Вопрос: Каков порядок предоставления в залог государственного или муниципального имущества в виде государственной или муниципальной преференции? (ответ Федеральной антимонопольной службы) | ГАРАНТ

Вопрос: Каков порядок предоставления в залог государственного или муниципального имущества в виде государственной или муниципальной преференции? (ответ Федеральной антимонопольной службы) | ГАРАНТ Залог недвижимости

Муниципальный залоговый фонд и ипотека муниципальной недвижимости

Муниципальный залоговый фонд служит мощным инструментом для получения дополнительной отдачи от имущества, имеющегося или создаваемого на территории муниципального образования.

Основной целью создания муниципального залогового фонда является повышение эффективности управления муниципальным имуществом, включая недвижимость.

При этом в качестве вспомогательных целей рассматриваются такие, как:

— обеспечение привлечения заимствований для финансирования текущих расходов бюджета муниципального образования;

— обеспечение привлечения инвестиций на территорию муниципального образования для создания новых объектов недвижимости, в том числе объектов инфраструктуры;

— использование неликвидных или низколиквидных земельных участков в качестве обеспечения обязательств по «проектным» муниципальным займам.

При этом главным условием использования залогового фонда для реализации указанных целей является формирование источников покрытия тех обязательств, для обеспечения которых используется залог муниципальной недвижимости. В противном случае возникает риск утраты имущества, включаемого в состав муниципального залогового фонда.

В соответствии с пунктом 3 статьи 340 Гражданского кодекса Российской Федерации ипотека здания допускается только с одновременной ипотекой земельного участка, на котором оно расположено. Если и здание, и земельный участок находятся в публичной собственности, необходимо заключать договор об ипотеке обоих объектов недвижимости одновременно. Однако статья 63 Федерального Закона от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – «Закон об ипотеке») прямо запрещает ипотеку земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, заключение только договора об ипотеке здания, без ипотеки земельного участка, признается ничтожной сделкой.

Поскольку непосредственная передача муниципальной недвижимости в залог не признается легитимной сделкой, практический интерес представляют такие организационно-правовые конструкции, которые позволяют использовать объекты муниципальной недвижимости в качестве предмета залога не напрямую, а опосредованно – через передачу имущества во владение или в собственность другим юридическим лицам – целевым назначением и при условии сохранения контроля над этим имуществом.

В настоящее время легитимным признаётся только один случай, когда недвижимое имущество передается в хозяйственное ведение целевым назначением для использования в качестве обеспечения заемных обязательств. Кредиторы, предоставляя кредиты (займы) под залог имущества, принадлежащего унитарному предприятию, рассчитывают на то, что их интересы находятся под защитой закона.

В случае если собственник-учредитель все-таки изымет находящееся в хозяйственном ведении имущество, обремененное залогом, кредиторы такого унитарного предприятия вправе в судебном порядке требовать:

— либо признания унитарного предприятия банкротом, после чего поступить в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации;

— либо признания по суду действий публичной власти незаконными, и возврата изъятого имущества надлежащему владельцу.

Поэтому одним из центральных вопросов о целесообразности передачи недвижимого имущества в хозяйственное ведение унитарного предприятия является вопрос о продолжительности использования этого имущества, так как изъятие имущества у унитарного предприятия должно неизбежно приводить к его ликвидации. Из этого следует, что недвижимое имущество из состава муниципального залогового фонда должно передаваться в хозяйственное ведение в бессрочном порядке.

Согласно пункту 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Итак, передача в залог недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении, возможна только с согласия собственника-учредителя унитарного предприятия.

Из вышесказанного следует, что при формировании муниципального залогового фонда в части недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, необходимо строго следовать принципу целевого назначения имущества, включаемого в состав залогового фонда. Очевидно, что это имущество должно передаваться предприятию не для его использования в производственно-коммерческой деятельности, а для использования исключительно в качестве предмета залога по обязательствам муниципального образования. Хотя это и не исключает ситуации, когда заложенное имущество может использоваться и в целях осуществления производственно-коммерческой деятельности. Но самоцелью при этом все равно остается передача имущества в залог (ипотеку). Иллюстрацией этому может служить ситуация, когда муниципальное унитарное предприятие, целевым образом созданное и наделенное недвижимым имуществом в виде предприятия как имущественного комплекса, привлекает под залог этого имущества кредитные средства для финансирования своей производственной программы. Очевидно, что передача в залог недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, возможна только с согласия собственника-учредителя.

Возвращаясь к залогу муниципального недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении, следует еще раз отметить, что при залоге здания (сооружения) одновременно передаются в залог арендные права на земельный участок, находящийся во владении у муниципального унитарного предприятия.

Таким образом, в состав муниципального залогового фонда должны включаться не только здания (сооружения), находящиеся в муниципальной собственности и переданные в хозяйственное ведение, но и земельные участки, занятые этими зданиями (сооружениями), и необходимые для их использования.

Вопрос: Каков порядок предоставления в залог государственного или муниципального имущества в виде государственной или муниципальной преференции? (ответ Федеральной антимонопольной службы) | ГАРАНТ

Итак, при формировании муниципального залогового фонда в его состав включаются здания (сооружения), принадлежащие муниципальным унитарным предприятиям или подлежащие передаче в хозяйственное ведение, и земельные участки, занятые этими зданиями (сооружениями) и необходимые для их использования. Для передачи в залог здания (сооружения) и арендных прав на земельный участок необходимо, как это уже отмечалось выше, получение согласия собственника здания (сооружения) и земельного участка. Роль такого согласия может играть прямое указание собственника-учредителя муниципальному предприятию о необходимости заключения договора об ипотеке недвижимости, находящейся у него в хозяйственном ведении. Однако при этом следует иметь в виду, что такое указание будет правомочно, если в уставе предприятия будет присутствовать прямая запись о том, что оно наделяется недвижимостью целевым образом, в том числе и в целях ее использования в качестве объекта залога (ипотеки).

Если залогом (ипотекой) обеспечивается обязательство муниципального образования, а не обязательство унитарного предприятия, последнее выступает в этих отношением в роли третьего лица (залогодателя), а муниципалитет – должником. В качестве такого обязательства обычно рассматриваются кредиты и займы.

§

Казна как элемент и механизм государственного и общественного устройства, известна с древних времен, выполняя функции хранилища государственных ценностей, используемых для обеспечения вла­стных полномочий и хозяйственных целей.

В гражданском законодательстве понятие казны определяется по «остаточному принципу» как средства соответствующего бюджета и иное государственное (или муниципальное) имущество, не закреп­ленное за государственными (или муниципальными) предприятиями и учреждениями.

В соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ государственная и муниципальная собственность подразделяется на две части:

а) государственную и муниципальную казну;

б) имущество, закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Соответственно различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых являются предметом финансово-правового регулирования. Вторую часть казны составляет движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права.

Казна выступает источником обеспечения государственного долга и возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Необходимость нормативного регулирования процессов формирования и управления казной определяется расширяющимся вовле­чением государственной собственности в хозяйственный оборот, с отчуждением и приобретением объектов собственности. Субъект федерации и муниципальное образование могут выступать в хозяйственном обороте в качестве должника в кредитных отношениях, в других гражданско-правовых сделках только в объеме имущества казны.

Использование хозяйствующими субъектами (в том числе унитарными предприятиями) имущества казны на основе аренды позво­ляет в случае неэффективной деятельности сохранить его от нецелевого отчуждения и защитить интересы государственно­го собственника. Казна служит одним из показателей эффективности орга­нов государственной власти и управления. Цель организационного формирования казны — повышение эффективности управления государственной собственностью, вовлечение ее в граж­данский оборот, совершенствование системы учета собственности и ее сохранности.

Казна ведет учет объектов собственности, организует поиск, вос­становление в учете ранее утраченной интеллектуальной и иной соб­ственности, регистрацию прав собственности, обеспечивает хранение имущества, перешедшего в государственную собственность, и ее рациональное содержание. Объекты собственности, зачисленные в каз­ну, не подлежат обложению налогом на имущество.

Муниципальную казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых являются предметом финансово-правового регулирования. Вторую часть казны составляет движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права.

Вопрос: Каков порядок предоставления в залог государственного или муниципального имущества в виде государственной или муниципальной преференции? (ответ Федеральной антимонопольной службы) | ГАРАНТ В состав муниципальной казны входит имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и не закрепленное за муниципальными учреждениями и предприя­тиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения. Вопрос: Каков порядок предоставления в залог государственного или муниципального имущества в виде государственной или муниципальной преференции? (ответ Федеральной антимонопольной службы) | ГАРАНТ Функции собственника в отношении имущества, входящего в состав казны, муниципальные образования осуществляют непосредственно. Эти положения закреплены в пункте 3 статьи 214 и пункте 2 статьи 215 ГК РФ и в пунктах 1, 2 статьи 125 ГК РФ.

Органы местного самоуправления при использовании и управлении имуществом муниципальной казны решают следующие задачи:

а) пообъектный учет имущества, входящего в муниципальную казну, своевременное отражение его движения;

б) сохранение и приумножение в составе муниципальной казны имущества, управление и распоряжение которым обеспечивает привлечение в доход местного бюджета дополнительных средств, а также сохранение в составе муниципальной казны имущества, необходимого для исполнения вопросов местного значения, возложенных законом на муниципальное образование;

Еще про залог:  Залог имущественного комплекса Акты, образцы, формы, договоры Консультант Плюс

в) выявление и применение наиболее эффективных способов использования муниципального имущества;

г) контроль сохранности и использования муниципального имущества по целевому назначению.

Учет имущества, составляющего муниципальную казну, и контроль его движения осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления путем занесения соответствующей информации в специальный раздел Реестра муниципальной собственности. Для проверки фактического наличия и состояния недвижимого имущества муниципальной казны в муниципальных образованиях должны проводиться его плановые и внеплановые инвентаризации.

Источниками образования муниципальной казны может быть имущество:

а) вновь созданное или приобретенное за счет средств бюд­жета муниципального образования;

б) переданное в муниципальную собственность муниципаль­ного образования в порядке, предусмотренном законодатель­ством о разграничении государственной и муниципальной соб­ственности;

в) переданное безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;

г) изъятое на законных основаниях из хозяйственного веде­ния муниципальных унитарных предприятий и оперативного управления муниципальных учреждений;

д) оставшееся после ликвидации муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений;

е) полученное в результате совершения гражданско-правовых сделок;

ж) переданное в муниципальную собственность в случаях, если это имущество в силу закона не может принадлежать лицу, в собственности которого оно оказалось;

з) приобретенное по давности владения;

и) полученное после расторжения сделок приватизации в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

Вопрос: Каков порядок предоставления в залог государственного или муниципального имущества в виде государственной или муниципальной преференции? (ответ Федеральной антимонопольной службы) | ГАРАНТ

к) полученное по решению суда в случаях применения последствий недействительности сделок с недвижимым имуществом, относящимся к муниципальной казне;

л) полученное в результате совершения органами местного правления иных действий, предусмотренных действующим законодательством..

Включение в состав муниципальной казны имущества, образованного за счет вышеперечисленных источников осуществляется на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления, устанавливающего источник и порядок образования имущества.

Недвижимое имущество выбывает из муниципальной казны в результате:

— внесения в уставные фонды создаваемых муниципальных унитарных предприятий либо передачи в хозяйственное ведение действующим муниципальным унитарным предприятиям;

— передачи в оперативное управление создаваемым или действующим муниципальным учреждениям;

— внесения в качестве взносов в фонды и автономные некоммерческие организации;

— внесения в качестве вкладов в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

Вопрос: Каков порядок предоставления в залог государственного или муниципального имущества в виде государственной или муниципальной преференции? (ответ Федеральной антимонопольной службы) | ГАРАНТ — отчуждения по гражданско-правовым договорам;

— обращения взыскания на недвижимое имущество (в том числе являющееся предметом залога); Вопрос: Каков порядок предоставления в залог государственного или муниципального имущества в виде государственной или муниципальной преференции? (ответ Федеральной антимонопольной службы) | ГАРАНТ

— потерь, возникших вследствие причинения вреда недвижимому имуществу, а также его уничтожения либо повреждения и при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях при родного и техногенного характера;

— совершения иных действий, предусмотренных действующим законодательством.

Недвижимое имущество, выбывающее из муниципальной казны, отчуждается муниципальными образованиями в лице уполномоченных органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Нахождение имущества в муниципальной казне позволяет выбрать оптимальные способы его использования, приносящие максимальные блага населению муниципального образования Использование имущества муниципальной казны может способствовать развитию конкуренции в муниципальном образовании.

Основными способами использования имущества, находящегося в муниципальной казне по сложившейся практике являются:

— передача имущества во временное владение и пользование или во временное пользование юридическим или физическим лицам по договорам аренды (имущественного найма);

— передача имущества в безвозмездное временное пользование юридическим или физическим лицам по договорам безвозмездного пользования имуществом (ссуды);

— передача имущества на определенный срок для осуществления управления им в интересах муниципального образования коммерческим организациям по договору доверительного управления имуществом.

Условия и порядок передачи имущества, составляющего муниципальную казну, в аренду, безвозмездное пользование, залог и распоряжение им иными способами регулируются действующим законодательством и правовыми актами органов местного управления, принятыми в пределах их компетенции, а также соответствующими договорами.

Вопросы и задания:

1. Перечислите проблемы нормативно-правового регулирования ипотеки (залога) в РФ.

  1. Перечислите основные положения договора залога. Какое имущество может быть предметом залога?

3. Перечислите права и обязанности залогодателя и залогодержателя. Приведите примеры.

4. В чём заключается сущность залога с оставлением заложенного имущества у залогодателя?

5. Каково назначение муниципального залогового фонда? В чём заключаются особенности ипотеки муниципальной недвижимости?

6. Перечислите назначение и состав государственной и муниципальной казны.

7. Перечислите цели и задачи использования имущества, находящегося в муниципальной казне.

8. Перечислите способы использования имущества, находящегося в муниципальной казне. В каких случаях недвижимое имущество выбывает из муниципальной казны?

Глава 2.6. Система внутреннего и внешнего контроля над распоряжением и использованием государственного и муниципального имущества

§

Одним из важнейших механизмов обеспечения эффективного государственного регулирования экономики является система внутреннего и внешнего контроля над распоряжением и использованием государственного и муниципального имущества. Важнейшая функция контроля – обеспечить соблюдение установленных норм и правил использования объектов государственной и муниципальной собственности в деятельности хозяйствующих субъектов.

При этом кон­трольные органы должны не только фиксировать нарушения, упу­щенную выгоду и ущерб для государства как собственника данного имущества, но и анализировать причины таких нарушений с целью устранения их причин или минимизации их негативных последствий для экономического развития государства и муниципального образования.

К органам, осуществляющим внутренний контроль (в структуре исполнительной власти) эффективного распоряжения феде­ральной собственностью и ее использования, относятся Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и его структурное подразделению — Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (правопреемник Министерства имущества РФ). Кроме того, к таким органам относятся: Российский фонд федерального имущества (РФФИ), Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), Федеральная служба Рос­сийской Федерации по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовым рынкам и Федеральная антимонопольная служба. Кроме того, в субъектах федерации внутренний контроль осуществляют территориальные управления по управлению федеральным имуществом (ТУ), межрегиональные территориальных управлений по управлению федеральным имуществом (МТУ), органы по управлению государственным имуществом субъектов федерации и комитеты по управлению муниципальным имуще­ством (КУМИ).

Отдельно следует выделить функции Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом:

— осуществляет контроль над управлением и распоряжением объек­тами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью;

— контролирует поступления в федеральный бюджет средств от приватизации и использования имущества, отнесенного к федераль­ной собственности;

— осуществляет контроль над реализацией высвобождаемого воен­ного имущества;

— назначает и проводит проверки (ревизии, инвентаризации), в том числе аудиторские проверки деятельности федеральных государст­венных унитарных предприятий (ФГУП) и учреждений, а также ор­ганизаций с долей участия Российской Федерации не менее 25% их уставного капитала.

К органам, осуществляющим внешний контроль (вне структуры исполнительной власти), относятся Генеральная прокуратура РФ и Счетная палата РФ. Счетная палата РФ является независимым органом государствен­ного финансового контроля, предусмотренным конституцией.

Зада­чами Счетной палаты, среди прочих, являются:

— организация и осуществление контроля над своевременным исполнением неналоговых доходов федерального бюджета, включая доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности;

— определение эффективности и целесообразности использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности неналоговых доходов проектов феде­рального бюджета;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей неналоговых доходов федерального бюджета и подготовка предло­жений, направленных на их устранение, а также на совершенствова­ние бюджетного процесса в целом;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной
думе Федерального Собрания Российской Федерации информации о
ходе исполнения федерального бюджета, в том числе в части поступлений доходов от использования федеральной собственности, а так же о результатах проводимых контрольных мероприятий.

Таким образом, в соответствии с законодательством на Счетную палату возложен не только контроль за поступлениями средств в фе­деральный бюджет, но и контроль эффективности использования федеральной собственности и распоряжения ею. Значимость данного направления работы Счетной палаты объясняется существенным влиянием экономической отдачи от федеральной собственности на макроэкономические процессы, в том числе на бюджетную систему страны.

Счет­ная палата осуществляет государственный контроль использования имущества объектов феде­ральной собственности и распоряжения им:

— государственного имущества, закрепленного за фе­деральными ГУПами;

— государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями;

— объектов федерального недвижимого имущества, в том числе за пределами территории РФ;

— долей и паёв РФ в уставных капиталах обществ и товариществ;

— имущества, не закрепленного за фе­деральными ГУПами и учреждениями (го­сударственная казна РФ).

Кроме того, Счетная палата наделена правом проведения экспертизы определения начальной цены продажи (рыночной стои­мости) имущества. Так, согласно п. 3 ст. 77 Федерального закона «Об акционерных об­ществах» в случае, если владельцем более 2% голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование, для определения рыночной стоимости имущества обязательно при­влечение государственного финансового органа. Следовательно, счетная палата как внешний орган государственного финансового контроля должна быть наделена правом проведения, в частности, экспертизы определения начальной цены продажи (рыночной стои­мости) акций акционерных обществ, особенно стратегически значи­мых.

Генеральная прокуратура РФ (и её структуры) осуществляет надзор над соблюдением действующего законодательства в сфере использования объектов государственной и муниципальной собственности. Счетная палата РФ (и её структуры) является независимым органом государственного контроля над поступлением средств в бюджеты различных уровней и эффективностью использования государственного и муниципального имущества и распоряжения им.

Вопрос: Каков порядок предоставления в залог государственного или муниципального имущества в виде государственной или муниципальной преференции? (ответ Федеральной антимонопольной службы) | ГАРАНТ

В основе системы как внутреннего, так и внешнего контроля ле­жит несколько общих принципов.

Независимость. Эффективный контроль возможен, если контро­лирующий орган ни прямо, ни косвенно не зависит от подконтроль­ных органов или лиц. Подобная независимость требует разделения субъекта и объекта контроля. Например, во Франции организованы так называемые межмини­стерские органы контроля.

Еще про залог:  Залог - что это такое: виды и формы залога, отличие залога от обеспечения, предмет и стороны договор залога, какие условия должны насторожить в договоре залога — tvoedelo.online

Наличие надлежащим образом утвержденных норм, регламенти­рующих цели, задачи и процедуры государственного финансового контроля.

Необходимость дополнения внутреннего контроля внешним («контроль над контролерами»).

Возможность применения санкций по результатам соответст­вующих действий контролирующих органов. Обеспечение государственного контроля за финансово-экономи­ческой деятельностью предполагает применение нормативно уста­новленных санкций по отношению к субъектам, не соблюдающим установлений законодательства.

Полнота и эффективность государственного контроля зависят, прежде всего, от состояния учета объектов федеральной собственно­сти и ведения реестра федерального имущества. Под организацией инвентаризации и ве­дение реестра и регистрация прав собственности необходимо понимать следующее: инвентаризацию государственных и муниципальных земель и земель предприятий, организаций и частных лиц; регистрацию прав на недвижимое имуще­ство; регистрацию ограничений вещных прав; формирование прав, связанных с жилищным фондом. При этом появляются огромные сложности, возникшие в государственном регулировании вещных прав ни недвижимое имущество, появившиеся в силу особенностей исторического развития Российской Федерации и непродуманной организации государственного управления недвижимостью.

§

В отношении эффективности управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями (ГУПами и МУПами) контроль включает в себя:

— экспертизу уставных документов, в том числе в части соответст­вия гражданскому законодательству и примерному уставу;

— контроль соответствия контрактов с руководителями пред­приятий действующему законодательству и примерному контракту, отчетами о деятельности руководителей, в том числе в части дости­жения установленных показателей экономической эффективности и перечисления части прибыли в федеральный бюджет;

— контроль над наделением предприятий федеральным имуществом, эффективностью и целесообразностью его использования и распоря­жения им;

— контроль над полнотой, своевременностью и качеством проводи­мых аудиторских проверок;

— контроль над эффективностью и целесообразностью учредитель­ской деятельностью ФГУПов;

— контроль кредитной политики ФГУПов;

— контроль динамики установленных показателей экономиче­ской эффективности, распределением прибыли и перечислением час­ти прибыли федеральных государственных унитарных предприятий в федеральный бюджет.

Налаживанию действенного контроля над деятельностью ФГУПов и МУПов препятствует отсутствие предусмотренного ГК РФ специального фе­дерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Необходимо отметить, что предусмотренные гражданским зако­нодательством организационно-правовая форма унитарного пред­приятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отри­цательных свойств. Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предо­ставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владе­нию, пользованию, распоряжению имуществом собственника.

Реально полномочия собственника, т.е. государст­ва, единолично осуществляет руководитель унитарного предприятия. Взаимоотношения руководителя унитарного предприятия с собственником регулируются законодательством о труде. Тем са­мым созданы значительные трудности для применения к руководи­телям государственных предприятий мер ответственности за резуль­таты их деятельности по управлению предприятиями.

На практике широкие полномочия руководителей ГУПов в отсут­ствие действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к отрицательным тенденциям:

— переводу части товарных, финансовых потоков и денежных средств унитарных предприятий в дочерние предприятия, со­здаваемые руководителями ГУПов, в результате чего прибыль до­черних предприятий присваивается и распределяется не собст­венником имущества, а менеджером, происходит скрытая при­ватизация государственных активов;

— отсутствию со стороны государства контроля над формировани­ем, утверждением и исполнением инвестиционных программ ФГУПов, что приводит к неэффективному использованию ре­сурсов и выводу активов;

— заключению сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия. В результате искусственно завышается себестоимости продукции, а в ряде случаев происходит хи­щение государственного имущества;

— отсутствию у государственных органов актуальной информа­ции о состоянии дел в унитарных предприятиях;

— невозможности предотвратить негативные последствия неква­лифицированной или противоправной деятельности руководи­телей.

Всё это приводит к тому, что растет количество неплатежеспособных ГУПов и регулярно нарушается норма ст. 295 ГК РФ, соглас­но которой собственник, т.е. государство, имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяй­ственном ведении унитарного предприятия.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Правовой институт государственных и муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения и соответственно существующая система управления ФГУПов неэффективны и требуют кардинально­го реформирования. Возможности государства и муниципалитета управлять унитарными предпри­ятиями не соответствуют их количеству. До сих пор отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функ­ционирования унитарных предприятий.

Возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в пользу юридических и физических лиц (приватизацию) следует рассматривать как один из элементов единой государственной политики по управлению государственным и муниципальным имуществом. В ходе контрольных мероприятий по приватизационным решениям прежде всего определяется, насколько приватизация того или иного предприятия соответствует краткосрочным и долгосрочным интересам государства. Ключевым критерием при решении вопроса о целесообразности проведения приватизации конкретных объектов является общее состояние экономики. Именно им определяется выбор одного из двух решений: получить разовый доход от продажи предприятия (пакета акций) или сохранить его в качестве постоянного (возобновляемого) источника доходов федерального бюджета.

§

Применяемые Счетной палатой методы контроля эффективности управления пакетами акций, долями (паями) в уставных капита­лах хозяйственных обществ и товариществ зависят от степени уча­стия государства и муниципального образования. При этом выделяются хозяйственные общества и товарищества с долей участия государства 100%, с долей участия государства более 50%, с долей участия от 25 до 50%, с долей уча­стия менее 25% и с использованием специального права «золотая акция».

Данный вид контроля включает в себя:

— экспертизу учредительных и уставных документов;

— контроль изменений уставов и уставных капиталов;

— анализ ведения реестра акционеров;

— контроль деятельности представителей государства в орга­нах управления;

— контроль эффективности и целесообразности учредитель­ской деятельности и кредитной политики;

— оценку текущего финансового состояния АО по результатам анализа финансовой отчетности, расшифровок к ней, справок и других материалов, представляемых руководителями предприятий и представителями РФ в органах управления акционерных об­ществ;

— оценку эффективности использования имущества предпри­ятиями;

— контроль выполнения утверждаемых органа­ми исполнительной власти показателей экономической эффективно­сти деятельности АО;

— контроль распределения прибыли, начисления и перечис­ления дивидендов на долю участия в соответственный бюджет;

— внесение предложений по совершенствованию управления АО, о реорганизации предприятий, их ликвидации или продаже пакетов акций.

Функции контроля в процессе управления государственными или муниципальными до­лями (пакетами акций) в акционерных обществах имеют следующие отличия:

Вопрос: Каков порядок предоставления в залог государственного или муниципального имущества в виде государственной или муниципальной преференции? (ответ Федеральной антимонопольной службы) | ГАРАНТВопрос: Каков порядок предоставления в залог государственного или муниципального имущества в виде государственной или муниципальной преференции? (ответ Федеральной антимонопольной службы) | ГАРАНТ необходимость разработки стандартов эффективного управления в условиях большого количества и большого раз­нообразия объектов управления;

— необходимость разработки и осуществления мер воздействия на собственника приватизированного пакета акций, принявше­го на себя инвестиционные и (или) социальные обязательства;

— необходимость осуществления контроля над соблюдением прав акционеров, в первую очередь миноритарных.

Особое внимание уделяется контролю эффективности и целе­сообразности деятельности дочерних и зависимых обществ, в том числе, над передачей активов головного общества на их баланс, внекон­курсным переоформлением лицензий на недропользование, форми­рованием и распределением прибыли, начислением и перечислением дивидендов на долю участия головного общества.

Реализуемая в России модель приватизации так называемых вертикально-интегрированных компаний предполагает самостоятель­ную приватизацию дочерних обществ с последующим внесением, как правило, контрольного пакета акций в уставный капитал голов­ной компании. Это создает объективные предпосылки для действий, направленных на уменьшение как доли уставного капитала, контро­лируемого государством, так и рыночной стоимости активов, приходящихся на государственный пакет акций.

Порядок осуществления контроля в процессе управления

Для осуществления контроля над деятельностью АО, более 50% акций которых находятся в федеральной или муниципальной собственности, орга­ны исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления) обязаны ежегодно:

— утверждать по согласованию с Минэкономразвития или с соответственным органом муниципального образования показатели экономической эффективности деятельности АО;

— проводить анализ эффективности предприятий с привлечением, при необходимости, специализированных организаций;

— определять рекомендуемый размер дивидендов для голосова­ния в установленном порядке представителей орга­нов исполнительной власти в органах управления указанных обществ;

— направлять в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом или в соответственные органы муниципального образования информацию о результатах анали­за эффективности деятельности акционерных обществ для обобщения.

Возмездное отчуждение государственного имущества в пользу юри­дических и физических лиц (приватизацию) следует рассматривать как один из элементов единой государственной политики по управ­лению государственным и муниципальным имуществом. В ходе контрольных мероприятий по приватизационным решени­ям определяется, насколько приватизация того или иного предприятия соответствует краткосрочным и долгосрочным интересам государства и муниципального образования.

Ключевым критерием при решении вопроса о целесообразности проведения приватизации конкретных объектов является общее со­стояние экономики. Именно им определяется выбор одного из двух решений: получить разовый доход от продажи предприятия (пакета акций) или сохранить его в качестве постоянного (возобновляемого) источника доходов федерального бюджета.

При определении целесообразности приватизации объектов государственной и муниципальной собственности принимается во внимание и необходимость сокращения расходов государства и муниципального образования по содержанию неэффективных, а также стратегически (социально) не значимых предприятий. Контроль над эффективностью и целесообразностью распоряжения государственной и муниципальной собственностью должен предусматривать дифференци­рованный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности.

Высоколиквидные предприятия приватизируются исходя из необ­ходимости соблюдения баланса между потоками инвестиций, на­правляемых на развитие предприятий, и объемами средств, посту­пающих в государственный и муниципальный бюджеты от продажи предприятий.

Контроль над распоряжением государственной и муниципальной собственности, в пер­вую очередь, включает:

— проведение проверок целесообразности и за­конности принятия решений об отчуждении государственного и муниципального имущества;

— соблюдения органами приватизации предусмотренных зако­нодательством процедур подготовки и проведении продаж феде­ральной и муниципальной собственности, в том числе, проведения предпродажной под­готовки (аудит, определение начальной цены продажи независимым оценщиком и др.).

Вопрос: Каков порядок предоставления в залог государственного или муниципального имущества в виде государственной или муниципальной преференции? (ответ Федеральной антимонопольной службы) | ГАРАНТ

Данный вид контроля включает в себя следующие элементы.

Еще про залог:  Как скупить конфискованные трактора и продать имущество

1. Проверку соблюдения процедур формирования и утверждения ежегодного прогнозного плана (программы) приватизации федераль­ного и муниципального имущества.

2. Проверку определения состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, наличия акта инвентаризации с расчетом балансовой стоимости активов или све­дений о размере уставного капитала, аудиторского заключения и до­кументов, подтверждающих права унитарного предприятия на зе­мельные участки.

3. Контроль над установлением нормативной и начальной цен при­ватизируемого имущества.

4. Проверку соответствия применяемых способов приватизации действующему законодательству.

5. Проверку соответствия содержания информационного сообще­ния о продаже государственного имущества требованиям законода­тельства и реальному состоянию активов приватизируемого пред­приятия.

6. Контроль над отчуждением земельных участков, прежде всего с точки зрения соблюдения установленных ограничений и установле­ния цены выкупа земельного участка.

7. Проверку соблюдения установленных обременений приватизи­руемого федерального и муниципального имущества.

8. Проверку соответствия договоров купли-продажи приватизи­руемого имущества действующему законодательству.

9. Анализ соблюдения обязательств покупателями приватизируе­мого имущества.

Одним из существенных элементов государственного контроля над распоряжением государственным и муниципальным имуществом является контроль над по­ступлением в федеральный бюджет денежных средств, полученных в результате сделок купли-продажи государственного и муниципаль­ного имущества. Согласно Бюджетному кодексу РФ средства, полученные от про­дажи государственного имущества, подлежат зачислению в феде­ральный бюджет в полном объеме и являются источниками финан­сирования федерального бюджета.

2.6.4.Организация инвентаризации, ведение учёта и регистрация прав собственности

Для государственного контроля над недвижимостью в 20-е годы прошлого века были созданы органы технической инвентаризации, чаще всего называемые бюро технической инвентаризации, или БТИ. Эти организации существуют до сих пор и продолжают свою деятельность, хотя система правовых отношений и государственного регулирования в сфере недвижимости кардинально изменилась.

Для проведения земельной реформы в 1991 году был создан комитет по земельным ресурсам и земельной реформе (земельный комитет). Комитет начал выдавать первые свидетельства о праве собственности на землю и инвентаризировать земельные участки. Земельный комитет, очевидно, был неудачным порождением административной системы. Было бы разумнее расширить функции органов инвентаризации и поручить им инвентаризацию и формирование новых земельных участков. Однако вместо этого создали новую организацию, вокруг которой с тех пор возникает множество вопросов и споров со стороны муниципалитетов и градостроителей, со стороны картографов, со стороны бюро технической инвентаризации, со стороны землеме­ров и оценщиков недвижимости.

В 1997 году в Российской Федерации появилась единая система реги­страции прав на объекты недвижимого имущества. Единая система регистрации прав получает сведения об объекте недвижимости от органов инвентаризации, поэтому со стороны регистрации прав также существуют вопросы в отношении инвентаризаци­онной системы. Административная реформа 2004 года породила фе­деральное агентство кадастра объектов недвижимости. С тех пор прошло более двух лет, но инвентаризация недвижимости так и не объединена, и трудно сказать, когда такое объединение про­изойдет.

Требование регистрации прав, возникающих на объекты не­движимого имущества, впервые появилось в статье 131 Граждан­ского кодекса (часть первая), принятого в 1994 году. Именно с этого момента в законодательство Российской Федерации вер­нулось понятие недвижимость. Государственной регистрации подлежало право собственно­сти, право хозяйственного ведения, право оперативного управ­ления, право пожизненно наследуемого владения, право посто­янного пользования, ипотека, сервитуты и иные права, предус­мотренные законом. Федеральный закон о регистрации, регулирующий процесс регистрации прав на недвижимость, 122-ФЗ «О государствен­ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» был принят 21 июля 1997 года и начал действовать с 1 фев­раля 1998 года.

Для осуществления процесса регистрации прав на недвижи­мость были созданы учреждения юстиции. Первоначально орга­ны регистрации были организованы субъектами Российской Федерации. Но после административной реформы 2004 года, региональные органы регистрации права были преобразованы в территориальные органы Федеральной регистрационной службы, подчиненной Министерству юстиции Российской Фе­дерации.

Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) были приняты постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219.

Для каждого объекта недвижимости в ЕГРП заводится раз­дел. Раздел состоит из трех подразделов:

— подраздел I — описание объекта недвижимости,

— подраздел II — записи о праве собственности и об иных вещ­ных правах на объект недвижимого имущества,

— подраздел III — записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект не­движимости.

Подраздел I содержит краткое описание объекта недвижимо­сти, составленное на основании документов, подготовленных органами технической инвентаризации или кадастрового учета. Указывается адрес объекта недвижимости и идентифицирующие объект номера учета. В минимальном объеме указываются раз­мерные характеристики объекта и определенные документами условия его использования.

Подраздел II заполняется записями, формируемыми на ос­новании правоустанавливающих документов: договоров приватизации, договоров купли-продажи, документов о передаче в оперативное управление или в хозяйственное ведение, передаче в пожизненно наследуемое владение или в постоянное пользование. Некоторые из указанных видов прав существовали в комму­нистическом периоде, где они частично заменяли ликвидиро­ванное право собственности. Это пожизненно наследуемое вла­дение для граждан и постоянное пользование для юридических лиц. Как ранее возникшие, такие права могут существовать до настоящего времени.

Подраздел III состоит из специальных частей для регистра­ции аренды, ипотеки, сервитутов, сделок, арестов и прочих пра­вовых и экономических ограничений, возникающих в отноше­нии объекта недвижимости.

Сегодня территория Российской Федерации разделена на ре­гистрационные округа. Регистрационные округа, как правило, совпадают с границами субъектов Российской Федерации, но могут объединять несколько субъектов одном округе, напри­мер, как город Санкт-Петербург и Петербургская (Ленинградс­кая) область. В каждом регистрационном округе образованы уп­равления Федеральной регистрационной службы. В основном регистрацией прав занимаются территориальные отделы управ­лений. На особенно важные объекты или объекта, расположен­ные в нескольких районах, право регистрируется в централь­ных аппаратах Управлений Федеральной регистрационной службы.

Особенности регистрации прав собственности муниципального образования

К муниципальному образованию, несомненно, относится участок территории страны, на котором расположен муниципа­литет. Регистрация права на территорию, современное законо­дательство не предусматривает. Объектом права на территорию для Гражданского Кодекса Российской Федерации является только земельный участок. Аналогично улицы, переулки, дороги, проходы и проезды вряд ли могут рассматриваться как объекты подлежащих госу­дарственной регистрации вещественных прав, хоты в отдельных случаях может возникнуть необходимость зарегистрировать их как собственность муниципалитета, но такой случай надо рас­сматривать как некоторое исключение.

Муниципальное право возникает на земельный участок, на­ходящий под муниципальным предприятием или используемый муниципальным предприятием для своей деятельности. Такое право может быть оформлено для предприятия как юридическо­го лица или для самого муниципалитета, который также являет­ся юридическим лицом.

Муниципалитету также могут принадлежать многочисленные надземные и подземные коммуникации. Они могут быть распо­ложены территории муниципалитета, а также вне его террито­рии. С подземными коммуникациями могут возникать пробле­мы указания ее параметров, а именно, очень часто место распо­ложения коммуникации известно очень неточно. Эта неточность вызывает трудности не только для регистрации права, она созда­ет большие сложности для обслуживания комму­никации и для строительства, происходящего вблизи коммуни­кации.

Регистрация прав собственности на коммуникацию, с кото­рой могут быть также связаны определенные права сервитута, и Российской Федерации не распространено. После советского периода истории страны коммуникации находятся на балансе обслуживающих организаций (суррогат права собственности со­ветского периода) или значительно реже на коммуникацию мо­жет быть оформлено право собственности таких организаций.

Право собственности муниципалитета распространяется на муниципальные предприятия, и должно быть на та­кие предприятия зарегистрировано. В действительности такое право регистрируется не часто, это связано с тем, что сама регистрация права собственности на предприятия законодательством продумана очень слабо. Вместо права на муниципальное предприятие муниципалитет может зарегистрировать право на объекты недвижимости, входящие в данное предприятие, имеются в виду земельные участки, здания и сооружения, входящие в состав или используемые данным муниципальным предприятием.

Таким же образом право собственности муниципалитета должно быть зарегистрировано на общественные объекты, социальные объекты и объекты культуры, расположенные на терри­тории муниципального образования. Регистрация прав собственности и иных вещных прав на объекты недвижимого имущества происходит для муниципали­тетов по той же схеме, как регистрации вещных прав юридичес­ки лиц.

Сначала необходимо произвести инвентаризацию объекта недвижимого имущества. Затем, необходимо собрать пакет документов, которые необходим для идентификации юридического лица, являюще­гося субъектом права. Проблемы могут возникнуть для муниципалитета с правоус­танавливающими документами. Для объектов, возведенных и недавнее время, такие документы есть, застройщик после завер­шения строительства документально передает объект или его части муниципалитету. Сложнее с объектами, возведенными и советский период. В те времена, правоустанавливающие документы либо не выдавались, либо за давностью времени были утеряны, либо были похищены, либо составлены очень плохо, по этому далеко не всегда удается найти правоустанавливающий документ, который может устроить юридически формально ра­ботающих регистраторов прав на недвижимость.

Определенную помощь в процессе регистрации прав могут оказать муниципалитету риелторские организации, которые по роду своей работы часто общаются с органом регистрации прав и знают многие особенности его работы. Однако, к сожалению, услуги риелторских компаний достаточно дороги и не всегда учтены в сметах и бюджетных планах, по которым живут муниципалитеты.

Вопросы и задания:

1. Каким федеральные органы управления РФ осуществляют внутренний и внешний контроль над распоряжением государственной собственностью и её использованием?

2. Перечислите контрольные функции Федерального агентства по управлению федеральным имуществом

3. Назовите принципы внутреннего и внешнего контроля над распоряжением государственной собственностью и её использованием

Оцените статью
Залог недвижимости