Владимир путин: качественное, современное образование — залог устойчивого развития нашей страны
24 августа 2021 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин встретился с активом Российского союза ректоров.
Вступительное слово В. В. Путина:
Добрый день, уважаемые друзья!
Мы с Виктором Антоновичем (В. А. Садовничий — президент Российского союза ректоров, ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова) давно договаривались встретиться в таком составе. Мне очень приятно, что это удаётся сделать в преддверии нового приближающегося учебного года. Я вас всех хочу поздравить с этим событием, с новым учебным годом, который начнется уже через несколько дней. Хочу пожелать всем вам, вашим студентам, сотрудникам, профессорско-преподавательскому составу всего самого доброго, успехов. И вашим студентам, как я сказал, и аспирантам.
Вы представляете Союз ректоров, который объединяет руководителей практически всех вузов страны, и это объединение пользуется заслуженным авторитетом. Вместе с Правительством вы решаете ключевые задачи по совершенствованию отечественной высшей школы, и здесь организация, Союз ректоров, играет, конечно, важную, без преувеличения незаменимую, роль, выступает в качестве конструктивного, заинтересованного партнёра. Во всяком случае, мы с Виктором Антоновичем, да и с другими здесь присутствующими, так или иначе обсуждаем проблемы и конкретных высших учебных заведений и сообщества в целом достаточно регулярно.
Убеждён, у нас единое понимание того, что качественное, современное образование — это залог устойчивого развития нашей с вами страны, основа для самореализации конкретного человека, основа для расширения социальных и экономических возможностей всех граждан страны, стратегический ресурс России, который мы должны укреплять и в полной мере использовать. Именно благодаря сильной высшей школе страна наша с вами не раз добивалась успехов, выигрывала в глобальной конкуренции на самых сложных поворотах истории — достаточно вспомнить атомный или космический проекты.
Да, сегодня у нас много достижений, много таких свершений, которыми мы можем гордиться. Конечно, есть и проблемы, которые нужно решать. Но всё-таки я убеждён, что отечественное российское образование сохранило свои главные, основные конкурентные преимущества. Мы с вами сталкиваемся с такой проблемой, как утечка мозгов. Это, конечно, говорит о том, что у нас ещё не создаются условия для наилучшего применения этих людей. Но это не вина высшей школы (сейчас мы эти проблемы не будем рассматривать, в другом месте поговорим), — это говорит о том, что высшая школа-то выдаёт качественный продукт, востребованный и крупными компаниями — и нашими, и мировыми, и научными центрами.
Выпускники отечественных вузов задают тон в ведущих мировых центрах, высокотехнологичных компаниях, причём это касается не только давно прошедших лет, — много и свежих примеров.
За последние годы в российских вузах выросло число учащихся не только из государств СНГ, Латинской Америки, Африки, что было характерно ещё для Советского Союза, но также и из западноевропейских стран, Китая, Соединённых Штатов Америки.
Очень важно, что в непростые времена нам удалось сберечь лучшие традиции, преемственность и качество высшего образования — во многом, конечно же, благодаря работе профессоров, преподавателей, коллективов университетов и институтов, их верности и признанию, пониманию своей ответственности за будущее России. Это та основа, которая позволяет нам ставить и новые задачи, совершенствовать отечественную высшую школу в соответствии с требованиями времени, запросами общества и задачами национального развития.
Государственные инвестиции в высшее образование за последние шесть лет выросли более чем в 3 раза. В 2021 году только из федерального бюджета на эти цели направляется почти 390 млрд рублей. Для сравнения скажу, что в 2005 году из федерального бюджета мы направили на эти цели 115 млрд рублей.
Концентрируя финансовые ресурсы, мы одновременно приступили к системным преобразованиям, и логика здесь заключается в том, чтобы сформировать сильное ядро в высшей школе.
Особый статус получили Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты. Было создано 8 федеральных и 29 национальных исследовательских университетов. На поддержку этих вузов в ближайшие пять лет выделяется порядка 70 млрд рублей. Они должны стать локомотивами развития целых макрорегионов, стратегических отраслей и, конечно, задать те ориентиры, к которым необходимо стремиться и остальным вузам. Теперь, после построения фундамента нам предстоит сделать следующие шаги, по сути, модернизировать всю систему высших учебных заведений России, добиться, чтобы почётные звания — университет, академия, институт — на практике действительно означали современное качественное и наполненное образование — наполненное современными знаниями. А всего у нас с вами 1090 гражданских вузов в России.
Убеждён, у каждого вуза должна быть реальная перспектива подняться на более высокий уровень. Для этого мы создаём целый набор инструментов и стимулов, естественно, сохраняя принцип конкуренции, чтобы поощрять инициативу, внятные и грамотные программы развития. Так, именно на конкурсной основе распределяются средства на укрепление инновационной инфраструктуры вузов. Я напомню, речь здесь идёт о 9 млрд рублей на 2021–2021 годы.
Чтобы привлечь в российские учебные заведения лучших специалистов мирового уровня, мы запустили программу грантовой поддержки общим объёмом 12 млрд рублей. На первом этапе конкурса по распределению этих средств участвовало почти 200 университетов и вузов.
Образовательные центры также получили право выступать учредителями малых и средних инновационных компаний, вкладывать в них результаты своей интеллектуальной деятельности. Сейчас уже создано более 1 тыс. таких предприятий. Вы наверняка следили за дискуссией и в обществе, и в Правительстве — были и «за», и «против». Те, кто выступал против этих предложений, — у них тоже были свои аргументы, к которым нужно было прислушиваться. Я считаю, что мы, тем не менее, приняли правильное решение — как я уже сказал, создано более тысячи предприятий.
Средняя годовая величина зарплаты у каждого сотрудника — а их в среднем немного — 5 с небольшим человек (это среднестатистические данные) — 80 тыс. рублей, не такая уж и большая для годового дохода. Но всё-таки для аспиранта, для студента старших курсов это поддержка приличная. Да и величина дохода на одного сотрудника — 214 тыс. рублей в среднем.
Хочу вам сказать, что льготы при создании подобных предприятий мы намерены распространить не только на бюджетные, но и на автономные учреждения, тем более что на так называемую автономку переходит всё больше и больше вузов. Соответствующие поправки в законодательство подготовлены — будем просить депутатов рассмотреть их уже в ходе осенней сессии этого года.
Далее. На реализацию совместных высокотехнологичных проектов вузов и частного бизнеса направлено ещё 19 млрд рублей. Российские компании смогут воспользоваться результатами НИОКР, продвинуть на рынок новые продукты и технологии, а университеты — укрепить образовательную и исследовательскую базу, обеспечить престижной, перспективной работой своих сотрудников, студентов и аспирантов. Вы наверняка знаете, но я могу повторить: мы исходим из того, что эти средства вуз будет получать (это федеральные средства, государственные) через компанию, которая вложит ещё дополнительно свои 50% и гарантирует продвижение на рынок интеллектуальных продуктов, разработанных совместно с вузом. В целом считаю принципиально важным настроить образование под запросы экономики и рынка труда. Необходимо тесное взаимодействие университетов и институтов с потенциальными работодателями.
В ближайшее время должен быть принят закон, расширяющий полномочия попечительских советов высших учебных заведений. Изменения предусматривают включение в них представителей бизнеса и исполнительной власти регионов. Они должны принимать самое активное участие в разработке образовательных программ с учётом потребностей территорий и конкретных отраслей. Соответствующий законопроект находится в Думе и прошёл уже первое чтение.
Напомню также, что в рамках Агентства стратегических инициатив мы специально предусмотрели отдельное направление по квалификационным стандартам. Я очень рассчитываю, уважаемые коллеги, на ваше непосредственное участие. Мне бы очень хотелось, чтобы эти стандарты разрабатывались, конечно же, с вашим участием, чтобы они были реальными, чтобы они стали реальными ориентирами при заполнении соответствующих вакансий на рынке, тем более что позитивный опыт у нас уже есть. Так, консорциум вузов сотрудничает с Объединённой авиастроительной корпорацией — это позволяет наладить чёткую специализацию при подготовке инженерных кадров.
В этой связи хотел бы отметить тенденцию последнего времени. В этом году результаты приёма в высшие учебные заведения показали, что растёт интерес к инженерно-техническим специальностям (что меня очень и очень радует), причём такой интерес растёт среди наиболее подготовленных, сильных, амбициозных выпускников школ. К слову, при зачислении в вузы такое направление, как «прикладная математика и физика», стало абсолютным лидером по среднему баллу ЕГЭ за один предмет, опередив традиционно престижные ранее специальности, в том числе такую специальность, как «международные отношения».
Считаю, что в этом есть немалая заслуга и самих вузов — ваша, уважаемые коллеги, потому что вплотную занимались последнее время вопросами профориентации и через систему олимпиад, конкурсов начали работать с талантливыми школьниками, вести ярких, перспективных, увлечённых ребят, поддерживая их страсть к инновациям и творческому поиску.
Я просил бы Союз ректоров и в дальнейшем уделять особое внимание взаимодействию со школой, учреждениями начального и среднего профессионального образования. На мой взгляд, это принесло бы очень серьёзную пользу. Речь идёт об участии вузов в повышении квалификации педагогов, методическом обеспечении, разработке учебных комплексов для старшеклассников, программ дистанционного обучения.
Хотел бы сказать, конечно, и о некоторых проблемах, с которыми мы сталкиваемся в последнее время. Кампания этого года по приёму в вузы тоже подтвердила, к сожалению, некоторые проблемы, которые приобретают системный характер. Причём возникают проблемы иногда? Сразу проблемой и не назовёшь, потому что буква закона фактически соблюдена, но я сейчас не буду говорить о каких-то там вопросах криминального характера. Знаете, это в любой сфере есть, в любой отрасли всё есть, пускай специалисты этим занимаются. Я сейчас не буду об этом говорить, но я хочу сказать о тех ситуациях, когда буква закона формально соблюдена, а суть ничего общего не имеет с главной миссией любого вуза — с обеспечением качества образования.
Стремясь увеличить число студентов, а на самом деле заполучить финансирование, ряд вузов принимает на бюджетные места абитуриентов с крайне низким баллом ЕГЭ. Так, в семи российских вузах средний проходной балл ЕГЭ был ниже 50. Что это означает? Мы с вами знаем, что это означает. Это означает, что по старой советской системе это слабенькая «троечка». Разве это отбор? Нет, это не отбор. Более того, по результатам прошедшей приёмной кампании в нескольких десятках вузов (хочу это подчеркнуть — у меня предварительная цифра была 87, но министр поправил, говорит, там, может быть, столько уже не будет; всё равно речь идёт о десятках вузов) был зафиксирован недобор на бюджетные места. Как это понимать: недобор на бюджетные места? Понятно, что это связано с тем, что люди туда просто не идут. У нас сейчас в вузы поступает поколение середины 1990-х годов, когда резко сократилась рождаемость. Но если люди обходят стороной институт или университет, не идут учиться даже на бюджетное место, это, конечно, для нас с вами звонок. Звонок прежде всего, конечно, ректору, повод серьёзно задуматься о том, насколько востребовано такое учебное заведение и какого специалиста оно способно подготовить. Это же можно сказать в отношении вузов, создающих непрофильные факультеты. Когда ещё там, где пищевиков, готовят и экономистов, это ещё ладно, а когда рядом с юристами готовят? Не знаю, тех же самых пищевиков, или энергетиков и пищевиков вместе? Есть совершенно несовместимые вещи.
Приходится сталкиваться и c откровенным демпингом со стороны некоторых вузов, так условно я скажу. Устанавливают плату за обучение на коммерческих местах ниже государственных нормативов финансирования. Ну что это такое? Мы знаем, что это такое, — это делается для того, чтобы заработать и сохранить своё учебное заведение. Сознательно предлагают будущим студентам некачественное образование, потому что за эти деньги невозможно набрать качественный профессорско-преподавательский состав, невозможно обеспечить процесс обучения, невозможно приобрести оборудование, и так далее. Всё это, безусловно, дискредитирует высшую школу в целом, прямо нарушает права молодых людей на получение добротных профессиональных знаний, снижает стартовые позиции этих людей в будущем на рынке труда. Подобные вузы должны постепенно сходить со сцены. Здесь важна принципиальная позиция не только Минобрнауки, но и прежде всего самого профессионального сообщества и, безусловно, прежде всего Союза ректоров России.
Безусловно, необходимо расширять открытость вузов. Это касается характера и результатов приёма, содержания обучения, оценки качества подготовки студентов. Важным инструментом должно стать рейтингование вузов. Я знаю, что многие ректоры поддерживают рейтингование. Однако хочу сразу обратить ваше внимание на то, что нельзя превращать составление рейтингов в узкокорпоративный, кулуарный процесс. Потребителю образовательных услуг необходимы объективные, а не ангажированные оценки, и получить их можно только с привлечением ведущих учёных, экспертов, представителей общественности и, разумеется, потребителей вашего продукта — самого бизнеса, экономики.
Оздоровление образовательного пространства позволит нам усилить поддержку крепких вузов, нарастить инвестиции в их программы и проекты развития. Средства, которые сегодня по факту используются неэффективно, гораздо лучше направить на дополнительное финансирование качественных, востребованных бюджетных мест, а также на подготовку специалистов, в которых особенно нуждается Российское государство и общество. В этой связи хочу сказать, что с текущего года мы запускаем пилотный проект — увеличиваем объём финансирования программ по подготовке инженерно-технических кадров в 10 вузах страны. Оценим результаты — и примем решение о дальнейшем расширении такой практики.
Отмечу, что рост инвестиций в образовательные программы, конечно же, подразумевает и повышение оплаты труда научно-педагогических коллективов вузов. И здесь хотел бы затронуть очень важный вопрос, уважаемые друзья. Система образования держится прежде всего на профессорах и преподавателях — это очевидная вещь.
Сейчас средняя зарплата в системе высшего образования составляет 21,7 тыс. рублей — это уже несколько ниже, чем средняя по экономике в стране. Только в 26 субъектах Федерации средняя зарплата по учреждениям высшего образования равна или выше средней по экономике региона. А если вычесть выплаты руководящему составу вузов, то картина получается ещё более скромная, мягко говоря.
Вы, разумеется, знаете, что недавно было принято решение по увеличению зарплаты школьным учителям. Если мы сделали такой шаг в отношении общеобразовательной школы, то логично ставить подобные цели и применительно к системе высшего образования. Считаю, что в течение ближайшего года мы должны добиться, чтобы зарплата профессорско-преподавательского состава вузов сравнялась, а затем и превышала средний размер оплаты труда по экономике в каждом регионе. Но здесь таких линейных решений нет. Они есть, но это мы должны решать вместе с вами и вместе с регионами. Мы по школам сделали достаточно просто: выдали им деньги, которые они тратили на ремонт, а то, что они тратили на ремонт, они направляют на повышение зарплаты учителям. Но не везде так, потому что где-то нужно что-то ремонтировать, а где-то уже отремонтировано. Не везде всё так просто, но в целом примерная картина такая. Такой способ вряд ли применим будет к вузам, потому что и вузы у нас разного подчинения, и так далее, но решение возможно. Я прошу Минобрнауки совместно с Союзом ректоров представить конкретные предложения по решению этой проблемы, в том числе посмотреть расходы на содержание административного аппарата, который, как показывает анализ, в последнее время не уменьшается, а, наоборот, растёт, причём небывалыми темпами, зачастую в ущерб основной, образовательной, и научной деятельности высшего учебного заведения. Вы наверняка сами это знаете: придумываются самого разного рода должности, департаменты, отделы, в некоторых вузах — более 20 проректоров. Получается, что государство финансирует содержание организации, конторы, а не образования.
Есть ещё один аспект, на который не могу не обратить внимания. Нередко зарплаты руководящего состава вузов превышают средний оклад профессорско-преподавательского состава в 8–9 раз, а с учётом премии разница составляет иногда 15 раз, а то и более. Я прошу понять меня правильно: никто не выступает против того, чтобы руководители вузов получали высокую, достойную заработную плату. Но принципы её назначения должны быть справедливыми и обоснованными. Они должны быть понятными для коллектива, иначе трудно создать нормальную рабочую атмосферу. И прошу вас совместно с Минобрнауки тоже подумать на этот счёт. Это не значит, что возможно решить все проблемы по повышению заработной платы профессорско-преподавательского состава только сократив, допустим, зарплату руководящего состава. Нет, так не решить. Во-первых, принцип распределения ресурсов должен быть справедливым, это очень важно, а во-вторых, есть и другие, прямо скажем, не совсем профильные расходы, их очень много, они постоянно растут. Если проанализировать, вы знаете, — я это очень хорошо знаю, — в Правительстве то же самое происходит, и в любом ведомстве происходит то же, и у вас в вузах. Надо просто взять это под более жёсткий контроль, посмотреть, всё ненужное, второстепенное отсечь и направить эти средства на повышение заработной платы. Вместе, пожалуйста, подумайте с Андреем Александровичем (А. А. Фурсенко).
Ещё один важный вопрос — это жильё. Без этого, конечно, трудно не только привлечь, но и удержать специалистов высокого уровня. Здесь очень многое зависит от субъектов Федерации. Например, в Белгородский университет только за последнее время приехали работать почти 70 профессоров и преподавателей из других регионов Российской Федерации, потому что область смогла обеспечить их квартирами. Думаю, что это очень хороший пример ответственной, дальновидной позиции руководителя региона и его команды — людей, которые на деле видят в своих вузах мощный ресурс экономического, культурного и духовного подъёма региона. С федерального уровня мы также подумаем, мы с Виктором Антоновичем (В. А. Садовничий) тоже говорили на этот счёт. Подумаем, что можно сделать с нашей стороны дополнительно. Я прошу Минрегион совместно с Минобрнауки, другими заинтересованными ведомствами, Фондом развития жилищного строительства представить дополнительные предложения по решению жилищной проблемы для преподавателей вузов и молодых специалистов. Там и государственные земли можно использовать более эффективно, и так далее.
Кстати говоря, по общежитиям. У нас в этом году будет в министерстве экономия примерно 2,5 млрд. Мы приняли решение эти 2,5 млрд направить на ремонт общежитий. И такие общефедеральные программы, которые мы делаем по некоторым другим направлениям. Скажем, будем готовиться к чемпионату мира по футболу и будут соответствующие стройки. Будем ориентировать регионы и соответствующие наши ведомства и учреждения таким образом, чтобы возводимые здания и сооружения использовались для высшей школы, в том числе для проживания студентов — так, как мы это сейчас делаем и планируем в Казани при подготовке к Универсиаде.
Я, кстати говоря, очень рассчитываю на то, что вопросам развития спорта в молодёжной среде, прежде всего в студенческой, вы будете уделять серьёзное внимание. В Казани мы строим целый комплекс для проживания спортсменов, которые приедут на Универсиаду в Казань. Все эти здания целиком отдаются Казанскому университету под общежития. Уже сейчас значительная часть этих зданий готова, студенты уже там живут. К первенству мира по футболу будем готовиться, будем также ориентировать наших коллег, чтобы делали таким же образом.
Или, скажем, мы готовимся к АТЭС во Владивостоке — там то же самое будем делать. Но там мы готовим целый огромный комплекс, и весь этот комплекс отдаём Дальневосточному университету. Это вообще, на мой взгляд, будет уникальная площадка. Я бы очень просил, Виктор Анатольевич, Вас и вообще всех вас, уважаемые коллеги, подумать над тем, как нам эту площадку на Дальнем Востоке страны развивать. Кстати говоря, может быть, очередную встречу подобного рода можно было бы провести там, и я бы с удовольствием вас познакомил с тем, что мы там сделали.
Но настроить красивых зданий, сооружений, как мы с вами знаем, совершенно недостаточно. Самое главное — нужны люди, нужно интеллектуальное наполнение. Там появился новый, хороший ректор, и я очень рассчитываю на то, что всё наше сообщество к этому внимательно отнесётся и вы нам поможете в развитии этой площадки. Для востока страны это крайне важно. Это вообще важно, а для востока страны тем более.
С 2021 года мы будем выплачивать стипендии Правительства Российской Федерации для лучших студентов и аспирантов вузов, обучающихся по специальностям, наиболее востребованным для технологического прорыва в России — прежде всего это, конечно, инженерные кадры.
Необходимо создать все условия для академической мобильности студентов и аспирантов, в том числе упорядочить вопросы по оплате и предоставлению грантов для прохождения стажировок в отечественных и зарубежных вузах. Здесь поневоле порой приходится использовать сложные, запутанные схемы финансирования.
Для того чтобы реально повысить доступность образования, нужно, конечно, решать вопрос с общежитиями, я уже об этом сказал. И ещё один вопрос, на который я хотел бы обратить ваше внимание. При развитии вузов, не забывайте, пожалуйста, про необходимость создания безбарьерной среды — это очень важно. И если делать это постепенно, не спеша, но делать, эту проблему мы с вами решим. Нужно обеспечить для людей с ограниченными возможностями все условия для того, чтобы они могли получить достойное образование и найти своё место в жизни, — это касается и самих учебных заведений, и лабораторий, и учебных корпусов, это касается и общежитий.
И в заключение хотел бы просто вас поблагодарить за то, что вы приняли решение поддержать работу Общероссийского народного фронта. Для меня лично это очень важно. И дело не во мне, конечно, дело в том, что это, безусловно, создаст для общества дополнительные возможности и каналы коммуникаций, для того чтобы в преддверии подготовки к парламентским выборам нам не просто консолидироваться, а высветить проблемы, перед которыми мы стоим, перед которыми страна стоит (в данном случае в сфере вашей ответственности), и вместе поискать пути их решения, с тем чтобы мы не только могли об этом сказать, но могли сформулировать эти проблемы, сформулировать способы их решения и работать над решением тех задач, которые мы считаем для себя приоритетными в этой сфере.
Большое вам спасибо за внимание.
Заключительное слово В. В. Путина:
Я хочу вас поблагодарить, мы провели достаточно содержательную беседу. Есть ли ещё вопросы, которые являются важными, значимыми для системы высшего образования, — не знаю. Мне кажется, со всех сторон мы эту проблему рассмотрели… И все они важные. Важные не просто для самой системы высшего образования — для страны важные. Я в своё время — вы, наверное, знаете — работал в качестве помощника ректора Ленинградского университета. Не вижу оснований, почему бы в сегодняшнем качестве не продолжать помогать системе высшего образования. И вас хочу поблагодарить за помощь и поддержку и в рамках работы Общероссийского народного фронта, и в решении тех задач, которые стоят в целом перед страной. Спасибо вам большое.
Источник: www.government.ru
занесение: 24/08/2021 17:57
Эссе | материал: | образовательная социальная сеть
Эссе
« Oбразование для устойчивого развития, на наш взгляд, это….»
Парфенова Светлана Юрьевна– преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»
Образование – это важнейший процесс в нашей жизни. Он включает в себя не столько получение знаний, сколько осознание их, формирование личности, своего уникального взгляда на бытие. Потому-то настолько важным является выбор учителей, не только школьных, но и по жизни. Не стоит забывать и о самообразовании, о воспитании себя самого.
Образовываться никогда не поздно, это не разовый акт обучения, недаром ведь народная мудрость гласит: «Век живи – век учись». Именно поэтому не только самообразование, но и различные курсы, ступени пост вузовского образования делают обучение многих людей (особенно связанных с интеллектуальным трудом) длительным, длящимся всю жизнь, что конечно не должно мешать им работать.
В двадцать первом веке ситуация с образованием смешанная. С одной стороны появляются и применяются на практике всё новые методики обучения, проводится индивидуализация процесса образования. С другой же, старые методики, не предусматривавшие индивидуального подхода к каждому ученику давали результаты не хуже (повсеместно распространённое мнение об одном из лучших в мире советском образовании). Некоторые учёные связывают это с прагматичностью нынешнего века. Образование из духовного и нравственного воспитания превратилось в передачу практических навыков, без базы фундаментальных наук, без широкой теоретической подготовки. Одно определение образования как образовательных услуг показывает всю глубину изменений в этом важном социальном институте общества.
Какой должна быть система образования с точки зрения концепции устойчивого развития? Здесь нет возможности подробно обсуждать этот вопрос. Упрощая до предела, подчеркнем следующее. Демократическое общество может чувствовать себя безопасным и развиваться устойчиво, если система образования соответствует, по крайней мере, двум требованиям:
1. Образовательное пространство должно быть таким, чтобы даже самый слабый ученик был обучен и воспитан настолько, чтобы его действия (и в молодости, и во взрослой жизни) не представляли угрозы ни для общества, ни для него самого.
Конечно, это требование кажется не новым, но я думаю , что в результате нашей деятельности не должно остаться ни одного потерянного ученика. Но дело в том, что сегодня это требование выступает не просто как нравственный императив, но и как необходимое условие безопасного развития общества. Например, сейчас биологи больше всего боятся, что какой-нибудь заболевший обычным гриппом человек пренебрежет правилами гигиены и подхватит еще и птичий грипп – в результате вирус H5N1 мутирует и приведет к страшной пандемии. То есть, для такой глобальной катастрофы достаточно одного «слабого звена» – и уже никто не оправдается тем, что этого ученика когда-то забыли и недоучили.
2. Качество подготовки лучших учеников должно быть таким, чтобы они смогли стать первоклассными профессионалами, способными справляться с самыми сложными проблемами и задачами современной жизни.
Если система образования не обеспечивает выполнения этих двух условий, то говорить об устойчивом развитии общества не придется.
При этом лучшие ученики, ставшие специалистами-лидерами, должны обладать такими качествами:
1. Быть «ультра профессионалами» в какой-то одной области (например, экономике или управлении), но при этом быть достаточно грамотными в областях, как-либо связанных с их деятельностью (например, в психологии, естественных науках и т.п.), причем на современном научном уровне, т.е. иметь достаточную эрудицию для принятия эффективных решений.
2. Уметь принимать грамотные решения в нестандартных ситуациях, опять-таки требующих гибкости мышления и достаточно глубоких знаний в самых разных областях.
3. Обладать гражданской зрелостью, ответственностью, способностью проявить социальную инициативу и умением работать в команде при реализации общественно значимых проектов.
Подчеркнем, что эти качества должны присутствовать в комплексе, но сегодня ни одна из существующих образовательных программ не обеспечивает этого триединства: как правило, интеллектуально одаренные юноши проявляют себя в учебе, олимпиадах и научных конференциях, но не интересуются решением общественно важных проблем, и наоборот: социально активные дети не могут похвастаться фундаментальными знаниями. И сегодняшние программы не способствуют исправлению ситуации.
Какие задачи нужно решить, для создания системы подготовки учеников, обладающих вышеназванными качествами? Перечислю самое необходимое:
1. Создание методического обеспечения, позволяющего интегрировать тематику устойчивого развития (с учетом быстрого накопления новых научных данных в этой области) в существующие учебные дисциплины (математику, географию, экономику, естествознание и др.), прежде всего старшей школы.
2. Разработка системы элективных курсов по тематике устойчивого развития на предпрофильном уровне и в профильных классах. (Кроме того, уже сегодня может быть заявлен самостоятельный профиль «устойчивое развитие», по крайней мере, в трех вариантах: с физико-математической, естественнонаучной или социально-экономической специализацией – если не на базе отдельных школ, то в сетевом варианте профильного образования).
3. Создание системы подготовки и переподготовки педагогов и методистов на базе НГПУ, НИПКиПРО и других структур.
4. Подготовка и выпуск соответствующей учебно-методической литературы.
5. Систематизация и поддержка имеющихся программ дополнительного образования детей и образовательных проектов общественных организаций в области устойчивого развития, а также создание новых программ в нужных, но «неосвоенных» имеющейся практикой областях.
6. Создание системы стимулирующих олимпиад, конференций, проектных конкурсов и т.п.