Залог имущества в оперативном управлении Акты, образцы, формы, договоры Консультант Плюс

постановление правительства рф от 25.08.2021 n 884 "об управлении федеральным имуществом, находящимся за пределами российской федерации" (с изменениями и дополнениями) | гарант

Постановление Правительства РФ от 25 августа 2021 г. N 884
«Об управлении федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации»

В целях обеспечения эффективного управления федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об управлении федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

3. Установить, что федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на управление находящимся за пределами Российской Федерации федеральным имуществом, обеспечивают эффективное и целевое использование, а также сохранность указанного имущества.

4. Установить, что:

дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях принимают решения о распоряжении движимым имуществом (за исключением принадлежащих Российской Федерации ценных бумаг, долей и паев в учрежденных за границей юридических лицах), закрепленным за ними, в порядке, установленном Министерством иностранных дел Российской Федерации;

торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах принимают решения о распоряжении движимым имуществом (за исключением принадлежащих Российской Федерации ценных бумаг, долей и паев в учрежденных за границей юридических лицах), закрепленным за ними, в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

5. Установить, что Управление делами Президента Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации в пределах своей компетенции являются полномочными представителями Российской Федерации в отношении расположенного за пределами Российской Федерации недвижимого имущества бывшей Российской империи и бывшего СССР, в том числе его органов, организаций и учреждений, а также недвижимого имущества упраздненных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций Российской Федерации и осуществляют организацию поиска, защиту указанного имущества, надлежащее оформление прав собственности Российской Федерации на него.

6. Реализация настоящего постановления осуществляется в пределах установленной Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации штатной численности федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

7. Федеральным органам исполнительной власти в 6-месячный срок привести свои правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Положение
об управлении федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 2021 г. N 884)

2. Решения об отчуждении (продаже, обмене, дарении и иных способах отчуждения, предусмотренных законодательством государства местонахождения недвижимого имущества) недвижимого имущества принимаются Правительством Российской Федерации.

3. Для принятия решения об отчуждении недвижимого имущества федеральный орган исполнительной власти, инициирующий отчуждение недвижимого имущества, осуществляет подготовку проекта решения Правительства Российской Федерации и формирует к нему следующий комплект документов:

б) копии учредительных документов юридического лица, которое находится в ведении федерального органа исполнительной власти и которому принадлежит отчуждаемое недвижимое имущество, заверенные в установленном порядке, а также документ, подтверждающий факт внесения записи об этом юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (за исключением случаев, когда отчуждаемое недвижимое имущество закреплено за федеральным органом исполнительной власти или относится к имуществу государственной казны Российской Федерации);

в) копия свидетельства о постановке юридического лица, которое находится в ведении федерального органа исполнительной власти и которому принадлежит отчуждаемое недвижимое имущество, на учет в налоговом органе (за исключением случаев, когда отчуждаемое недвижимое имущество закреплено за федеральным органом исполнительной власти или относится к имуществу государственной казны Российской Федерации);

г) копия письма о согласии на отчуждение недвижимого имущества (если это недвижимое имущество принадлежит юридическому лицу), заверенная федеральным органом исполнительной власти, инициирующим отчуждение недвижимого имущества;

д) копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на отчуждаемое недвижимое имущество, заверенные федеральным органом исполнительной власти, инициирующим отчуждение недвижимого имущества;

е) копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок (в случае отчуждения недвижимого имущества без земельного участка, на котором оно расположено), заверенные федеральным органом исполнительной власти, инициирующим отчуждение недвижимого имущества;

ж) копия плана (схемы) расположения земельного участка, подлежащего отчуждению, на местности, заверенная федеральным органом исполнительной власти, инициирующим отчуждение недвижимого имущества;

м) сведения о балансовой стоимости отчуждаемого недвижимого имущества в рублях и валюте государства местонахождения недвижимого имущества;

н) выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения об отчуждаемых объектах недвижимого имущества;

о) информация о существенных условиях сделки по отчуждению недвижимого имущества;

4. Проект решения Правительства Российской Федерации и документы, указанные в пункте 3 настоящего Положения, представляются в Правительство Российской Федерации в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, инициирующим отчуждение недвижимого имущества, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по предложениям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этому органу.

Проект решения Правительства Российской Федерации до внесения в Правительство Российской Федерации подлежит направлению на согласование в Управление делами Президента Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации (в пределах компетенции) (далее — заинтересованные федеральные органы исполнительной власти) с приложением документа, указанного в подпункте «а» пункта 3 настоящего Положения, а также в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с приложением документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения.

В случае если федеральным органом исполнительной власти, инициирующим отчуждение недвижимого имущества, является Управление делами Президента Российской Федерации, проект решения Правительства Российской Федерации до внесения в Правительство Российской Федерации подлежит направлению на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с приложением документа, указанного в подпункте «а» пункта 3 настоящего Положения, а также в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с приложением документов, указанных в подпунктах «а», «о» и «п» пункта 3 настоящего Положения.

В случае если федеральным органом исполнительной власти, инициирующим отчуждение недвижимого имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, проект решения Правительства Российской Федерации подготавливается указанным Агентством и до внесения в Правительство Российской Федерации подлежит направлению на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с приложением документа, указанного в подпункте «а» пункта 3 настоящего Положения.

В случае непоступления от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзацах втором — четвертом настоящего пункта, информации о согласовании проекта решения Правительства Российской Федерации или замечаний и предложений в отношении такого проекта в рамках компетенции таких федеральных органов исполнительной власти в течение 30 дней со дня его поступления в указанные органы проект решения Правительства Российской Федерации считается согласованным.

На основании решения Правительства Российской Федерации об отчуждении недвижимого имущества и с учетом законодательства государства местонахождения недвижимого имущества федеральный орган исполнительной власти (в отношении закрепленного за ним недвижимого имущества либо имущества государственной казны Российской Федерации) или юридическое лицо, которому принадлежит отчуждаемое недвижимое имущество, заключает договор об отчуждении недвижимого имущества и совершает иные необходимые юридические действия, связанные с его исполнением.

Федеральные органы исполнительной власти (за исключением Управления делами Президента Российской Федерации) и юридические лица, которым принадлежит недвижимое имущество (за исключением юридических лиц, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации), представляют в соответствующий территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом информацию об отчуждении недвижимого имущества и документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», в целях внесения соответствующей записи в реестр федерального имущества.

5. При приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий принадлежащее им имущество не подлежит включению в состав подлежащих приватизации имущественных комплексов, если иное не предусмотрено федеральным законом либо правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Решения о передаче недвижимого имущества в залог принимаются в порядке, определенном пунктами 2 — 4 настоящего Положения.

7.1. Решения о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества в отношении:

а) недвижимого имущества, принадлежащего юридическим лицам, подлежат согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся юридические лица, на основании предложений указанных юридических лиц;

Еще про залог:  Как снять обременение с квартиры после погашения ипотеке

б) недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти, принимаются этими федеральными органами исполнительной власти, а в предусмотренных подпунктом «г» пункта 9 настоящего Положения случаях могут приниматься также посольством Российской Федерации, консульским учреждением Российской Федерации, постоянным представительством Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве);

в) недвижимого имущества государственной казны Российской Федерации принимаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия собственника в отношении этого недвижимого имущества.

8. Перечень документов, представляемых юридическим лицом при направлении на согласование в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого такое юридическое лицо находится, предложений о передаче в аренду, безвозмездное пользование недвижимого имущества, а также внаем жилых помещений, принадлежащих такому юридическому лицу, устанавливается актом федерального органа исполнительной власти, в ведении которого такое юридическое лицо находится.

Решения в отношении сделок с имуществом, предусмотренных пунктом 7 и подпунктами «а» и «б» пункта 7.1 настоящего Положения (за исключением случаев передачи жилых помещений, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с подпунктом «г» пункта 9 настоящего Положения), принимаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, за исключением случаев принятия таких решений Министерством обороны Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации.

В целях получения согласования Федерального агентства по управлению государственным имуществом решения, указанного в абзаце втором настоящего пункта, федеральный орган исполнительной власти направляет в указанное Агентство уведомление о планируемом решении с указанием права, на котором планируется предоставить недвижимое имущество, характеристик недвижимого имущества, срока его предоставления, сведений о лице, которому предоставляется недвижимое имущество (в случае если планируется передача недвижимого имущества в аренду или безвозмездное пользование без проведения торгов).

Федеральный орган исполнительной власти принимает решение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в случае его согласования Федеральным агентством по управлению государственным имуществом либо в случае непоступления замечаний и предложений Федерального агентства по управлению государственным имуществом — по истечении 10 рабочих дней со дня поступления в указанное Агентство уведомления, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.

8.1. Договор аренды недвижимого имущества заключается юридическим лицом либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении недвижимого имущества государственной казны Российской Федерации, по результатам торгов, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством государства местонахождения недвижимого имущества или пунктами 8.2 и 8.3 настоящего Положения, а также законодательством Российской Федерации.

Договор найма жилого помещения заключается юридическим лицом по результатам торгов, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством государства местонахождения недвижимого имущества или пунктами 8.2 и 8.3 настоящего Положения, а также законодательством Российской Федерации.

Начальная ставка арендной платы (платы за жилое помещение) в целях проведения торгов устанавливается на основании отчета об оценке рыночной стоимости права аренды (найма), подготовленного в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, и с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом «л» пункта 3 настоящего Положения. Размер арендной платы (платы за жилое помещение) устанавливается в договоре по итогам торгов.

8.2. Если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации и законодательством государства местонахождения имущества, в случае признания торгов по передаче имущества по договору аренды недвижимого имущества, по договору найма жилого помещения несостоявшимися в связи с тем, что подана единственная заявка на участие в торгах, либо участником торгов признан только один заявитель, либо в торгах принял участие только один участник торгов, договор аренды недвижимого имущества, договор найма жилого помещения заключаются соответственно с лицом, подавшим единственную заявку на участие в торгах, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией о проведении торгов, лицом, признанным единственным участником торгов, или с единственным участником торгов.

В указанных случаях договор аренды недвижимого имущества, договор найма жилого помещения заключаются на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в торгах и документацией о проведении торгов, но по цене не менее начальной ставки арендной платы (платы за жилое помещение), указанной в извещении о проведении торгов.

8.3. Договор аренды (договор найма жилого помещения) в отношении недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, на срок не более 3 лет может быть заключен без проведения торгов в случаях и порядке, которые устанавливаются Управлением делами Президента Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации и законодательством государства местонахождения недвижимого имущества. При этом в такой договор аренды (договор найма жилого помещения) подлежат включению положения о неприменении к нему правил о возобновлении договора аренды (договора найма жилого помещения) на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора, нанимателя на заключение договора аренды (договора найма жилого помещения) на новый срок. В случае если включение в договор аренды (договор найма жилого помещения) указанных положений нарушает требования, установленные международными договорами Российской Федерации или законодательством государства местонахождения недвижимого имущества, такой договор заключается в соответствии с пунктами 8.1 и 8.2 настоящего Положения.

Размер арендной платы (платы за жилое помещение) устанавливается равным ставке арендной платы (платы за жилое помещение), установленной на основании отчета об оценке рыночной стоимости права аренды (найма), подготовленного в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, и с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом «л» пункта 3 настоящего Положения.

9. По договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом может осуществляться передача такого имущества:

а) юридическим лицом или государственным органом — государственным органам;

б) юридическим лицом или федеральным органом исполнительной власти — российским социально ориентированным некоммерческим организациям;

в) юридическим лицом или федеральным органом исполнительной власти — религиозным организациям (находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества религиозного назначения, а также недвижимого имущества, не имеющего религиозного назначения и предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс);

г) юридическим лицом или государственным органом — своему работнику, государственному гражданскому служащему, направляемым на работу за пределы Российской Федерации, или иному лицу, прибывшему с целью выполнения своих служебных обязанностей, ответственность за обеспечение необходимых условий пребывания которого в установленном порядке возложена на посольство Российской Федерации, консульское учреждение Российской Федерации, постоянное представительство Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) или на представительство Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству;

д) Министерством иностранных дел Российской Федерации — работникам религиозных организаций и священнослужителям для проживания в соответствии с целями деятельности такой организации, определенными ее уставом;

е) Министерством иностранных дел Российской Федерации и органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях обеспечения сотрудников указанных органов и членов их семей товарами первой необходимости и повседневного спроса, а также бытовыми услугами в местах их компактного проживания;

ж) в иных случаях, предусмотренных актами Правительства Российской Федерации.

10. Решения об отчуждении (продаже, обмене, дарении), о передаче в залог, внесении в порядке оплаты уставного капитала юридического лица, учрежденного за границей (выкупа соответствующих долей и паев в юридических лицах, учрежденных за границей), об использовании (передаче в аренду, безвозмездное пользование) движимого имущества, сведения о котором внесены в реестр федерального имущества, за исключением принадлежащих Российской Федерации ценных бумаг, долей и паев в учрежденных за границей юридических лицах, принимаются в отношении:

а) движимого имущества, принадлежащего юридическому лицу, — федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится указанное юридическое лицо, на основании предложения этого юридического лица;

б) движимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти, — этими федеральными органами исполнительной власти;

11. Перечень документов, представляемых юридическим лицом в федеральный орган исполнительной власти, указанный в подпункте «а» пункта 10 настоящего Положения, при направлении предложения о распоряжении движимым имуществом, определяется нормативными правовыми актами этого федерального органа исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 10 настоящего Положения (за исключением Управления делами Президента Российской Федерации), и юридические лица, которым принадлежит движимое имущество (за исключением юридических лиц, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации), представляют в соответствующий территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом информацию о совершенной сделке с движимым имуществом и документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», в целях внесения соответствующей записи в реестр федерального имущества.

Еще про залог:  Классификация залоговых отношений - Реализация залогового имущества

Действие пункта 10 настоящего Положения и настоящего пункта не распространяется на управление движимым имуществом, закрепленным за дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями Российской Федерации, представительствами Российской Федерации при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях и торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах.

12. Решения об отчуждении (продаже, обмене, дарении), о передаче в залог, внесении в порядке оплаты уставного капитала юридического лица, учрежденного за границей (выкупа соответствующих долей и паев в юридических лицах, учрежденных за границей), принадлежащих Российской Федерации ценных бумаг, долей и паев в учрежденных за границей юридических лицах принимаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в отношении:

а) ценных бумаг, долей и паев, принадлежащих юридическим лицам, — на основании представления федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные юридические лица, подготовленного на основании предложений этих юридических лиц;

13. Средства, полученные в результате совершения сделок с имуществом, учитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Решения о внесении недвижимого имущества в порядке оплаты уставного капитала юридических лиц, учрежденных за границей (выкупа соответствующих долей и паев в уставных капиталах юридических лиц, учрежденных за границей), принимаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в отношении:

а) недвижимого имущества, принадлежащего юридическим лицам, — на основании представления федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные юридические лица;

16. Списание недвижимого имущества осуществляется с учетом законодательства государства местонахождения этого недвижимого имущества.

18. Решения о списании недвижимого имущества, принадлежащего юридическим лицам либо закрепленного за федеральными органами исполнительной власти, принимаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, за исключением случаев принятия такого решения Министерством обороны Российской Федерации, Управлением делами Президента Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.

В целях получения согласования Федерального агентства по управлению государственным имуществом списания недвижимого имущества федеральный орган исполнительной власти направляет в это Агентство документы, указанные в пункте 19 настоящего Положения.

Федеральный орган исполнительной власти принимает решение о списании недвижимого имущества в случае согласования Федеральным агентством по управлению государственным имуществом такого списания либо в случае непоступления позиции Федерального агентства по управлению государственным имуществом по истечении 14 рабочих дней со дня поступления в это Агентство документов, указанных в пункте 19 настоящего Положения.

Министерство обороны Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству принимают решения о списании недвижимого имущества на основании документов, указанных в пункте 19 настоящего Положения.

19. Решение о согласовании списания недвижимого имущества принимается Федеральным агентством по управлению государственным имуществом на основании следующих документов:

а) копии учредительных документов юридического лица, которому принадлежит недвижимое имущество, подлежащее списанию, заверенные в установленном порядке, и документ, подтверждающий факт внесения записи об этом юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (за исключением случаев, когда недвижимое имущество, подлежащее списанию, закреплено за федеральным органом исполнительной власти или относится к имуществу государственной казны Российской Федерации);

б) свидетельство о постановке юридического лица, которому принадлежит недвижимое имущество, подлежащее списанию, на учет в налоговом органе (за исключением случаев, когда недвижимое имущество, подлежащее списанию, закреплено за федеральным органом исполнительной власти или относится к имуществу государственной казны Российской Федерации);

в) копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на недвижимое имущество, подлежащее списанию (а также на земельный участок, на котором расположено это недвижимое имущество);

г) техническая документация на недвижимое имущество, подлежащее списанию;

д) выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о недвижимом имуществе, подлежащем списанию;

е) техническое заключение о состоянии недвижимого имущества, подлежащего списанию, подготовленное независимым экспертом или специализированным органом, с приложением копий документов, подтверждающих их полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории государства местонахождения недвижимого имущества;

ж) материалы фотофиксации недвижимого имущества, подлежащего списанию, с указанием даты фотофиксации, подготовленные не ранее чем за 3 месяца до принятия решения о списании недвижимого имущества;

з) сведения об остаточной стоимости недвижимого имущества, подлежащего списанию, составленные не ранее чем за 3 месяца до принятия решения о списании недвижимого имущества.

21. Принятие решения о списании движимого имущества осуществляется на основании следующих документов:

а) при принятии решения о списании движимого имущества, кроме автотранспортных средств и средств механизации:

инвентарная карточка учета основных средств;

выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о движимом имуществе, подлежащем списанию (при наличии);

техническое заключение о состоянии имущества, подлежащего списанию, подготовленное работниками юридического лица, которому принадлежит имущество (федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества), в компетенцию которых входят эксплуатация и обслуживание такого имущества и которые не являются лицами, на которых возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за исследуемое имущество, либо при отсутствии таких работников независимым экспертом или специализированным органом, с приложением копий документов, подтверждающих их полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории государства местонахождения имущества;

б) при принятии решения о списании автотранспортных средств и средств механизации:

инвентарная карточка учета основных средств;

выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о движимом имуществе, подлежащем списанию (при наличии);

копия паспорта транспортного средства или иного документа, содержащего сведения об основных технических характеристиках транспортного средства, идентификационные данные основных агрегатов, сведения о собственнике, постановке на учет либо о снятии с учета и выданного в отношении транспортного средства в соответствии с требованиями законодательства местонахождения транспортного средства, а при его отсутствии — материалы служебной проверки по факту утраты;

справка о балансовой принадлежности, содержащая сведения для идентификации имущества по наименованию, местонахождению, основаниям возникновения права;

обоснование списания транспортного средства;

фотоснимки транспортного средства в формате 9 x 12 см (виды спереди, сзади, справа, слева, двигатель, номер шасси, кузова, двигателя), на которых однозначно читается регистрационный знак, с указанием на обороте каждого фотоснимка марки (модели), инвентарного номера, регистрационного знака транспортного средства. На фотоснимках отображаются сохранившиеся части (детали, агрегаты) транспортного средства;

г) при принятии решения о списании имущества, выбывшего вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления местонахождения такого имущества:

инвентарная карточка учета основных средств;

выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о движимом имуществе, подлежащем списанию (при наличии);

копия заключения о результатах служебной проверки, проведенной юридическим лицом, которому принадлежит имущество (федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества);

копия приказа о мерах, принятых в отношении виновных лиц (при наличии);

документы о принятии мер по защите интересов и возмещению причиненного ущерба.

Госрегистрация подтверждает юридическую силу ипотечной сделки

Под ипотекой понимается залог недвижимости, остающейся во владении должника, но с запрещением права свободного распоряжения этим имуществом.

Залог – это способ обеспечения обязательства перед кредитором, при котором кредитор в случае неисполнения должником обязательства может получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами, за изъятиями, предусмотренными п.1 ст.334 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Другими словами, залог, например, объекта недвижимого имущества подразумевает, что лицо, которому задолжал владелец заложенного объекта, может потребовать выплатить ему сумму долга за счет этого имущества.

Действующим законодательством определены два основания возникновения ипотеки: в силу договора и в силу закона.

Ипотека в силу договора

По договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона – залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны – залогодателя.

Еще про залог:  Займ под ПТС в Ноябрьске — получить деньги под залог ПТС автомобиля

Договор об ипотеке заключается в обеспечение обязательств по кредитному договору, договору займа или иному обязательству. Договор ипотеки является дополнительным обязательством и может быть заключен только при наличии основного обязательства, во исполнение которого он заключен.

Договор об ипотеке заключается в письменной форме, когда между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, подлежит государственной регистрации. Законодательством существенные условия договора об ипотеке предусмотрены в статье 9 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Закон об ипотеке). В частности, в договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, само обязательство, размер обязательства и срок его исполнения.

Предмет ипотеки определяется в договоре указанием его наименования, места нахождения и достаточным для идентификации этого предмета описанием.

В договоре об ипотеке должны быть указаны право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, и наименование, зарегистрировавшего это право залогодателя.

Если предметом ипотеки является принадлежащее залогодателю право аренды, арендованное имущество должно быть определено в договоре об ипотеке так же, как если бы оно само являлось предметом ипотеки, и должен быть указан срок аренды.

Оценка предмета ипотеки определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации по соглашению залогодателя с залогодержателем.

Обязательство, обеспечиваемое ипотекой, должно быть названо в договоре об ипотеке с указанием его суммы, основания возникновения и срока исполнения. В тех случаях, когда это обязательство основано на каком-либо договоре, должны быть указаны стороны этого договора, дата и место его заключения. Если сумма обеспечиваемого ипотекой обязательства подлежит определению в будущем, в договоре об ипотеке должны быть указаны порядок и другие необходимые условия ее определения.

Если обеспечиваемое ипотекой обязательство подлежит исполнению по частям, в договоре об ипотеке должны быть указаны сроки (периодичность) соответствующих платежей и их размеры либо условия, позволяющие определить эти размеры.

При несогласовании сторонами одного из существенных условий либо при отсутствии таковых в договоре об ипотеке последний признается незаключенным.

Ипотека в силу закона

Ипотека в силу закона связана с одновременным наличием следующих условий: указание в законе на возникновение ипотеки, возможность определить залогодержателя, в законе должны быть определены обязательства, при наличии которых возникает ипотека; в законе должны быть отражены обязательства, обеспечиваемые ипотекой.

В соответствии с действующим законодательством ипотека в силу закона возникает, когда:

– жилой дом или квартира, приобретенные полностью или частично за счет кредита банка или иной кредитной организации, находятся в залоге с момента государственной регистрации ипотеки в Едином государственном реестре недвижимости (п.1 ст.77 Закона об ипотеке);

– жилое помещение, построенное полностью либо частично с использованием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, предоставленных по договору целевого жилищного займа в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», считается находящимся в залоге с момента государственной регистрации права собственности на жилой дом (п.4 ст.77 Законам об ипотеке);

– земельный участок, приобретенный с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом на приобретение этого земельного участка, считается находящимся в залоге с момента государственной регистрации права собственности заемщика на этот земельный участок. Если соответствующий земельный участок взят в аренду, то возникает ипотека в силу закона на право аренды, если иное не установлено федеральным законом или договором аренды (п.1 ст.64.1 Закона об ипотеке);

– при строительстве здания или сооружения на земельном участке, заложенном по договору об ипотеке, ипотека распространяется на эти здания и сооружения, если иное не предусмотрено договором об ипотеке (ст.65 Закона об ипотеке);

– земельный участок, на котором с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом, приобретено, построено или строится здание или сооружение, или право аренды такого земельного участка считается находящимся в залоге с момента государственной регистрации права собственности на приобретенные, построенные или строящиеся здание или сооружение, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (ст.64.2 Закона об ипотеке);

– в случае регистрации права собственности на завершенный строительством объект недвижимости, который ранее был зарегистрирован и передан в ипотеку как объект незавершенного строительства, ипотека сохраняет силу, и ее предметом является здание (сооружение), возведенное в результате завершения строительства (ст.76 Закона об ипотеке);

– при передаче под выплату ренты земельного участка или другого недвижимого имущества получатель ренты в обеспечение обязательства плательщика ренты приобретает право залога на это имущество (п.1 ст. 587 ГК РФ);

– ипотека в силу закона возникает, если объект недвижимости приобретен в кредит или в рассрочку (статьи 488 и 489 ГК РФ).

– земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности (праве аренды или субаренды), и строящийся (создаваемый) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости в обеспечение исполнения обязательств застройщика (залогодателя) по договору с момента государственной регистрации договора у участников долевого строительства (залогодержателей) считаются находящимися в залоге (п.1 ст.13 Федерального закона № 214- ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон о долевом строительстве);

– при государственной регистрации права собственности застройщика на объект незавершенного строительства такой объект незавершенного строительства считается находящимся в залоге у участников долевого строительства с момента государственной регистрации права собственности застройщика на такой объект (п.2 ст.13 Закон о долевом строительстве).

Ипотека в силу закона может возникнуть и в иных случаях. Возникновение ипотеки в силу закона возможно только на основании федерального закона.

Ипотека также может не только возникать, но и переходить по основаниям, предусмотренным законом (переход ипотеки вследствие перехода прав по основному обязательству, исполнение поручителем основного обязательства за должника).

Законный залог порождает те же правовые последствия, что и залог договорный.

Государственная регистрация ипотеки

Независимо от оснований своего возникновения ипотека подлежит государственной регистрации, так как согласно п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация ипотеки осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2021 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Государственная регистрация ипотеки, возникающей на основании договора, осуществляется на основании договора об ипотеке и заявления залогодателя и залогодержателя либо нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке, после государственной регистрации права собственности залогодателя на являющийся предметом ипотеки объект недвижимости или иного являющегося предметом ипотеки и подлежащего государственной регистрации права залогодателя на объект недвижимости.

Государственная регистрация ипотеки, возникающей на основании закона, осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности залогодателя на являющийся предметом ипотеки объект недвижимости или иного являющегося предметом ипотеки и подлежащего государственной регистрации права залогодателя на объект недвижимости на основании договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, и заявления залогодателя или залогодержателя либо нотариуса, удостоверившего договор, влекущий возникновение ипотеки на основании закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Государственная регистрация ипотеки удостоверяется путем проставления регистрационной отметки на договоре об ипотеке, документе, являющемся основанием возникновения права собственности или иного права залогодателя на объект недвижимого имущества, ипотека на который возникает в силу закона.

Государственная регистрация ипотеки представляет собой внесение записи в Единый государственный реестр недвижимости о наличии ограничения в виде залога на объекты недвижимого имущества. Обязанность по осуществлению регистрации возложена на федеральный орган исполнительной власти, которым является Росреестр.

Осуществление государственной регистрации подтверждает юридическую силу ипотечной сделки, защищая  при этом права каждого из ее участников.

Марина Лещенко,

главный специалист-эксперт

отдела государственной регистрации недвижимости

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

Оцените статью
Добавить комментарий