- Правописание причастий
- Правописание -н- и -нн- в причастиях
- Правописание не в причастиях
- Что надо говорить о причастии вашей учительнице
- Правописание суффиксов причастий
- Что такое причастие в русском языке?
- Что такое страдательный залог
- Страдательный залог: что от него страдает
- Что такое причастие простыми словами и как легко отличать причастие от прилагательного, глагола и деепричастия
- В чём вред страдательного залога
- Видеоурок
- Виды причастий – вот тут все срезаются
- Грамматические признаки страдательного залога, как его определить, примеры
- Еще два слова о действительных причастиях
- Залог причастий
- Залоговые значения причастий
- Как отличать причастие от прилагательного, глагола и деепричастия
- Когда нужен страдательный залог
- Краткая форма страдательных причастий
- Краткие причастия
- Морфологический разбор причастия: план разбора, образец разбора
- Образование страдательного причастия настоящего времени
- Образование страдательных причастий прошедшего времени
- Определение
- Полная и краткая форма причастий
- Признаки
- Признаки глагола у причастия
- Признаки прилагательного у причастия
- Пример характеристики причастия
- Примеры
- Причастие в русском языке
- Причастный оборот
- Прошедшего времени
- Сводная таблица образования причастий
- Склонение причастий
- Страдательные причастия и действительные причастия
- Суффиксы причастий: правило, таблица с примерами
- Таблица образование причастий в русском языке
- Урок русского языка в 7 классе на тему “§ 10. залог причастия: действительные и страдательные причастия”
Правописание причастий
Гласная перед -НН- в суффиксах страдательных причастий:
- «-а-/-я» пишутся в формах прошедшего времени, словообразующими основами которых были глаголы на – «-ать/-ять»: желать – желанный, связать – связанный, развеять – развеянный, овеять – овеянный;
- «-е-/-ё-» пишется в остальных случаях, первоисточниками которых стали глаголы на – «-еть/-ить/-ти» и другие: объесть – объеденный, приложить – приложенный, занести – занесенный, увлечь – увлечённый, вымести – выметенный (при образовании СПЧ глагольный суффикс «-и-» усекается).
Пишется «-н-»:
пишется «-нн-»:
- в полных причастиях, имеющих при себе приставки (кроме не-): овес посеянный, узел завязанный, клад найденный;
- в полных причастиях, имеющих при себе зависимые слова: правленная редактором рукопись, ломанный на куски хлеб;
- в бесприставочных ПЧ, образованных от глаголов сов. вида: брошенный камень, купленный подарок;
- в ПЧ, называющих временный признак, временное состояние: раненный в бою.
В краткой форме ПЧ:
Правописание -н- и -нн- в причастиях
-НН- пишется:
- в причастиях совершенного вида (решённая проблема);
- если есть приставка (кроме НЕ) (прочитанная книга);
- если есть зависимое слово (раненный саблей боец);
- в причастиях на -ОВАННЫЙ /-ЕВАННЫЙ (маринованные огурцы). Исключения: жёваный, кованый.
-Н- пишется:
- в кратких причастиях (пицца съедена);
- если нет приставки (крещёный младенец);
- если нет зависимого слова (крашеный пол);
- если есть приставка НЕ- (некрашеный пол).
ЗАПОМНИ: конченый человек – конченный в срок отчёт, названый брат – названный выше, посажёный отец – посаженное в парке дерево, приданое невесты – приданный чему-то.
ЗАПОМНИ!
Эти причастия без приставок пишутся с -НН-: купленный, лишённый, брошенный, решённый, обещанный, рождённый, пойманный, прощённый, пленённый, данный, обиженный, виденный, читанный.
Правописание не в причастиях
НЕ пишется СЛИТНО:
- с причастиями, которые без НЕ не употребляются (ненавидимый, негодующий);
- с причастиями, образованными от глаголов с приставкой НЕДО- (недосчитавшийся);
- если нет зависимых слов или противопоставления (незамеченная ошибка).
НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО:
- при наличии зависимых слов (не замеченная никем ошибка);
- при наличии противопоставления (не замеченная, а пропущенная ошибка);
- с краткими страдательными причастиями (ошибка не замечена).
Что надо говорить о причастии вашей учительнице
Вот тут есть проблема. Определение причастия в разных учебниках не совсем одинаковое. Н. М. Шанский считает, что причастие – самостоятельная часть речи, а В. В. Бабайцева – что это форма глагола.
Если у вас учебник русского от В. В. Бабайцевой и называется «Русский язык. Теория. 5-9 класс», говорите, что причастие – форма глагола. Если учебник Ладыженской (синенький, с гжелью, там и теория, и упражнения, учебник для каждого класса свой), надо говорить, что причастие – самостоятельная часть речи.
Дальше, вне зависимости от учебника, вы будете говорить: «обозначает признак предмета по действию, совмещает признаки глагола (вид, время, залог) и признаки прилагательного (род, склонение)». Чтобы запомнить их, придумайте себе какое-нибудь бестолковое выражение типа «ВоВа ЗаРоС» – вид, время, залог, род, склонение.
Правописание суффиксов причастий
Действительные причастия
- -УЩ-, -ЮЩ- пишутся в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения (колющий, пишущий).
- -АЩ-, -ЯЩ- пишутся в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов II спряжения (клеящий, дрожащий).
- -ВШ- пишется в действительных причастиях прошедшего времени (образуются от глаголов неопределённой формы) (видевший, слышавший).
- -Ш- пишется в действительных причастиях прошедшего времени (образуются от глаголов неопределённой формы) (прошедший, выросший).
Страдательные причастия
- -ЕМ-, -ОМ- пишутся в страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения (увлекаемый, ведомый).
- -ИМ- пишется в страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов II спряжения (видимый, слышимый).
- -Т- пишется в страдательных причастиях прошедшего времени (понятый, завёрнутый).
- -НН- пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных путём добавления -НН- к суффиксам -А-, -Я- глаголов неопределённой формы (услышанный, развеянный).
- -ЕНН-, -ЁНН- пишутся в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов неопределённой формы путём замены суффиксов -ЕТЬ, -ИТЬ (обиженный, безветренный, подстреленный).
ЗАПОМНИ! брезжить – брезжущий, зиждиться – зиждущийся
Что такое причастие в русском языке?
Причастие — это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает грамматические признаки глагола и прилагательного.
Что такое страдательный залог
В языке (не только в русском) есть две формы отношений субъекта и объекта действия. Они называются действительный залог и страдательный залог. Чтобы понять, в чём их отличие представим упрощённую структуру предложения.
В любом предложении, описывающем какое-то действие, есть три элемента: субъект действия (кто его совершает), объект действия (с кем что-то совершают) и само действие. Различия между залогами связаны с тем, на чём мы делаем акцент – на субъекте действия или на объекте.
Например: «Игорь победил Чёрного Властелина». Здесь акцент на героическом Игоре. И это действительный залог, где субъект, он же подлежащее, действует и активен.
«Чёрный Властелин побеждён Игорем». Это страдательный залог, здесь на первом месте в предложении не субъект, а объект действия – Чёрный Властелин, а Игорь становится более пассивным и как бы уходит в тень. В результате страдают оба: Чёрный Властелин, потому что всё же побеждён, а Игорь, потому что выглядит уже не так героически.
Ну и само действие, представленное формой глагола страдательного залога, тоже страдает, так как выражено в этом предложении оно слабее, чем в первом. К тому же и глаголы в этом залоге часто неполноценные мутанты в форме краткого страдательного причастия.
Недаром страдательный залог называют ещё пассивным – здесь пассивными оказываются и субъект, и объект.
Вот ещё пара примеров страдательного залога:
«Несмотря на то что мы были покусаны комарами и измучены тяжёлой дорогой, все распри были забыты». Предложение это совершено безликое, так как сложно «выловить» в нём субъект действия. Разве что комаров.
«Командиром роты поварихе была выдана утварь для поварской работы, которая собравшимися в отряде новобранцами считалась слишком сложным занятием». Тоже своеобразный шедевр канцелярских страданий. Склонность к страдательному залогу проявляют две категории авторов: воспитанные на официальных документах делового стиля и неуверенные в себе.
С. Кинг писал: «Ещё я думаю, что неуверенным в себе кажется, будто пассивный залог как-то придаёт их работе авторитетности, даже какой-то величественности. Если вам кажутся величественными технические инструкции и писания юристов, то, наверное, так оно и есть».
Страдательный залог: что от него страдает
Приветствую вас, друзья, на моём канале. Сегодня у нас страдания. Не деревенские, не городские, а текстологические. На вопрос: «Что страдает от страдательного залога?» ответить можно одним словом. Текст. И поставить точку. Но, вас, я думаю, такой краткий ответ не устроит, поэтому разберём подробнее.
Что такое причастие простыми словами и как легко отличать причастие от прилагательного, глагола и деепричастия
К нему можно задать два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?».
Причастие – это часть речи, которая отвечает на два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?». Например: мальчик (какой? что делающий?) играющий на скрипке. А вот к слову «игривая (натура)» можно задать только вопрос «какая?», поэтому игривый – прилагательное.
То есть причастие совмещает в себе признаки и прилагательного и глагола. Обозначает и признак, и в то же время действие. Например: читающий, играющий, поющий – он вроде бы и «какой», то есть описывается признак, и в то же время «делающий что-то» – дается указание на действие.
В чём вред страдательного залога
Увлечение страдательным залогом портит текст, делает его неудобочитаемым и сложным для понимания. Если конкретнее, то вред проявляется в следующем:
Но ведь если страдательный залог существует в языке, значит, он для чего-то нужен? Несомненно, он выполняет свои функции, но они весьма ограничены.
Видеоурок
Источник
Виды причастий – вот тут все срезаются
В видах причастий все путаются. Вспоминаем нашу фразу «ВоВа ЗаРоС» и разбираем по ней каждый тип причастия.
По Виду причастия могут быть совершенного и несовершенного вида. Если вид Совершенный, в вопросе к причастию будет буква С. Запомните: С – Совершенный:
По Времени: настоящего и прошедшего времени. Будущего нет:
По залогу: действительные и страдательные. Действительные – которые сами совершают действие. Страдательные – которые «страдают», то есть над ними совершается действие, кто-то что-то с ними делает.
Вопросы типа «Что сделанный?» не надо произносить на уроке. На уроке надо спрашивать «С которым что сделали?». «Что сделанный» – это для ваших мозгов, чтобы они быстрее все поняли и не тупили.
По роду: мужского, женского, среднего рода:
Склонение – это изменение по числам и падежам. Причастие можно просклонять, то есть прогнать по всем падежам и числам. Сделаем это с причастием «спящий»:
Путаете порядок падежей? Запоминалочка: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Иван – Именительный, Родил – Родительный, Девчонку – Дательный, Велел – Винительный, Тащить – Творительный.
Грамматические признаки страдательного залога, как его определить, примеры
Залоговые значения отражены в семантике глагола и имеют особые средства выражения в морфологии и синтаксисе. Пассивный залог в русском языке тесно связан с тем, переходнымилинепереходным глаголом он выражается, а также с видовыми признаками.
Рассмотрим, как выражается страдательный залог в русском языке, на примерах.
Словообразовательный элемент -ся не во всех случаях образует пассивный залог в русском языке, примеры иного значения рассмотрим далее.
Непереходные активные глаголы не формируют страдательного значения этого аффикса, и дополнение в Тв. падеже никогда не обозначает у них субъекта действия. Малыш научился одеваться самостоятельно. Вместо значения страдательности возникает обратное направление действия на субъекта. Девочки начали шептаться. Действие взаимно-возвратное.
Активный и пассивный залог в русском языке можно отличить по особенностям синтаксической структуры. Легко опознать страдательную конструкцию, если в ней есть наименование субъекта в Тв. падеже, например:
В предложениях с краткими страдательными причастиями значение пассива выражено ясно и не вызывает трудностей классификации.
Источник
Еще два слова о действительных причастиях
Действительные причастия могут быть возвратными/невозвратными, переходными/непереходными.
Переходное – когда есть зависимое существительное в винительном падеже без предлога:
Возвратность и переходность – это признаки только действительных причастий, у страдательных их не может быть в принципе.
Залог причастий
Понятие и синтаксическая роль
Причастие
Морфологический разбор глагола
1. Выписываем гл. из предложения, ставим в начальную форму (инфинитив).
2. Определяем постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, тип спряжения.
3. Определяем непостоянные признаки: наклонение, время (в изъяв. н.), число, лицо (в наст. и буд. вр.) или род (в прош. вр.).
4. Определяем синтаксическую роль в предложении.
Цыганёнок плясал неутомимо.
Плясал – н. ф. плясать: несов. в., неперех., невозвр., І спр., изъявит. н., прош. вр., ед.ч., муж. р., сказуемое.
Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Примеры: нарисованный плакат, утихшее море, играющий мальчик.
Причастие сочетает в себе признаки глагола и прилагательного. Причастия – книжные слова, в разговорной речи употребляются редко. Морфологические признаки: переходность/ непереходность, вид, залог, возвратность, время, падеж, род, число.
В предложении может быть выражено:
— именной частью сказуемого: Дом оказался недостроенным;
— сказуемым: Цветы сентября окрашены в жёлтые тона;
— определением: Опавшие листья чистым ковром расстилаются под деревьями.
Внимание! Некоторые причастия «перешли» в существительные: провожающие, встречающие, раненый, павшие, командующий, присутствующие, прошедшее, грядущее, будущее, отдыхающие, учащиеся. Сравни:
Существительные | Прилагательные |
(кто?) раненый спал | боец, (какой?) раненый в сражении |
(кто?) встречающие стояли на пироне | (какие?) провожающие Петю друзья что-то кричали |
Залог у причастий бывает:
— действительным (действие совершает сам предмет);
— страдательный (действие совершают над предметом).
1. Действительные причастия делятся на:
2. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Виды страдательных причастий:
Внимание! Причастие = который глагол:
Страдательные прич. | Действительные прич. |
Пригреваемые солнцем деревья – деревья, которые пригревает солнце. Пригретая солнцем трава – трава, которую пригрело солнце. Гонимые ветром волны – волны, которые гонит ветер. Прочитанная вчера книга – книга, которую прочитали вчера. | Решающий задачу ученик – ученик, который решает задачу. Человек, покоривший космос – человек, который покорил космос. Ребенок, любящий варенье – ребёнок, который любит варенье. |
Запомни! Правописание некоторых страдательных причастий: неприемлемый, неотъемлемый, незыблемый, недвижимый.
Залоговые значения причастий
Временные значения причастных форм
От глаголов несов. вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени, а от глаголов сов. вида – только причастия прошедшего времени.
Формы времени причастий могут иметь как абсолютное, так и относительное значение.
Относительное время причастий
Полные формы причастий, выполняющие в предложении функцию определения, чаще всего имеют относительное значение. При этом тип относительного времени причастия (относительное предшествующее или относительное одновременное) зависит от вида причастия, а также от временной формы глагола-сказуемого, употребленного в предложении.
причастие | сказуемое-глагол | значение относит. времени причастия | пример |
несов. в. наст. и прош. вр. | в форме прош. вр. | одновременности | Я лежал на спине и видел тихо плывшие надо мной облака. |
несов. в. наст вр. | в форме наст. или буд. вр. | одновременности | Я лежу на спине и вижу тихо плывущие надо мной облака. |
несов. в. прош. вр. | в форме наст. вр. | предшествования | Сегодня на улице встречаю актера, игравшего в «Лесе». |
сов. вида | в форме пр., наст., буд. вр. | предшествования | Погасший пепел уж не вспыхнет (П.). |
Абсолютное время причастий
1. Полные формы причастий реже обозначают абсолютное время. Как правило, абсолютное время выражают причастия прошедшего времени при глаголах в форме будущего времени (Наставникам, хранившим юность нашу… не помня зла, за благо воздадим (П.)).
2. Абсолютное время могут выражать краткие причастия, входящие в состав составного именного сказуемого.
Если такое сказуемое включает нулевую форму связки со значением настоящего времени, то причастие указывает на наличие в настоящем времени результата действия, совершенного в прошлом (Белье высушено. Статья законспектирована.).
Если в сказуемом присутствует связка в форме прошедшего времени, то причастие показывает, что результат действия, совершенного в прошлом, тоже отнесен к прошедшему времени (Белье было высушено. Статья была законспектирована.).
Залоговые значения причастий нуждаются в специальной характеристике.
Страдательные причастия – это всегда причастия страдательного залога.
Что же касается действительных причастий,то среди них могут быть:
а) причастия действительного залога (читающий книгу мольчик);
в) причастия возвратного залога (обнимающиеся друзья);
г) причастия, стоящие вне категории залога, образованные от незалоговых глаголов (лежащий на дороге камень).
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «действительное причастие» значительно шире понятия «причастие действительного залога». ДП с постфиксом –ся, имеющие значение страдательного залога, употребляются только тогда, когда соответствующее страдательное причастие не образуется или является малоупотребительным:
Дом, строившийся рабочими. – Дом, строенный рабочими – не образуется.
Источник
Как отличать причастие от прилагательного, глагола и деепричастия
Чтобы отличить причастие от других близких по морфологии частей речи – отглагольного прилагательного, глагола и деепричастия – необходимо помнить:
прилагательные:
- в отличие от причастий прилагательные не имеют зависимых слов: летящая по небу птица (пч.) – летящая походка (пр.);
- не имеют приставок и образуют постоянный, а не временный признак: просеянное через сито зерно (пч.) – сеяное (пр.) зерно;
- не имеют суффиксов «-ащ-/-ящ-», «-ущ-/-ющ-», «-ем-/-им-/-ом-», «-вш-/-ш-», «-т-», «-нн-/-н-», «-ённ-/-ён-», «-енн-/-ен-», а имеют – «-л», «-тельн», «-ач/-яч-», «-уч-/-юч-»: обаятельный (пр.) – идущий (пч.), колючий (пр.) – смеющийся (пч.);
глаголы и деепричастия:
Когда нужен страдательный залог
Прежде чем кидаться безжалостно править предложения со страдательным залогом, обратите внимание на случаи, когда он вполне уместен.
Ну, и к тому же страдательный залог помогает разнообразить текст, если им не слишком увлекаться.
Краткая форма страдательных причастий
Краткие отглагольные прилагательные отвечают на вопросы: «каков?», «какова?», «каковы?», «каково?».
Чтобы образовать краткую форму страдательного залога настоящего времени, нужно убрать окончание. При этом суффиксы кратких форм остаются такими же, как и в полной.
Примеры: «судимый – судим», «любимый – любим», «зависимый – зависим».
Для образования краткой формы прошедшего времени, нужно убрать у полной окончание и часть суффикса.
Примеры: «проданный – продан», «стёртый – стёрт», «обиженный – обижен».
В предложении краткие формы всегда являются сказуемыми. В повседневной речи и текстах научной направленности их практически нет. В основном краткие формы употребляются в литературных произведениях, чтобы придать тексту стилистическую окраску. Особенно это свойственно классическим произведениям.
Чтобы закрепить знания, вам поможет таблица ниже:
Страдательные причастия (полная форма) | |
Суффиксы для образования настоящего времени | Суффиксы для образования прошедшего времени |
Берём основу инфинитива и добавляем: · -ом (1 спряжение); · -ем (1 спряжение); · -им (2 спряжение). | Берём основу инфинитива и добавляем: · -енн (если –ить, -сти, -чь); · -нн (есть –ать, -ять); · -т (например, «забытые числа»). |
Краткая форма | |
Убираем окончание полной формы. | Убираем окончание полной формы и часть суффикса. |
Упражнения, всевозможные тесты и тренажеры помогут научиться правильно образовывать причастия. Благодаря регулярной практике, вы не только сможете без труда образовывать страдательный залог, но и сможете научить этому других людей, успешно сдать экзамен или выполнить контрольную работу.
Краткие причастия
Краткие ПЧ образуются от полных форм страдательных ПЧ настоящего или прошедшего времени, путем усечения окончания или окончания и части суффикса. В образовании принимают участия только СПЧК с суффиксами «-им-/-ем-», «-ом-», «-енн-», «-нн-» и «-т-»: хранимый – храним;
читаемый – читаем; ведомый – ведом; построенный – построен; открытая – открыта.
Краткие ПЧ изменяются:
В предложении краткое ПЧ выполняет роль составного именного сказуемого:
Дело былосделано очень быстро.
Морфологический разбор причастия: план разбора, образец разбора
План разбора:
I. Часть речи, общ. грамм. знач., вопрос.
II. Н. ф. (ед. ч., м. р., И. п.).
Морф. признаки:
- разряд (действит., страдат.);
- призн. глаг.: вид, возвратность, время;
- призн. прилаг.:
III. Синтакс. роль в предложении.
Образец письменного разбора:
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие вётлы рыхлые тучи.
(К. Паустовский)
Облетевшие – причастие (какие?), образ. от глаг. облететь, н. ф. облетевший,
страдат.; пр. вр., сов. в., невозвр., В. п., мн. ч., определение.
Образование страдательного причастия настоящего времени
Чтобы образовать страдательный залог настоящего времени, необходимо брать во внимание спряжение глагола, от которого образовано слово.
Залог настоящего времени образуется с помощью следующих суффиксов:
-ом-/-ем-, если это глагол 1-го спряжения («собирать – собираемый», «угонять – угоняемый»);
-им-, если это глагол 2-го спряжения («судить – судимый», «зависеть – зависимый»).
Для правильного образования совершенного вида, за основу необходимо взять соответствующий переходный глагол совершенного вида.
Обороты в полной форме выступают как определение.
Чтобы проверить, правильно ли всё образовано, сделайте морфологический разбор слова и проверьте, есть ли вышеупомянутые суффиксы.
Образование страдательных причастий прошедшего времени
Чтобы образовать страдательный залог прошедшего времени, необходимо взять основу инфинитива переходного глагола и добавить нужные суффиксы.
В список входят:
-енн- (если инфинитив заканчивается на –ить, -сти, -чь);
-нн- (если перед суффиксом инфинитива стоит –а, -я, -е);
-т- (в остальных случаях, если инфинитив совершенного вида).
Примеры:
«косить – скошенный», «заплести – заплетённый»;
«продать – проданный», «обидеть — обиженный»;
«стереть – стёртый», «покинуть – покинутый».
Чтобы образовать несовершенный вид, за основу берётся соответствующий переходный глагол несовершенного вида. И наоборот. То есть, нельзя сказать, что «косить – скошенный» — это формы одного и того же слова, так как глагол — совершенного вида, а причастие — несовершенного.
Данные примеры являются правильными парами слов:«косить – кошенный дедушкой луг» и «скосить – скошенный».
Обращайте внимание на правописание «НН», которые пишутся, если выполнено хотя бы одно из условий:
совершенный вид («скошенный – скосить», вопрос «что сделать?»);
есть зависимое слово («подаренный дедушкой автомобиль», подаренный кем — дедушкой);
слово заканчивается на –ованный, -ёванный (исключения: «кованый», «жеваный»);
есть приставка кроме –не.
Если ни одно из условий не подходит под определённое слово, значит пишется одна «Н».
Часто ученики делают ошибки в этом правиле, потому что не знают чёткого алгоритма. Просто проверьте слово по всем четырём пунктам. Если хотя бы один подошёл, смело пишите две «НН». Не забывайте про исключения.
Определение
Причастие – особая глагольная форма, сочетающая в себе грамматические свойства глагола и прилагательного и обозначающая признак предмета по действию.
Полная и краткая форма причастий
Полную форму имеют все причастия (украшенный).
Краткая формаесть только у страдательных причастий совершенного вида (украшен). Краткие формы причастий изменяются по родам и числам.
Признаки
1. Постоянные признаки
- залог(действительный, страдательный);
- время (настоящее, прошедшее);
- совершенный (от глаголов соверш. вида), несовершенный (от глаголов несоверш. вида);
- переходность (переходные (от переходных глаголов), непереходные (от непереходных глаголов);
- возвратность (от глаголов, которые без -СЯ не употребляются).
2. Непостоянные признаки
- род(мужской, женский, средний);
- число (единственное, множественное);
- форма (полная, краткая);
- падеж (только для полной формы);
- возвратность (от глаголов, имеющих форму с суффиксом -ся и без).
Признаки глагола у причастия
Как и глагол, от которого образовано причастие, оно имеет грамматические категории:
2. действительный или страдательный залог
Причастие в форме действительного залога обозначает признак действия, которое совершает сам производитель:
Причастие в форме страдательного залога обозначает признак предмета, который испытывает действие со стороны, подвергается чьему-то воздействию:
3. Причастие сохраняет переходность/непереходность производящего глагола:
5. у причастий различают настоящее и прошедшее время:
Признаки прилагательного у причастия
Как и прилагательное, причастие
1. обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:
Падеж | Мужской род | Женский род | Средний род | Мн. число |
---|---|---|---|---|
И. п. | играющий | играющая | играющее | играющие |
Р. п. | играющего | играющей | играющего | играющих |
Д. п. | играющему | играющей | играющему | играющим |
В. п. | играющего | играющую | играющее | играющих |
Т. п. | играющим | играющей | играющим | играющими |
П. п. | об играющем | об играющей | об играющем | об играющих |
3. причастие изменяется по родам:
4. согласуется с существительным в роде, числе и падеже:
В предложении причастие выполняет синтаксическую роль определения.
В густой кроне деревьев на ветках сидят поющие скворцы.
Пример характеристики причастия
Для закрепления. Характеризую причастие «Проигранный (бой)» по нашей схеме: ВоВа ЗаРоС:
Всё. Есть вопросы – пишите в комментариях. И не забывайте нашу прикольную фразу «Вова зарос». Завтра напишу статью про причастный оборот.
Всем хороших оценок, высоких баллов на ЕГЭ.
P. S. Мое видео про причастия.
Источник
Примеры
Ольга толкнула створки рассохшихся ставен.
Рассохшихся — это особая глагольная форма причастие
Синтаксическая роль — определение.
Село расположено на высоком берегу реки.
Расположено — это особая глагольная форма причастие
Синтаксическая роль — сказуемое.
Причастие в русском языке
Чтобы понять, что такое причастие в русском языке, укажем, что оно образуется от глагола с помощью характерных формообразующих суффиксов:
Причастие — это особая неспрягаемая форма глагола, которая обладает признаками прилагательного. С одной стороны, причастие обозначает признак, как и прилагательное, но, с другой стороны, это признак особенный, который связан с действием.
Имя прилагательное обозначает постоянный признак предмета безотносительно ко времени (платок какой? синий), а причастие — это глагольная форма, выражающая признак, связанный с течением времени.
К примеру, в словосочетании «плавающая утка» причастие «плавающая» обозначает признак. К нему можно задать вопрос прилагательного:
И в то же время этот признак связан с действием в настоящем времени:
Сравним с другой формой причастия:
Здесь речь идет о птице, которая плавала раньше, до момента речи об этом, то есть в прошлом. Признак связан с уже совершенным действием.
Подытожим наши наблюдения определением, что такое причастие в русском языке.
Причастие совмещает в себе признаки двух самостоятельных частей речи: глагола и прилагательного.
Причастный оборот
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот и причастие являются обособленным или необособленным согласованным определением.
Прошедшего времени
Для формирования этих языковых единиц нужна корневая часть слова, обозначающего завершённое действие.
Прошедшее время страдательной формы создаётся прибавлением к основе инфинитива посткорневых аффиксов: -нн-, -енн- (-ённ-), -т-.
Посткорневой аффикс удвоенная «н» создаёт причастную форму от корневых частей, заканчивающихся на «а» либо «я»:
«Енн» образовывает причастие от инфинитива с корневой частью, оканчивающейся на «и» либо на согласный:
При помощи морфемы «т» образуется страдательный залог от корневых частей глаголов:
Сводная таблица образования причастий
Сводная таблица может послужить своеобразным итогом всего вышесказанного и помочь окончательно разобраться в теме.
Источник
Склонение причастий
Причастие в изменяется по числам, по падежам, по родам.
Начальная форма причастия – именительный падеж мужского рода.
- Именительный падеж — читающий (м.р.), читающая (ж.р.), читающее (с.р.).
- Родительный падеж — читающего (м.р.), читающей (ж.р.), читающего (с.р.).
- Дательный падеж — читающему (м.р.), читающей (ж.р.), читающему (с.р.).
- Винительный падеж — читающего (м.р.), читающую (ж.р.), читающее (с.р.).
- Творительный падеж — читающим (м.р.), читающей (ж.р.), читающим (с.р.).
- Предложный падеж — (о) читающем (м.р.), (о) читающей (ж.р.), (о) читающем (с.р.).
Страдательные причастия и действительные причастия
Залоговые отношения, доставшиеся причастиям от глаголов, делят их на:
СПЧ характеризует свойства кого-/чего-либо, подвергающегося какому-либо воздействию со стороны. Отсюда объяснение названия – «пострадал (-а,-о) от постороннего действия».
ДПЧ определяют свойство кого-/чего-либо, самостоятельно осуществляющего какое-либо действие.
Суффиксы причастий: правило, таблица с примерами
В образовании СПЧ настоящего времени участвуют основы глаголов настоящего времени и суффиксы:
Образование СПЧ прошедшего времени происходит от основ глаголов н. ф. при помощи суффиксов:
Примеры: «сказать – сказанная фраза»; «поставить – поставленный спектакль»; «натереть – натертый до блеска паркет, пролить – пролитый кофе, расколоть – расколотое стекло».
ДПЧ настоящего времени обязаны своему образованию основам глаголов настоящего времени и суффиксов:
ДПЧ прошедшего времени образуются основами инфинитива и прош. вр., к которым добавляются суффиксы:
Кроме этого: ДПЧ образуются:
Таблица образование причастий в русском языке
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Урок русского языка в 7 классе на тему “§ 10. залог причастия: действительные и страдательные причастия”
Русский язык. 7 класс. Урок № 18.
§ 10. Залог причастия: действительные и страдательные причастия.
Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие:
Страдательные причастия обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета:
Таблица образования причастий
Задание № 1:у причастий определите залог, время; суффиксы выделите:
(1) Слушающий, (2) блестящий, (3) любимый, (4) вылетевший, (5) срезанный, (6) пристроенный, (7) кричащий, (8) просивший, (9) ведомый, (10) закрытый, (11) вызревший, (12) вернувшийся, (13) открытый, (14) отданный.
Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов 3-го лица множественного числа настоящего времени с помощью суффиксов -ущ-(-ющ-) (от глаголов I спряжения) и -ащ-(-ящ-) (от глаголов II спряжения):
Примечание: некоторые страдательные причастия настоящего времени имеют суффикс -ом- :
(1) Вдохновляем, (2) зависим, (3) вливаем, (4) ведем, (5) носим, (6) воспеваем, (7) оберегаем, (8) гоним.
(1) Услышал, (2) увидел, (3) одел, (4) выкрасил, (5) сломал, (6) захватил, (7) отломил, (8) согрел.
Задание № 6:выпишите из текста действительные причастия в 2 группы: 1) настоящего времени, 2) прошедшего времени:
(1) Во второй половине XVII века Антон Левенгук, изобретший микроскоп, открыл множество организмов, обитавших всюду. (2) Невидимки, играющие большую роль в жизни людей, были описаны через 200 лет Луи Пастером. (3) И хотя он не изучал микробов, обитающих в почве, он подтолкнул к этому других ученых. (4)
Главная «обязанность» микробов на земном шаре – это очистка его поверхности от органического вещества, то есть от останков погибших растений и животных. (5) Объем работы санитаров, превращающих эти останки в углекислый газ, очень велик.
Задание № 7:выпишите из текста страдательные причастия в 2 группы: 1) настоящего времени, 2) прошедшего времени:
(1) Пустоты почв, не занятые влагой, заполнены воздухом. (2) Почвенный воздух отличается от атмосферного повышенным содержанием углекислоты и пониженным содержанием кислорода. (3) Кислород, поглощаемый микробами и корнями растений, убывает. (4)
Углекислота, освобождаемая микробами, возрастает. (5) Зимой почвенный воздух, разгружаемый от кислоты, становится по составу близким к атмосферному. (6) В подзолистых почвах воздух является наиболее обогащенным углекислым газом.
Задание № 1:у причастий определите залог, время; суффиксы выделите:
(1) Слушающий, (2) блестящий, (3) любимый, (4) вылетевший, (5) срезанный, (6) пристроенный, (7) кричащий, (8) просивший, (9) ведомый, (10) закрытый, (11) вызревший, (12) вернувшийся, (13) открытый, (14) отданный.
(1) Вдохновляем, (2) зависим, (3) вливаем, (4) ведем, (5) носим, (6) воспеваем, (7) оберегаем, (8) гоним.
(1) Услышал, (2) увидел, (3) одел, (4) выкрасил, (5) сломал, (6) захватил, (7) отломил, (8) согрел.
Задание № 1:у причастий определите залог, время; суффиксы выделите:
(1) Слушающий, (2) блестящий, (3) любимый, (4) вылетевший, (5) срезанный, (6) пристроенный, (7) кричащий, (8) просивший, (9) ведомый, (10) закрытый, (11) вызревший, (12) вернувшийся, (13) открытый, (14) отданный.
(1) Вдохновляем, (2) зависим, (3) вливаем, (4) ведем, (5) носим, (6) воспеваем, (7) оберегаем, (8) гоним.
(1) Услышал, (2) увидел, (3) одел, (4) выкрасил, (5) сломал, (6) захватил, (7) отломил, (8) согрел.
Задание № 1:у причастий определите залог, время; суффиксы выделите:
(1) Слушающий, (2) блестящий, (3) любимый, (4) вылетевший, (5) срезанный, (6) пристроенный, (7) кричащий, (8) просивший, (9) ведомый, (10) закрытый, (11) вызревший, (12) вернувшийся, (13) открытый, (14) отданный.
(1) Вдохновляем, (2) зависим, (3) вливаем, (4) ведем, (5) носим, (6) воспеваем, (7) оберегаем, (8) гоним.
(1) Услышал, (2) увидел, (3) одел, (4) выкрасил, (5) сломал, (6) захватил, (7) отломил, (8) согрел.
Задание № 1:у причастий определите залог, время; суффиксы выделите:
(1) Слушающий, (2) блестящий, (3) любимый, (4) вылетевший, (5) срезанный, (6) пристроенный, (7) кричащий, (8) просивший, (9) ведомый, (10) закрытый, (11) вызревший, (12) вернувшийся, (13) открытый, (14) отданный.
(1) Вдохновляем, (2) зависим, (3) вливаем, (4) ведем, (5) носим, (6) воспеваем, (7) оберегаем, (8) гоним.
(1) Услышал, (2) увидел, (3) одел, (4) выкрасил, (5) сломал, (6) захватил, (7) отломил, (8) согрел.
Задание № 6:выпишите из текста действительные причастия в 2 группы: 1) настоящего времени, 2) прошедшего времени:
(1) Во второй половине XVII века Антон Левенгук, изобретший микроскоп, открыл множество организмов, обитавших всюду. (2) Невидимки, играющие большую роль в жизни людей, были описаны через 200 лет Луи Пастером. (3) И хотя он не изучал микробов, обитающих в почве, он подтолкнул к этому других ученых. (4)
Главная «обязанность» микробов на земном шаре – это очистка его поверхности от органического вещества, то есть от останков погибших растений и животных. (5) Объем работы санитаров, превращающих эти останки в углекислый газ, очень велик.
Задание № 7:выпишите из текста страдательные причастия в 2 группы: 1) настоящего времени, 2) прошедшего времени:
(1) Пустоты почв, не занятые влагой, заполнены воздухом. (2) Почвенный воздух отличается от атмосферного повышенным содержанием углекислоты и пониженным содержанием кислорода. (3) Кислород, поглощаемый микробами и корнями растений, убывает. (4)
Углекислота, освобождаемая микробами, возрастает. (5) Зимой почвенный воздух, разгружаемый от кислоты, становится по составу близким к атмосферному. (6) В подзолистых почвах воздух является наиболее обогащенным углекислым газом.
Задание № 6:выпишите из текста действительные причастия в 2 группы: 1) настоящего времени, 2) прошедшего времени:
(1) Во второй половине XVII века Антон Левенгук, изобретший микроскоп, открыл множество организмов, обитавших всюду. (2) Невидимки, играющие большую роль в жизни людей, были описаны через 200 лет Луи Пастером. (3) И хотя он не изучал микробов, обитающих в почве, он подтолкнул к этому других ученых. (4)
Главная «обязанность» микробов на земном шаре – это очистка его поверхности от органического вещества, то есть от останков погибших растений и животных. (5) Объем работы санитаров, превращающих эти останки в углекислый газ, очень велик.
Задание № 7:выпишите из текста страдательные причастия в 2 группы: 1) настоящего времени, 2) прошедшего времени:
(1) Пустоты почв, не занятые влагой, заполнены воздухом. (2) Почвенный воздух отличается от атмосферного повышенным содержанием углекислоты и пониженным содержанием кислорода. (3) Кислород, поглощаемый микробами и корнями растений, убывает. (4)
Углекислота, освобождаемая микробами, возрастает. (5) Зимой почвенный воздух, разгружаемый от кислоты, становится по составу близким к атмосферному. (6) В подзолистых почвах воздух является наиболее обогащенным углекислым газом.
Задание № 6:выпишите из текста действительные причастия в 2 группы: 1) настоящего времени, 2) прошедшего времени:
(1) Во второй половине XVII века Антон Левенгук, изобретший микроскоп, открыл множество организмов, обитавших всюду. (2) Невидимки, играющие большую роль в жизни людей, были описаны через 200 лет Луи Пастером. (3) И хотя он не изучал микробов, обитающих в почве, он подтолкнул к этому других ученых. (4)
Главная «обязанность» микробов на земном шаре – это очистка его поверхности от органического вещества, то есть от останков погибших растений и животных. (5) Объем работы санитаров, превращающих эти останки в углекислый газ, очень велик.
Задание № 7:выпишите из текста страдательные причастия в 2 группы: 1) настоящего времени, 2) прошедшего времени:
(1) Пустоты почв, не занятые влагой, заполнены воздухом. (2) Почвенный воздух отличается от атмосферного повышенным содержанием углекислоты и пониженным содержанием кислорода. (3) Кислород, поглощаемый микробами и корнями растений, убывает. (4)
Углекислота, освобождаемая микробами, возрастает. (5) Зимой почвенный воздух, разгружаемый от кислоты, становится по составу близким к атмосферному. (6) В подзолистых почвах воздух является наиболее обогащенным углекислым газом.
Задание № 6:выпишите из текста действительные причастия в 2 группы: 1) настоящего времени, 2) прошедшего времени:
(1) Во второй половине XVII века Антон Левенгук, изобретший микроскоп, открыл множество организмов, обитавших всюду. (2) Невидимки, играющие большую роль в жизни людей, были описаны через 200 лет Луи Пастером. (3) И хотя он не изучал микробов, обитающих в почве, он подтолкнул к этому других ученых. (4)
Главная «обязанность» микробов на земном шаре – это очистка его поверхности от органического вещества, то есть от останков погибших растений и животных. (5) Объем работы санитаров, превращающих эти останки в углекислый газ, очень велик.
Задание № 7:выпишите из текста страдательные причастия в 2 группы: 1) настоящего времени, 2) прошедшего времени:
(1) Пустоты почв, не занятые влагой, заполнены воздухом. (2) Почвенный воздух отличается от атмосферного повышенным содержанием углекислоты и пониженным содержанием кислорода. (3) Кислород, поглощаемый микробами и корнями растений, убывает. (4)
Углекислота, освобождаемая микробами, возрастает. (5) Зимой почвенный воздух, разгружаемый от кислоты, становится по составу близким к атмосферному. (6) В подзолистых почвах воздух является наиболее обогащенным углекислым газом.
Источник