Качественное образование – залог роста национальной экономики страны
КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ЗАЛОГ РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
ИСКАКОВ УЗАН МУЛДАШЕВИЧ
профессор Нового экономического университета имени Турара Рыску-лова, доктор экон. наук E-mail: iskakov_um@mail.ru Алматы, Казахстан
АННОТАЦИЯ. Цель исследования — изучение, анализ и оценка качества образования в вузах Казахстана как важного фактора развития национальной экономики. Методология — методологической основой исследования являются диалектический метод познаний и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы, как анализ и синтез, сравнения, обобщения, описательный анализ. Оригинальность -в процессе изучения существующего мирового опыта автором выделено, что разработка критериальных показателей, оценка качества образования в деятельности вуза являются важным фактором роста национальной экономики страны. Выводы: 1) кризисные явления в мире обусловливают возникновение региональных экономических интеграций, призванных сообща более эффективно реагировать на возникшие экономические вызовы; 2) взаимовыгодное углубление экономической интеграции стран невозможно без «знаниевых» кадров, качественно подготовленных системой образования и оцененных критериальными показателями.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Евразийский экономический союз, ЕЭС, национальная экономика, качественное образование, индекс образования, система оценки высшего образования.
Качество образования в Евразии
65
QUALITY OF EDUCATION AS A BASIS OF COUNTRY’S ECONOMY GROWTH
UZANISKAKOV
Professor of Turar Ryskulov New Economic University, Doctor of Science (Economy)
E-mail: iskakov_um@mail.ru Almaty, Kazakhstan
ABSTRACT. The paper aims to study, analyze and assess the quality of education in Kazakhstan universities as an important factor for developing national economy. The study methods are based on dialectical cognition and systematic approach and include analysis, synthesis, comparisons, generalization, and descriptive study. The originality of the research includes international evidence study and recognition of importance of universities education quality criteria for country’s economy growth. The author concludes that commonly emerging around the globe, crisis phenomena condition regional economical integrations making it easier to respond to economical challanges. Another conclusion points out the inability of economical integration without high-knowledge human resources provided by education system and assessed with quality criteria.
KEYWORDS: Eurasian Economic Union, EEU, national economy, high-quality education, education index, system of higher education evaluation.
66
Качество образования в Евразии
Искаков У.М. М
Одним из приоритетов ускоренного продвижения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран мирового сообщества является формирование интеллектуального общества. И это так, поскольку происходящие исторические события в мире все больше требуют соответствующего уровня профессиональной компетентности, тем самым высокообразованное общество и его учение «длиною в жизнь». Именно такое общество сегодня формируется в Казахстане, и за период своей независимости в стране выросло целое поколение молодых специалистов.
Одной из многих выдвинутых идей Президента РК Н.А. Назарбаева с первых дней получения независимости Казахстана была идея достижения качественного образования, как, впрочем, и налаживания экономических и других связей — как с СНГ, так и с другими странами мира. Примером этого является создание интеграционного союза, инициатором которого является Президент Казахстана.
Финальной стадией 20-летнего пути от идеи до создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС), дающего серьезный импульс для укрепления национальной экономики в условиях мировой глобальной конкуренции, стало подписание договора президентами стран «тройки»: Казахстаном, Россией и Белоруссией.
Конечная цель этого нового уровня интеграции, вступившего в силу с 1 января 2021 года, обусловлена следующими факторами1: стремление создать во всем мире региональные интеграционные объединения (например, Евросоюз, прошедший путь от организации отраслевого сотрудничества до введения единой валюты); формирование общего интеграционного рынка трех стран по единым правилам (особенно в областях Казахстана, граничащих с Россией); восстановление горизонтальных связей между отраслями экономики, которые были разорваны после распада Советского Союза, и организация совместных предприятий, не только привлекающих инвестиции, но и создающих дополнительные рабочие места (это простимулирует развитие бизнеса, устранив торговый барьер). Интеграционный путь трех стран в рамках Евразийского экономического пространства и Таможенного союза характеризуется положительными тенденциями: если в кризисных 2008 и 2009 годах объем внешней торговли Казахстана с Россией составил соответственно 20 и 12,4 млрд долларов США, то в 2021 и 2021 годах этот показатель достиг соответственно 23,1 и 23,5 млрд долларов США. Исходя из этого, есть все основания пола-
1 Все эти факторы многовекторные, которые потребуют и времени, и усилий.
Качество образования в Евразии
67
► Качественное образование — залог роста национальной экономики страны
гать, что созданный союз дает новый импульс в развитии национальных экономик стран этого объединения. В перспективе в рамках ЕАЭС рынок для отечественного бизнеса расширится до 170 млн человек объемом свыше 2,2 трлн долларов США [1]. По предварительным расчетам, интеграционный союз трех государств, создавая для предпринимателей этих стран общий рынок, в будущем увеличит объем товарооборота до 198 млрд долларов США ежегодно. Конечно же, без значительного развития экономики каждой страны и подготовки квалифицированных специалистов во всех сферах производства такого роста в экономическом сотрудничестве достичь было бы невозможно.
Известно, что в мировой практике особое внимание уделяется проблеме влияния образования на экономический рост, для которых от 70% до 90% ВВП определяется научно-техническим прогрессом и инновационной экономикой. Экономика может развиваться исключительно в условиях повышения уровня образованности вовлеченных в нее работников, которые вносят существенный вклад в общественное производство. Так, по оценкам экспертов, в странах с наиболее развитой экономикой в среднем 60% прироста национального дохода определяется приростом знаний и образованностью общества. Итоги исследования А. Мэддисона показали прямую зависимость между темпами экономического роста и уровнем образованности населения:увеличение бюджетных расходов на образование на 1% ведет к росту ВВП страны на 0,35% [2, с. 37-43].
Влияние образования на экономический рост было исследовано и в странах ЕС, результаты которых показали, что увеличение уровня образования повышает макроэкономическую производительность, в частности: увеличение среднего статического образования на один год поднимает производство продукции на душу населения на 6%; ежегодный прирост человеческого капитала на 1% в высшем образовании обеспечивает увеличение темпа роста ВВП на душу населения на 5,9% [3, с. 17].
Подобные исследования были проведены и Организацией социального и экономического развития (OECD), которые показали, что повышение «образованности» общества на один академический год обеспечивает прирост экономики стран OECD на 5% в краткосрочной перспективе и на 2,5% — в долгосрочной [4, с. 18-19].
Действительно, сегодня образование становится системообразующим фактором развития страны. Поэтому, не обеспечив экономику страны качественными специалистами, достичь высоких результатов невозможно.
68
Качество образования в Евразии
Искаков У.М. М
Высшее образование Казахстана, как, впрочем, России и других стран СНГ, за более чем 20 лет самостоятельности достигло многих результатов: переход на трехуровневую подготовку специалистов, внедрение кредитной технологии, использование мирового опыта по различным инновационным методам обучения и т. д. Однако, по мнению общественности страны, а также международных экспертов, качество подготовки специалистов в стране оставляет желать лучшего. Так, по оценкам Всемирного банка, в Казахстане наблюдалось снижение Глобального индекса инноваций (фактора Input) в 2021 году на 3%, в 2021 году — на 2%. Большей частью такое снижение связано по позициям образования и связи бизнеса с исследованием. В 2021 году неутешительны наши показатели и по таким индексам, как: индекс инноваций (Глобальный индекс инноваций) — 91-е место (Россия — 40-е, Белоруссия — 60-е), индекс экономики знаний — 78%, индекс образования (индекс человеческого развития) — 43-е и т.д. [5].
О существующих недостатках в системе высшего образования сказал и министр образования и науки Республика Казахстан А.Б. Саринжипов на расширенном заседании коллегии в конце января 2021 года, отметив, что в прошлом году по результатам аттестации в госвузах 1,5 тыс. студентов (11%) не преодолели необходимую планку при тестировании, а в частных вузах — 5,3 тыс. студентов (32%) [6].
Все это свидетельствует о том, что, только подняв качественный уровень образования, в том числе и высшего, мы сможем выполнить наши амбициозные задачи, заложенные как в новой Стратегии «Казахстан-2050», так и в рамках ЕАЭС, и создать наукоемкую экономику страны.
Понятно, что качество подготовки специалистов, их знаниевый уровень зависит от многих составляющих: профессиональный уровень преподавателей, условия и обеспеченность учебного процесса, траектория выбранных дисциплин, мотивация ППС, система управления и контроля за качеством знаний и многие другие. По нашему мнению, грамотно поставленный в вузе менеджмент качества образования может выявить упущение в тех или иных вышеперечисленных составляющих. Хотя представление о качестве образования у преподавателя и обучающихся может быть разным. Поэтому разработка общих интересов всех участников системы образования, обеспечивающих интересы общества, является основной, если не главной задачей образовательной политики государства. В принципе эти требования на разных уровнях, по словам руководителей вузовского образования, ставятся, однако целостной концепции качества высшего образования, путей и механизмов решения этой
Качество образования в Евразии
69
► Качественное образование — залог роста национальной экономики страны
проблемы пока не ощущается. Пока работа по развитию и контролю качества образования базируется на международных стандартах и сконцентрирована в самих вузах, которые, не располагая разработанными общепризнанными критериальными показателями качества образования, не могут на научно обоснованных принципах дать соответствующее заключение по этой проблеме.
Все эти проблемы обусловливают необходимость в новых экономических условиях разработки государственной программы системы качества высшего образования с основными составляющими: управления, обеспечения и контроля качества высшего образования. Эти три обозначенные составляющие взаимообусловлены, и их программы должны строиться исходя из целей и функций, а также стратегии и политики, на основе которых строятся оперативные задачи, служащие для определения действий по их реализации.
Ведущая роль в системной модели организации качества образования вуза принадлежит, конечно же, управлению через его структуры, призванные обеспечить повышение эффективности и координации работы вуза, организацию связи с потенциальными потребителями в плане возможности вуза удовлетворить их потребности, непрерывное поддержание и достижение требуемого уровня качества подготовки выпускников.
Не менее важная роль в оценке качества вузовского образования, как было обозначено выше, отводится и контролю за качеством организации учебного процесса, включающего в себя такие факторы: итоговая аттестация выпускников, текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний по дисциплинам и т.д. Кроме этого, к контролю качества образования можно отнести контроль за качеством деятельности ППС, кафедр.
Что касается внутреннего мониторинга качества в учреждениях образования Казахстана, то оно проводится в основном с помощью анкетирования2 как с ППС, так и обучающимися. Например, в вузах анкета, как правило, состоит из вопросов, касающихся деятельности учебного заведения. Респонденты-студенты в анкетах «преподаватель глазами студента» отвечают на такие вопросы: насколько качественно преподаватель преподносит содержание учебного предмета, излагает внятно и помогает понять материалы курса, учебников, учебных пособий и других источников с использованием разнообразных методов обучения, объективно оценива-
2 Хотя этот метод не всегда дает правильный ответ на интересующие вопросы, но им пользуются.
70
Качество образования в Евразии
Искаков У.М. М
ет знания; оценка состояния спортивных сооружений и оказание услуг в области физической культуры и здорового образа жизни; состояние учебных помещений и оснащение компьютерными и другими средствами обучения; работа библиотеки (работа читального зала, обслуживание достаточным перечнем необходимой учебной литературы на казахском, русском и др. языках и т.д.); работа столовой, разнообразие меню (качество и цены, обслуживание персонала), проживание в общежитии, удовлетворенность базовыми условиями проживания; организация студенческих олимпиад, в том числе научных конференций с использованием методов online, спортивных соревнований и культурно-массовых мероприятий. Такое анкетирование проводят и с другими подразделениями вуза, что позволяет сделать анализ о его деятельности с целью принятия в дальнейшем соответствующих мер по совершенствованию качества работы в целом.
Здесь необходимо отметить и такой момент, что институт внутреннего мониторинга качества должен быть более расширенным. Если мы говорим о том, что обществу нужны «знаниевые работники» и что человек должен учиться «длиною в жизнь», то и в организации качественного образования должно участвовать все общество, а не только ученые, работники образования, то есть содержание любого уровня образования должно быть определенным общественным соглашением. Это значит, что в разработке содержания образования, в том числе высшего, должны участвовать бизнесмены, предприниматели и представители всех отраслей экономики. Причем должен быть разработан механизм заинтересованности этих внешних экспертов-участников в этих государственной важности мероприятиях. И как отметил глава государства при приеме министра образования и науки РК Саринжипова А.Б.: следует развивать систему дуального обучения для того, чтобы компании брали на себя обучение молодежи с помощью государства» [7].
Таким образом, всестороннее изучение деятельности учреждений высшего образования дает возможность оценить уровень подготовки специалистов с высшим образованием.
Ведь не случайно начиная с конца XX и начала XXI века заострено со стороны мирового сообщества, ученых внимание к оценке качества высшего образования.
В мировой практике в целом в учреждениях образования, органах управления и организациях, занимающихся обеспечением качества, прослеживается эволюция систем оценки качества высшего образования и находит свое отражение в многообразии подходов, функций, целей,
Качество образования в Евразии
71
► Качественное образование — залог роста национальной экономики страны
принципов, форм и методов оценки. Поэтому много мнений и в определении понятия «оценка качества».
В принципе качество образования должно определяться целями и задачами, а также достижениями любого образовательного учреждения для каждого уровня образования, в том числе и высшего. Что касается последнего, то это формирующаяся модель в процессе подготовки будущего «знаниевого работника», отвечающего требованиям времени и определяющегося критериальными показателями [8].
Сегодня в мире форму и систему оценки высшего образования условно можно разделить на две группы стран, осуществляющих эту оценку. В первую группу стран входят страны, где имеются соответствующие государственные органы, регулирующие развитие высшего образования. В этих случаях система оценки базируется на приоритете государственных органов управления при номинальном внимании к самооценке. Здесь усилия прилагаются к проведению эффективной оценки государственными структурами либо общественными организациями. Известно, что такие системы оценок в большей степени связаны с государственным контролем, лицензированием, аттестацией, государственной аккредитацией, сравнением различных вузов, распределением финансовых ресурсов и оказанием влияния на эти учреждения образования.
Внутренняя же система оценки качества образования в вузах организуется в виде итоговой и поэтапной аттестации студентов в целях самооценки вуза и его структурных подразделений.
В форме оценки вузов, принятой в тех странах, где органы государственного управления высшим образованием отсутствуют, преобладает процесс самооценки высших учебных заведений через собственную профессиональную или же общественную оценку, направленную на внутренний анализ, улучшение деятельности высшей школы.
Известно, что к странам, имеющим соответствующие государственные структуры, регулирующие развитие высшей школы, относятся в основном европейские страны (Германия, Франция, Великобритания, Голландия и др., а также страны СНГ, принявшие вузовские традиции европейских стран). А к странам, где преобладает процесс самооценки высшего образования, относятся в первую очередь США, а также те страны, которые стали следовать американским образцам вузовского образования, например Филиппины, Тайвань и др.
Как отмечалось выше, важная отличительная особенность европейских систем оценки высшего образования от американской заключается в развитии централизованного регулирования внешней оценки, формулировке
72
Качество образования в Евразии
Искаков У.М. М
целей оценки, определении наиболее важных аспектов оценки, способах принятия решений и т.д.
Механизмы оценки качества как в Казахстане, так и в зарубежных вузах при лицензировании, аттестации и аккредитации разные. И эти процессы практически непрерывны с точки зрения как сроков проведения, так и совершенствования критериев комплексной оценки качества. При этом оценка качества образования в целом является сложным процессом, требующим учета многих факторов.
В соответствии с методическими рекомендациями по организации образования МОН РК на сегодня существует модель самоаттестации высшего учебного заведения, направленная на проверку состояния деятельности вуза и его структурных подразделений, обеспечивающих соответствие стандартам качества. Самоаттестация, в отличие от самооценки, направленной на саморазвитие и определение соответствия вуза, является этапом, предшествующим государственной аттестации высшего учебного заведения. На наш взгляд, самоаттестация в условиях делегирования самостоятельности, тем более при академической и управленческой автономии вузов, сыграет огромную роль в качественной подготовке специалистов.
Изучив международный опыт, исследования по проблемам самоаттестации высшего образования, мы систематизировали основные факторы, формирующие и обеспечивающие оценку качества образования и состоящие сразу из нескольких показателей. Например, научно-исследовательская деятельность вуза Казахстана может оцениваться 25-26 показателями. При этом нами выбраны рекомендации, которые должны положительно повлиять на развитие национального высшего образования. В частности, мы считаем необходимым усилить нормативно-правовую базу научной деятельности с целью стимулирования исследований посредством премирования, налоговых льгот, преференций и других; разработать механизмы расходов на научные исследования и разработки, в связи с чем следует провести анализ подходов по финансированию науки во всех развитых и развивающихся странах; разработать эффективную методику определения потребности Казахстана в научных кадрах по перспективным направлениям научных исследований и др.
В заключение можно сказать, что качество образования определяется многими факторами деятельности высших учебных заведений, каждый из которых оценивается критериальными показателями. А достижение высоких результатов по этим показателям — залог роста национальной экономики страны.
Качество образования в Евразии
73
► Качественное образование — залог роста национальной экономики страны
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1) [Назарбаев, Н. А.] От идеи Евразийского союза — к новым перспективам евразийской интеграции : выступление Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносов, 28.04.2021 // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www. akorda.kz, свободный.
2) Maddison A., Dynamic Forces in Capitalist Development: A Long-Run Comparative view. — Oxford : Oxford University Press, 1991. — Р. 37-43.
3) Sianesi, B. The returns to education: Macroeconomics = [Отдача от образования: обзор эмпирической макроэкономической литературы] / B. Sianesi, J. van Reenen // Journal of Economic Surveys. — 2002. — Март.
4) Лукичев, Г. США и Европейский Союз: конкуренция в образовании и исследованиях / Г. Лукичев // В мире науки. — 2003. — № 10. — С. 18-19.
5) Исследование INSEAD: Глобальный индекс инноваций 2021 года // Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс] : информацион.-аналитич. портал. — 2021. — 1 июл. — Режим доступа : http://gtmarket.ru, свободный.
6) [О коллегии Министерства образования и науки Республики Казахстан 31 января 2021 г.] : [Итоги работы ведомства в 2021 г.] // Сайт Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.enu.kz/ru/info/novosti-enu/25381.
7) Нурсултан Назарбаев принял сегодня в Акорде министра образования и науки Аслана Саринжипова : [новость от 08.04.2021] // Медиа-Систем [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.mediasystem.kz/ news-kaz/325103?category=15.
8) Искаков, У. М. Какая система оценки качества образования необходима Республике Казахстан? // Литер. — 2021. — 16 янв. 2021.
74
Качество образования в Евразии