Социальное партнерство: понятие и значение, формы и функции, особенности

Социальное партнерство: понятие и значение, формы и функции, особенности Залог недвижимости

Организация социального партнёрства в компании

Основа социального партнерства – это договор между участниками трудовых отношений. В ГК РФ не указаны специальные требования к этому соглашению. Составляется он обычно по следующей схеме:

  • Название.
  • Дата создания.
  • Вступление: наименование участников, представителей.
  • Предмет соглашения.
  • Права и обязанности профсоюза.
  • Права и обязанности работодателя.
  • Порядок выполнения обязательств.
  • Наказание за неисполнение пунктов договора.
  • Срок действия соглашения.
  • Порядок рассмотрения возникающих конфликтов.
  • Реквизиты и подписи.

Законодательством не предусматривается строгих правил относительно оформления социального партнерства. Однако все же стоит указать в соглашении все подробности для комфорта самих же участников.

Договор о СП предполагает особый характер. В связи с этим требуется совершить некоторые дополнительные шаги для корректного оформления партнерства:

  1. Разработка плана взаимодействия между участниками.
  2. Согласование плана с заинтересованными сторонами (к примеру, с органами местного самоуправления).
  3. Составление основного и дополнительного договора.

Каждый шаг должен быть согласован со сторонами-участниками.

Органы социального партнерства

В главе 5 ТК РФ предусмотрено образование органов соцпартнерства по решению работников и работодателей (их представителей). Эти органы должны обеспечивать:

— регулирование социально-трудовых отношений,

— ведение коллективных переговоров и подготовку проектов колдоговоров, соглашений,

— заключение колдоговоров, соглашений,

— организацию контроля за выполнением колдоговоров, соглашений на всех уровнях социального партнерства.

Такими органами являются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК РФ).

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Она работает в соответствии с ФЗ от 01.05.1999 № 92-ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”.

В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они работают в соответствии с законами субъектов РФ. В частности, в Москве — субъекте РФ — городским законом от 11.11.2009 № 4 “О социальном партнерстве в городе Москве” определена система соцпартнерства, одним из элементов которой является МТК — Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

МТК формируется правительством Москвы, объединениями профсоюзов Москвы, объединениями работодателей Москвы — на принципах согласия и из равного количества представителей каждой из сторон (не больше 15 человек от каждой), уполномоченных представленными сторонами (ст. 10 Закона Москвы о соцпартнерстве).

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, работающие в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. Создание территориальных трехсторонних комиссий в Москве предусмотрено ст. 9 Закона Москвы о соцпартнерстве.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Эти комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях соцпартнерства. Образование отраслевых (межотраслевых) трехсторонних комиссий предусмотрено и ст. 9 Закона Москвы о соцпартнерстве.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта колдоговора и заключения колдоговора. Деятельность комиссий по подготовке, заключению, контролю исполнения колдоговоров в организациях в Москве регулируется Законом Москвы о соцпартнерстве.

Автор — заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Продолжение следует

Политика социального партнерства

Социальное партнерство: понятие и значение, формы и функции, особенностиПартнерство — это согласование интересов различных социальных групп путем переговоров, компромиссов, договоренностей. Участие в данном процессе должно быть добровольным. Участие государства возможно лишь в той мере, которая для него определена в каждом конкретном случае. Стороны социального партнерства свободны в выборе его форм. При этом они обязаны соблюдать определенные принципы.

Роль государства

Социальное партнерство: понятие и значение, формы и функции, особенностиГосударство в социальном партнерстве содействует развитию и становлению данного процесса, а также принимает участие в деятельности трехсторонних комиссий. Именно оно готовит и закрепляет нормативную базу, необходимую при решении вопросов сторонами соцпартнерства.

Участие государства обязательно, когда речь идет о соглашениях, финансовое обеспечение которых производится из казны РФ. В иных случаях необходимость его присутствия определяется договоренностью сторон.

Система соцпартнерства

Социальное партнерство: понятие и значение, формы и функции, особенностиСистему социального партнерства составляют следующие уровни (ст. 26 ТК РФ):

  • федеральный (база по регулированию трудовых отношений в России);
  • межрегиональный (по регулированию трудовых отношений в более чем одном субъекте);
  • региональный (в рамках одного субъекта);
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • локальный.
Интересно! Предпосылки к возникновению системы социального партнерства появились в конце XIX века, а расцвет пришелся на вторую половину следующего века.

Социальное партнерство в современной россии: состояние и проблемы

УДК 316.334.2

А.Г. Антипьев
Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии
Пермский государственный университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева,15

К.А. Антипьев
Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и политологии
Пермский государственный технический университет. 614990, г. Пермь, пр. Комсомольский, 29

Рассмотрены правовые основы социального партнерства в трудовых отношениях современной России, выделены проблемы его развития.

Ключевые слова: социальное партнерство в труде; правовые основы; социокультура; «архаичное» общество

Развитие рыночных отношений, демократизация общественной жизни в нашей стране неизбежно потребовали развития социального партнерства, и прежде всего в сфере труда, что особо остро подтвердил нынешний мировой финансовый кризис. Россия, как известно, пострадала от него больше, чем многие другие страны. Кризис высветил наличие ряда теоретических и практических пробелов в развитии социального партнерства в сфере трудовых отношений России. На некоторых из них и остановимся в данной статье.

Впервые термин «социальное партнерство» появился в указе Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. №212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», а впоследствии – в ныне не действующем указе Президента РФ от 5 февраля 1993 г. №188 «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Дальнейшее развитие правила социального партнерства в сфере труда получили в ряде федеральных законов. Имеются в виду федеральные законы – от 19 апреля 1991 г. №1032-1 « О занятости населения в Российской Федерации», от 11 марта 1992 г. № 2490-1 « О коллективных договорах и соглашениях» (теперь не действует), Основы законодательства РФ об охране труда от 6 августа 1993 г. №5600-1 (а впоследствии – Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»); а также федеральные законы от 23 ноября 1995 г. №175-ФЗ « О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (ныне не действует), от 12 января 1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; от 1 мая 1999 г. №92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений», от 27 ноября 2002 г. №156-ФЗ « Об объединениях работодателей» и другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ. Считается, что с 2002 г. в связи с введением в действие Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 (№197-3), а затем с новой его редакцией от 30 июня 2006 г. (№90-ФЗ) была заложена обновленная основа правового регулирования отношений по поводу социальных партнеров.

Важную регулирующую роль в социальном партнерстве играют генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийским объединением работодателей и Правительством РФ. Действующее ныне такое соглашение принято на 2008–2021 гг. В настоящее время идет разработка очередного Генерального соглашения сроком на три года. Соглашения принимаются и на других уровнях.

В Трудовом кодексе РФ социальное партнерство в сфере труда (далее – социальное партнерство) трактуется как «…система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23). Там же достаточно четко определены основные демократические принципы социального партнерства. К ним относятся: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24).

Еще про залог:  Кредиты под залог земельного участка от 5.9% — 19 предложений в 14 банках, взять кредит под залог земли

В Трудовом кодексе РФ выделены сторонысоциального партнерства. Ими являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Особо определена роль органов государственной власти и органов местного самоуправления. Они «…являются сторонами, социального партнерства в случаях когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством» (ст. 25).

Социальное партнерство по своему содержанию многоуровневое. Оно осуществляется на следующих уровнях: федеральном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ; межрегиональном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ; региональном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ; отраслевом, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); территориальном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; локальном, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда (ст. 26).

Позитивно то, что в новой редакции Трудовом кодексе РФ уточнены формы социального партнерства: коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; взаимные консультации (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; участие работников, их представителей в управлении организацией; участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (ст. 27).

Таким образом можно считать, что в нашем обществе под социальное партнерство подведена соответствующая нормативно-правовая база, позволяющая утверждать о наличии системы механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. В этой системе интересы работников представлены, как правило, профсоюзами [8], а интересы работодателей – союзами предпринимателей [9]. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам их роли в деятельности предприятия. Однако, как показывает современная практика, требуется дальнейшее совершенствование правовой и организационной основы социального партнерства, повышение ответственности работодателей в безукоризненном выполнении основных своих обязанностей по отношению к работникам. Например, в Трудовом кодексе РФ зафиксированы вполне ясные меры, позволяющие работникам в случае задержки выплат, приостанавливать работу, а также взыскивать с работодателей штрафы за каждый день задержки зарплаты. К сожалению, на практике эти меры реализуются крайне проблематично. Одна из причин такого положения кроется в том, что пока еще не выработан эффективный механизм беспрекословного выполнения подобных мер.

Низкая эффективность социального партнерства объясняется и другими не менее значимыми причинами. К ним можно отнести дебаты по основным теоретическим конструкциям и изъяны в их прикладном применении.

Все цивилизованные, демократические рыночные модели развития эффективны настолько, насколько они адекватны не только экономическим условиям, уровню технотронно-информационной цивилизации, но и социокультуре конкретного общества. В связи с этим нельзя не согласиться с И. Дискиным, что «именно социокультурные факторы будут в решающей степени определять характер становления рыночных отношений» [1, с. 20]. К сожалению, эти факторы в нашей стране в ходе многочисленных реформ чаще всего игнорируются (если не брать в расчет риторические заявления чиновников и партийных деятелей об их значимости). Между тем, в высокоразвитых странах, да и не только в них, глубоко осознали роль и значение социокультуры в развитии своих обществ, силу ее воздействия на различные социальные слои, социальные институты, социальные процессы и изменения. Поэтому, при заимствовании опыта социального партнерства в сфере труда развитых стран необходимо полнее учитывать специфику нашего общества, менталитет народа, его традиции.

Основная масса трудящихся России – люди индустриального и даже доиндустриального типа, которым свойственны исполнение заданного алгоритма действий, однообразие и относительная упрощенность трудовых функций, преимущественная зависимость от технологического ритма. Личность индустриального типа не склонна принимать решения, участвовать в самоуправлении, влиять на партнерские отношения. Совершенно не случайно в свое время провалилась идея развития самоуправления в трудовых коллективах, а в настоящее время ведутся разговоры и о свертывании местного самоуправления, доведение его до уровня квартала или улицы [2, с. 2].

Вместе с тем, в современных условиях нельзя не отметить и такую тенденцию – социокультуры различных стран и народов по целому ряду признаков и качеств сближаются, что частично находит свое отражение в массовой культуре. А социокультура не может не влиять и не взаимодействовать с социальным партнерством в сфере трудовых отношений. Социальное партнерство не может иметь развитый характер в условиях деформированной, не сложившейся социокультуры. Никаким законодательным актом, какой бы он хороший ни был, без учета других факторов, в том числе социокультурного, невозможно установление гармоничного, подлинного демократического партнерства ни в трудовой, ни в политической, ни в образовательной, ни в других сферах и отношениях.

Главный недостаток социальных реформ, проводимых руководством страны, заключается в том, что они слабо направлены на совершенствование трудовых отношений. Содержание социальных реформ сведено преимущественно к перераспределению бюджета, максимальному сбору налогов, выплате пенсии, пособий по безработице, и различных льгот в виде грантов, а не стимулированию отечественного производства, не созданию новых высокотехнологичных, инновационных рабочих мест.

Недоучет сложившегося качества трудовых отношений в социальных реформах в конечном счете приведет к тому, что делить и перераспределять будет скоро нечего. Об этом красноречиво свидетельствует сегодняшний финансовый кризис. При неразвитых трудовых отношениях невозможно добиться развитого социального партнерства. О каких реалиях социального партнерства может идти речь, когда падает престиж созидательного труда, у большинства работодателей отраслей отсутствует необходимая связь между заработной платой и эффективностью производства. Неупорядоченность трудовых отношений сдерживает формирование среднего класса, костяком которого в развитых странах является высококвалифицированные наемные работники. В основе их высоких заработков, благополучия лежит эффективный труд. Наличие среднего класса – это гарантия политической стабильности общества, его устойчивого экономического и социального развития, зрелого социального партнерства. Серьезным тормозом на пути совершенствования социального партнерства является и низкий уровень квалификации работников, как рядовых, так и руководителей. Сейчас в России около 60 млн чел. нуждаются в профессиональной переподготовке и подготовки. Система образования нуждается в коренной модернизации.

Развитое социальное партнерство, современные цивилизованные рыночные отношения требуют от людей определенных социальных норм поведения. Преобладающим сейчас является тип «экономического человека». Ему свойственно рациональное поведение, сильные мотивы личной выгоды, расчетливость и предприимчивость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. В нашем обществе сейчас преобладает модель «человека административного». Для него характерна привычка к подчинению и командованию. Предпринимательские установки распространены слабо, а социальная справедливость в массовом сознании воспринимается прежде всего как равенство в потреблении, но не в возможностях.

В отношении к социальной ответственности бизнеса и власти можно выделить два основных подхода. Суть первого состоит в том, что крупный и средний капитал должен вкладывать деньги в социальные проекты, на которые укажет государство или власть на местах. Мотивация проста: население – бедное, многие – на грани нищеты. Надо делиться, в условиях финансового кризиса не увольнять людей. Да, это может иметь место. Но – добровольно. А не в результате принуждения или торга – мы вам снизим налоги, а вы это будете перечислять средства туда-то. Второй подход исходит из функционального содержания бизнеса, а именно: ответственность бизнеса перед обществом прежде всего в том, чтобы выполнять свою функцию, заниматься развитием экономики, создавать новые, высокоэффективные рабочие места, повышать производительность труда, внедрять нововведения. На долю нашей страны приходится менее 1,5% мирового рынка высокотехнологичной продукции (на долю США –33%, Европейского Союза и Японии – по 18–20%). Если мы хотим жить при рыночной инновационной экономике, то должны понимать: не государство, а бизнес является ее мотором.

Еще про залог:  Кредиты под залог недвижимости в Якутске — получить нецелевой кредит под залог недвижимости без подтверждения доходов

Получается, что нужна иная культура предпринимательства и иное отношение граждан к бизнесу. У бизнеса всегда будет не хватать финансовых ресурсов. У граждан (рабочей силы) необходимо преодолеть идеологию пассивности и потребительства. А пока современному российскому обществу присущи многие черты социальной аномии, которая характеризуется резким усилением отчужденности личности от власти и общества, разочарованностью в жизни, низким уровнем правовой, политической и экономической культуры. Специалисты в области трудовых отношений отмечают, что львиная доля трудовых конфликтов в нашей стране появляется в результате элементарной правовой безграмотности, например, по поводу устройства или увольнения с работы, оплаты труда и отпуска и так далее [5, с. 5].

Трудности становления развитых форм социального партнерства во многом связаны с менталитетом наших наемных работников. Большинство людей не обладают знаниями и навыками социального партнерства, не могут профессионально вести диалог с работодателями о цене рабочей силы. В большинстве своем россиянин, придя к работодателю, не способен «продать себя» по той цене, которой он достоин. И не каждый трудящийся находит в себе силы и мужество идти до конца, отстаивая свои права. Отсюда, совершенно справедливо считают некоторые исследователи и практики, что главным препятствием для трудовых прав работников являются они сами. Люди боятся потерять место и не желают вступать в конфликт с работодателем. Чувство страха потерять работу особенно характерно для женщин в возрасте старше 40 лет и мужчин – старше 50 лет.

Нельзя не учитывать и того, что трудовые отношения в силу различных субъективных причин до сих пор не освобождены от политиканства, популизма, демагогии, низкого уровня профессионализма управленцев всех уровней власти и хозяйствования. Исследователи фиксируют негативную тенденцию в системе не только «работник – работодатель», но и в системе «бизнес – бизнес». Так, враждебное слияние и поглощения, по мнению весьма многочисленной части топ-руководителей (44%), становятся все более распространенными [7, с. 14].

Следует больше обратить внимание на формирование правовой культуры, культуры договорного процесса в социальном партнерстве. Необходимо формировать принципиально новую трудовую этику, адекватную рыночной экономике, демократическому, гражданскому обществу и правовому государству. Между тем культуре договорного процесса, трудовой этике ни работодателей, ни работников практически никто не учит. Работодатели и наемная рабочая сила учатся сотрудничеству чаще всего методом «проб и ошибок». Понятно, что это крайне не продуктивный метод.

В условиях падения производства и высокого уровня безработицы, казалось бы в коллективном договоре более заинтересованными должны быть сами работники. Вместе с тем, исследования показывают, что многие из них не понимают роли и значения коллективных договоров в их трудовой деятельности, не принимает участия в этом процессе. По этой причине возникают частые недопонимания акторов договорного процесса даже по незначительным вопросам. Положение, конечно, меняется. Нельзя не отметить, например, тот факт, что в высшей школе, пусть пока факультативно, изучается учебный предмет «Социальное партнерство», по нему даже появились первые учебники.

Большую роль в формировании культуры в договорном процессе должны играть профсоюзы. Они призваны помогать работникам с выгодой продавать свою рабочую силу, защитить их интересы. Однако в силу разных причин профсоюзы зачастую не выполняют возложенные на них функции. По оценкам социологов, лишь 8% работающих считают, что профсоюзы «что-то делают». В трети организаций их вообще нет [4, с. 6]. Падает престиж и численность профсоюзов. За последние годы она сократилась на 10 млн. членов [3, с. 2]. В современной российской прессе, в среде профсоюзных лидеров вновь разгорается дискуссия о перспективах профсоюзного движения и в первую очередь поднимается проблема участия в «социальном партнерстве» как явлении, препятствующем полноценному развитию профсоюзов. Эти дискуссии периодически возникают на протяжении последних 20 лет и могли бы представлять интерес только для узких специалистов и практиков, профессионально занимающихся проблемами, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что подавляющее большинство взрослого населения, вступая в трудовые отношения, выступает в роли наемного работника.

Кроме них есть индивидуальные предприниматели, и лица свободных профессий, безработные и т.п. Профсоюзы же до настоящего времени продолжают выполнять функцию института представительства интересов больше наемных работников.

В российском государстве, хотя и медленно, но растет понимание того, что нельзя реформировать общество без повышения активности граждан, без проведения сильной социальной политики. Хорошо известно, что многие работодатели, в первые годы экономической реформы отказавшиеся от финансирования «социалки», теперь прогрессивно мыслящие бизнесмены убедились в ошибочности такой политики. При заключении контракта с работниками обсуждается не только размер заработка, но и медицинская страховка, возможность получения дополнительного образования и др.

Все рассмотренные проблемы в развитии социального партнерства во многом имеют общую, главную причину. О ней до недавнего времени мало кто писал и говорил, тем более первые лица российского государства. Впервые на новую модель социального развития обратил внимание президент РФ Д.Медведев в своем Послании Федеральному Собранию РФ (12 ноября 2009 г.). Он озвучил факт реального состояния российского общества и государства, выделил острейшие проблемы, определил некоторые пути и методы их решения. В концентрированном виде российское общество президент назвал «архаичным»*. Это очень жесткий и достаточно объективный диагноз современного состояния России.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дальнейшее повышение роли социального партнерства в сфере трудовых отношений требует комплексного и системного подхода, учета и совершенствования не только ее правовых, организационных и экономических основ, но и соответствующего уровня развитости общества. Понятие «архаичный» в известном смысле схоже с «аномией». Как известно, оно было введено в научный оборот Э. Дюркгеймом. Под аномией он понимал такое состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Учитывая большую социальную инерцию и консервативность общества, сформировать новые ценности, свойственные правовому государству и гражданскому обществу, дело, требующее больших целенаправленных и эффективных усилий и времени. Какие признаки присущи архаичному российскому обществу? Анализируя указанное Послание, к их числу можно отнести следующие: 1) все, что было создано в советский период, стремительно устаревает, устаревает и морально и физически; 2) примитивная сырьевая направленность экономики, ее хроническая отсталость; 3) это общество сумбурных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками; 4) низкий уровень политической культуры населения, правовой нигилизм; 5) высокий уровень коррупции, закрытость власти; 6) несовершенная политическая система; 7) неразвитость ценностей и институтов демократии. Дополняя этот перечень, к числу таких признаков можно отнести и неразвитость рыночных отношений, отсутствие реальной конкуренции, несбалансированность рынка труда, неэффективная система управления трудовыми отношениями. В «архаичном» обществе невозможно рассчитывать на эффективное и подлинно демократическое социальное партнерство в трудовых отношениях. Нужна модернизация экономики и всего общества. Ведь кризис показал, по словам Президента РФ Д. Медведева, что если не осуществить модернизацию экономики, не изменить «самих себя», то новый кризис «просто похоронит» нас [6, с. 1].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дальнейшее повышение роли социального партнерства в сфере трудовых отношений требует комплексного и системного подхода, учета и совершенствования не только ее правовых, организационных и экономических основ, но и соответствующего уровня развитости общества, осознание властью и другими субъектами трудовых отношений значимости этих факторов в развитии социального партнерства. По указке сверху социальное партнерство не сформировать. Социальное партнерство – это своеобразный образ жизни, определенный стиль поведения. Отсюда следует вывод, что рассчитывать на быструю институциализацию социального партнерства в сфере трудовых отношений современной России, не приходится, тем более в условиях финансово – экономического кризиса и «архаичности» общества в целом. Но двигаться в этом направлении необходимо. Хотя и есть большая опасность просто «заболтать» модернизацию», как в свое время «ускорение», «удвоение ВВП», «самоуправление в трудовых коллективах» и т.д., и.т.п.

Еще про залог:  Договор купли-продажи квартиры с рассрочкой, отсрочкой платежа между физическими лицами - образец 2021 года

Библиографический список

1.      Дискин И. Возможен ли сегодня социализм в СССР // Общественные науки и современность. 1991. №1.

2.      Д. Козак набирает силу // Аргументы недели. 2008. №3.

3.      Кафтан Л. Путина просят поделить нефтедоллары // Комсомольская правда. 2006. 15 нояб. С. 2.

4.      Костиков В. «Ожирение» власти // Аргументы и факты. 2004. №25.

5.      Кульчинский А. Условный срок за реальный обман // Рос. газ. 2006. 1 февр.

6.      Летухина К. С думой про дебит и кредит // Рос. газ. 2009. 22 окт.

7.      Общественные науки и современность. 2008. №6.

8.      Перечень общероссийских профсоюзов [Электронный ресурс] URL: http:// www.fnpr.org.ru/1/103/2707.html

9.      Перечень российских объединений работодателей – членов Торгово-промыш­ленной палаты РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.tpprf.ru/ru/main/ associations/perechen/

* Архаический, архаичный (греч. archaios) – древний, старинный, устаревший, вышедший из употребления.

Социальное партнерство в труде

Социальное партнерство: понятие и значение, формы и функции, особенностиОрганами социального партнерства в области трудовых отношений выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На уровне РФ работу ведет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на постоянной основе (ст. 36 ТК РФ). В ее состав входят представители объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. Подобные образования могут создаваться в субъектах.

Основу процесса социального партнерства составляют коллективные переговоры сторон. Результатом становится соглашение (коллективный договор), содержащее итоговый вариант договоренности по поставленным вопросам.

Социальное партнерство организаций с социальными учреждениями

Социальное партнерство: понятие и значение, формы и функции, особенностиВ качестве такого примера можно рассматривать партнерство образовательного учреждения, например, техникума, и предприятия по профилю подготовки учащихся. По соглашению между ними у студентов один раз в неделю проходят практические занятия на базе данной организации.

Партнерство получается взаимовыгодным: помимо теории, учащиеся осваивают основы профессии, а само предприятие может пополнить свои ряды выпускниками данного учебного заведения.

Стороны и представители социального партнерства

Для согласования интересов стороны соцпартнерства — работники и работодатели — уполномочивают своих представителей в установленном ТК РФ порядке (ст. 25 ТК РФ). Органы власти и органы местного самоуправления являются сторонами соцпартнерства, когда выступают работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, контроле его выполнения, реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем — представляют первичная профорганизация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений и разрешении связанных с этим коллективных трудовых споров, контроле выполнения соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений — представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов, объединения их территориальных организаций.

Интересы работодателя (ст. 33 ТК РФ) в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими ФЗ и иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Интересы работодателей в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений — представляют соответствующие объединения работодателей.

Если отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей отсутствует на всех уровнях соцпартнерства, то эти полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей — при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным ФЗ для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.

Представителями работодателей — организаций, функции учредителей которых выполняют органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления, при коллективных переговорах, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, контроле за выполнением соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений — также являются соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

Социальное партнерство: понятие и значение, формы и функции, особенностиВ качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.
Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Формы

Социальное партнерство: понятие и значение, формы и функции, особенностиФормы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны (ст. 27 ТК РФ). При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

Можно выделить:

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Формы и принципы социального партнёрства в организации

Различают следующие формы СП:

  • Коллективные собрания по работе над составлением различных соглашений.
  • Консультации относительно управления трудовыми отношениями.
  • Участие трудящихся и их представителей в руководстве компанией.
  • Участие представителей и владельцев компании в досудебном урегулировании конфликтов.

Среди правовых форм СП выделяют коллективные соглашения.

Базовые принципы СП:

  • Каждый из участников имеет право начать переговоры.
  • Интересы каждой из сторон трудового пространства должны соблюдаться.
  • Закон дает участникам трудовых отношений много пространства для решения вопросов (к примеру, деятельность компании можно регулировать локальными актами).
  • Составленные соглашения не должны вступать в противоречие с законодательством.
  • Для назначения представителей нужно организовать собрание трудящихся и оформить протокол (если это профсоюз) или приказ (если это представители работодателя).
  • Представители получают право на отстаивание интересов их группы.
  • Круг вопросов, которые будут на повестке дня, определяется участниками.
  • Основа СП – свобода выбора. Все решения участников должны быть совершенно добровольными.
  • Пункты, прописанные в коллективных соглашениях, должны быть исполнены. Контроль за исполнением несут надзорные структуры.

Если принятые положения исполнены не были, на виновное лицо накладывается административная ответственность.

Функции и принципы

Социальное партнерство: понятие и значение, формы и функции, особенностиФункции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Заключение

Таким образом, если описать формы и принципы социального партнерства, то можно вывести следующие ключевые особенности правильной работы структуры:

  1. Это крепкая идеология партнерства в классах рабочих и собственников, где наемные работники не стремятся разрушить существующий строй, а стимулируют создание новых реформ и соглашений для улучшения своего положения.
  2. Принципы социального партнерства и их система функционируют исключительно в развитой экономике, когда государство не только поддерживает определенный класс, а выполняет политику по учету интересов многих представителей населения. Основным принципом социального партнерства является принцип равноправия сторон.
  3. Необходим интерес сообществ от рабочего класса (партий, профсоюзов) и наличие у них достаточной силы и авторитета, чтобы работодатели и госорганы считались с мнением организаций. Поэтому некоторые специалисты считают уважение и учет интересов сторон основным принципом социального партнерства.
  4. Экономические проблемы, потеря капитала и нестабильность в социуме – основные причины, заставляющие государство и собственников прислушиваться к организациям работников.
Оцените статью
Добавить комментарий