- Дисциплина в начальной школе
- Что такое дисциплина
- Что такое групповая динамика и как она работает на дисциплину?
- совет психолога: распорядок дня даёт ребёнку ощущение безопасности и позволяет вести себя спокойно. если в один из дней придерживаться режима не получится, заранее обговорите это с ребёнком. объясните, что иногда случаются форс-мажоры, но после них нужно возвращаться в привычное русло.
- Совет психолога: устанавливая правила, говорите мягко, спокойно, но уверенно. не приказывайте и не кричите. если вы что-то запрещаете, всегда объясняйте почему. старайтесь не использовать отрицательные конструкции и слово «нельзя». например, вместо «не мни книгу!» скажите «обращайся с книгой бережно».
- Совет психолога: правила и требования взрослых должны быть разумными и обоснованными, ребёнок должен быть заинтересован следовать им. если уговор не сработал, повторите ещё раз, возможно, он просто не понял формулировки. опять осечка? пересмотрите условия договора, вероятно, ребёнок не видит в нём выгоды и поэтому легко нарушает. пример плохого правила: будешь ложиться каждый день в десять вечера, поедем в выходные к бабушке (хочет ли ребёнок туда?). хорошее правило: прочтёшь за месяц вот эту толстую книгу по географии, сходим в музей.
- Что такое дисциплина?
- То есть главное, чтобы ученик не нарушил права и границы учителя и других учеников?
- А бить и применять другие наказания?
- А ученики могут кричать на меня или одноклассников?
- Дисциплина в средней школе
- Дисциплина детей до школы
- Дисциплина на уроке | методическая разработка по теме: | образовательная социальная сеть
- Если я буду интересно вести уроки, я решу проблемы?
- Как можно наказать ученика за нарушение дисциплины?
- Как приучить хоумскулера к дисциплине
- Когда мне урок-то вести, если я буду наблюдать за динамикой?
- Можно ли выгнать с урока?
- То есть просто следить за классом? а если он большой?
- Выводы
Дисциплина в начальной школе
Неважно, как вы будете обучать ребёнка азам грамоты и счёта — самостоятельно или с помощью какой-то альтернативной школы. В этот период важно, чтобы всё подчинялось правилам. Разработайте, запишите и объясните их ребёнку.
Вот несколько примеров того, как дисциплинировать детей:
- Игры только после занятия по математике, и тогда каждый месяц у тебя будет новый конструктор.
- Уроки нужно сделать до 18 часов, иначе родители идут на вечернюю прогулку с любимым псом без тебя.
- Одна книга в неделю, иначе поездка в зоопарк на выходных отменяется и так далее.
Что такое дисциплина
Дисциплина у многих ассоциируется с ограничениями и наказаниями. Вероятно потому, что с помощью этих «инструментов» устанавливают порядок в традиционной школе. Опоздаешь на урок — выгонят, не сделаешь гербарий — «двойка», будешь спорить с учителем — отправишься к директору. Неудивительно, что умные творческие ребята воспринимают школу как тюрьму.
Однако термин «дисциплина» в переводе с латыни означает «воспитание».
Дисциплина — это умение контролировать поведение и делать не то, что хочется, а то, что нужно в данный момент. Суть дисциплины не в наказании, а в том, чтобы научить ребёнка действовать рационально.
Что такое групповая динамика и как она работает на дисциплину?
Это взаимоотношения между участниками группы. Термин чаще используется для описания отношений в постоянной группе, например, в классе на протяжении всех лет учебы. Но можно применить его к конкретному уроку. Если учитель следит за динамикой на уроке, он увидит смену настроений, зарождающиеся конфликты, скуку, а значит, может предотвратить нарушение дисциплины.
совет психолога: распорядок дня даёт ребёнку ощущение безопасности и позволяет вести себя спокойно. если в один из дней придерживаться режима не получится, заранее обговорите это с ребёнком. объясните, что иногда случаются форс-мажоры, но после них нужно возвращаться в привычное русло.
С возрастом степень самоконтроля ребёнка будет повышаться. Если в 5–7 классах детям всё ещё необходим авторитетный взрослый, который сможет вести их по расписанию, то к 8 классу они практически полностью учатся самостоятельно.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» авторитетными взрослыми для ребят являются персональные наставники. Они контролируют, посещает ли ребёнок онлайн-уроки, напоминают о домашних заданиях и помогают распределять учебную нагрузку. Это позволяет родителям расслабиться и перейти в «режим наблюдения».
Совет психолога: устанавливая правила, говорите мягко, спокойно, но уверенно. не приказывайте и не кричите. если вы что-то запрещаете, всегда объясняйте почему. старайтесь не использовать отрицательные конструкции и слово «нельзя». например, вместо «не мни книгу!» скажите «обращайся с книгой бережно».
В три года дети начинают устанавливать связи между действиями и последствиями. Например, если мама с папой бурно реагируют на баловство, а послушание воспринимают как должное, то ребёнок будет истерить всякий раз, когда захочет чуть больше внимания к себе.
Чтобы приучить ребёнка к дисциплине, важно акцентироваться на хорошем поведении дошкольников и поощрять за него. Можно даже повесить на холодильник «таблицу заслуг» и рисовать туда звёздочки, когда ребёнок проявляет самоконтроль.
Совет психолога: правила и требования взрослых должны быть разумными и обоснованными, ребёнок должен быть заинтересован следовать им. если уговор не сработал, повторите ещё раз, возможно, он просто не понял формулировки. опять осечка? пересмотрите условия договора, вероятно, ребёнок не видит в нём выгоды и поэтому легко нарушает. пример плохого правила: будешь ложиться каждый день в десять вечера, поедем в выходные к бабушке (хочет ли ребёнок туда?). хорошее правило: прочтёшь за месяц вот эту толстую книгу по географии, сходим в музей.
Внедрение правил для приучения к дисциплине требует твёрдости и последовательности. Родители должны быть заодно: нельзя, чтобы мама закон «издавала», а папа его отменял, и наоборот. Детей, не соблюдающих договорённости, нельзя жалеть и «прощать на первый раз».
В этом возрасте по-прежнему хорошо работают таблицы поощрений, только вместо звёздочек уже следует начислять баллы. Чтобы при достижении определённого количества очков, ребёнок мог получать награду (обычно она формулируется в самом правиле).
И ещё. В вопросах приучения к дисциплине как никогда важен пример взрослых. Если вы хотите, чтобы дети были вежливыми, аккуратными и пунктуальными, будьте такими сами.
Что такое дисциплина?
Учителя часто понимают дисциплину в классе так: все ученики сидят за партами, внимательно слушают учителя, отвечают, когда он спрашивает, после звонка аккуратно встают и покидают класс. Такого добиться сложно: ученики живые люди, а не роботы. Они могут отвлекаться, скучать, общаться друг с другом.
В законе «Об образовании» четкого определения дисциплины нет. В пункте 6 статьи 28 сказано, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения и соблюдать права и свободы обучающихся. При этом ученики и учителя имеют право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, но обязаны уважать честь и достоинство друг друга.
То есть главное, чтобы ученик не нарушил права и границы учителя и других учеников?
В каком-то смысле, да. Другое дело, что нарушить границы легко. Можно похлопать одноклассника по спине, попросить ластик и уже помешать ему слушать урок. Можно задать интересный вопрос учителю, сбить его с мысли и нарушить ход урока. И первый, и второй поступки не являются хулиганством, рукоприкладством, но нарушают границы учеников и учителя.
Здесь учителю приходится решать: одергивать таких учеников или давать им жить своей жизнью, но направлять в русло урока. И это больше похоже на поддержание групповой динамики, чем на классическое построение дисциплины.
А бить и применять другие наказания?
Запрещено не только законом «Об образовании», но уголовным и административным кодексами. Забудьте, это осталось в девятнадцатом веке.
Да, учителю иногда сложно справиться с гневом. Если эмоции зашкаливают, лучше извиниться и выйти из класса на минуту. Или повторить какую-то мантру — считалку, короткий стишок, чтобы переключиться.
А ученики могут кричать на меня или одноклассников?
Могут, это же живые люди. Но не должны. На уроке лучше не решать этот конфликт, а постараться остановить его и поговорить с учениками на перемене. Можно в присутствии классного руководителя.
Дисциплина в средней школе
При переходе в среднюю школу родители хоумскулеров, как правило, подключают помощников в виде репетиторов и онлайн-школ. Это правильно. Во-первых, невозможно знать все предметы школьной программы и самостоятельно отвечать на всё усложняющиеся вопросы ребёнка. Во-вторых, работу и домашние дела никто не отменял — пора отпускать ребёнка в «свободное плавание».
Главенствующим при приучении детей к дисциплине в школе является режим. Упорядоченная, расписанная по часам жизнь избавит подростка от скуки, которая в период пубертата особенно опасна.
Если в качестве помощника для обучения своего ребёнка вы выберете домашнюю онлайн-школу «Фоксфорда», то в вашем распоряжении будет комфортное и гибкое расписание. Занятия по базовым курсам проходят в первой половине дня, по углублённым — ближе к вечеру. День можно занять секциями и кружками, а вечер и утро посвящать домашним заданиям.
Дисциплина детей до школы
Маленький ребёнок, словно вечный двигатель, бессмысленно что-то запрещать и ругаться. Энергию дошколят необходимо «перенаправлять» в нужное русло.
Приведём пример. Малыш играет мячом в кухне, мама просит прекратить (рядом посуда и острые предметы), а он будто не слышит. Мама раздражается и уже готова отшлёпать шалуна… Но станет ли от этого легче? Ребёнок обидится, а мать испытает чувство вины. Лучше сказать малышу: «В нашей семье действует правило — играть с мячом на улице. Пойдём на прогулку!».
Дисциплина на уроке | методическая разработка по теме: | образовательная социальная сеть
Методический семинар
для преподавателей
«Дисциплина на уроке»
С той же силой, с какой верим мы сегодня в строгую дисциплину, отметки, принуждения мы должны поверить, что ребенка можно учить по-другому, без принуждения.
С. Соловейчик
1. Введение.
С поступлением школьника в училище изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины, усидчивости. Работа, начатая в школе по формированию дисциплинированности учащихся, находит свое дальнейшее продолжение в училище.
Процесс воспитания обучающихся в этом возрасте (особенно обучающихся 1 и 2 курсов) является наиболее сложным, так как этот возраст характеризуется интенсивными изменениями в анатомо-физиологическом, психическом и умственном развитии обучающегося, которые влекут за собой изменения в его поведении. У обучающихся отмечается быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения.
Обучающий, особенно подросткового возраста, нередко не может осознанно управлять своими поступками и эмоциональным настроением, становится весьма чувствительным к интонациям и характеру предъявляемых к нему требований. Учебный процесс обладает большими возможностями для формирования у обучающихся понимания сущности дисциплины, роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей.
Каждый преподаватель из своего опыта знает, как трудно работать в группе, которая не слушает, не слышит педагога. Дисциплина в распространенном понимании — это послушание, подчинение порядкам. Дисциплина — это подчинение. Обучающийся обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы группа и каждый обучающийся в отдельности работали — учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности группы и обучающегося.
Дисциплина — это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.
Дисциплинированная группа не та, где все сидят боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а та, которая работает на уроке. Все работают. Все заняты делом — слушают объяснения преподавателя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно. Дисциплина группы измеряется продуктивностью ее работы и больше ничем. (С. Соловейчик Воспитание школы, Москва «Первое сентября», 20002 г.)
Дисциплина обучающихся на уроке — это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Подлинная дисциплина обучающихся характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.
2. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОБЛЕМ НА УРОКЕ.
1. Занятость каждого обучающегося делом. Преподаватель понимает, что «владеть ситуацией» на уроке — значит вовлечь как можно больше обучающихся в работу и избегать концентрации внимания только на нескольких обучающихся. На уроке все имеют задания. Если кто-то решает пример на доске, остальные решают его в тетрадях. Преподаватель просит каждого написать ответ на вопрос, затем один обучающийся отвечает вслух, в то время как другие его проверяют. Если кто-то быстро выполняет задание, преподаватель держит наготове интересную дополнительную работу. В процессе занятия преподаватель должен умело распределять свое внимание, быть в курсе всего, что происходит в аудитории, уметь сосредотачиваться, следить за успехами каждого обучающегося. Необходимо предотвращать переход мелких неполадок в серьезные конфликты (памятка № 1).
2. Контроль темпа урока. Преподаватель должен понимать, что ритм жизни его и обучающегося различается. Помня об этом, педагог по возможности регулирует ритм жизни данной группы и ведет урок так, чтобы группа двигалась вперед с наименьшими остановками в нужном и гибком темпе. В так называемых «сильных» группах обучающихся особенно энергичны и шумливы. Работая с ними, педагог избегает ненужных и бесполезных остановок, иначе обучающиеся теряют интерес к занятию и начинают сами развлекать себя. Хотя темп жизни у молодежи выше, чем у взрослых, но со временем люди приспосабливаются друг к другу. Обращаясь ко всей группе, преподаватель останавливается, делает паузу, изменяет тон. Скоро обучающиеся по тембру голоса знают: разговаривает ли преподаватель с отдельным обучающимся или обращается ко всем сразу. Педагог не затягивает время при переходе к другому заданию, урок проходит «на одном дыхании» не дающем ни на секунду отвлечься от работы.
Многие преподаватели добиваются от обучающихся порой лишь ложного внимания, но еще великий В.С. Станиславский отмечал, что «внимание заключается не в том, чтобы пялить глаза на объект». Обучающиеся должны не просто смотреть на преподавателя и слушать его, а быть деятельными по отношению к изучаемому материалу, на уроке должна царить рабочая обстановка, способствующая эффективной деятельности.
3. Установка необходимых правил и процедур. Установление основных правил и процедур, — безусловно, важнейшая часть работы. Иначе преподавателю придется терять много времени, отвечая на вопросы: «Как исправить двойку?», «Кому и когда сдавать работу?», «У меня не пишет ручка», «Как дальше решать пример?» и т.д. Педагог должен понимать, что обучающиеся в ситуации неопределенности теряются и, пытаются избавиться от чувства неадекватности ситуации, начинают самоутверждаться, что интерпретируется как нарушение дисциплины. Нежелательно тратить время на выяснение причин опоздания отдельных обучающихся на урок, других нарушений дисциплины, об этом можно вести разговор после звонка. Первоначально неправильно созданные установки в дальнейшем очень трудно поддаются изменению. С целью поддержания дисциплины преподаватель должен проявлять определенную требовательность, сочетающуюся с уважением к личности каждого обучающегося. Создание и закрепление педагогом правил и норм позволит обучающимся помнить, что от них ожидают, без лишних указаний со стороны преподавателя. Необходимо добиваться, чтобы коллектив группы был нетерпим к нарушениям дисциплины, поскольку дисциплина на уроке — это основа для устойчивого внимания (памятка № 2).
4. Мотивирование учебы и организация группы. Преподаватель старается создать позитивное отношение к учению, повысить самоуважение обучающихся в их познавательной деятельности, стимулировать любознательность. Педагог постоянно должен думать о близости содержания занятия и интересов обучающихся, учить обучающихся сотрудничать, поддерживать хорошее поведение и опираться на сильные стороны каждого. Он не боится юмора, шуток, не говорит много и долго, отрабатывая четкую реакцию (на уровне рефлекса) на голос преподавателя, — если он говорит, это важная информация, надо слушать (памятка №3).
5. Тщательно разработанная программа обучения с ясными критериями достижения результатов. Преподаватель имеет полный план работы над предметом, программу и способы оценки знаний на каждом этапе обучения. Он стремится осведомить обо всем обучающихся. Педагог объясняет обучающимся все «правила игры», план действий на семестр, желаемый результат деятельности, сообщает о способах оценивания знаний, вариантах действий для достижения цели. Каждый обучающийся может видеть перспективу, фиксировать свой постепенный рост и продвижение от одного этапа к другому, что дает чувство удовлетворенности, развивает самоуважение и ощущение собственной компетентности.
6. Создание условий для повышения качества знаний. Преподавателю необходимо выбрать такие методы обучения, чтобы обучающийся мог достичь успеха, создать возможность повторного изучения материала. Для слабых обучающихся использовать конкретный материал, изучать каждый аспект отдельно, готовить специальные задания для отстающих. Практиковать работу в группах и парах смешенного состава, устраивать консультации (памятка № 4).
3. КОРРЕКЦИЯ УСТАНОВОК И ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
1. Измените свое восприятие обучающихся или группы. Найдите что-то хорошее и в «трудных» обучающихся. Один из способов облегчить задачу — начать воспринимать их слабости как сильные стороны. Избегайте несправедливых и импульсивных решений, не имейте любимчиков и отщипенцев, поощряйте заслуженной похвалой и реально значимыми для обучающихся стимулами.
2. По возможности действуйте уверенно. С «трудными» обучающимися особенно важен уверенный стиль общения. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, делайте вид, что держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, вы можете в какой-то момент действительно почувствовать уверенность.
Вашу неуверенность может выдать агрессивность, направленность на самоутверждение, что появляется в попытках использовать личную власть, а не правила. Это может быть замечено обучающимися и спровоцирует ответную агрессию. Говорите громким внятным внушительным голосом, короткими фразами, понятными обучающимся словами. Если обучающийся начинают высмеивать педагога это часто их защита в ситуации, когда они банально не понимают, не слышат. Реакция вполне законная, вы мямлите, а они будут в итоге виноваты, если сделают не то, что вы требовали.
3. Помните, что все обучающиеся имеют право на то, чтобы с ними обращались достойно и уважительно. Подростки нуждаются несколько в любви преподавателя, сколько в заботе и помощи. Педагог должен показывать обучающимся, что ему небезразлично то, что с ними случается. Забота — это действие, которое в отличие от чувств можно контролировать, даже если педагог переживает в это время совсем иные чувства. Преподаватель должен откликаться на просьбы о помощи, сам подходить и помогать в трудных решениях, предлагать варианты выхода из трудного положения, если он действительно хочет, чтобы «трудные» обучающиеся почувствовали себя достойными и начали уважать себя.
4. Акцентируйте внимание на поступках и поведении, а не на личности обучающихся. Обсуждая поступок обучающегося, говорите только о том, что случилось, не обобщайте, не приклеивайте ярлыки: «Ты как всегда:». Контролируйте свои негативные эмоции, лишите желаемой реакции «проблемного» обучающегося. Например, гнев — это то, чего добивается обучающийся, жаждущий власти. Мстительному обучающемуся нужны ваш страх или беспомощность. Готовьте почву для дальнейшего успешного взаимодействия. Думайте о деле, а не о самозащите.
5. Не добивайтесь напряжения ситуации. Не используйте позы превосходства, уничижительные жесты, оскорбительные выражения, сарказм. Не сравнивайте обучающихся друг с другом, не втягивайте в конфликт других ребят. Не давите, не командуйте, не настаивайте жестоко на своей правоте, не прибегайте к необоснованным изобличениям. Не обсуждайте ситуацию в состоянии возбуждения, дайте «остыть» и себе, и обучающемуся.
6. Позволяйте обучающемуся «сохранять свое лицо». Если обучающийся выполняет ваше распоряжение, но при этом «тянет» несколько секунд, прежде чем согласиться, делает какой-то жест свидетельствующий о неуважении, говорит «не буду, не хочу», чтобы оставить за собой последнее слово, делайте вид, что не заметили этого. Не делайте «из мухи слона», создавая «козла отпущения», не самоутверждайтесь за счет обучающегося.
7. Демонстрируйте неагрессивное поведение. Не позволяйте себе вспышек агрессии, таких как крик, обвинения, унижения, ругань. Показывайте выход из сложной ситуации без агрессии.
8. Умейте организовать себя и свой труд. Хорошая дисциплина обучающихся на уроке бывает тогда, когда педагог обладает способностью организовать целенаправленную деятельность обучающихся, увлечь их не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого обучающегося в работу. Многое зависит от умения преподавателя организовать себя и свой труд, направленный на руководство познавательной деятельностью обучающихся. К.Д. Ушинский писал: «Если ввели: порядок и стройность в занятиях: не оставляя ни на одну минуту одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас, — то классная дисциплина в наших руках.»
Основными недостатками организации урока являются:
Слабая занятость всех обучающихся учебно-познавательной деятельностью в целом на уроке и отдельных этапах. Это проявляется в том, что деятельность обучающихся конкретно не определена: не поставлены задачи, не указано, чем, как и почему должны заниматься обучающиеся. Поэтому работа идет в основном с опорой на возможности сильных обучающихся.
Нерациональная занятость обучающихся на уроке. Недостатки такой организации состоят в том, что, хотя все обучающиеся на уроке участвуют в учебной работе, учебные задания по своей сложности не учитывают реальные возможности обучающихся. В результате организация учебного процесса на уроке закладывает предпосылки к низкой учебной продуктивности обучающихся и создает у них неудовлетворенность трудом, порождает недисциплинированность.
4. ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИЙСЯОВ
- Правильно используйте поощрения.
- Делайте упор на положительные начинания.
- Убедитесь, что все обучающиеся, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее.
- Хвалите обучающихся, учитывайте их индивидуальные особенности и недостатки, используйте индивидуальные нормы оценивания.
- Соотносите успех обучающихся с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе.
- Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается обучающимися.
- Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения, хотя чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
- Поощряйте признание обучающимся своих ошибок.
Одним из стимулов является оценка. Оценка стимулирует:
Будьте последовательны в применении наказания:
Делайте предупреждение в спокойной манере:
Используйте наказание применительно к конкретному нарушению:
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Умение предотвратить негативное поведение — один из важнейших организационных навыков педагога. Специалисты считают, что большинство проблем, связанных с поведением на уроке, возникает из-за того, что обучающиеся не знают правил и не следуют им. Взаимопонимание между обучающимися и преподавателями создаются похвалами, поощрением хорошего поведения и управлением доверия в группе. Дисциплинарные меры крайне редки в обстановке уважения и доверия между преподавателем и обучающимися.
Ключом к минимизации дисциплинарных проблем является именно умение преподавателя управлять группой. Хорошим преподавателям удается обратить должное внимание на потребности всех обучающихся во время урока. К сожалению, исследования показывают, что большинство преподавателей чаще всего уделяют внимание одним и тем же обучающимся, игнорируя других. Естественно, такое поведение преподавателя увеличивает вероятность плохого поведения обучающихся.
Хороший преподаватель умеет анализировать поведение обучающихся и делать вывод, поможет ли установленное им правило справиться с ситуацией. Поэтому преподаватели, устанавливающие ясные, прозрачные требования к поведению обучающихся, более успешны в управлении группой и сталкиваются с меньшим количеством дисциплинарных проблем, чем те, кто не формулирует подобных требований. Когда же четко сформулированное требование не выполнено, преподаватель дает обучающемуся возможность осознать проблему и приводит примеры, как обучающийся мог избежать совершения того или иного поступка. Заранее продекларированные правила предоставляют возможность педагогу решать дисциплинарные проблемы в индивидуальном порядке, и потому поступки нескольких обучающихся никогда не отразятся на поведении всей группы.
Важно помнить, что требования должны быть ясные и конкретные. Постоянство, с которым преподаватель реагирует на нарушение правил, важно так же, как и установление требований к поведению. Постоянство в сочетании с должным управлением помогает преподавателю снизить до минимума показатели плохого поведения обучающихся на уроке.
Чуткий преподаватель способен решать большинство дисциплинарных проблем, не прибегая к помощи администрации училища. Он понимает, что снизив количество дисциплинарных проблем в группе, сможет значительно повысить успеваемость обучающихся. Ведь чем меньше времени уходит на решение подобных проблем, тем больше его остается на обучение, а чем больше времени идет на обучение, тем больше знаний получают обучающиеся.
Сила преподавателя — в мастерстве, в умении вовлечь каждого, в умении организовать работу так, что каждому есть дело по его способностям. (Антология гуманной педагогики. С. Соловейчик, Москва Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007 г.)
ПАМЯТКА №1 Предотвращение конфликта и спасение ситуации
ПАМЯТКА №2 Начни урок как песню
ПАМЯТКА №3 Преподаватель — личность
ПАМЯТКА №4 Карта достоинств преподавателя — профессионала.
Для профессиональной подготовки и проведения урока:
- Старается знать многое о новых достижениях в науке, которую преподает, в психологии и педагогике, а также в методике преподавания предмета.
- Серьезно и обстоятельно готовится к урокам.
- Очень точно и корректно формулирует учебные цели и задачи урока.
- Владеет умением превращать организационный момент на уроке в организационно-психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку.
- Умеет увлечь обучающихся на уроке, мотивируя их работу, настойчиво и без раздражения работает с каждым обучающимся, стараясь добиться настоящего эффекта.
- Умеет переключать виды деятельности на уроке и снимать усталость за счет специальных способов разрядки.
- Знает и использует методику дифференциального обучения.
- Создает творческую атмосферу на уроке; разработал и использует щадящую разумную систему неразрушающего контроля за знаниями и развитием обучающихся.
- Владеет умением задавать проблемные вопросы, активизирующие мыслительную деятельность.
- Постоянно работает с понятийной базой предмета.
- Умеет обеспечивать активизацию познавательной деятельности в процессе работы над новым материалом.
- Знает кого и как поощрять, в какой форме оценивать знания, умения и навыки.
- Умеет организовать групповую творческую деятельность обучающихся.
- Всегда внимательно и уважительно слушает и слышит обучающихся на уроке и справедливо выставляет отметки.
- Подбирает и выдает разно-уровневые, интересные оригинальные творческие домашние задания.
ПАМЯТКА №5 Что должен уметь компетентный педагог?
Педагог должен понимать, что:
ПАМЯТКА №6 Педагог должен остерегаться:
Литература
- Абасов З.А. Завуч / З.А. Абасов // Проектирование и совершенствование контрольно-оценочного компонента учебной деятельности школьников. — 2004. — №8. — С. 21-45.
- Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К.В. Бардин. — М.: Просвещение, 1998. — 252 с.
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. / А.А. Гин. — М.: Вита-Пресс. — 1999. — 88 с.
- Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1990. — 62 с.
- Касицина Н.В. Как разбудить собственную активность ученика: педагогика поддержки: тактика защиты / Н.В. Касицина. — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
- Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? / М.Е. Литвак. — 16-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1992. — 64 с.
- Литвак М.Е. Психологическое айкидо / М.Е. Литвак. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического института, 1992. — 64 с.
- Маслоу А. Личность и мотивации / А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
- Петрушин, В.И. Завуч / В.И. Петрушин // Психология крика. — 2002. — №2. — С. 109-119.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов / И.П. Подласый. — М.: Владос,1999. — 576 с.
- Русаков А.С. С.Л. Соловейчик Антология гуманной педагогики / А.С. Русаков. — М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2007. — 224 с.
- Скороходова Н.Ю. Завуч / Н.Ю. Скороходова // Успешность педагогического труда. — 2004. — №7. — С. 50-74.
- Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. / С.Л. Соловейчик. — 2-е изд. — М.: Первое сентября, 2000. — 496 с.: ил.
- Соловейчик С.Л. Статьи для своей газеты / С.Л. Соловейчик. — М.: Первое сентября, 2002. — 184 с.
Если я буду интересно вести уроки, я решу проблемы?
Да, но не факт. Есть ребята, которым не интересен ваш предмет — сегодня или всегда. Есть сложные темы, требующие погружения и достаточных стартовых знаний: у некоторых учеников они могут вызвать трудности. Но проходить их нужно, и учитель не всегда понимает, как лучше их подать. Если таких тем много и непонятно, как донести их до учеников, лучше звать на помощь методиста.
Но основное правило простое — чередовать формы работы. То индивидуальная, то групповая, то легкая и увлекательная тема, то сложная и насыщенная знаниями и работой ума.
Как можно наказать ученика за нарушение дисциплины?
Если ученику больше 15 лет, он неоднократно нарушал дисциплину и права других учеников, учителей и других сотрудников школы, его можно отчислить
Чтобы отчислить, школа должна доказать, что применила все возможные способы воздействия на ученика: беседы, психологические консультации и другие меры. Если ученик 15 лет еще не закончил девять классов, то комиссия по делам несовершеннолетних должна дать согласие на его отчисление. Если школа отчисляет ученика десятого или одиннадцатого класса старше 15 лет, то согласие комиссии не требуется.
Как приучить хоумскулера к дисциплине
Чем раньше вы будете развивать в ребёнке навыки самоконтроля, тем быстрее он начнёт учиться самостоятельно. Если решение перейти на семейное образование для вас не спонтанно, то приучать детей к дисциплине следует с раннего детства.
Когда мне урок-то вести, если я буду наблюдать за динамикой?
Это только поможет вам вести урок. Тем более каждый учитель и так следит за поведением в классе, но не всегда к нему прислушивается. Чередуйте «активные» и лекционные части, давайте групповую и индивидуальную работы, следите за темпом урока: если вы хорошо знаете материал, не обращаетесь постоянно к записям, вам будет проще.
Можно ли выгнать с урока?
Сложный вопрос. Не запрещено, но кто-то должен нести ответственность за ученика, когда он покинет класс. К тому же вы не должны нарушить его право на образование. То есть причина должна быть веской: он мешает заниматься своим одноклассникам. Лучшая схема действий — вызвать дежурного учителя и отправить ученика вместе с ним писать объяснительную.
То есть просто следить за классом? а если он большой?
Да, наблюдать динамику проще в малой группе до 15 человек. Но и в большей аудитории можно разобраться — ученики разобьются на микрогруппы. Часто в классе ученики, сидящие на первых партах, живут своей жизнью, а ученики с «камчатки» — совершенно другой.
Наблюдать за динамикой — значит не просто следить за классом. Это скорее похоже на ловлю флюидов — вот начали отвлекаться, значит нужно посмотреть за собой. Если началась скучная, но нужная для понимания тема — обратите на это внимание класса. Попросите записать ваши фразы.
Выводы
Дисциплина ≠ наказания. Дисциплина — это воспитание в ребёнке самоконтроля и способности противостоять своим импульсивным желаниям. Дисциплинированные дети более ответственны и уважительны по отношению к взрослым, они легко общаются с людьми, умеют учиться самостоятельно и достигают больших успехов в учёбе и карьере.
Если родители не приучают ребёнка с раннего возраста к дисциплине, традиционная школа этого не восполнит. Помните, что хоумскулерами движет жажда познаний, они привыкли самостоятельно учиться и добывать знания. Поэтому проблем с онлайн-обучением у них обычно не возникает.
При переходе на семейное образование в подростковом возрасте важно, чтобы первое время рядом с ребёнком был авторитетный взрослый. В «Экстернате Фоксфорда», например, ученики находятся под присмотром опытных наставников, которые помогают детям с дисциплиной в школе, контролируют посещаемость и успеваемость ребят.