алина опоздала на работу, поскольку отвозила маленькую дочь в больницу.

  1. Временные союзы указывают на категорию времени: когда, едва, перед тем как, лишь только:

Антон вышел из дома, когда часы показывали семь утра.

Едва стемнело, отец растопил камин.

  1. Уступительные союзы выражают противоречие одного события или действия другому: пускай, хотя, пусть, несмотря на то что:

Хотя ей было неудобно в новом костюме, она вела себя непринужденно.

Пусть он поступает, как считает нужным.

  1. Сравнительные союзы используются для сравнения явлений, действий или событий: как будто, словно, как, будто, подобно тому как:

Он шел медленно, словно хотел остаться незамеченным.

Павел громко закричал, как будто увидел призрак.

Некоторые союзы – многозначны. Они могут относиться сразу к нескольким разрядам.

Рассмотрим несколько предложений:

Передай Елене, чтобы не приходила: я ухожу на прогулку.

В этом сложносочиненном предложении союз чтобы – изъяснительный. Он указывает на то, о чем говорят.

Чтобы порадовать отца и мать, дети полили цветы и собрали свои игрушки.

Здесь союз чтобы выполняет целевую функцию (указывает на цель).

Когда Света зашла в комнату, ее 3-летний сын крепко спал.

Когда – временной союз.

Она не знала, когда он соизволит ответить на письмо.

Когда – изъяснительный союз.

Чтобы определить к какой группе относится тот или иной подчинительный союз, нужно проанализировать все предложение, задать вопросы к главным членам.

Общая таблица по подчинительным союзам выглядит следующим образом:

Производные предлоги

Под производными предлогами подразумевают слова, которые образованы от самостоятельных частей речи, утративших значение или морфологические признаки – наречий, существительных и глаголов.

Отыменные предлоги – те, что образовались от имен существительных:

Вследствие болезни Богдан быстро уставал.

Директор собрал срочное совещание по поводу банкротства фирмы.

В продолжение всей весны мы бегали по утрам.

Родители ждали объяснений насчет невыполненного обещания.

Наречные предлоги генетически связаны с самостоятельной частью речи — наречием:

Напротив окна было прохладно.

Дети бегали вокруг костра.

Командир всегда идет впереди отряда.

После завтрака у меня намечается поход в горы.

Глагольные предлоги – слова, которые образовались от глаголов:

Благодаря упорству и силе воле она стала лучшей студенткой на факультете.

Начиная с понедельника, я перехожу на другую должность.

Дети работали наравне с взрослыми.

Спустя полгода после знакомства они сыграли свадьбу.

Предлоги легко спутают с омонимичными частями речи, от которых они образовались.

Чтобы не совершать ошибок, нужно помнить:

  1. За предлогом всегда идет самостоятельная часть речи в падежной форме и составляет с предлогом единое морфологическое и синтаксическое целое. Если слово включается в состав падежного вопроса, это предлог.

Многие имена забыты, но лица стоят (перед чем?) перед глазами.

Марина и Карина сидели (около чего?) около двора.

Школьник делал уроки (в течение чего?) в течение часа.

  1. Производные предлоги легко заменяются синонимами:

Они стояли рядом с деревом – они стояли у дерева.

Он потерял зрение вследствие аварии – он потерял зрение из-за аварии.

Инженер Рокотов отказал, несмотря на просьбу – Инженер Рокотов отказал, невзирая на просьбу.

  1. Предлоги, образованные от наречий, идут в паре с поясняющим существительным или местоимением. У наречия в предложении поясняющих слов нет.

Рассмотрим предложение:

Вокруг ребенка было много игрушек.

В данном случае «вокруг» — это предлог. Он имеет поясняющее слово – вокруг кого? Ребенка.

Вокруг было много игрушек.

В этом предложении «вокруг» — это наречие. К нему можно задать вопрос «где?» Поясняющие слова не требуются.

Еще одна отличительная черта производных предлогов – однозначность. Другими словами, каждый из них имеет только одно значение:

Предлоги со значением места: вокруг, напротив, возле.

Предлоги со значением причины действия или состояния: из-за, ввиду, благодаря.

Еще про залог:  3 варианта автокредита под залог недвижимости: условия и процентные ставки

Предлоги, означающие сравнение: наподобие, вроде.

Раздельное написание наречий

При раздельном правописании наречий тоже нужно найти слово, от которого образовалось наречие, и проанализировать его.

Например, наречие «в шутку» образовалось от существительного с добавлением предлога в. Оно имеют характерный опознавательный признак наречия – суффикс -у-. Если убрать предлог и изменить падежную форму, получатся слово «шутка», которое употребляется в русском языке. Значит, наречие нужно писать раздельно.

Давайте узнаем, какие наречия пишутся раздельно, согласно правилам русского языка:

  1. Те, что образовались от собирательных числительных с помощью приставки по-:

Дети встали в шеренгу по двое.

Она повторяла стихотворение по десять раз, но все никак не могла его запомнить.

  1. Те, что образовались от прилагательных, которые начинаются с гласной буквы и идут в паре с предлогами без, в, с:

Она занимались в спортзале без устали.

Иванов привык работать в открытую.

Тонкое кружевное белье всегда гладят с изнанки.

  1. Наречия, которые образовались от существительных с помощью предлогов до, на, с:

Они наелись мороженого до отвала.

Из-за плотного графика секретарь Мария уже неделю обедала на бегу.

Боксер получил неожиданный удар с размаху.

  1. Также правила раздельного написания наречий гласят: раздельно пишутся наречия, если производное имя существительное с предлогом сохранило падежные формы:

Он шел на цыпочках – он встал на цыпочки;

Олег достал из-под мышки новый журнал – Олег взял под мышку новый журнал;

Семья жила за границей – семья уехала за границу.

Слово «заграница» пишется слитно, если оно является дополнением в предложении и к нему сопоставляется вопрос «чем или что?»:

Старик был недоволен (чем?) заграницей.

Она стояла в центре Рима и видела (что?) заграницу.

  1. Раздельно пишутся наречия с предлогами под, без, за:

Им под силу преодолеть все невзгоды.

Люда рассказала новость без утайки.

Николай вернулся домой за полночь.

  1. Наречия, которые образовались от существительных множественного числа, оканчивающие на -ах-/-ях- и имеющие предлоги в-, на-:

Отправлю письмо на днях.

Он был в бегах.

Они рассказали на радостях о долгожданном подарке.

  1. Раздельно пишутся наречия, которые включают формы именительного и предложного падежей одного и того же имени существительного:

Дружба дружбой, но работа раздельно.

Гена был чудак чудаком.

  1. Наречия, которые состоят из двух повторяющихся имен существительных и идут в паре с предлогами:

Папа должен вернуться с минуты на минуту.

Ему было день ото дня сложнее работать в этом коллективе.

Также выделяют некоторые наречия-исключения, которые пишутся раздельно:

На дефисное правописание наречий влияет наличие определенных приставок и суффиксов. С их помощью наречия образовались от других частей речи.

Наречия пишутся через дефис в следующих случаях:

  1. Наречия, которые образовались от полной формы имен прилагательных с помощью приставки по- и суффикса -ому-/-ему-/-и-:

С ней Тима был по-настоящему счастлив.

Малыш вел себя у врача по-геройски.

  1. Наречия, которые образовались от порядковых числительных и состоят из приставки в-/во- и суффикса -ых-/-их-:

Во-первых, музыка – это прекрасно! Во-вторых, она совершенствует душу человека.

  1. Наречия, которые образовались методом повтора слов и осложненные приставкой или суффиксом:

Любо-дорого смотреть на чисто убранную постель.

Он так устал, что еле-еле открыл дверь.

Мало-помалу дело продвигалось.

  1. Наречия с приставкой по- и окончанием -ому/-ему:

По-доброму поговорить с ними не вышло.

Она хорошо говорила по-английски.

  1. Наречия, имеющие в составе приставку кое-:

Школьники выполнили тест кое-как.

Он только что возвратился кое-откуда.

  1. Наречия, имеющие в составе частицы то, нибудь, таки:

Почему-то им было грустно.

Они как-нибудь выберутся на море.

Наконец-таки бабушка вернулась из магазина.

Самые большие трудности в правописании наречий возникают потому что, они образовались от грамматических форм других частей речи. Иногда сложно отличить наречия от омонимичной формы имени существительного или прилагательного.

Слитное написание предлогов

Переходим к изучению слитного написания предлогов.

Запоминайте правила:

  1. Слитно нужно писать предлоги со значением подобия, которые легко заменяются оборотом как:

Мальчик взял обеими руками палку наподобие биты и замахнулся.

Она работала с утра до вечера вроде пчелки.

  1. Слитное написание характерно для предлогов, имеющих значение причины. Их можно заменить в предложении на аналогичный предлог из-за:

Вследствие плохой погоды авиарейс задерживался – из-за плохой погоды авиарейс задерживался.

Эта скамья удобна именно здесь ввиду близости входной двери – эта скамья удобна именно здесь ввиду близости входной двери.

  1. Слитно пишутся предлоги с уступительным значением, которые можно заменить придаточным предложением с союзом хотя:

Невзирая на запрет родителей, дети ушли в парк – Дети ушли в парк, хотя родители запретили.

Несмотря на обстоятельства, она пришла на встречу – Она пришла на встречу, хотя обстоятельства не позволяли.

  1. Слитно пишутся наречные предлоги:

Наречные предлоги генетически связаны с наречиями: внутри, впереди, позади. Они употребляются с формой родительного или дательного падежа и выражают пространственные или временные отношения.

Моя школа расположена вблизи (чего?) дома.

Маргарита смотрела вслед (чему?) уходящему поезду.

Собака бегала вокруг (чего?) столба.

  1. Слитно пишутся предлоги со значением обстоятельства в сочетании с дательным падежом:

Они остались вместе наперекор (кому?) отцам.

Корабль плыл навстречу (чему?) шторму.

  1. Слитно пишутся производные предлоги, образованные от существительных, в сочетании с родительным падежом. Производные предлоги образовались с помощью перехода из самостоятельной части речи в служебную. Это произошло из-за того, что глагол, имя существительное или наречие утратило свои первозданные морфологические признаки.

Петров интересовался насчет (чего?) работы.

Алла вышла отвечать у доски вместо (кого?) меня.

Работа была выполнена сверх (чего?) нормы.

Искомый объект находился внутри (чего?) коробки.

Смысловые (модальные) частицы

Самая большая категория частиц – смысловые частицы. Они используются, чтобы выразить чувства и отношение объекта к происходящему. Их цель —  уточнить информацию, акцентировать внимание на деталях, выразить негодование, радость, удивление или сомнение.

Они тоже разделяются на виды:

Указательные частицы выделяют предмет, событие или действие, на которое следует обратить внимание:

Вот это дерево мы посадили год назад.

Вон тот мальчик любит драться.

Восклицательные частицы выражают определенные чувства (гнев, негодование, восхищение) говорящего:

О, как я люблю тихие вечера в семейном кругу!

Ну какой жаркий выдался сегодня денек!

Что за безобразие творится в нашем коллективе!

Следующая категория частиц, уточняющая, используется для выделения в предложении самой важной информации:

Именно Петрова рассказала мне об этом инциденте.

Как раз Семенов распоряжался деньгами.

Вопросительные частицы выражают удивление. Кроме того, с их помощью ставится вопрос:

Неужели мы заблудились?

Разве он мог нам солгать?

Утвердительные частицы выражают согласие. После них в предложении всегда ставится запятая.

Да, малыш, мы идем на улицу.

Ну да, сейчас будем ужинать.

Усилительные частицы по своим функциям похожи на уточняющие. Они выделяют слова в предложении, на которые нужно обратить внимание:

Лишь бы не стреляли!

Даже не думай об этом!

На очереди — выражающие сомнение частицы. Их название говорит само за себя. Эта категория частиц ставит по сомнение слова говорящего:

Вряд ли Маша сможет прийти на встречу.

Едва ли мы успеем выполнить план к назначенному сроку.

Последняя группа частиц, выделительно-ограничительная,придает слову оттенок ограничения или выделения:

Александра не больна, только переутомилась.

Мила лишь хотела уточнить информацию.

Смысловые частицы, в основном, используются в разговорном и художественном стиле речи. Однако их бесконтрольное избыточное употребление приведет к потере смысловой точности. Предложения будут «засорены» эмоциями, а самая важная информация не усвоится.

Сочинительные союзы

По значению союзы делятся на две категории: сочинительные и подчинительные.

Рассмотрим их детальнее.

Сочинительные союзы соединяют в единое целое равноправные элементы предложения: однородные члены или простые предложения в составе сложного.

Обратите внимание, речевые компоненты обязательно должны быть независимыми друг от друга:

Солнце озарило лес и скрылось за деревьями.

В этом предложении сочинительный союз и связывает однородные члены предложения (глаголы) – озарило и скрылось.

Людмила нашла тайник, но не хотела его открывать из уважения к памяти отца.

В этом предложении союз но связывает два простых предложения в одно сложное.

Сочинительные союзы разделяются на группы:

  1. Соединительные союзы, которые используются при перечислении: и, и…и, ни…ни:

И наступила весна, и зацвели пышной зеленью луга.

Ни снег, ни буря не могли его остановить.

  1. Противительные союзы, которые обозначают несоответствие признаков или действий: а, но, зато, только, однако:

В доме было тихо, только котенок мяукал в дальней комнате.

Ребенок не вышел, а выбежал из комнаты, словно испугавшись чего-то.

Она проснулась рано, однако вставать с постели не торопилась.

  1. Разделительные союзы служат для разделения предметов, событий или действий: или, либо, то…то, не то…не то:

Маша всегда ела на завтрак омлет или овсяную кашу.

Либо приступай к работе, либо я рассержусь.

То выходило солнце, то пускался мелкий противный дождь.

  1. Градационные сочинительные союзы усиливают или ослабляют значение одного из однородных членов предложения (как правило, второго по счету в предложении): не только…но и, хотя и…но, не только…сколько:

Я не только посмотрела фильм, но и прочитала этот роман в оригинале.

Хотя он и был опытным охотником, но убивать зверей не любил.

  1. Пояснительные союзы разъясняют отдельные элементы предложения: а именно, то есть:

Мама приготовила вкусный обед, а именно борщ, жаркое, овощной салат и шоколадный торт на десерт.

Увлажняющий крем размягчает кожу, делая ее более эластичной, то есть готовит к проведению массажных процедур.

  1. Присоединительные сочинительные союзы присоединяют добавочные сведения: причем, притом, а также, также:

Дорога была сложной, притом неровной.

Отрицательные эмоции влияют на самочувствие, причем чаще всего повышается артериальное давление.

Семья Бурко, а также их соседи Смирновы, отправились в дельфинарий.

Общая таблица по сочинительным союзам выглядит следующим образом:

Определенные сложности вызывают знаки препинания в предложении с соединительными союзами.

Запятая не ставится, если в предложении имеется одиночный сочинительный союз:

Маша и Катя играли в песочнице.

Запятая ставится, если однородные члены предложения связаны между собой повторяющимися сочинительными союзами:

Маша и Катя, и Арина играли в песочнице.

Оцените статью
Добавить комментарий