Вещное и обязательственное право по соборному уложению 1649 г.формы феодального землевладения в xvi-xvii вв
Вещное и обязательственное право по Соборному Уложению 1649 г.
Вещи по русскому праву XII в. были предметом ряда правомочий отношений и обязательств. Основными способами приобретения вещных прав считались: захват (оккупация), давность, находка и пожалование. Наиболее сложными были вещные имущественные права, связанные с приобретением и передачей недвижимой собственности.
Давность становится юридическим основанием для обладания правом собственности, в частности, на землю, при условии, что данное имущество находилось в законном владении в течение срока, установленного законом. Соборное Уложение устанавливает сорокалетний срок для выкупа имений и распространило этот срок и на другие земельные сделки и отношения.
Договорная грамота, составленная заинтересованными лицами, приобретала законную силу только после ее заверения официальной инстанцией, что выражалось в постановлении на грамоте печати.
Право родового выкупа было подтверждено Соборным Уложением 1649г. и первоначально распространялось только на имущества, отчужденные посредством возмездных сделок: купли-продажи, залога, мены.
Родовой выкуп технически осуществлялся одним лицом, но от имени всего рода в целом, а не выкупившего его лица. Цена выкупной сделки обычно совпадала с ценой продажи, на что прямо указывалось в Соборном Уложении.
Соборное Уложение разрешило продавать поместья, сдача поместий в аренду за деньги также разрешалась. Переход обязательств на имущество оказался связанным с вопросом об их переходе по наследству. Соборное Уложение допускало такой переход в случае наследования по закону, оговаривая при этом, что отказ от наследства снимает и обязательства по долгам. Переход права по обязательству к другому лицу (например, смена должника, произведенная со свободного согласия кредитора) означал фактически «обезличивание» обязательства и обеспечивал его сохранение. Для должника ситуация была иной: его личность должна была быть одобрена кредитором, т.е. персонифицирована.
Впервые в Соборном Уложении регламентировался институт сервитутов (т.е. юридическое ограничение права собственности одного субъекта в интересах права пользования другого или других). Законодатель знал личные сервитуты (ограничения в пользу определенных лиц, специально оговоренных в законе) — например, потрава лугов ратниками, находящимися на службе, право на их въезд в лесные угодья, принадлежащие частному лицу.
Формы феодального землевладения в XVI-XVII вв.
В XVI — XVII вв. существовали две формы феодального землевладения: поместья — пожизненное владение, обусловленное обязательной службой, и вотчина — безусловная наследственная собственность.
В XVI веке изменился характер землевладения князей, которые став подданными государя Руси, сохранили право собственности на свои земли. Но эти владения все больше сближались с обычными вотчинами.
Многие старые феодальные вотчины мельчали в семейных разделах. Фонд вотчинных земель сокращался из-за роста землевладения церквей-монастырей, митрополита и епископов. Они получали часть земли за «упокой души», а часть покупали. Вотчинники зачастую были вынуждены отдавать землю монастырю из-за того, что были опутаны долговыми обязательствами.
Измельчение и обезземеливание части вотчинников не соответствовало государственным интересам. В этот период правительство не располагало достаточными денежными средствами, чтобы по примеру некоторых западноевропейских государств содержать армию.
С учётом этих обстоятельств, правительство пошло по пути создания государственной поместной системы. Военные слуги стали называться помещиками, а их владения — поместьями. Денежное жалование, которое получали служилые люди, не могло их полностью обеспечить, т.к. земля давалась им на праве условного держания.
В этот период повысился удельный вес светского землевладения, т.к. Соборное Уложение 1649 г. сократило церковное. Отныне Церкви запрещалось расширять свои владения как покупкой земли, так и получением её в дар на помин души.
Характерной особенностью социально-экономического развития средневековой России стало территориальное разделение разных форм феодального землевладения. В центральных густонаселенных районах сложилось устойчивое поместно-вотчинное землевладение различных категорий светских и духовных феодалов. На обширных, слабонаселенных окраинах сохранялись различные формы общинного крестьянского землевладения, постепенно включаемого в сферу усиления зависимости со стороны государства. Общая тенденция социально-экономического развития Российского государства на протяжении XVI в. заключалась в нарастании крепостнических порядков в стране.
§
К концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия. Ее возникновение не произошло сразу же после образования централизованного государства, после установления самодержавного строя.
Для абсолютной монархии характерно наличие сильного бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.
Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. По специальному указанию Петра I был написан труд «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», который знает, чего хотят его дети, поэтому он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролировать все сферы общественной и частной жизни.
Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всецело и неограниченно принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главнокомандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой.
В сфере экономической идеологии господствующей становится философия меркантилизма, ориентирующая экономику на превышение экспорта над импортом, накопление, бережливость и государственный протекционизм.
Изменяется порядок престолонаследия. Петр 1 В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Законодательные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени.
Монарх был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.
Правящим классом оставалось дворянство. В ходе складывания абсолютной монархии, происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важный шаг в этом направлении сделал акт об отмене местничества (1682 г.).
Дворянство становится единственным служилым сословием, а служба — главной сферой приложения сил и энергии. Достигнув определенного чина можно было превратиться из недворянина в дворянина, т.е. получить личное или потомственное дворянство.
Плавному изменению подверглось и ключевое звено государственного управления — Боярская дума. Из сосредоточения родовитости и знатности это учреждение превращалось в собрание деятелей разного происхождения: все больше появлялось выходцев из рядового дворянства и приказных людей. В 1711 г. вместо Боярской думы был образован Правительствующий Сенат, состоявший из 9 человек, назначенных монархом. Сенат занимался вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы. Он также являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Новое положение о Сенате в 1722 г. зафиксировало его статус как высшего государственного учреждения империи. Сенат в руках Петра стал послушным орудием монарха по управлению страной.
За работой Сената следил генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры во всех других учреждениях.
В 1717- 1721 гг. приказы были заменены коллегиями. Они отличались единообразными штатами и четким разграничением обязанностей. В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии.
Ломке было подвергнуто и все областное управление. Указ 18 декабря 1708 года извещал о намерении создать 8 губерний. Во главе губернской администрации стояли губернаторы, пользовавшиеся на управляемой территории всей полнотой судебной, административной и военной власти. Губернаторами Пётр назначал близких себе людей. У губернатора был свой штат помощников. Губернские учреждения должны были укрепить местную администрацию.
В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора. Воевода руководил канцеляриями рекрутского сбора, розыскных, провиантских дел, таможней и другими учреждениями. Каждая провинция в свою очередь разделялась на дистрикты. Во главе каждого дистрикта находился комиссар из состава местного дворянства.
Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.
§
Правовое положение дворянства.
Начиная со второй половины XVII в., идет процесс правового единения класса феодалов, складывается единый класс-сословие – дворянство. Сословие – категория правовая, определяющая правовое положение определенной социальной группы, ее права и преимущества (или отсутствие тех или иных прав и преимуществ); переход из одного сословия в другое затруднен (а иногда и невозможен). 1682 г., Указ об отмене местничества положил начало консолидации служилых людей по отечеству. В основу служебных назначений был положен чин.
Табель о рангах 1722 г. создал правовую базу для нового класса-сословия – дворянства (шляхетства). Введение нового принципа продвижения по службе – не по отечеству чин, а за заслуги. Разделение государственной службы на военную, морскую, штатную (гражданскую) и придворную, обязательность службы.
Манифест о вольности дворянства 1762 г. отменял обязательную службу дворян, закреплял привилегии дворянства (право свободного выезда за границу и др.).
Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства (Жалованная грамота дворянству) 1785 г. определяла различные права и преимущества дворянства и даровала российскому дворянству права самоуправления и участия в органах государственного управления на выборных началах. Губернское и уездное дворянские общества избирали из своей среды ряд должностных лиц уезда и губернии (напр., уездного судью, земского-исправника). Создание дворянских сословных судебных органов явилось результатом провозглашения Жалованной грамотой права дворян судиться судом равных.
Права землепользования. 1676 г. – предоставление дворянам права наследовать поместья по закону, 1714 г. – указ о единонаследии – поместье было фактически приравнено к вотчине. Ограничение последним указом права наследства в связи с предписанием передачи недвижимого имущества (имения) только одному сыну. Ограничения прав беспоместного дворянства Жалованной грамотой 1785 г. (лишение права голоса в дворянских собраниях).
Правовое положение городского населения.
Разделение Петром I населения посада по социальному признаку на регулярных граждан (горожан) и нерегулярных граждан. Предоставление регулярным гражданам прав самоуправления и иных льгот свидетельствовало об увеличении роли городского населения в экономической жизни страны.
Грамота на права и выгоды городам Российской империи (Жалованная грамота городам 1785г.) делила городское население на 6 «разделений» и предоставляла льготы и преимущества в соответствии с имущественным положением. Городское население делилось на: 1) настоящих обывателей, 2) гильдии, 3) цехи, 4) иногородних и иностранных гостей, 5) именитых граждан, 6) посадских. Городское население на городском собрании избирало орган городского самоуправления: Городскую общую думу.
Правовое положение крестьянства.
Ухудшение правового положения крестьян (помещичьих): предоставление помещикам права ссылки крестьян в Сибирь, на каторжные работы, запрет жалоб на помещика.
Правовое положение крестьян во многом зависело от того, к какому разряду принадлежал крестьянин.
· Владельческие крестьяне – в результате проведения подушной переписи (1719 г.) к владельческим крестьянам были приписаны холопы и бобыли. Положение владельческих крестьян было близким к рабству.
· Государственные крестьяне – лично свободные, могли покупать и арендовать землю, содержать промыслы, численность их росла.
· Экономические крестьяне (бывшие церковные – после секуляризации церковных земель) – положение, близкое к государственным, впоследствии слились с государственными.
· Посессионные крестьяне – государственные крестьяне, приписанные к частным заводам (категория, появившаяся при Петре I).
· Однодворцы – приписаны к крестьянам по подушной переписи, имели право сами иметь крепостных крестьян, поскольку происходили из служилых людей.
Гражданское, семейное и наследственное право в первой четверти XVIII в
Первая четверть XVIII века в России — это «время бурных изменений в российском обществе, государстве, правовой системе».
В гражданском праве первой четверти XVIII века законодательство занимается по преимуществу регулированием права собственности на недвижимое имущество, в первую очередь на землю.
Российское законодательство знало два вида наследования имущества: наследование по закону и завещанию.
При наследовании по закону вступал законный порядок наследования или майоратный принцип: недвижимость наследовалась только одним из сыновей. При отсутствии сыновей главной наследницей по закону становилась старшая дочь, если она выходила замуж, то наследницей становилась следующая по старшинству дочь. В случае отсутствия и сыновей, и дочерей, главным наследником становился старший в ближайшей степени родства. Движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками.
При наследовании по завещанию воля завещателя была ограничена: недвижимое имущество наследовалось только одному из сыновей, остальные дети получали часть движимого имущества в рамках завещательного распоряжения. Дочери наследовали недвижимость по завещанию только при отсутствии сыновей. При отсутствии детей недвижимое имущество могло быть завещано родственникам, к примеру, зятем, который в этом случае должен был взять фамилию наследодателя, в противном случае недвижимость переходила государству.
С 1719 года добыча полезных ископаемых, обнаруженных на частных землях, становилась прерогативой государства. «Государство поощряло развитие частной промышленности, обеспечивая кредит, налоговые льготы и подбор рабочей силы» Но вместе с тем государство претендовало на промышленную монополию.
Таким образом, мы видим, что «для российского права первой четверти XVIII века было характерно активное вмешательство государства в гражданско-правовую сферу». Оно регулировало имущественные рыночные отношения, поощряло торговлю и производство, продолжая политику протекционизма, помогала в выполнении договорных обязательств и препятствовала нарушению норма гражданского права.
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Старорусское представление о браке как о договоре между родителями жениха и невесты были подорваны. Появилось воззрение на акт свободной воли молодых людей»
Условия заключения брака
Важным условием для заключения брака оставался возраст молодых людей. Если раньше по Кормчей книге брак в двенадцать лет разрешался для девушки и в пятнадцать лет для юноши, то «вопрос о возрасте вступающих в брак в XVIII веке разрешился Указом о единонаследии: возрастной ценз был определен для мужчин в 20 лет, для женщин в 17 лет».
Еще одним условием для заключения брака было отсутствие запрещенных степеней родства, свойства и духовного родства. Кровное родство не разрешалось до седьмой степени включительно. Следующим условием было вероисповедание жениха и невесты. Русская церковь, руководствующаяся Кормчей книгой, препятствовала заключению браков между лиц различного вероисповедания. Последним каноническим условием для заключения брака было согласие родителей жениха и невесты на брак.
Как еще одно условие заключения брака — гражданские и военные чиновники должны были получить разрешение на брак от их начальства.
Так Петр 1 считал, что нельзя жениться дуракам.
Порядок заключения брака
В 18 веке появились обстоятельства, которые порождали отступления от основного правила заключения брака — церковного венчания. Поводом для этого послужило разрешение 1721 года православным христианам вступать в смешанные браки — браки с христианами других концессий. Это нововведение было связано с тем, что после окончания
В 1719 году Петр велел брать с раскольников, женящихся тайно, не в церкви, плату: по 3 рубля с человека. Если жених или невеста были богаты, то цена возрастала.
Табель о рангах 1722 г.
1722 — 24 января. Указ Петра Первого установил Табель о рангах окончательно устранила (по крайней мере в юридическом плане) последние остатки местничества (назначения на должности “по отечеству”, т.е. знатности рода и прошлой службе предков) и установившему для всех дворян обязанность начинать службу с низших чинов 14 класса (прапорщика, корнета, гардемарина) в военной и морской службе, коллежского регистратора — в гражданской службе и последовательного продвижения по служебной лестнице в зависимости от своих заслуг, способностей и преданности государю.
Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные — и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин.
Петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности, однако позже должности из «Табели» упразднялись, и в конце XVIII века некоторые исчезли вовсе.
Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном — переходе в высшее дворянское сословие.
Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. — прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса — коллежский асессор, а чин коллежского регистратора (14-й класс) давал право на личное дворянство).
По Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рождённые до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причём одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство.
Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству — получением чина 4-го класса (действительный статский советник).
Приведённые таблицы чинов показывают, что петровская «Табель о рангах» менялась на протяжении почти двух веков в результате основных реформ. Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины безотносительно к реальным обязанностям их носителя.
Так, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» первоначально означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник» означало председателя надворного суда; надворные суды были отменены уже в 1726 году, а название чина сохранялось вплоть до 1917 года.
Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона.
Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу отдельно были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему:
Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.
За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ⅓ штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное — на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.
Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили».
Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.
Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие своему чину.
Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным.
Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина.
Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов.
Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.
Чины делились на обер-офицерские (до IX класса, то есть капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо.
Им полагалось соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для генералов и «ваше высокопревосходительство» для первых двух классов.
Чины V класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие».
Любопытно, что Пётр, во всем подчёркивая предпочтение военным перед статскими, не хотел устанавливать статских чинов первого класса; однако склонившись на уговоры Остермана, из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера, как главы дипломатического ведомства.
Лишь впоследствии был установлен чин действительного тайного советника I класса. Это предпочтение выразилось и в том, что, если в армии потомственное дворянство получалось непосредственно с чином XIV класса, то в статской службе — только с чином VIII класса (коллежского асессора), то есть с достижением штаб-офицерского ранга; а с 1856 г. для этого требовалось достигнуть генеральского ранга, получив чин действительного статского советника.
В этом же отношении показателен и относительно низкий (даже не генеральский!) ранг, который полагался президенту «статской» коллегии, то есть, по европейским понятиям, министру.
Впоследствии министры имели чины действительного тайного советника, тайного советника, в отдельных случаях действительного статского советника, в частности в царствование Николая II.
§
В 1785 г. была принята Жалованная грамота городам. Она закрепляла единый сословный статус городского населения независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.
Принадлежность к мещанскому сословию рассматривалась как потомственная и наследственная. Она основывалась на трудолюбии и добронравии. Лишение мещанских прав и сословных привилегий происходило в случаях совершения некоторых уголовно наказуемых деяний.
В состав личных прав мещан входили: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др.
Среди имущественных прав мещанства можно выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т.д.
В соответствии с Жалованной грамотой городам все городское население делилось на шесть разрядов по их имущественному и социальному положению: городские обыватели, владеющие недвижимостью; купцы 1, 2 и 3-й гильдии; ремесленники, состоявшие в цехах; иногородние и иностранные купцы; именитые граждане (ученые, художники, музыканты, банкиры и др.); прочие жители городов.
Горожане имели свой сословный суд.
Создавалась новая система городского самоуправления: общая Городская дума и избираемая ею шестигласная Городская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. В обязанности органов городского самоуправления входило: обеспечение правопорядка, благоустройства города, развитие торговли и т. Д
Своего рода индикатором процесса экономического развития и важных сдвигов социального характера было увеличение городского населения в стране. К исходу XVIII в. население России достигло 36 млн. человек14. В городах к этому времени проживало 4,1% ревизских душ мужского пола ‘5 (таким путем в тот период происходило исчисление населения по переписям). Однако городское население росло гораздо быстрее сельского, и это новая черта социально-экономического развития страны. Так, за 1782—1795 гг. прирост всего населения составил 2,05%, а городских сословий — 4,85% 16. Но по тогдашней методике подсчета городского населения в него не включалось занятое несельскохозяйственным трудом население пригородных сел и слобод. В литературе в силу этого есть и более высокие цифры, указывающие на то, что городское население составляло к концу столетия 8,3%
Губернская и судебная реформы 1775 г.
Направление губернской реформы 1775г. определили Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи, утвержденные 7 ноября 1775 г. Накануне реформы административно-территориальное деление России было следующим: 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Проводимая реформа предполагала осуществить разукрупнение губерний. К концу реформы, т. е. через 20 лет, число губерний достигло 50.
Деление на губернии и уезды осуществлялось по административному принципу, без учета географических, национальных, экономических и других признаков. Основная цель реформы заключалась в приспособлении административного аппарата к фискальным и карательным целям государства. Губерния составляла территорию с населением в 400 тыс. душ, на территории уезда проживало около 30 тыс. душ.
Старые территориальные органы были ликвидированы. Провинции упразднялись как административно-территориальные единицы.
Во главе губернии стоял губернатор. Назначение на должность и смещение губернатора относилось к компетенции монарха.
При губернаторе состоял коллегиальный орган — губернское правление. В состав правления входили губернатор, два советника, назначаемые сенатом, и другие должностные лица. Губернское правление исполняло следующие функции: общее управление губернией, публикация законов, указов и распоряжений императора; надзор за исполнением; наложение ареста на имущество; рассмотрение жалоб и др.
Вопросами доходов и расходов в губернии занималась казенная палата. Здравоохранение и образование были отнесены к ведению Приказа общественного призрения.
Во главе уездной администрации стояли земский исправник и нижний земский суд, избираемые уездным дворянством. Нижний земский суд, в состав которого входили исправник и два заседателя, руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.
Надзор за законностью в губернии был возложен на губернского прокурора и двух губернских стряпчих. В рамках уезда надзором занимался уездный стряпчий.
В городах была введена должность городничего.
Руководство несколькими губерниями осуществлял генерал-губернатор. Ему подчинялись губернаторы, в отсутствие монарха он являлся главнокомандующим на своей территории, мог вводить чрезвычайные меры, имел право непосредственного доклада императору и др.
Губернская реформа 1775 г. носила феодально-крепостнический характер. Она укрепила позиции дворянства, усилила власть губернаторов и, разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах.
§
Режим крепостничества приводил к резкому увеличению объема земледельческих работ, особенно в связи с развитием барщинного хозяйства. Это обстоятельство стимулировало усиление жизнедеятельности общины — единственного инструмента, способного при дефиците рабочего времени стать гарантом интересов не только крестьян, но в конечном итоге общества в целом. Наиболее эффективным средством выживания общинников на владельческих землях стал переход к передельно-уравнительной практике. В течение XVIII века к передельной общине переходят и государственные крестьяне Севера, Урала, южной Украины, Европейской России, а в конце XIX века — сибирские крестьяне и донские казаки.
Казачье самоуправление не было единообразным во времени и по отдельным регионам. В XVIII—XIX вв. оно во многом определялось отношениями с царской властью. Царскими указами и различными положениями регламентировалась степень самостоятельности войсковых атаманов, полномочия войсковых кругов. Функционирование обычного права основывалось на общенародном убеждении в необходимости следовать выработанным путем неоднократного применения обычно-правовым нормам. В последней четверти XVIII в. процесс замены обычного права донских казаков российским законодательством приобрел более стремительный характер. Нормативно-правовые акты конца XVIII — начала XIX вв.. касавшиеся донского казачества, и «полезные» с точки зрения законодателя обычаи были систематизированы в межотраслевой кодифицированный правовой источник — «Положение об устройстве войска Донского», утвержденное 26 мая 1835 г. Таким образом, обычное право в XVI-XVIII вв. являлось важнейшим регулятором общественных отношений донских казаков. До конца XVII в. оно носило естественный, а в XVIII в. — волевой характер. В конце XVIII — начале XIX вв. обычное право было практически полностью выведено из правоприменительной практики. Однако с его учетом осуществлялась разработка нормативно-правовой базы, регулировавшей деятельность донского казачества. Историко-правовой опыт ее разработки должен учитываться законодателем при разработке юридических актов, направленных на придание функциональности современному российскому казачеству.
Принятая в 1861 году модель аграрных преобразований производит впечатление запоздалого компромисса между различными векторами развития страны, интересами и мифологемами социальных групп. Для власти того периода она явилась, пожалуй, наиболее оптимальным вариантом преобразования российской деревни, что отнюдь не означает принципиальную невозможность существования других социальных альтернатив. Тем более что принятый верховной властью на вооружение проект оказался противоречивым разрешением возникших противоречий.
В результате, во второй половине XIX в. государством был заложен такой вариант развития деревни, при котором определяющее значение для крестьянства стало приобретать общегосударственное писаное право. Одновременно существовала и была поставлена в законные рамки другая правовая система, основанная на крестьянском обычном праве, на существовавших веками традициях и обычаях, определявших в конечном итоге поведенческие стереотипы большинства крестьян. Сосуществование двух систем, безусловно, означало более медленное развитие, тормозило процессы модернизации страны, но в то же самое время способствовало поступательному, без резких скачкообразных движений развитию у российского крестьянства правовой культуры.
Изменения в государственном строе и политическом режиме в первой половине XIX в.
Революция государственной системы, сформированной в первой четверти XVIII в., происходила в течение всего столетия. Определенно наметилась дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления.
Император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из двенадцати членов, который просуществовал до 1810 г.
В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые Императором, был создан Государственный совет.
Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета.
Работа Государственного совета осуществлялась либо в форме общих собраний, либо в форме департаментских заседаний. В 20-х годах XIX в. Государственный совет утрачивает свою монополию на законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредотачивается в Собственной Его Величества канцелярии,
После создания новых центральных органов управления окончательно определилось роль Сената — он утвердился как высший судебный орган государства. Все департаменты Сената превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.
Дальнейшая централизация государственного управления потребовали пересмотра системы отраслевых органов государственного управления.
В 1802 г. был принят манифест «Об учреждении министерств»,
Министры были обязаны ежегодно представлять в Сенат отчеты о своей деятельности.
В 1811 г. издается “Общее учреждение министерств“, документ, подготовленный М.М. Сперанским.
Вместе с постоянно действующими центральными органами власти и управления в первой половине XIX в. действовал ряд временных комитетов (секретных органов). Они создавались императором для решения важных, неотложных, не нуждающихся в огласке вопросов
В 1827 г. был создан специальный жандармский корпус, составивший вооруженную и оперативную опору Третьего отделения. В 1836 г. было принято «Положение о корпусе жандармов». Создавалась сеть жандармских округов, подчинявшихся главному жандармскому управлению. На местах создавались губернские жандармские управления и городские команды жандармов (в губернских, портовых городах и крепостях).
В задачи жандармских команд входило: «усмирение буйства и восстановление нарушенного повиновения», «рассеяние законом запрещенных скопищ».
В 1837 г. реорганизуется система полицейских органов: в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы (станы) появляется полицейская должность станового пристава. Тем самым полицейская сеть распространяется в сельские районы страны. Становой пристав опирался в своей деятельности на сельскую выборную полицию: сотских и десятских и на вотчинную полицию помещиков.
В первой половине XIX в. создается разветвленная сеть тюремных учреждений. Первым общегосударственным актом, регулирующим эту сферу, стал «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных», принятый в 1832 г. и дополненный в 1842 г. В нем регламентировался порядок содержания под стражей и ссылки лиц, относящихся к разным сословиям, предусматривались определенные льготы и привилегии для некоторых из них.
Государственные преступники, содержались в политических тюрьмах.
Совершившие церковные преступления заключались в монастырские тюрьмы (Соловецкий монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь).
Остальные преступники содержались в общеуголовных тюрьмах; в одном Санкт-Петербурге в 1829 г. в тюрьмах находились почти три с половиной тысячи заключенных крестьян, присланных туда помещиками.
В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Судами второй инстанции в губерниях стали палаты уголовного и гражданского суда. Палата гражданского суда выполняла также функции нотариата.
С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, рассматривавшие вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и пр. Действовали другие ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, духовные, путей сообщения, волостные крестьянские суды. В столицах действовали надворные суды по делам сословий. Судебное управление осуществляло образованное в 1802 г. Министерство юстиции. Вся судебная система строилась на сословных началах.
Церковные реформы в XVIII в.
В 1700 г. в России упраздняется патриаршество. В 1721 г. была издана Духовная коллегия, стоящая в ряду других коллегий и вскоре переименованная в Синод. Тем самым подчеркивалось особое положение этой коллегии, близость ее статуса к Сенату (полное название органа: Святейший Правительственный Синод).
В 1726 г. была сделана неудачная попытка разделить синод на два департамента: первый, состоящий из членов Синода, находящихся на жалованье (не получавших доходов от епархий), должен был управлять богослужебно-каноническими делами церкви. Второй, состоящий из светских чиновников, должен был решать судебные и административно-хозяйственные вопросы церковного управления. Это был проект бюрократизации церковного управления.
Реорганизация местных церковных органов была произведена по аналогии с реорганизацией Синода.
Уже в первой четверти XVIII в. определилось правовое положение императора в церковной системе:
1) император стал источником и носителем высшей власти в православной церкви, власть церкви стала производной от государственной власти;
2) император осуществлял свою власть в церкви в рамках государственного законодательства;
3) Священный Синод стал органом распорядительной власти императора;
4) церковная организация стала частью государственного аппарата, его ведомством. Как государственная, власть монарха была поставлена над церковью.
Отход от православия, совращение в нехристианскую веру, богохульство оставались тяжкими преступлениями и наказывались смертной казнью.Также ограничивалось распространение нехристианских вероучений, прежде всего, мусульманства.
Наступление государства на имущественные права церкви выразилось уже в ограничении прав собственности церкви на землю и крепостных крестьян: духовные лица лишались права распоряжаться своим имуществом, за ними сохранялось лишь право сбора оброка.
В 1764 г. была проведена секуляризация церковных и монастырских земель. Церковь лишалась вотчинных прав,
В «Наказе» Екатерины II (1768 г.) наряду с тремя общественными слоями (дворянство, «средний род людей», крестьянство) духовенство не упоминалось как особое сословие, подчеркивался; принцип свободы вероисповедания.
Проекты, выработанные в Уложенной комиссии уложения, определили дальнейшее развитие законодательства о церкви: в 1773 г. была провозглашена свобода вероисповедания. При проведении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях передавались в совестные суды, с 1782 г. — в управы благочиния, подчиненные городским властям. Туда же передавались дела о волшебстве и богохульстве. С 1772 г. отменялись уголовные наказания за ересь.
На разборе 1769 г. многих духовных лиц, не имевших должностей священно — и церковнослужителей, в возрасте от пятнадцати до сорока лет призвали в армию. Духовенство численно регулировалось по аналогии с государственной бюрократией: в 1786 г. хлебное жалованье было полностью заменено денежным, с 1791 г. началось пенсионное обеспечение священнослужителей.
С 1783 г. вступление в духовное звание было закрыто для крепостных, в 1779 г. были отменены телесные наказания для духовных лиц.
В начале XIX в. правительство стремится создать собственный идеологический аппарат и окончательно подчинить ему бюрократизированное духовенство. Церковных иерархов предполагалось устранить от управления церковью в центре и на местах, передав управление государственному органу. В 1817 г. создается Министерство духовных дел и народного просвещения. Министру передавались административные функции Синода, устанавливался контроль за его судебной деятельностью. Синод подчинялся Министерству духовных дел. Однако уже в 1824 г. министерство ликвидируется.
Во второй четверти XIX в. в ведение обер-прокурора Синода передаются некоторые вопросы, ранее рассматриваемые самим этим органом. В 30-е годы в непосредственное ведение обер-прокурора переходит канцелярия Синода и комиссия духовных училищ.
В 1836 г. создаются особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, подчиненные обер-прокурору. Bсе исполнительные органы Синода оказались подчиненным одном, лицу, а высший орган церковного управления оказался изолированными от местного аппарата, утратившим хозяйственные, финансовые и административные функции перешедшие к светским органам и чиновникам. Государство стремилось организационно и административно подчинить себе церковь, сохранив ее в качестве идеологической системы и центра.
§
После вступления на престол Павла I вновь был поставлен вопрос о новом «Уложении», и в 1796 г. была создана комиссия, задачей которой было не составление нового, а подготовка сводного «Уложения», в котором были бы собраны все действующие законы из области уголовного, гражданского и государственного (административного) права.
Новые задачи кодификации, с приходом в 1801 году к власти Александра I, который одним из первых в России осознал необходимость реформ, перед комиссией ставились:
Комиссии поручалось составить общие государственные законы, действующие на пространстве всей Российской империи. Из массы существующих законов необходимо было выбрать те, которые «наиболее полезны для блага народа и соответствуют духу нации и естественным условиям страны». Новое «Уложение» предполагалось разделить на шесть частей:
1) «законы органические и коренные», определяющие правовой статус императора, его отношения с правительственными органами и подчиненными;
2) «общие основания и начала права», т.е. формы права, его действие в пространстве и во времени, принципы толкования закона, перечень санкций, понятия лица, вещи, действия и обязательства, владения и собственности, способы их приобретения и прекращения;
3) общие гражданские законы, относящиеся к лицам, вещам, действиям, обязательствам, владению и собственности;
4) уголовные законы и устав благочиния;
5) способы приведения законов в исполнение, применения их на практике, а также законы о судоустройстве, о разделении судебного процесса на части;
6) местные законы, применяемые при особых условиях, существующих в отдельных регионах страны.
В 1803 г. дело систематизации права было передано в Министерство юстиции, а в 1804 г. был подготовлен проект работ, в котором первоочередной задачей стала кодификация законов о судоустройстве и судопроизводстве, а целью законов являлась защита личности и собственности.
19 января 1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившего представленный «Свод законов». Было принято решение пользоваться текстами существующих законов до 1 января 1835 г., а затем должен был вступить в силу в полном объеме в качестве общего «Свода законов Российской империи». В целом, данную попытку кодификации российского права можно считать успешной, во многом это заслуга величайшего российского реформатора М.М. Сперанского.
Впервые в российском законодательстве «Уложение» содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не слишком четко. В первом разделе говорилось о вине как основании ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность. Военнослужащие не подпадали под действие Уложения о наказаниях. Для них существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой Артикул воинский.
В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления. «Уложения» предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам и степеням. Все наказания за преступления и проступки делились на уголовные и исправительные. К уголовным относилось лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой. Исправительными наказаниями считались потеря всех особенных личных и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный
арест и некоторые другие. Сохранялся сословный принцип применения
наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться
телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишения сословных прав и привилегий.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года — первый российский уголовный кодекс. Было подписано 15 августа 1845 года Николаем I. Оно было введено в действие в 1846 году. Уложение представляло собой кодифицированный нормативный акт, содержавший как нормы, регулировавшие общие вопросы уголовного права, так и устанавливающие ответственность за совершение конкретных преступных посягательств.
Уложение включало в себя 12 разделов, делившихся на главы, отделения и статьи, а также приложение («О лицах, изъятых от наказаний телесных»). Раздел I «О преступлениях, проступках и наказаниях вообще» включал нормы общего характера, а остальные 11 разделов включали нормы о конкретных преступлениях, которые составляли Особенную часть дореволюционного уголовного права. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных было большим шагом вперед в развитии уголовного законодательства Российской империи. Однако на нем по-прежнему висел большой груз феодальных принципов и предрассудков.
По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. преступление определяется как противоправное виновное деяние. Данным определением не установлено четкого разграничения между преступлением и проступком.
В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. определяются формы вины, условия освобождения от уголовной ответственности (такие как несовершеннолетие, душевная болезнь и др.).
По Уложению 1845 г. основаниями, устраняющими вменение, являлись: случайность; малолетство (до 10 лет вменение исключалось, с 10 до 12 было условным); безумие; сумасшествие; беспамятство; ошибка (случайная или результат обмана); принуждение; непреодолимая сила; необходимая оборона.
Субъективная сторона подразделялась на:
1) умысел: с заранее обдуманным намерением; с внезапным побуждением, непредумышленный;
2) неосторожность, при которой последствия деяния не могли быть с легкостью предвидены; вредных последствий невозможно было предвидеть вообще.
Уложение различало соучастие в преступлении: по предварительному соглашению участников; без предварительного соглашения. Соучастники делились на: зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей, укрывателей.
Система преступлений включала двенадцать разделов, каждый из которых делился на главы и отделения. Важнейшими были преступления против веры, государственные, против порядка управления, должностные, имущественные, против благочиния, законов о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, семьи и собственности.
Классификация преступлений (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.):
1) религиозные (около 80 видов): богохульство, совращение православного в другую веру и др.;
2) государственные (около 20 видов): государственная измена, бунт, покушение на императора и др.;
3) преступления против порядка управления: неповиновение начальству и др.;
4) должностные преступления: взяточничество, опоздание на работу и др.;
5) преступления против личности: убийство и др.;
6) преступления против имущества: разбой, грабеж и др.
Система наказания составляла сложную иерархию наказаний уголовных и исправительных. Уложение предусматривало 11 родов наказаний, разделенных на 35 ступеней (от смертной казни до внушения).
Наказания (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845):
1) уголовные, которые сопровождались лишением всех прав состояния: смертная казнь (назначалась только за политические преступления); каторжные работы (от 5 лет до пожизненных) с последующим поселением в Сибири; пожизненная ссылка в Сибирь; ссылка на Кавказ (назначалась за религиозные преступления, не назначалась военным);
2) исправительные, которые сопровождались лишением лишь некоторых прав состояния: телесные наказания (например, битье кнутом, клеймение); ссылка в Сибирь на определенный срок; кратковременное заключение, которое могло быть реализовано либо в крепости, либо в тюрьме); штраф; кратковременный арест; выговор.
Крестьянская реформа 1861 г.
Император утвердил 19 февраля 1861 г. ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были приняты центральное и местные положения, в которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов. Их главными идеями были: крестьяне получают личную свободу и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в пользование крестьян.
Наделение землей осуществлялось по добровольному соглашению помещика и крестьянина: первый не мог давать земельный надел меньше нижней нормы, установленной местным положением, второй не мог требовать надела размером больше максимальной нормы, предусмотренной в том же положении.
Собственность на землю сохранялась за помещиком вплоть до совершения выкупной сделки, крестьяне на этот период являлись только пользователями и «временнообязанными». В этот переходный период крестьяне освобождались от личной зависимости, для них отменялись натуральные налоги, снижались нормы барщины (тридцать — сорок дней в год) и денежного оброка.
Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечении девятилетнего срока с момента выпуска манифеста, когда крестьянин отказывался от надела. Для остальной массы крестьян это положение потеряло силу лишь в 1883 г., когда они были переведены в состояние собственников.
Выкупной договор между помещиком и крестьянской общиной утверждался мировым посредником. Усадьбу можно было выкупить в любой момент, полевой надел — с согласия помещика и всей общины. После утверждения договора все отношения (помещик-крестьянин) прекращались и крестьяне становились собственниками.
Субъектом собственности в большинстве регионов становилась община, в некоторых районах — крестьянский двор. В последнем случае крестьяне получали право наследственного распоряжения землей. Движимое имущество (и недвижимое, ранее приобретенное крестьянином на имя помещика) становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получали право вступать в обязательства и договоры, приобретая движимое и недвижимое имущество. Земли, предоставленные в пользование, не могли служить обеспечением договоров.
Крестьяне получали право заниматься торговлей, открывать предприятия, вступать в гильдии, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий, поступать службу, отлучаться с места жительства.
В 1863 и 1866 гг. положения реформы были распространены на удельных и государственных крестьян.
Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы. Был установлен годовой шестипроцентный капитализированный оброк, равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика. Таким образом в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежний феодальный критерий.
Крестьяне выплачивали двадцать пять процентов выкупной суммы наличными при совершении выкупной сделки, остальную сумму помещики получали из казны (деньгами и ценным бумагами), ее крестьяне должны были вместе с процентами выплачивать в течение сорока девяти лет. Полицейский фискальный аппарат правительства должен был обеспечить своевременность этих выплат. Для кредитования реформы образованы Крестьянский и Дворянский банки.
В период «временнообязанности» крестьяне оставались обособленными в правовом отношении сословием. Крестьянская община связывала своих членов круговой порукой: уйти из нее можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община. Можно было уйти «общества», найдя заместителя. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли. Сход разрешал семейные разделы земли.
Волостной сход решал квалифицированным большинством вопросы: о замене общинного землепользования участковым, о разделе земли на постоянно наследуемые участки, о переделах, об удалении из общины ее членов.
Староста являлся фактическим помощником помещика (в период временнообязанного существования), мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту.
Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал за незначительные проступки.
Был предусмотрен широкий набор мер, применяемых к недоимщикам: отобрание доходов с недвижимости, отдача в работу или в опеку, принудительная продажа движимого и недвижимого имущества должника, отобрание части или всего надела.
Неблагоприятными последствиями реформы стали следующие: а) наделы крестьян уменьшились по сравнению с дореформенными, а платежи, в сравнении со старым оброком возросли; в) община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами; в) крестьяне оставались обособленным сословием.
Земская реформа 1861 г.
Согласно «Положению» 1864, создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы. В основу избирательной системы были положены выборное, имущественное (цензовое) и сословное начала. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). От выборов, таким образом, отстранялись рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция. Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков.
Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.
Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания. Опасаясь влияния земских учреждений, правительство предоставило им право ведать лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц (для чего земства облагали население местными сборами), «попечением» о развитии местной торговли и промышленности и т. п.
Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 70-х гг. земства были введены в 34 губерниях Европейской России и в Области войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели.
Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства и культуры.
Городская реформа 1870 г.
Результаты реформы городского управления были более эффективными, чем в сельской местности. В ходе реформы 1870 г. была установлена довольно рациональная структура городского управления. Распорядительные функции были предоставлены городской думе; исполнительным органом, действующим в рамках, отведенных ей думой, стала управа. Работа управы и подчиненных ей органов регулировалась инструкцией, издаваемой думой. Члены управы избирались думой и не нуждались в дополнительном утверждении. Постановлением думы члены управы могли быть отстранены от должности и преданы суду. Городской голова также избирался думой, но в зависимости от ранга города утверждался в должности губернатором или министром внутренних дел. Обычно городской голова занимал руководящее место не только в управе, но и одновременно являлся также председателем думы.
В целом, органам городского самоуправления была предоставлена довольно широкая самостоятельность в ведении городского хозяйства и решении местных дел. Утверждению губернской администрацией, а в некоторых случаях министерством внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы, как правило, финансовые. Подавляющее большинство дел, в том числе и составление годовых смет, решались думою самостоятельно и не нуждались в дополнительном согласовании. На губернатора возлагались функции общего надзора за законностью действий органов городского самоуправления.
При Александре III земское и городовое положения были частично пересмотрены. Причиной реформы послужил кризис земских учреждений. Исполнение земских дел в управах, при отсутствии должного контроля со стороны гласных принимало все более формальные формы, отдаленные от задач решения реальных проблем населения.
Судебная реформа 1864 г.
Судебная реформа 1864 г. — преобразование в России судоустройства и судопроизводства на основе судебных уставов. Еще до начала реформы следствие изъяли из ведения полиции и передали специальному институту судебных следователей. В 1861 г. началась планомерная подготовка судебной реформы, в 1862 г. Александр II одобрил «основные начала» Судебных уставов, 20 ноября 1864 г. Судебные уставы были утверждены. В России начало действовать весьма прогрессивное законодательство и судопроизводство: было осуществлено отделение суда от администрации, включавшее гласность и состязательность судебного процесса, несменяемость судей и судебных следователей (судьи и следователей могли быть уволены по собственному желанию или в соотстветствии с приговором суда), были введены суд присяжных (сословных представителей) и институт адвокатуры (присяжных поверенных). Вводилось два вида судов — мировой и коронный. Мировой суд имел упрощенное судопроизводство и рассматривал-гражданские иски до 500 рублей и мелкие уголовные преступления. Коронный суд состоял из Окружных судов (первая инстанция) и Судебных палат (вторая инстанция). В каждой губернии действовало от 1 до 3 Окружных судов. Судебные округа во главе с Судебными палатами объединяли по нескольку губерний. Окружные суды рассматривали все уголовные деда, исключая государственные (политические) и должностные преступления (старше титулярного советника). Судебные палаты (как первая инстанция) рассматривали государственные и должностные преступления (совершенные чиновниками до V класса). Кассационные департаменты Правительствующего сената рассматривали дела о преступлениях чиновников выше V класса. Для рассмотрения преступлений, совершенных членами Государственного совета, министрами и равными им лицами, был учрежден Верховный уголовный суд.
§
Рост революционного движения, развитие капиталистических отношений и поражение России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки вооруженных сил страны.
На первом этапе реформы был сокращен (с двадцати пяти до пятнадцати лет) срок службы рекрутов и несколько улучшена подготовка офицерских кадров.
Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась вплоть до 1874 г. Только угроза быстрого усиления западноевропейских армий, формировавшихся на основе всеобщей воинской повинности, заставила правительство ввести аналогичный порядок в русскую армию.
1 января 1874 г. был утвержден «Устав о воинской повинности», вводившийся для всего мужского населения «без различия состояний». Лица, достигшие двадцати одного года, призывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребии), зачислялись в ополчение. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в пятнадцать лет (из них действительная служба составляла шесть лет и службе в запасе — девять лет). Сроки службы во флоте соответственно составляли семь и три года. Для лиц с высшим образованием cpoк действительной службы сокращался до полугода, со средним — до полутора лет.
Для получения офицерского звания требовалось наличие специального военного образования. Командный состав по-прежнему сохранял черты корпоративности и сословности, еще длительное время в нем преобладали дворянские элементы.
Армия состояла из кадровых, резервных и запасных (тыловых войск). Офицерский корпус готовился в юнкерских училищах, военных гимназиях и военных академиях (командных юридических, медицинских).
Сохранялась особая военная юстиция, в ведение которой в 1878 г. было передано большое число дел о государственных преступлениях (сопротивление властям, нападение на полицию и войска). Еще ранее, в 1863 г., в связи с польским восстанием генерал-губернаторам было дано право объявлять губернии на военном положении, в связи с чем многие дела переходили в ведение военных судов.
Контрреформы 80-90-х гг. 19в.
Контрреформы – неопределенное понятие – земская и городская контрреформа в 1890 году (Повышение избирательного ценза, ограничивалась самостоятельность городских Дум, кол-во их заседаний ограничилось и т.д) на смену 1870 года. Было изменено сословное представительство. Судебная контрреформа – отдельные поправки к судебным уставам принятые в разное время. Все дела о государственных преступлениях рассматривались в сенате, а не в судебной палате. Появилось дисциплинарное присутствие сената – для ограничения принципа несменяемости судей. Следователи тоже были несменяемы, поэтому не эту должность старались не назначать, а назначали – исполняющих обязанности (что уставом не предусматривалось. Число дел рассматриваемых на закрытых заседаниях увеличилось после принятия в 1881 году закона “О чрезвычайном положении” — в частности разрешалось закрывать суды, школы и т.п. и передавать дела из подсудности общих судов в подсудность военных. Готовилась и более серьезная поправка о ограничении суда присяжных, но она не прошла.
К контрреформам в 1871 году относится и тот факт, что дознание о государственных преступлениях передано жандармерии, хотя не было даже такого понятия, как жандармское расследование.
Цензура и образование
«Временные правила о печати» 1882 дали возможность властям закрывать любой печатный орган.
Новый «Университетский устав» 1884 года уничтожил унив-ую автономию. большевизация советов и возникает опять двоевластие (хотя ВЦИК до сих пор состоит в основном из меньшевиков и эсеров ).
Изменения в системе высших органов власти после первой русской революции 1905-1907 гг.
После Манифеста 17 октября 1905 г. началось образование либеральных партий. Наиболее значимыми из них были две: Конституционно — демократическая и «Союз 17 октября».
Конституционно — демократическая партия (кадеты) организационно оформилась на I съезде в Москве 1905 г. Она была партией российской интеллигенции: в ней состояли преподаватели высших учебных заведений, писатели, учёные, деятели искусства, врачи, инженеры, адвокаты. Причём, кадетская партия вобрала в себя элиту российской интеллигенции, которая мечтала о радикальном преобразовании страны парламентским путём на основе общечеловеческих ценностей.
Осуществления своих целей кадеты намеревались добиваться только мирными средствами. Они выступали против любых насильственных действий в отношении власти, за эволюционное развитие общества.
В 1906 г. Москве была образована партия крупной буржуазии и обуржуазившихся помещиков «Союз 17 октября» или октябристская партия.. Октябристы считали, что более серьёзные уступки со стороны царя могут разрушить общество. Признанным лидером партии стал крупный промышленник, представитель старинной купеческой фамилии А.И. Гучков. Своей целью октябристы считали содействие самодержавию в проведении курса реформ.
Центральным событием 1906 г. стала деятельность нового органа власти — I Государственной думы.
Создание Государственной думы — народного представительства при государственной власти — было провозглашено в Манифесте 17 октября 1905 г. Новому органу власти предоставлялись законодательные права, причём, в Манифесте указывалось, что никакой закон не может получить силы без одобрения его Думой.
В декабре 1905 г. был опубликован избирательный закон, подготовленный С.Ю. Витте. Согласно ему, все слои населения получили право участвовать в выборах. При выборах сохранялся сословно-куриальный принцип, и выборы становились многоступенчатыми. Создавалось 4 курии: земледельческая, городская, крестьянская, рабочая. Выборы проводились двухступенчато — сначала на уездных собраниях выбирали выборщиков, которые на губернских собраниях выбирали депутатов Думы.
§
В 1905 году Булыгину было дано задание на разработку некоего представительного органа и к разработке приступили в феврале, а закончили в августе. Результат – принятие манифеста “О государственной думе” утверждающей порядок ее избрания и т.п. Но государственная дума не была создана так как она должна была быть в проекту чисто законосовещательным органом (то есть если закон отвергался думой, это не означало что царь не мог его принять). Избираться такая дума должна была по куриям:
— дворянская курия
— крестьянская
— городская
Но принятие этого закона не принесло ожидаемого результата, а даже напротив – усилила революционное движение, так как выборы в такую булызинскую думу был бойкотированы многими социалпартиями.
В результате – в октябре 1905 года – всеобщая стачка, которая парализовала все движение и ее поддержали очень значительная часть населения. В ответ и был принят манифест 1905 года:
— даровал основные политические свободы гражданам России (слова, собрания, совести, организаций, …)
— изменился статус государственной думы:
1/ законодательный орган (без него ни один закон не проходит)
2/должны быть представлены те классы, которые раньше не были
3/получает контроль за деятельностью исполнительной власти
Этот манифест удовлетворил некоторую часть бастующих, так как это был реальный шаг к переходу к ограниченной конституционной монархии.
В декабре 1905 года появились ряд положений, которые ограничивали цензуру (о повременной и не повременной печати), разрешали (при определенных условиях) создания союзов и т.п.
Это все повлияло на революционное движение, которое пошло на спад, но не прекратилось и в борьбе с ним использовали все тот же закон 1881 года “О чрезвычайном положении”, то есть принятые положения не реализовывались в местах с объявленным чрезвычайным положением, что вызывало недовольство.
В декабре же 1905 года был принят новый избирательный закон, по которому в думу добавлялась четвертая курия – рабочих.
Для всех курий порядок выборов в них был разный, как и количество мест в думе.
Волости à уезды à губернии à губернское собрание выборщиков – для крестьян.
Предприятия à губернский съезд à губернское собрание выборщиков – для рабочих.
Для городского населения – в два этапа и самый простой способ выборов – для дворян (часть в один этап, часть – в два). Количество выборщиков учитывало соотношение дворян к населению в данном выборном районе. То есть выборы были не равные и не всеобщие, так как некоторые слои населения (женщины, военнослужащие, жандармерия, студенты).
Дума приступила к работе в конце апреля 1906 года, но до этого в феврале был принят указ о том, что государственный совет является второй палатой российского парламента (то есть все законы должны проходить через нее).
Столыпинская аграрная реформа и изменения в правовом положении крестьян.
Можно считать, что реформа началась еще в 1905 г., когда Манифестом 3 ноября «Об улучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского населения» было объявлено об уменьшении выкупных платежей с 1 января 1906 г. наполовину и их отмене с 1 января 1907 г. Манифест обещал и расширение льготного кредитования Крестьянским банком сделок по купле-продаже.
Столыпинская аграрная реформа явилась важным событием в экономической и социальной жизни страны в первую очередь деревни. Столыпин был известен не только проводимыми им репрессиями. Он не без оснований полагал, что революцию порождают определенные недостатки социальных отношений в России, которые следует устранить. Главным из недостатков он считал сельскую общину, сохраненную крестьянской реформой и тормозившую развитие капитализма в деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ от 9 ноября 1906 г., подготовленный Столыпиным.
Согласно концепции Столыпина модернизация страны могла быть осуществлена при выполнении трех условий: во-первых, необходимо было сделать крестьян полновластными собственниками; во-вторых, необходимо осуществить всеобщее начальное обучение грамоте в обязательной для всех четырехлетней начальной школе; и наконец – добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.
Столыпин исходил из необходимости создания в деревне массовой и более сильной, чем помещики, социальной опоры самодержавия – кулачества.
Согласно Указу от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» любой крестьянин имел право выйти из общины и потребовать в свою единоличную собственность соответствующий земельный надел, который полагался ему, когда он был в составе общины. Аграрное законодательство преследовало цель предоставить наиболее благоприятные условия для образования кулацких хозяйств. Частичное разрушение крестьянской общины, способствовавшее развитию буржуазных отношений, правда, произошло, и в этом состояло прогрессивное значение реформы. Принятый 14 июня 1910 г. Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» развивал основные положения вышеназванного указа: например, во всех общинах, где не было земельных переделов, земля объявлялась личной собственностью.
Важную часть реформы составила переселенческая политика. Столыпин хотел ослабить земельную нужду в Центральной России, Прибалтике, представлявшую собой взрывоопасную силу. Было образовано широкое и добровольное переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны. Однако переселение было организовано плохо, что существенно снизило его результаты.
Крестьянская реформа 1861 г., освободив крестьян, все же не решила всех проблем, связанных с аграрным сектором. Основными узлами противоречий оставалось сохранение:
1) крупного помещичьего землевладения при малоземелье основной массы населения;
2) выкупных платежей (за надельную землю по реформе 1861 г.);
3) двух видов крестьянского землевладения: общинного (на праве общей совместной собственности) и подворного (на праве единоличной частной собственности).