Административный арест: что такое, когда применяется в 2021 году?

Административный арест: что такое, когда применяется в 2021 году? Залог недвижимости

Глава xxiii. арест судна кодекс торгового мореплавания российской федерации от 30.04.1999 n 81-фз (ред. от 26.05.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.06.2021)

  • Главное меню
    • Глава I. Общие положения
    • Глава II. Судно
    • Глава III. Регистрация судов, прав на них и сделок с ними
      • Статья 33. Реестры судов Российской Федерации
      • Статья 34. Суда, используемые только для правительственной некоммерческой службы
      • Статья 35. Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов
      • Статья 36. Государственная пошлина
      • Статья 37. Условия государственной регистрации судов
      • Статья 38. Государственная регистрация судна, зафрахтованного по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру)
      • Статья 39. Сведения, подлежащие внесению в Государственный судовой реестр или реестр маломерных судов
      • Статья 40. Сведения, подлежащие внесению в бербоут-чартерный реестр, Российский международный реестр судов и Российский открытый реестр судов
      • Статья 41. Обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в реестры судов
      • Статья 42. Первоначальная государственная регистрация судна
      • Статья 43. Изменение порта (места) государственной регистрации судна
      • Статья 44. Повторная государственная регистрация судна
      • Статья 45. Утрата судовых документов, подтверждающих государственную регистрацию судна
      • Статья 46. Отказ в государственной регистрации судна, прав на него и сделок с ним
      • Статья 47. Исключение судна из Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов, реестра маломерных судов или Российского открытого реестра судов
      • Статья 48. Судно, пропавшее без вести
      • Статья 49. Судно, конструктивно погибшее
      • Статья 50. Предоставление информации из реестров судов
      • Статья 51. Ответственность за нарушение правил государственной регистрации судов
    • Глава IV. Экипаж судна. Капитан судна
    • Глава V. Государственный портовый контроль
    • Глава VI. Морские лоцманы
    • Глава VII. Затонувшее имущество
    • Глава VII.1. Перевозки на морской линии
    • Глава VIII. Договор морской перевозки груза
      • § 1. Общие положения
      • § 2. Подача судна и погрузка груза
      • § 3. Коносамент
      • § 4. Исполнение договора морской перевозки груза
      • § 5. Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза
      • § 6. Выгрузка и выдача груза
      • § 7. Фрахт
      • § 8. Ответственность перевозчика, отправителя и фрахтователя
    • Глава IX. Договор морской перевозки пассажира
    • Глава X. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
    • Глава XI. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)
    • Глава XII. Договор буксировки
    • Глава XIII. Договор морского агентирования
    • Глава XIV. Договор морского посредничества
    • Глава XV. Договор морского страхования
    • Глава XVI. Общая авария
      • Статья 284. Понятие общей аварии и принципы ее распределения
      • Статья 285. Применение правил, установленных настоящей главой
      • Статья 286. Общая авария, вызванная заходом судна в место убежища
      • Статья 287. Расходы на перемещение на борту судна, выгрузку либо обратную погрузку груза, топлива или предметов снабжения
      • Статья 288. Временный ремонт судна
      • Статья 289. Расходы, вызванные задержкой судна ради общей безопасности
      • Статья 290. Последствия признания судна непригодным к плаванию или отказа судна от продолжения рейса
      • Статья 291. Общая авария, вызванная расходами на спасание
      • Статья 292. Общая авария, вызванная принятием мер по спасанию
      • Статья 293. Расходы, вызванные мерами по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде
      • Статья 294. Убытки от повреждения или гибели груза, топлива либо предметов снабжения
      • Статья 295. Убытки от потери фрахта
      • Статья 296. Заменяющие расходы
      • Статья 297. Убытки, не признаваемые общей аварией (частная авария)
      • Статья 298. Убытки от повреждения судна, его машин или принадлежностей
      • Статья 299. Скидки «за новое вместо старого»
      • Статья 300. Убытки от гибели судна
      • Статья 301. Убытки от гибели или повреждения груза
      • Статья 302. Предоставление средств на расходы, возмещаемые в порядке распределения общей аварии
      • Статья 303. Проценты на убытки, возмещаемые в порядке распределения общей аварии
      • Статья 304. Контрибуционная стоимость имущества
      • Статья 305. Диспаша и диспашеры
      • Статья 306. Доказательства и материалы, на основании которых составляется диспаша
      • Статья 307. Сбор за составление диспаши
      • Статья 308. Исправление и оспаривание диспаши
      • Статья 309. Исполнение диспаши
    • Глава XVII. Возмещение убытков от столкновения судов
    • Глава XVIII. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью
    • Глава XIX. Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ
    • Глава XIX.1. Ответственность за ущерб от загрязнения бункерным топливом
    • Глава XX. Спасание судов и другого имущества
    • Глава XXI. Ограничение ответственности по морским требованиям
    • Глава XXII. Морской залог на судно. Ипотека судна или строящегося судна
      • § 1. Морской залог на судно
      • § 2. Ипотека судна или строящегося судна
    • Глава XXIII. Арест судна
    • Глава XXIV. Морские протесты
    • Глава XXV. Претензии и иски. Исковая давность
    • Глава XXVI. Применимое право
    • Глава XXVII. Заключительные положения

Залог за арестованное судно как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Залог за арестованное судно представляет собой меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имущественного характера. В соответствии со ст. 27.18 КоАП РФ рассматриваемая мера состоит во внесении физическим или юридическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, судовладельцем, страховщиком или компетентным органом государства флага судна денежных средств в суд, избравший данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Еще про залог:  Кросс-дефолт | Налоги и Право

Закрепление залога за арестованное судно в качестве самостоятельной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях внесенными в КоАП РФ изменениями от 11 июля 2021 г. представляется весьма удачным шагом законодателя. Применение данной меры позволяет сочетать оптимальную степень принуждения с одновременным соблюдением конституционных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу. Залог не лишает данное лицо возможности владения, пользования, распоряжения судном, он связывает свободу его действий угрозой имущественных потерь, одновременно обеспечивая нормальный ход производства по делу об административном правонарушении. Кроме того, применение залога за арестованное судно исключает расходы, связанные с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа.

Как гражданско-правовой институт залог берет начало еще в законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.)1, ст. 114—117 которых устанавливали патриархальное право отца семейства распоряжаться членами своей семьи и отдавать их в залог заимодавцу в обеспечение невыплаченного в срок долга или во временное замещение выданного займа. В Индии в законах Ману (II в. до н. э.)[1][2] залог упоминается как одно из 18 оснований для судебного разбирательства. Известен залог и древнеримскому праву, в котором выделяется несколько форм залога[3]: федуция (flducia cum creditore), заключавшаяся в получении кредитором в обеспечение своего требования права собственности на вещь; пигнус (pignus), выражавшийся в передаче должником вещи во владение кредитору до уплаты долга; ипотека (hypotheca), при которой предмет залога оставался и в собственности, и во владении должника, а субъекту залогового права давалось право в случае неисполнения обязательства истребовать заложенную вещь, у кого бы она к тому времени ни оказалась, продать ее и из вырученной суммы покрыть свое требование к должнику.

В национальном законодательстве первая законодательная формулировка залога, по мнению А. С. Звонницкого1, содержится в Псковской судной грамоте 1467 г.[4][5]

В российском законодательстве XIV — начала XIX в. существовали две основные конструкции залога, которые по очереди отражались в нормативных правовых актах. Одна из этих конструкций получила в юридической литературе наименование «право присвоения»[6], поскольку в данном случае право собственности кредитора переходило на предмет залога либо сразу, с момента оформления залоговых правоотношений, либо в случае неисполнения должником своих обязательств. Такое содержание залога было закреплено, в частности, в Соборном уложении 1649 г.[7] и Указом от 11 мая 1744 г.[8] В соответствии с другой конструкцией залога кредитору не переходило право собственности на его предмет, а в случае неисполнения обязательства должником кредитор получал право на удовлетворение своих требований из стоимости проданного предмета залога. Данная конструкция залога была отражена в указах от 11 января 1557 г. и от 1 августа 1737 г.

Советское гражданско-правовое законодательство XX в. (ГК РСФСР 1922 г. и ГК РСФСР 1964 г.), как и действующее ныне законодательство (ст. 334—358 ГК РФ), рассматривают залог в качестве одного из способов исполнения обязательств. Так, в соответствии со ст. 334 ГК РФ залог выражается в праве кредитора по обеспеченному залогом обязательству в случае неисполнения должником этого обязательства на обращение взыскания на предмет залога.

В российском уголовном процессе залог как мера пресечения появляется с принятием Устава уголовного судопроизводства 1864 г., заимствовав основные положения из гражданско-процессуального законодательства. Согласно ст. 423, 424 данного нормативного акта залог вносился в деньгах или движимом имуществе обвиняемым или иным лицом в качестве гарантии его явки по вызовам в размерах, определяемых органами уголовного судопроизводства в соответствии «со строгостью наказания, угрожающего обвиняемому, и с состоянием поручителя или залогодателя».

В действующем УПК РФ, сохранившем залог как меру пресечения в уголовном судопроизводстве, данная мера состоит во внесении или в передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом в орган, избравший данную меру пресечения, недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений.

Необходимость включения залога за арестованное судно в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях была вызвана ратификацией1 Российской Федерацией Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.[9][10], вступившей в силу для Российской Федерации 11 апреля 1997 г., содержащей в п. 2 ст. 73 положения о возможности предоставления за арестованное судно разумного залога или другого обеспечения.

Залог за арестованное судно, являясь мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, проявляет себя как мера государственно-властного воздействия на имущественные права нарушителя и обусловлена использованием собственного имущества в запрещенных целях. По сути, рассматриваемая мера является альтернативой применения ареста транспортных средств и может быть осуществлена лишь в случае совершения административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч. 2 ст. 8.17, ст. 8.18—8.20 КоАП РФ. Сдерживающие факторы залога за арестованное судно основаны на экономической заинтересованности залогодателя в сохранности залога.

Еще про залог:  Глава 1, Умение умирать или Искусство жить - архимандрит Рафаил (Карелин)

Залог за арестованное судно имеет комплексный характер. Его цели состоят в следующем: обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; недопущение повторного совершения одного из указанных в ч. 1 ст. 27.18 КоАП РФ правонарушений; обеспечение исполнения постановления по делу об административном правонарушении о назначении в качестве административного наказания административного штрафа или конфискации орудия совершения административного правонарушения.

Недопущение повторного совершения однородного административного правонарушения с использованием судов, в отношении которых применена рассматриваемая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, обеспечивается угрозой обращения залога по судебному решению в доход государства (ч. 12 ст. 27.18 КоАП РФ).

Фактическим основанием применения залога за арестованное судно выступает совершение физическим или юридическим лицом одного из административных правонарушений, прямо указанных в ч. 1 ст. 27.18 КоАП РФ, с использованием в качестве орудия реализации правонарушения судна, к которому первоначально применен арест.

Процессуальными основаниями применения залога за арестованное судно являются ходатайство правомочных вносить залог лиц о применении залога за арестованное судно, поданное в письменной форме компетентным должностным лицам, а также определение суда о применении залога за арестованное судно.

В качестве залогодателей административно-деликтный закон допускает как физических и юридических лиц, совершивших административные правонарушения, таки иных лиц, связанных экономической заинтересованностью с судьбой арестованного судна: судовладельцев, страховщиков или компетентных органов государства флага судна.

Залог за арестованное судно применяется в отношении российских и иностранных судов, зарегистрированных в Российской Федерации или иностранном государстве и явившихся орудием совершения административного правонарушения.

Предметом залога выступают денежные средства, вносимые на депозитный счет суда, избравшего данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Размер залога за арестованное судно согласно ч. 6 ст. 27.18 КоАП РФ определяется судом с учетом размера административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи Особенной части названного Кодекса, и (или) с учетом определяемых на основании заключения эксперта стоимости судна и других орудий совершения административного правонарушения и (или) размера ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения.

Законодатель не устанавливает верхний размер суммы залога за арестованное судно, оставляя его определение на усмотрение правоприменителя. В связи с этим судам следует избегать установления неоправданно высоких сумм залога, превращающих, по сути, залог за арестованное судно в меру наказания, что противоречит целям применения рассматриваемой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 7 ст. 27.18 КоАП РФ размер залога за арестованное судно не может быть меньше размера ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения, и максимального размера административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи Особенной части Кодекса.

Большинство санкций составов административных правонарушений рассматриваемой группы устанавливает административный штраф в денежном выражении. Вместе с тем составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17 и ст. 8.20 КоАП РФ, устанавливают административный штраф, кратный размеру стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения. Последнее обстоятельство требует при рассмотрении ходатайства о применении залога за арестованное судно оценки стоимости предмета административного правонарушения.

При определении размера залога за арестованное судно судом должны также учитываться характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, имущественное положение физического лица, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Представляется, что подобные положения, определяющие единственно возможный вид залога, существенно ограничивают права и законные интересы залогодателей. Вместе с тем воспринятые национальным законодательством положения ст. 73 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. не отождествляют предмет залога исключительно с денежными средствами, отмечая лишь требование его разумности, а также допуская возможность другого обеспечения. Вышеизложенное свидетельствует о необходимости установления в качестве предмета залога наряду с денежными средствами и иных видов имущества, в частности недвижимого имущества и движимого имущества в виде ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации ценных бумаг, которые предусмотрены в качестве предмета залога в российском уголовно-процессуальном законодательстве.

Кроме того, за основу может быть принят опыт законодателя США, предусматривающего обеспечение залога не реальным внесением денежных средств, а гарантией физического либо юридического лица[11]. В таком случае денежные средства в течение всего периода применения рассматриваемой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях находятся в распоряжении залогодателя, а в случае принятия судом решения об обращении залога в доход государства снимаются с банковского счета.

Введение подобных новшеств позволит исключить финансовые потери залогодателей, связанные с продажей имущества, а также упущенную выгоду, вытекающую из потери банковских процентов, начисляемых на сумму залога.

Еще про залог:  Кредиты под залог доли в квартире в Пятигорске: 11 банков, где можно взять кредит в залог части недвижимости

Такое расширение перечня видов имущества, составляющих предмет залога, неизбежно повлечет за собой установление правил его оценки и хранения. Одновременно законодателю необходимо установить изъятия из общего правила, не допускающие принятие в качестве залога имущества, на которое в соответствии с ГПК РФ не может быть обращено взыскание.

Действующий КоАП РФ не закрепляет конкретные сроки применения залога за арестованное судно. Исполнение рассматриваемой меры осуществляется на основании вынесенного судом определения на добровольных началах.

Окончание применения залога за арестованное судно обусловлено моментом вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, в котором в соответствии с ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ должен быть решен вопрос о судьбе залога за арестованное судно. Денежные средства подлежат либо возврату залогодателю, либо обращению в доход государства.

Залог за арестованное судно может быть применен исключительно в судебном порядке.

Порядок направления ходатайства о применении залога за арестованное судно урегулирован ч. 4 ст. 27.18 КоАП РФ. Рассматриваемые положения закрепляют альтернативный порядок подачи ходатайства либо в суд, либо должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. При направлении ходатайства должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, последнее обязано немедленно при его получении, а в случае необходимости выяснения дополнительных обстоятельств — в течение трех суток направить указанное ходатайство со всеми материалами дела в соответствующий суд.

Применение залога в отношении арестованных российских и иностранных судов, зарегистрированных в Российской Федерации или иностранном государстве и явившихся орудием совершения правонарушения, является правом, а не обязанностью суда. Исключение составляют положения ч. 3 ст. 27.18 КоАП РФ, обязывающие суд применить рассматриваемую меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в отношении иностранных судов, явившихся орудием совершения административного правонарушения на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, при наличии поданного ходатайства о внесении залога за арестованное судно.

Срок рассмотрения судом ходатайства не может превышать 10 дней со дня его получения. При поступлении такого ходатайства от участников производства по делу об административном правонарушении или в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела, за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 27.18 КоАП РФ, срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Принятие залога за арестованное судно оформляется протоколом, который составляется судом.

В силу ч. 11 ст. 27.18 КоАП РФ о применении залога за арестованное судно должно быть незамедлительно уведомлено дипломатическое представительство или консульское учреждение государства флага иностранного судна в Российской Федерации.

Залог за арестованное судно как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует отличать от морского залога как способа обеспечения обязательств, предусмотренного гл. XXII Кодекса торгового мореплавания РФ. Последний обладает специфическими основаниями применения, моментом возникновения, предметом залога и сроками реализации.

Основанием применения морского залога выступает привилегированное требование в отношении:

  • 1) заработной платы и других сумм, причитающихся капитану судна и другим членам экипажа судна за их работу на борту судна, в том числе расходов на репатриацию и уплачиваемых от имени капитана судна и других членов экипажа судна взносов по социальному страхованию;
  • 2) возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина на суше или на воде в прямой связи с эксплуатацией судна;
  • 3) вознаграждения за спасение судна;
  • 4) уплаты портовых и канальных сборов, сборов на других судоходных путях и лоцманских сборов;
  • 5) возмещения реального ущерба, причиненного при эксплуатации судна в результате утраты или повреждения иного имущества, чем перевозимые на судне грузы, контейнеры и вещи пассажиров.

Морской залог возникает одновременно с возникновением права на требование, обеспеченное морским залогом, независимо от воли судовладельца.

Предметом морского залога выступает судно.

Морской залог на судно прекращается по истечении одного года со дня возникновения обеспеченных морским залогом на судно требований, если только до истечения указанного срока судно не стало предметом ареста, ведущего к принудительной продаже судна.

Таким образом, залог за арестованное судно представляет собой самостоятельную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемую в отношении российских и иностранных судов, зарегистрированных в Российской Федерации или иностранном государстве и явившихся орудием совершения административного правонарушения, прямо указанного в ч. 1 ст. 27.18 КоАП РФ, в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, недопущения повторного совершения однородных правонарушений, обеспечения исполнения постановления по делу об административном правонарушении о назначении в качестве административного наказания административного штрафа или конфискации орудия совершения административного правонарушения, состоящую во внесении определенной суммы имущественных гарантий на депозитный счет суда, избравшего данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, на основании ходатайства физических и юридических лиц, совершивших административные правонарушения, судовладельцев, страховщиков или компетентных органов государства флага судна.

Оцените статью
Добавить комментарий