ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ЗАЛОГА БУДУЩЕГО УРОЖАЯ СЕЛЬХОЗКУЛЬТУР (АНАЛИЗ ЗАЛОГОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАЛОГОВОЙ СТОИМОСТИ И ОФОРМЛЕНИЕ ДОГОВОРА ЗАЛОГА БУДУЩЕГО УРОЖАЯ) — Кредитование сельского хозяйства

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ЗАЛОГА БУДУЩЕГО УРОЖАЯ СЕЛЬХОЗКУЛЬТУР (АНАЛИЗ ЗАЛОГОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАЛОГОВОЙ СТОИМОСТИ И ОФОРМЛЕНИЕ ДОГОВОРА ЗАЛОГА БУДУЩЕГО УРОЖАЯ) - Кредитование сельского хозяйства Залог недвижимости

Финансирование выборов в рф. избирательный залог: введение и отмена

До 1993 г. выборы финансировались исключительно из государственного бюджета.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня, производятся избирательными комиссиями за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъекта или местного) – финансирование осуществляется в соответствии с бюджетной росписью о распределении расходов бюджета.

Главные распорядители средств – ЦИК, избирательная комиссия субъекта и муниципального образования.

Их отчеты о расходовании бюджетных средств представляются в палаты ФС.

Если соответствующий бюджет не выделил или не вовремя выделил финансирование – то избирательная комиссия берет кредит в банке и в 10 дней обращается в Правительство РФ или соответствующий исполнительный орган, Орган Местного Самоуправления за возвратом % и денег по кредиту.

Кандидаты, инициативная группа по проведению референдума обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Кандидаты, баллотирующиеся в составе списка кандидатов, не вправе создавать собственные избирательные фонды.

Избирательные фонды могут создаваться за счет:

  • Собственных средств
  • Средств, выделенных выдвинувшим его избирательным объединением
  • Добровольных пожертвований граждан и юридических лиц
  • Запрет вносить пожертвования:
  • Иностранным государствам и организациям
  • Лицам без гражданства
  • Гражданам, не достигшим 18-ти лет
  • Международным организациям
  • Государственным и муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям
  • Воинским частям
  • Благотворительным и религиозным организациям
  • Анонимным жертвователям

Средства избирательных фондов имеют целевое назначение – только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании. Могут быть использованы на:

  • Финансовое обеспечение организационно-технических мер
  • Предвыборную агитацию
  • Оплату работ или услуг граждан или юридических лиц

Региональные отделения политических партий (ПП) могут создавать собственные избирательные фонды.

Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет в филиалах Сберегательного банка РФ, а при его отсутствии — в других банках.

Кандидат обязан представить в соответствующую комиссию не менее двух финансовых отчетов о размерах, источниках и расходах своего избирательного фонда.

  • Контрольно-ревизионные службы – создаются для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, организацией учета средств и проверки финансовых отчетов

Избирательный залог— денежная сумма, вносимая при выдвижении кандидата в депутаты или на выборную должность из средств избирательного фонда кандидата на специальный счёт избирательной комиссии.

Избирательный залог не подлежит возврату, если данный кандидат не получит минимума голосов избирателей, установленного законом.

Избирательный залог является одним из условий регистрации кандидата. Рассматривается как дополнительный фильтр для отсеивания кандидатов, которые в действительности не имеют намерений бороться за избрание, или тех, кто представляет небольшие партии.

Понятие «избирательный залог» в избирательном законодательстве СССР отсутствовало и появилось только в новейшем избирательном законодательстве Российской Федерации. Оно регулировало порядок применения залога при проведении выборов.

Избирательный залог может устанавливаться как применительно к федеральным, так и к региональным и муниципальным выборам

С 14 марта 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 3 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов» политические партии и кандидаты утратили право вносить избирательный залог.

Единственной основой для регистрации партий и кандидатов, чьи избирательные объединения не представлены в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации остался сбор соответствующего количества подписей избирателей.

§

Функции Руководителя: (Иванов Сергей Борисович)
а) представляет Администрацию в ФОГВ, субъектах РФ, в органах местного самоуправления и в международных организациях;
б) осуществляет общее руководство деятельностью глав подразделений;
в) вносит по поручению Президента предложения в Правительство о подготовке проектов ФЗ,
г) утверждает штатную структуру и численность управлений Президента РФ, Аппарата Совета Безопасности РФ;
д) утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию;
е) присваивает классные чины;
ё) распоряжается бюджетными средствами в соответствии со сметой Администрации;

Функции первых заместителей и заместителей Руководителя:
а) издают распоряжения Администрации по вопросам ее деятельности в соответствии с распределением обязанностей

Функции помощников Президента РФ:
а) подготавливают предложения Президента по реализации его полномочий;
б) подготавливают аналитические и иные справочные данные для Президента;
в) участвуют в подготовке встреч, визитов, переговоров Президента;
г) обеспечивают деятельность Государственного совета, других совещательных органов при Президенте.

Функции Советников Президента РФ:
а) подготавливают аналитические и иные справочные данные для Президента по вопросам, отнесенным к их ведению;
б) обеспечивают деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте.

Функции старших референтов и референтов:
а) подготовка тезисов выступлений и обращений Президента;
б) ведут информационно-консультативную работу.

Функции полномочных представителей:
а) представляют интересы Президента в ФОГВ и органах гос. власти субъектов РФ;
б) в Федеральных округах представляют Руководителю Администрации кандидатуры для назначения на должность и вносят ему предложения об освобождении от должности своих заместителей;
в) назначают на должность работников аппаратов при них.

Это государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента и осуществляющий контроль за исполнением его решений. Не имеет собственных полномочий – это служебный орган. Возможности оцениваются через «цели и функции». Не принимает собственных НПА – её задача готовить проекты решений для подписания Президентом

68| Советы и комиссии при Президенте РФ. Совет Безопасности РФ, Государственный Совет РФ.

Единой системы или акта, объясняющего необходимость и логику создания, не существует.

Создаются по вопросам, где нужна открытая дискуссия или координация деятельности общественных структур.

Работают на общественных началах.

Динамика формирования и расформирования не поддается систематическому описанию – по мере необходимости, которую оценивает исключительно Президент.

Отличие советов от комиссий условно – комиссии создаются по узким вопросам и не могут иметь в составе подразделений.

  1. Совет Безопасности РФ:
    регулирующие документы:

ФЗ от 28 декабря 2021 №390-ФЗ «О безопасности»

— Положение о Совете Безопасности РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 6 мая 2021 г.

— Конституция РФ 1993 г.

Совет Безопасности РФ —конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Задачи Совета Безопасности:
1. обеспечение условий для осуществления Президентом РФ полномочий в области обеспечения безопасности;
2. формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль над ее реализацией;
3. прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
4. подготовка предложений Президенту РФ: о мерах по предупреждению и ликвидации ЧС и преодоление их последствий; о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; о введение, продлении и отмене ЧП;
5. координация деятельности ФОИВ и ОИВ субъектов РФ по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения безопасности;
6. оценка эффективности деятельности ФИОВ в области обеспечения безопасности.

Решения Совета Безопасности принимаются его постоянными членами (которые обладают равным правом совещательного голоса; их присутствие обязательно) на заседаниях или совещаниях и утверждаются Президентом РФ (тогда они вступают в юридическую силу).

Структура:
1. глава — Председатель Совета Безопасности РФ
2. Секретарь Совета Безопасности РФ (организация подготовки заседаний и проектов решений Совета Безопасности РФ).
3. Рабочие органы: — постоянные межведомственные комиссии Совета Безопасности (могут создаваться по региональному или функциональному признаку): а) по безопасности в экономической и социальной сфере; б) по военной безопасности; в) по информационной безопасности; г) по проблемам СНГ; д) по общественной безопасности; е) по проблемам стратегического планирования; ё) по экологической безопасности.

4. временные межведомственные комиссии Совета Безопасности (для подготовки предложений по отдельным проблемам; положение о них утверждается Президентом по представлению Секретаря Совета Безопасности).

5. научный совет при Совете Безопасности

6. аппарат Совета Безопасности (организационно-техническое и информационное обеспечение): его возглавляет Секретарь Совета Безопасности, он имеет первого зама, замов и помощников, назначаемых Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Готовит решения Президента по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению безопасности, общественной, экологической безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства и по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности.

Обеспечивает условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности.

Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов определяет Председатель СБ по представлению Секретаря, заседания ведет Председатель.

Функции:

  • вопросы организации обороны
  • планирование национальной безопасности
  • бюджетный контроль
  • рассмотрение проектов НПА
  • научно-технологическое сотрудничество
  • федеральные целевые программы

2.Государственный совет РФ:
регулирующие документы: — Указ Президента от 1 сентября 2000 г. «О Государственном совете РФ»; — Положение о Государственном совете РФ, утвержденное этим Указом

Государственный совет РФ (не предусмотрен Конституцией)совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Задачи Государственного совета РФ:
1. содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
2. обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и ее субъектов, важнейших вопросов гос. строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту;
3. обсуждение вопросов, касающихся исполнения ФОГВ, ОГВ субъектов РФ, органами местного самоуправления Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства;
4. содействие Президенту при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между ОГВ РФ и ее субъектов;
5. рассмотрение по предложению Президента проектов ФЗ и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение;
6. обсуждение проекта ФЗ о федеральном бюджете;
7. обсуждение информации Правительства о ходе исполнения федерального бюджета.

Структура:
1. глава — Председатель Гос. Совета = Президент РФ;
2. постоянные члены: главы высших исполнительных ОГВ субъектов РФ; бывшие руководители высших ИОГВ субъектов РФ; лица, имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности, Председатель Совета Федерации РФ, Председатель Государственной Думы РФ; руководители фракций в Государственной думе РФ.
3. Президиум Государственного Совета РФ (9 членов, персональный состав определяет Президент РФ, он подлежит ротации раз в полгода): решение оперативных вопросов (план работы Советы, повестка дня и т.д.), собирается раз в 3 месяца.
4. Консультативная Комиссия Государственного Совета (персональный состав определяет Президент РФ из числа бывших глав субъектов РФ). Члены комиссии участвуют в работе Государственного совета на общественных началах или на платной основе, но они не входят в состав Гос. Совета.
5. СекретарьГосударственного Совета (не входит в состав Государственного Совета, назначается руководителем Администрации Президента), обеспечивает подготовку проекта плана работы Совета, несет ответственность за обеспечение деятельности Гос. Совета, организует работу консультативной комиссии и обеспечивает деятельность постоянных и временных комиссий и рабочих групп. (Левитин Игорь Евгеньевич, помощник Президента).
6. Постоянные и временные рабочие группы (создаются Гос. Советом и его Президиумом).

§

· деятельности Правительства РФ

· исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

· государственных органов, не являющихся органами государственной власти

· органов местного самоуправления по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения парламентского расследования;

3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий.

Принципы: законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, равенства граждан перед законом, коллегиальности, объективности, гласности.

Предмет парламентского расследования:

· факты грубого или массовогонарушениягарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина

· обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера

· обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

· факты грубого нарушения финансовой дисциплины, выразившиеся в несвоевременном исполнении доходных и (или) расходных статей федерального бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по объему, структуре и целевому назначению, в неэффективности расходов средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, управления и распоряжения федеральной собственностью.

Не может быть предметом парламентского расследования:

· деятельность Президента Российской Федерации

· деятельность суда по осуществлению правосудия

· деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством

· установление виновности конкретных лиц в совершении преступления

· когда обстоятельства изучаются и расследуются федеральным судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются парламентской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования (далее — комиссия), без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.

Срок парламентского расследования – не более 1 года (должно быть завершено до окончания срока полномочий ГД)

Инициатива возбуждения парламентского расследования:

· Группа членов СФ или депутатов ГД численностью не менее 1/5 от общего числа членов СФ или депутатов ГД (!обеих палат) направляет Председателю СФ или Председателю ГД письменное обращениео возбуждении парламентского расследования, в котором должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие парламентскому расследованию, и обоснованы необходимость и возможность его проведения

· По фактам грубого нарушения финансовой дисциплины (п.4 ст.4)

Профильный комитет СФ или ГД направляет Председателю СФ или Председателю ГД письменное обращение о возбуждении парламентского расследования

Порядок принятия решения о возбуждении парламентского расследования (ст.8 ФЗ).

1. Вопрос о поддержке инициативы рассматривается на заседании соответствующей палаты ФС РФ, а о поддержке предложения о создании комиссии — на заседании ГД не позднее чем через 15 дней со дня поступления письменного обращения.

Парламентская комиссия для проведения расследования – общая для палат и создается из депутатов ГД и членов СФ на паритетных началах. В состав комиссии от ГД должно входить равное число представителей всех депутатских объединений в ГД (если какая-либо депутатская группа отказывает посылать своих депутатов, тогда их места распределяются между пославшими группами). У комиссии есть свой регламент.

2. Решения о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования (о поддержке предложения о создании комиссии) и о составе комиссии, о возбуждении парламентского расследования и о составе комиссии оформляются постановлениями палат Федерального Собрания Российской Федерациии считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы (!!!)соответственно (!!! Т.е. нужно согласие большинства обеих палат, что не всегда удается!!!)

3. Парламентское расследование НЕ проводится, если одна из палат Федерального Собрания Российской Федерации не приняла решение о возбуждении парламентского расследования (!!!), инициатива возбуждения которого была поддержана другой палатой Федерального Собрания Российской Федерации, а также, если Совет Федерации не принял решение о возбуждении парламентского расследования в связи с поддержанным Государственной Думой предложением о создании комиссии.

Заседания комиссии правомочны, если на них присутствуют 2/3 ее членов. Они также, как правило, открытые (исключение, связь с гос. тайной). Решения на заседаниях принимаются открытым голосованием, необходимо ½ голосов. Итоговый доклад комиссии рассматривается и утверждается обеими палатами (для получения юридической силы) в течение 1 месяца. Решение по итоговому докладу считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 членов комиссии. А итоговый доклад утвержденным – если ½ членов палаты ФС проголосовала «за».

Иные формы контроля:

1) рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

2) проведение палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами палат Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации мероприятий по осуществлению предварительного парламентского контроля, текущего парламентского контроля и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений;

3) заслушивание Государственной Думой ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе ответов на вопросы, поставленные Государственной Думой;

4) рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации и принятие решений по ним;

5) заслушивание докладов Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

Еще про залог:  Кредит с плохой историей под залог недвижимости в Нальчике, условия на 2021 год

7) направление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентских запросов;

8) направление членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы запросов (далее — депутатский запрос);

9) заслушивание на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации информации членов Правительства Российской Федерации, руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответов указанных должностных лиц на вопросы членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы в рамках «правительственного часа», а также заслушивание информации указанных должностных лиц на заседаниях комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;

10) заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных должностных лиц;

11) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

12) осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации

13) осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

14) заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению;

15) направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций;

16) приглашение членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;

17) проведение парламентских слушаний; (они организуются какой-либо постоянной комиссией парламента и имеют целью привлечь внимание общественности, государственных органов к вопросам большой значимости. На слушания приглашаются представители исполнительной власти, известные общественные деятели, ученые, эксперты, другие лица. Какие-либо обязывающие решения на слушаниях не принимаются.)

78 | Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ.

Совокупность стадий осуществления права законодательной инициативы, внесение законопроекта на рассмотрение парламента, рассмотрение и принятие закона в парламенте, подписание и обнародование закона компетентным органом

Стадии:

1. Внесение законопроекта (стадия реализации права законодатель­ной инициативы) в Государственную Думу (законопроекты, связанные с расходами федерального — только при наличии заключения Правительства РФ)

Право законодательной инициативы —это закрепленное конституцией правомочие (возможность) по внесению проекта закона на рассмотрение законодательного органа, корреспондирующее с обязанностью этого органа рассмотреть этот проект и принять по нему решение (закон может быть отклонен, но он обязательно будет рассмотрен)

· Президент РФ,

· Совет Федерации, члены СФ,

· депутаты Государственной Думы,

· Правительство РФ,

· законодательные (представительные) органы субъектов РФ,

· КС, ВС РФ — по вопросам, отнесенным к их ведению

могло бы быть у Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека, граждан (народная инициатива).

ВАЖНО: Правительство РФ дает заключения на финансово-экономические законопроекты (субъекту законодательной инициативы и ГД в течение 1 месяца с поступления законопроекта в Правительство). Правительство может направлять поправки к проектам в ГД и отзывы проектов в СФ.

Законопроекты направляются на имя Председателя ГД и регистрируются Управлением документационного и информационного обеспечения Аппарата ГД. Ему присваивается регистрационный номер. В регистрационной системе создается регистрационная карта проекта.

2. Предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах и ко­миссиях Государственной Думы.

3. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.

Чтение — специальный термин, обозначающий одну из стадий рассмотрения законопроекта в парламенте, его палате, охватывающий совокупность действий соответствующих участников законодательной процедуры на данной стадии.

ü Первое чтение законопроекта в Государственной Думе (обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости; либо принимается, либо отклоняется)

Альтернативные проекты – посредством рейтингового голосования (если по итогам рейтингового голосования несколько законопроектов набрали достаточное для их принятия число голосов — принятым в первом чтении считается законопроект, набравший наибольшее число голосов; если ни один не набрал — на окончательное голосование ставится законопроект, получивший наибольшее число голосов)

Принят, если за него проголосовало более ½ от общего числа депутатов. Результат – постановление ГД.

Если принят – ГД устанавливает срок представления поправок к законопроекту (не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ — менее 30 дней).

В случае принятия законопроекта в первом чтении — председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии заключения Правового управления Аппарата ГД

ü Второе чтение законопроекта в Государственной Думе (поправки, экспертиза, изменения в названии, проект направляется в Совет ГД, где принимается решение о включении в календарь рассмотрения и назначается докладчик от комитета)

ВАЖНО: в случае отклонения законопроекта, повторно рассмотренного во втором чтении – он отклоняется окончательно.

ü Третье чтение законопроекта в Государственной Думе – 4. Принятие закона ГД (принятие в качестве закона, не допускается внесение поправок, не принятый считается автоматические отклоненным)

Одобренные (большинством депутатов от их общего числа) проекты законов ГД с необходимыми материалами в течение пяти дней передаются на рассмотрение СФ.

5. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации.

Принятый закон в течение пяти дней передается в Совет Федерации. Совет Федерации должен рассмотреть данный закон в течение че­тырнадцати дней. Если закон не был рассмотрен Советом Федерации, то он считается одобренным этой палатой и передается Президенту для подписания (согласно ст. 106 обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулиро­вания; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира)

СФ может вернуть закон в Государственную Думу со своими замечаниями. Если разногласия между палатами:

ü создание согласительной комиссий из пред­ставителей обеих палат (вырабатывает приемлемый для обеих палат вариант текста)

ü ГД вновь принимает закон в первоначальной редакции большинством в две трети голосов à закон считается принятым и направляется на подпись Президен­ту РФ

ВАЖНО: если СФ не успел в срок досмотреть закон, тогда закон считается не одобренным, а рассмотрение продолжается на следующем заседании СФ.

6. Подписание и обнародование (опубликование) принятого закона

Президент в течение четырнадцати дней может подписать и обна­родовать закон или вернуть его в Государственную Думу со своими за­мечаниями, то есть отклонить, наложить вето; оно может быть преодолено путем повторного голосования по закону в его первоначаль­ной редакции большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае Прези­дент РФ в течение семи дней должен подписать и обнародовать закон, но для преодоления разногласий может быть образована согласитель­ная комиссия из представителей обеих палат и Президента РФ)

7. Вступление закона в силу (подписанный Президентом РФ федеральный закон публикуется и вступает в силу в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных консти­туционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания).

Подписание акта: Президент должен поставить свою подпись под текстом – напротив своих инициалов и фамилии.

Официальное опубликование: официальным опубликованием ФКЗ, ФЗ, акта палаты ФС является первая публикация его полного текста в Парламентской газете, Российской газете, Собрании законодательства РФ, а также первое размещение на официальном интернет-портале правовой информации zalognedvigimosti.ru.

Обнародование: ФКЗ, ФЗ, акты палат ФС могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, либо доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению, радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

ФКЗ, ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после подписания Президентом;

акты Парламента – в течение 10 дней после дня их принятия;

международные договоры РФ, ратифицированные ФС – публикуются одновременно с ФЗ об их ратификации.

ФКЗ, ФЗ, акты Парламента вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования.

ВИДЫ ЗАКОНОВ:

Вид закона Закон РФ о поправке к Конституции РФ ФКЗ ФЗ
Критерий
По предмету: Вносят изменения в Конституцию РФ Принимаются по строго определенному Конституцией РФ перечню вопросов Принимаются по широкому кругу вопросов (за исключением предметов ФКЗ и Законов о поправках к Конституции РФ)
По требуемому большинству
Процедуры при принятии:
То же самое, что и для ФКЗ. Только после подлежат одобрению органами законодательной власти 2/3 субъектов РФ. На рассмотрение закона дается срок до 1 года. В течение 7 дней после подсчета голосов субъектов СФ, этот закон направляется к Президенту. В течение следующих 14 дней он подписывает и опубликовывает закон. Необходимы последовательно 2/3 голосов в ГД, ¾ голосов в СФ. ГД преодолеть вето СФ не может. Вето Президента не предусмотрено, он подписывает и обнародует. Простое большинство голосов в каждой из палат
Допускают отклонение в СФ (преодолеваемое 2/3 голосов депутатов ГД), также возможно вето Президента РФ (преодолеваемое 2/3 голосов в каждой палате)

79 | Согласительные процедуры в законодательном процессе. Вето Президента и порядок его преодоления.

§

Преодоление разногласий, возникших при отклонении федеральных законов Советом Федерации

у ГД есть несколько возможностей:

— принять закон в прежней редакции без каких-либо изменений — 2/3 голосов.

— принять закон простым большинством голосов от общего числа депутатов в редакции, отличающейся и не согласованной с ним; — СФ будет рассматривать ФЗ как вновь принятый

— принять закон с теми изменениями и дополнениями, которые предлагает СФ простым большинством голосов. Затем закон – в СФ для одобрения, далее Президенту РФ

В случае неодобрения ГД передает закон для заключения в ответственный комитет. По итогам рассмотрения комитет передает на рассмотрение Думы проект постановления, в котором может предложить Думе одно из следующих решений:

а) снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения в связи с отклонением его Советом Федерации;

б) создать по предложению либо с предварительного согласия Совета Федерации согласительную комиссию на паритетных началах для преодоления возникших между палатами разногласий;

в) принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции

Если есть согласие СФ – обычно согласительная комиссия на определенный срок.

Если нет – более радикальное решение.

Сопредседатель согласительной комиссии и другие ее члены образуют депутацию Государственной Думы в этой комиссии:

рассматривает каждое возражение СФ в отдельности, стремясь выработать единый текст федерального закона.

вправе принимать решение об изменении редакции отдельных статей ФЗ, в отношении которых не имелось возражений Совета Федерации, если такое изменение обусловлено новой редакцией

Решение — открытым, раздельным голосованием депутации Думы и депутации Совета Федерации. Принято, если за него проголосовало большинство членов каждой депутации.

Мнения полномочных представителей Президента, Правительства с правом совещательного голоса, фиксируются в протоколе отдельно по каждому принятому комиссией решению.

ФЗ в редакции согласительной комиссии вносится на повторное рассмотрение ГД.

Если депутациями не преодолено разногласие хотя бы по одному возражению СФ, согласительная комиссия принимает решение о прекращении дальнейшей работы, которое подписывается сопредседателями согласительной комиссии от ГД и СФ и направляется в ответственный комитет со стороны Государственной Думы.

Если ФЗ принят ГД не менее чем 2/3 голосов в прежней редакции — направляется Президенту РФ Председателем Государственной Думы.

Вето Президента

Право отлагательного вето закреплено в статье 107 Конституции РФ:

«Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон.»

Про ФКЗ — не сказано, право вето не распространяется на ФКЗ!

Преодоление вето:

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение 7 дней и обнародованию.

Процедура в ГД:

ФЗ, отклоненный Президентом передается в ответственный комитет, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента – потом вносит на рассмотрение ГД проект постановления с предложением:

а) согласиться с решением Президента об отклонении федерального закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;

б) принять федеральный закон в редакции Президента;

в) создать по предложению либо с предварительного согласия Президента специальную комиссию для выработки согласованного текста закона с учетом предложений Президента;

г) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

Решение принимается большинством голосов; принятый ФЗ в редакции Президента в течение пяти дней направляется в СФ.

Если не согласились с решением Президента об отклонении и не одобрили вариант с изменениями — председательствующий ставит вопрос об одобрении ФЗ в ранее принятой Думой редакции. (преодоление вето)

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения установленной порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона. В таком случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания — отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции.

80 | Порядок опубликования и вступления в силу ФЗ.

Влияние специфики сельского хозяйства на залог будущего урожая в кредитной сделке

Финансы АПК

УДК 336.77; 338.43

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ЗАЛОГ БУДУЩЕГО УРОЖАЯ В КРЕДИТНОЙ СДЕЛКЕ

Л.А. МОЧАЛОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: Mochalova-L@zalognedvigimosti.ru Барнаульский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Барнаул

В статье исследуются особенности залога будущего урожая зерновых, заключающиеся в том, что объемы кредитования предприятий под этот предмет незначительные, залоговый дисконт высокий. Многие предприятия не имеют другого обеспечения кредитной сделки, кроме зерна. Это ведет к недоступности кредитов, хотя производство зерна является стратегическим параметром в программе продовольственной безопасности России. В этом контексте анализируется специфика финансовых отношений хозяйств зерновой отрасли, их финансовое состояние. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: в период с 1990-х до начала 2000-х гг. состояние сельского хозяйства было критическим и именно тогда сложилось негативное отношение к этому предмету залога. В настоящее время в зерновом сегменте сложились положительные тенденции: совершенствуются финансовые механизмы залоговых отношений, повышается финансовая устойчивость предприятий, улучшается структура капитала, однако отношение банков к залогу будущего урожая не меняется.

Ключевые слова: залог, будущий урожай, сельское хозяйство, финансовые ресурсы, ликвидность, финансовая устойчивость, финансовый цикл

В российском законодательстве дефиниция «залог» вводится Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) и трактуется как способ обеспечения исполнения обязательства, при кото-

ром кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, установленными законом [2].

Экономисты трактуют залог как часть экономических отношений, обоснованных договором залога и не противоречащих ГК РФ, Федеральному закону от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Закон об ипотеке) в части, касающейся залога недвижимости, Закону РФ от 29.05.1992 № 2872-1 «О залоге» (далее — Закон о залоге). В ст. 336 ч. 1 ГК РФ [2] закреплен перечень предметов залога. Предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права. Залог, в отличие от других способов обеспечения обязательств, характерен тем, что носит вещно-правовой характер. Это значит, что право следует за вещью независимо от того, в чьей собственности она находится. Право следования закреплено в ст. 32 Закона о залоге. В этом смысле исполнение основного обязательства обеспечивает вещь, а не должник.

Стоимость заложенного имущества должна быть достаточной для обеспечения основного требования кредитора, а также процентов за пользование кредитом, неустойки, суммы убытков, возмещения расходов залогодержателя на содержание

и хранение заложенной вещи, возмещения расходов, связанных с принудительным взысканием долга.

Очевидно поэтому коммерческие банки считают только залоговые кредиты обеспеченными (в силу того, что удовлетворение требований кредитора, обеспеченных залогом, не зависит от финансового положения должника, с которым связана его возможность выплатить долг).

Еще про залог:  Кредит под залог бизнеса, который приобретаешь: условия и требования — tvoedelo.online

Одним из инструментов регулирования рынка, относительно новым для России, являются залоговые операции с продукцией аграриев, включая кредитование под залог будущего урожая (под продукцией будущего урожая понимается ближайший по срокам урожай сельскохозяйственных культур, который планируется собрать) [5].

Производство зерна исторически является основой аграрной политики, от которой зависит продовольственная безопасность России. По данным Единой межведомственной информационной службы статистики (ЕМИСС), за период с 2006 по 2021 г. объем реализации зерна вырос на 8%, что в абсолютных величинах составляет 40 млн т. При этом доля пшеницы в структуре продаж зерновых составляет в среднем 57% [3].

С ростом объемов производства зерна увеличивается и объем кредитования аграрного сектора в целом. Для примера приведем динамику показателей ОАО «Россельхозбанк», воспользовавшись данными его годовых отчетов [1]. По итогам 2021 г. кредитный портфель Россельхозбанка (РСХБ) вырос на 19% и составил около 727 млрд руб. К концу 2021 г. величина кредитного портфеля банка выросла на

30% и достигла 951,8 млрд руб. В 2021 г. кредитный портфель составил 10% прироста, или 98 млрд руб. Доля кредитов, предоставляемых банком предприятиям АПК, в общем портфеле достаточно высокая, от 70%. С ростом объемов кредита в целом растут объемы залоговых кредитов (табл. 1).

Несмотря на стабильный рост объемов залогового кредитования на проведение сезонных полевых работ, доля в них кредита под залог будущего урожая весьма незначительна, в среднем около 2%, а по России она в среднем составляет около 4%.

Банки «не приветствуют» такой залог, объясняя свою позицию риском невозврата кредита в случае неурожая, связанного с погодными условиями, несоблюдением технологических требований производства, а также вследствие высокой вола-тильности цен на зерно. Тем не менее за рубежом в странах с развитой рыночной экономикой (США, Бразилия, страны Западной Европы) этот предмет залога значительно распространен. Негативное отношение российских банков к залогу будущего урожая сложилось в конце 1990-х гг., когда многие предприятия находились на грани банкротства, залоговая политика банков не была отработана, механизм рыночных залоговых отношений, как часть финансовых отношений, отсутствовал. После 2021 г. многое изменилось: совершенствуются финансовые отношения в зерновой отрасли (экономисты анализируют и прогнозируют риски [4]), улучшается финансовое состояние хозяйств, развивается механизм государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, расширяется спектр финан-

Таблица 1

Динамика объемов залоговых кредитов ОАО «Россельхозбанк» за 2009-2021 гг., млрд руб. [1]

Показатель 2009 г. 2021 г. 2021 г.

Кредиты на проведение сезонных полевых работ В том числе: 92,3 120 146,1

— кредит на проведение сезонных полевых работ и/или приобретение кормов (%) 90,5 (98,0) 117,7 (98,1) 143 (97,9)

— кредит под залог продукции будущего урожая сельскохозяйственных культур (%) 1,8 (2,0) 2,3 (1,9) 3,1(2,1)

Кредиты на инвестиционные цели В том числе: 298,6 332,2 354,8

— кредит под залог приобретаемой техники и/или оборудования (%) 70,3 (23,5) 81,2 (24,4) 93 (26,2)

— кредит под залог перерабатывающего оборудования (%) 56,9 (19,1) 64,7 (19,5) 68,1 (19,2)

— кредит под залог приобретаемого имущества, требующего монтажа (%) 12,8 (4,3) 13,4 (4,0) 16,3 (4,6)

— кредит на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных под его залог (%) 96,5 (32,3) 123,7 (37,2) 132,2 (37,3)

-кредит на приобретение земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения под их залог (%) 8,1 (2,7) 10,4 (3,1) 12,3 (3,5)

совых инструментов в кредитной политике самих банков по работе с просроченной задолженностью (в случае неурожайного года, когда производители зерна не могут рассчитаться по своим обязательствам, проводится пролонгация большого количества кредитов до следующего года). В результате этого хозяйства имеют возможность получить новые займы на проведение сезонных полевых работ, меняется ценовая и интервенционная политика государства при реализации зерна.

В доказательство к сказанному рассмотрим отраслевую специфику финансовых отношений, а также финансовой деятельности зерновых хозяйств Алтайского края.

Приведем характеристику природно-климатических особенностей Алтайского края, опираясь на исследования Н.А. Шевчука. Алтайский край — это одна из крупнейших административных единиц Юго-Западной Сибири, являющаяся ведущим производителем продукции сельского хозяйства. Этот регион расположен в юго-восточной части Западной Сибири. На севере он граничит с Новосибирской областью, причем протяженность этой границы наибольшая. Восточным соседом является Кемеровская область, на юго-востоке граница проходит с Республикой Алтай, на юге — с Казахстаном, одновременно являясь государственной границей. На юго-западе проходит граница с Семипалатинской областью. И, наконец, на западе — с Павлодарским краем. Общая протяженность границы Алтайского края в среднем составляет 2 578 км, а общая площадь — 169,1 тыс. км2. Столицей края является город Барнаул.

Климат резко-континентальный с широкой амплитудой колебания температуры. По данным местной государственной метеостанции абсолютный максимум температуры воздуха составляет 41 оС, абсолютный минимум: -48 оС. Среднегодовое количество осадков составляет 245 мм с колебаниями от 100 до 380 мм. За период вегетации с 1 мая по 30 августа выпадает в среднем 128 мм с колебаниями от 50 до 220 мм. Отсутствие осадков в этот период сопровождается резким повышением температуры до 30о С и более, низкой относительной влажностью воздуха и сильными ветрами (15-30 м в сек), что способствует иссушению почвы.

Продолжительность солнечного сияния с 16-17 часами светового дня достигает 1 600-2 300 ч в год. Такое обилие света вполне компенсирует малую длину вегетационного периода. Перечисленные характеристики природно-климатических условий

являются благодатными для выращивания твердых и сильных сортов пшеницы.

С учетом природных и экономических условий производства в Алтайском крае выделены следующие сельскохозяйственные зоны:

I — Присалаирская;

II — Бийско-Чумышская;

III — Приалтайская;

IV — Приалейская;

V — Приобская;

VI — Кулундинская;

VII — Алтайская.

Различия в природно-климатических и экономических условиях сельскохозяйственных предприятий явились исторически решающими факторами специализации сельскохозяйственного производства Алтайского края. На протяжении многих лет считалось, что сельскохозяйственное производство Алтайского края имеет зерновую направленность (в основном — яровая пшеница сильных и твердых сортов). Если рассматривать край в разрезе природно-климатических зон, то необходимо отметить, что наряду с зонами с ярко выраженной специализацией, существуют и более универсальные. Однако если рассматривать долю каждого вида сельскохозяйственной продукции в выручке, то выясняется, что ведущее место здесь занимает зерно [5] .

Рассмотрев природно-климатические особенности Алтайского края, определим их влияние на специфику экономической деятельности зерновых хозяйств, характеризующуюся финансовыми отношениями и финансовыми ресурсами.

Анализ основных элементов финансовых отношений (состав и структура основного и оборотного капитала) свидетельствует о том, что главным элементом основного капитала являются земля, однолетние и многолетние насаждения. Земля, как ресурс, уникальна тем, что со временем она не изнашивается (поэтому и амортизация на нее не начисляется), а плодородие ее может повышаться в результате агротехнических мероприятий (вложенных средств). Многолетние насаждения с течением времени увеличивают свою стоимость (например, плодовые деревья). Оборотные активы в зерновых хозяйствах также имеют свои особенности. Запасы включают семена, посадочный материал, нефтепродукты, твердое топливо, минеральные и органические удобрения. Незавершенное производство представлено в основном растениеводством. Товарной продукцией является зерно, которое приобретается оптовыми покупателями для дальнейшей переработки.

Анализ финансового обеспечения зерновых хозяйств позволяет также увидеть некоторые особенности финансовых ресурсов. Собственные ресурсы, как известно, делятся на внутренние и внешние. Внутренние ресурсы традиционно пополняются в основном за счет прибыли и амортизации. А вот внешние ресурсы представлены государственными субсидиями и дотациями. То есть для заемных источников характерно кредитование на льготной основе за счет государственного бюджета.

Далее проведем анализ риска залога будущего урожая на основе анализа финансовой деятельности зернового хозяйства. В качестве методической основы анализа используем дескриптивные модели. Информационными источниками для этого может служить финансовая отчетность предприятий за 2000-2003 гг. и 2021-2021 гг.

В ходе проведенного анализа автором была осуществлена группировка сельскохозяйственных производителей Алтайского края в разрезе районов по уровню финансового состояния. За основу принимались показатели финансовой устойчивости, ликвидности и деловой активности. По итогам

Основные финансовые показатели сель по Алтайскому краю за пер

группировки были выявлены типичные районы: Угловский район — низкий уровень финансового состояния, Павловский район — средний уровень финансового состояния, Зональный район — высокий уровень финансового состояния.

Оценка финансовых результатов деятельности является основой при определении финансового состояния. Динамика прибыли от реализации и факторных показателей, оказывающих на нее непосредственное влияние, представлена в табл. 2.

Данные свидетельствуют о том, что сельскохозяйственные предприятия Алтайского края в течение последних лет относятся к числу прибыльных по основной своей деятельности, начиная с 2003 г. Но размер получаемой прибыли не является стабильным, что связано с большой рискованностью сельского хозяйства вообще. Положительным моментом можно считать опережение темпов роста выручки над темпами роста себестоимости.

Проведенный анализ финансовых результатов также свидетельствует о том, что сельскохозяйственные предприятия Алтайского края прибыльны не только по основному виду деятельности (рис. 1). На

Таблица 2

охозяйственных предприятий в среднем д с 2001 по 2021 г., тыс. руб.

Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2021 г. 2021 г. 2021 г. Темп роста 2021 к 2003 г., %

Выручка от реализации 3 886 632 9 023 971 10 595 412 32 663 817 36 297 491 36 986 609 349

Полная себестоимость 12 210 191 9220 138 10 398 997 26 765 126 30 709 291 33 040 548 318

Прибыль (убыток) от реализации (8 323 559) (196 167) 196 415 5 898 691 5 588 200 3 946 061 2009

6 000 000 5 000 000 4 000 000 3 000 000 2 000 000 1 000 000 0

/ /

/ /

/ /

я 898 691

5 588 200

4 665 685

4 5 1:

598

2

5 178 636

п

5 0ЗД915

3 946 061

2 954 830

2 8 026-

2021 г.

2021 г.

2021 г.

□ Прибыль от продаж, тыс. руб.

□ Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

■ Чистая

прибыль, тыс. руб.

Рис. 1. Динамика финансовых результатов сельскохозяйственных предприятий в среднем по Алтайскому краю за период с 2021 по 2021 г

протяжении нескольких последних лет прослеживается следующая закономерность: преобладание прибыли от продаж над прочими прибыльными показателями; прибыль до налогообложения и чистая прибыль находятся примерно на одинаковом уровне; наблюдается снижение в динамике всех прибыльных показателей.

Обратившись к анализу динамики финансовых показателей в разрезе типичных районов Алтайского края, можно отметить некоторые особенности. Так, районы с низким уровнем финансового состояния, представителями которых является Угловский район, отличаются хорошей положительной динамикой прибыльных показателей (рис. 2). За последние не-

сколько лет им удалось вывести сельскохозяйственное производство на рентабельный уровень, наряду с этим увеличив все остальные прибыльные показатели.

Районы, занимающие среднее положение (рис. 3), наоборот отличаются отрицательной динамикой. В 2021 г. их финансовые результаты резко сократились, почти достигнув по уровню районы с низким финансовым развитием.

Районы, занимающие ведущее место по уровню финансового развития, характеризуются стабильной успешностью (рис. 4). Их финансовые показатели в 2 раза превышают показатели средних по уровню развития районов.

□ Прибыль от продаж, тыс. руб.

□ Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

■ Чистая прибыль, тыс. руб.

Рис. 2. Динамика финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий Угловского района за период с 2021 по 2021 г

300 000

250 000

200 000

150 000

100 000

50 000

279 468

7

196 519

192 146

257 164 __ 254 656

■т

30 394

71

7 309 4 570

□ Прибыль от продаж, тыс. руб.

□ Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

■ Чистая прибыль, тыс. руб.

2021 г.

2021 г.

2021 г.

Рис. 3. Динамика финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий Павловского района за период с 2021 по 2021 г

700 000 -Г

669 573

600 000 -Г

500 000 -Г

400 000 -Г

769-

300 000 4

/

200 000

100 000 -г

841

¡7 5:

о ¥■

442 199

183

314 8715

989

568 9 72

□ Прибыль от продаж, тыс. руб.

□ Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

■ Чистая прибыл ь, тыс. руб.

2021 г.

2021 г.

2021 г.

Рис. 4. Динамика финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий Зонального района за период с 2021 по 2021 г

Проводя анализ финансовых результатов деятельности, нельзя руководствоваться только абсолютными показателями, поэтому автором были проанализированы также и темпы роста ранее указанных показателей (табл. 3).

Данные в полной мере подтверждают особенности развития сельскохозяйственного производства, а именно, темпы роста рассматриваемых показателей характеризуются нестабильностью, как и само сельскохозяйственное производство. Неблагоприятные природно-климатические условия отражаются на увеличении темпов роста себестоимости и снижении темпов роста выручки и прибыли от продаж. Однако сельскохозяйственное производство в крае остается прибыльной отраслью.

Анализ полученных финансовых результатов позволяет судить об эффекте от сельскохозяйственной деятельности в крае. Эффективность определяется на основе показателей рентабельности (рис. 5).

Начало анализируемого периода характеризовалось отсутствием прибыли от сельскохозяйственного производства в крае, следовательно, и

рентабельности. Однако за последние несколько лет ситуация изменилась. Рентабельность сельскохозяйственного производства в крае выше, чем общая рентабельность, что необходимо расценивать как положительный шаг на пути развития сельскохозяйственного производства.

Очень важным этапом в оценке финансового состояния любого объекта является определение его ликвидности, характеризующей возможность покрывать все финансовые обязательства. Оценка показателей ликвидности является вторым элементом в ходе оценки уровня финансового состояния (табл. 4). Два из четырех указанных показателей (коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами) являются базовыми для определения вероятности банкротства в рамках российского законодательства.

Указанные данные (см. табл. 4) позволяют сделать некоторые выводы.

Во-первых, коэффициент текущей ликвидности, отражающий способность сельскохозяйственных

Таблица 3

Динамика темпов роста выручки, себестоимости и прибыли от продаж сельскохозяйственных предприятий в среднем по Алтайскому краю

за период с 2001 по 2021 г.

Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2021 г. 2021 г. 2021 г.

Выручка от реализации, % 123,56 98,96 113,53 137,99 111,12 104,60

Полная себестоимость, % 129,55 113,41 109,57 127,37 114,74 107,59

Прибыль (убыток) от реализации, тыс. руб. 71,67 -89,01 45,54 230,36 94,74 70,61

40 20 0 -20 -40 -60 -80 -100

/ЛТ

6

2ШИ,_¡00

200

00

22

18 16

-99

-9Т-

^ЭЬ

12

_2021 г._2021 г.

□ Рентабельность продаж,%

■ Рентабельность предприятий, %

«7

Рис. 5. Динамика показателей рентабельности сельскохозяйственных предприятий в среднем по Алтайскому краю за период с 2001 по 2021 г

Таблица 4

Динамика темпов роста показателей ликвидности сельскохозяйственных предприятий в среднем по Алтайскому краю за период с 2001 по 2021 г.

2

Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2021 г. 2021 г. 2021 г. Темп роста 2021 к 2003 г., %

Коэффициент текущей 1,08 1,2 1,39 1,93 1,92 1,74 125,18

ликвидности

Коэффициент срочной 0,20 0,32 0,32 0,61 0,64 0,47 146,88

ликвидности

Коэффициент восстановления 0,58 1,24 1,46 1,01 0,96 0,82 56,16

(утраты) платежеспособности

Коэффициент обеспеченности -0,28 -0,36 -0,35 0,48 0,48 0,42 183,33

собственными оборотными

средствами

предприятий рассчитываться текущими активами по своим текущим обязательствам, существенно вырос за анализируемый период. Во многих сельскохозяйственных предприятиях Алтайского края за последние годы он достигает оптимального уровня.

Во-вторых, срочная ликвидность достигла своего оптимального уровня (0,6-0,8), увеличившись вдвое по сравнению с началом исследуемого периода.

В-третьих, сельскохозяйственные предприятия края практически достигли критериального уровня, соответствующего нормальному уровню платежеспособности и низкой вероятности банкротства.

В ходе анализа указанных показателей в разрезе типичных районов Алтайского края были выявлены следующие закономерности:

— наибольшей стабильностью за последние годы по показателю текущей ликвидности от-

личаются сельскохозяйственные предприятия Угловского и Павловского районов (соответствуют низкому и среднему уровню финансового состояния);

— зональный район имеет самые высокие значения данного показателя, но динамика их отрицательна (рис. 6).

Динамика показателей срочной ликвидности полностью повторяет динамику предыдущего показателя. Здесь следует отметить существенное отставание районов, типичным представителем которых является Угловский район, от более успешных районов (рис. 7).

В ходе анализа коэффициента восстановления платежеспособности была отмечена существенная положительная динамика данного показателя для районов с низким уровнем финансового состояния. Следует отметить, что во всех районах, независимо

2,5

1,5

0,5

2 1,8 1,6 1,4 1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

2,07

1,45 1,64 1,52

1,62 и 1,43

• • 1,23

1,16 1,2 ——

Угловский р-н Павловский р-н Зональный р-н

2021 г.

2021 г.

2021 г.

Рис. 6. Динамика текущей ликвидности сельскохозяйственных предприятий различных районов Алтайского края за период с 2021 по 2021 г

-Зональный р-н -Павловский р-н -Угловский р-н

2021 г.

2021 г.

2021 г.

Рис. 7. Динамика срочной ликвидности сельскохозяйственных предприятий различных районов Алтайского края за период с 2021 по 2021 г

от уровня финансового состояния, данный показатель стремится к 1, т.е. у сельскохозяйственных предприятий Алтайского края существует реальная возможность восстановить свою платежеспособность (рис. 8).

Залогом выживаемости и основой стабильности любого производства, в том числе сельскохозяйственного, служит финансовая устойчивость, характеризующая независимость субъекта от внешних источников финансирования. Результаты расчета коэффициентов финансовой устойчивости представлены на рис. 9.

Анализ динамики финансовой устойчивости выявил следующее.

Во-первых, следует отметить, что начало исследуемого периода характеризуется высоким уровнем финансовой зависимости сельскохозяйственных предприятий Алтайского края от внешних источников финансирования. При нормативном уровне данного показателя (<0,5) в 2002 г. по факту он составил около 4. Конец рассматриваемого периода, наоборот, характеризуется существенным снижением финансовой зависимости сельскохозяйственных предприятий края от внешних источников финансирования.

Еще про залог:  Кредиты под залог недвижимости в Междуреченске от 20% до 70% годовых – деньги в банке под квартиру, дом, имущество

2

1

Рис. 8. Динамика коэффициента восстановления платежеспособности сельскохозяйственных предприятий различных районов Алтайского края за период с 2021 по 2021 г

4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

-0,5

3,74

1,95

0,56

0,48

□ Коэффициент автономии

2,7

0,47

□ Коэффициент финансовой зависимости

0 0 0

0,44„ № 041_^7 и коэффициент

обеспеченности ’45| ■ | о]47| | собственными оборотными

13

> 2001 г.-

— -0,28

2002 Р»

2003 ™

2021 г.

-1-1

2021 г.-2021 г.

-0,30

7

средствами

Рис. 9. Динамика коэффициентов финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий различных районов Алтайского края за период с 2001 по 2021 г

За последние годы показатель финансовой устойчивости соответствует нормативному значению.

Во-вторых, в начале анализируемого периода сельскохозяйственные предприятия края имели отрицательное значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, что связано с очень низким размером собственных источников финансирования, не покрывающих фактические труднореализуемые активы. Конец рассматриваемого периода ознаменовался существенным улучшением

данного показателя: он приобрел положительное значение и достиг нормативного уровня (>0,1). В настоящий момент сельскохозяйственные предприятия Алтайского края имеют необходимый излишек собственных источников финансирования.

Если рассматривать финансовую устойчивость сельскохозяйственных предприятий отдельных районов края, то можно отметить, что наиболее финансово зависимыми являются более успешные районы, представителем которых выступает Зональный район

(рис. 10, 11, 12). Соответственно, у него наименьший коэффициент автономии. У районов с низким уровнем финансового состояния (типичным представителем является Угловский район) ситуация обратная. Они имеют наивысшие показатели коэффициента автономии и средние показатели финансовой зависимости. Что касается коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, то следует отметить, что необходимый излишек собственных источников финансирования имеют только районы с хорошим финансовым положением.

В завершении анализа автором была рассмотрена структура имущества сельскохозяйственных 1

предприятий Алтайского края и источников его формирования (табл. 5).

Данные, представленные в табл. 5, позволяют утверждать, что в последние годы анализируемого периода структура имущества сельскохозяйственных предприятий края приобрела стабильный вид. В ней примерно в равных долях представлены оборотные и внеоборотные активы. Но наиболее существенные положительные изменения произошли в структуре источников формирования имущества.

Во-первых, наблюдается существенный рост общей суммы источников формирования имущества.

0,8 0,6 0,4 0,2 0 -0,2 -0,4

1 0,8 0,6 0,4 0,2 0 -0,2 -0,4 -0,6

^.Ж 0,83

0,44

■»0,29 0,46

2021 г. 2021 г. — »_ 2021 г.

-0,14 -0,16 —0,19-

■Коэффициент автономии

■Коэффициент финансовой зависимости

Коэффициент

обеспеченности

собственными

оборотными

средствами

Рис. 10. Динамика коэффициентов финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий Угловского района за период с 2021 по 2021 г

0,78

0,66 0,78

0,39 0,4

» ф 0,33

2021 г. 2021 г. 2021 г.

_ А -0,29

-0,31 -0,38

■Коэффициент автономии

-Коэффициент финансовой зависимости

Коэффициент

обеспеченности

собственными

оборотными

средствами

Рис. 11. Динамика коэффициентов финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий Павловского района за период с 2021 по 2021 г

Рис. 12. Динамика коэффициентов финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий Зонального района за период с 2021 по 2021 г.

Таблица 5

Структура имущества и источники его формирования в среднем по сельскохозяйственным предприятиям Алтайского края

Значение показателя Изменение за анализируемый период

в тыс. руб. в % к валюте баланса

Показатель 2021 г. 2021 г. 2021 г. на начало анализируемого периода (2021 г.) на конец анализируемого периода (2021 г.) тыс. руб. (гр. 4 — гр. 2) ± % ((гр. 4/ гр. 2) 100)

1 2 3 4 5 6 7 8

Актив

Внеоборотные активы 30 311 326 36 961 652 43 043 571 51,8 52,4 12 732 245 142

Оборотные активы, 28 164 922 35 696 558 39 077 513 48,2 47,6 10 912 591 138,7

всего

Пассив

Собственный капитал 25 665 069 31 084 815 33 843 226 43,9 41,2 8 178 157 131,9

Долгосрочные обяза- 18 239 826 22 939 882 25 556 368 31,2 31,1 7 316 542 140,1

тельства, всего

Краткосрочные обяза- 14 571 353 18 633 513 22 721 490 24,9 27,7 8 150 137 155,9

тельства, всего

Валюта баланса 58 476 248 72 658 210 82 121 084 100 100 23 644 836 140,4

Во-вторых, в настоящее время более 40% источников приходится на собственный капитал, что получило свое отражение в улучшении показателей финансовой устойчивости и в первую очередь коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (рассмотрен ранее).

Выводы. В последние годы для регулирования и поддержки аграрного сектора экономики государство использует широкий арсенал финансовых инструментов:

— целевые комплексные программы, в которых

утверждены льготы по возмещению процентных ставок по кредиту;

— налоговый и страховой щит;

— таможенная политика и др.

Также совершенствуется регулирование механизма залоговых отношений, интервенционный механизм закупки и продажи зерна и др.

Комплексный анализ финансовой деятельности хозяйств зерновой отрасли Алтайского края выявил положительные тенденции: рост производства, совершенствование структуры капитала (выраженное

в увеличении собственного капитала), улучшение ликвидности, финансовой устойчивости, повышение рентабельности.

Таким образом, развитие методов, инструментов, механизмов финансовых отношений, государственной поддержки и государственного регулирования, учитывающих специфику зерновой отрасли, являются вескими аргументами в пользу развития кредитования под залог будущего урожая. Однако на фоне улучшения финансово-экономического состояния зерновой отрасли залоговая политика банков, как часть кредитной политики, с 2021 года ужесточается: увеличен залоговый дисконт (более 50%), повысились требования к материально-технической базе предприятий, к уровню квалификации специалистов и др.

Список литературы

1. Годовой отчет за2009, 2021, 2021 гг. / Российский сельскохозяйственный банк. URL: http://www.rshb.ru.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2021, с изм. от 27.06.2021). URL: http://www. zalognedvigimosti.ru/online (дата обращения: 05.10.2021).

3. Единая межведомственная информационная служба статистики. URL: http://www.fedstat. ru/indicators/org.do?id=1.

4. Мочалова Л.А. Модель риск-ориентированной финансовой стратегии корпорации // Вестник Сибирского государственного авиационного университета. 2021. № 2. С. 170-174.

5. О залоге: Закон РФ от 29.05.1992 № 2872-1 (ред. от 06.12.2021). URL: http://www.consultant. ru/online (дата обращения: 05.10.2021).

Agrarian and industrial complex finance

INFLUENCE OF SPECIFICS OF AGRICULTURE ON PLEDGE OF FUTURE CROP

IN CREDIT TRANSACTION

Liudmila A. MOCHALOVA

Abstract

The article studies the features of pledge of future grain yield, being that volumes of crediting of the enterprises under this subject insignificant, mortgage discount high. Many enterprises have no other ensuring business deal, except grain. It conducts to inaccessibility of the credits though production of grain is strategic parameter in the program of food security of Russia. The author analyzes specifics of financial relations of farms of grain branch, their financial state. Results of research allow drawing the following conclusions: during the period from the 1990th prior to the beginning of the 2000th the condition of agriculture was critical and then there was a negative attitude to this subject of pledge. The paper notes positive tendencies in a grain segment: improvement of financial mechanisms of the mortgage relations, the capital structure and increasing financial stability of the enterprises, but the relation of banks to pledge of future crop doesn’t change.

Keywords: pledge, future crop, agriculture, financial resources, liquidity, financial stability, financial cycle

References

1. The annual report for 2009, 2021, 2021. Russian Agricultural Bank. Available at: http://www.rshb.ru. (In Russ.)

2. RF Civil Code. Part 1 of November 30, 1994 № 51-FZ (as amended by FZ of December 06, 2021, June 27, 2021). Available at: http://www.consultant. ru/online. (In Russ.)

3. Uniform interdepartmental information service of statistics. Available at: http://www.fedstat.ru/ indicators/org.do?id=1. (In Russ.)

4. Mochalova L.A. Model’ risk-orientirovannoi finansovoi strategii korporatsii [Model of risk focused financial strategy of a corporation]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aviatsionnogo universiteta — Bulletin of Siberian State Aviation University, 2021, no. 2, pp.170-174.

5. RF Law «On Pledge» of May 29, 1992 № 2872-1 (as amended of December 06, 2021). Available at: http:// www.zalognedvigimosti.ru/online. (accessed 05.10.2021). (In Russ.)

Liudmila A. Mochalova

Barnaul branch of Financial University under Government of Russian Federation, Barnaul, Russian Federation Mochalova-L@zalognedvigimosti.ru

Статья 64 закона о выборах депутатов государственной думы федерального собрания российской федерации № 121-фз

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязаны обратиться не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов в филиалы Сберегательного банка Российской Федерации с просьбой об открытии специального счета для внесения избирательного залога кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками соответственно. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны в пятидневный срок со дня обращения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации открыть специальный счет соответствующей избирательной комиссии для внесения избирательного залога. Плата за услуги банка по открытию указанного счета и проведению операций по счету не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанном счете, проценты банком не уплачиваются. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны перечислять денежные средства, внесенные в качестве избирательного залога, не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. При этом общий срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня.

2. Соответствующая окружная избирательная комиссия, а в случае, если она еще не сформирована, — избирательная комиссия субъекта Российской Федерации сообщает кандидату, выдвинутому по одномандатному избирательному округу, реквизиты специального счета избирательной комиссии субъекта Российской Федерации для внесения избирательного залога в филиале Сберегательного банка Российской Федерации при получении от него заявления о согласии баллотироваться, а если к этому времени такой счет еще не открыт, — незамедлительно после его открытия. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сообщает избирательному объединению, избирательному блоку реквизиты своего специального счета для внесения избирательного залога в филиале Сберегательного банка Российской Федерации при заверении федерального списка кандидатов избирательного объединения, избирательного блока, но не ранее даты открытия этого счета, а если к этому времени такой счет еще не открыт, — незамедлительно после его открытия.

3. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение трех дней со дня формирования окружной избирательной комиссии сообщает ей реквизиты специального счета для внесения избирательного залога, а также сообщает сведения о внесении кандидатами избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии субъекта Российской Федерации для внесения избирательного залога по мере поступления избирательного залога, внесенного кандидатами, выдвинутыми по одномандатным избирательным округам.

4. Избирательный залог для кандидата равен умноженному в тысячу раз минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы. Избирательный залог для избирательного объединения, избирательного блока равен умноженному в 25 тысяч раз минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы.

5. Избирательный залог вносится кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный счет соответствующей избирательной комиссии для внесения избирательного залога не ранее чем за 85 дней и не позднее чем за 55 дней до дня голосования. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе использовать для внесения избирательного залога средства, перечисленные в избирательный фонд как с указанием их назначения для внесения избирательного залога, так и без такого указания. При внесении избирательного залога кандидат, избирательное объединение, избирательный блок указывают назначение платежа, а кандидат также свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер избирательного округа; избирательное объединение, избирательный блок — свое наименование. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок при перечислении средств избирательного залога на специальный счет соответствующей избирательной комиссии обязаны сообщить в письменной форме избирательной комиссии, осуществляющей регистрацию кандидата, федерального списка кандидатов, об источнике (источниках) поступления этих средств на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, избирательного блока: для гражданина — фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату рождения, а для юридического лица — название, реквизиты счета в банке.

6. Граждане и (или) юридические лица, направляющие средства в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, вправе указать, что данные средства или обозначенная часть этих средств предназначены для внесения избирательного залога. В этом случае кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не вправе использовать соответствующие денежные средства на иные цели, чем внесение избирательного залога. При неиспользовании этих средств или их части на внесение избирательного залога кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок обязаны возвратить их (за вычетом расходов на пересылку) не позднее чем через десять дней со дня истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов гражданам и юридическим лицам, внесшим (перечислившим) эти средства.

7. В случае внесения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного залога на специальный счет соответствующей избирательной комиссии в большем размере, чем это установлено пунктом 4 настоящей статьи, излишек средств возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд в десятидневный срок со дня поступления избирательного залога на специальный счет. В случае внесения на специальный счет избирательной комиссии кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в качестве избирательного залога средств в меньшем размере, чем это установлено пунктом 4 настоящей статьи, либо внесения избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии после истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов перечисленные средства возвращаются избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 20 дней со дня их зачисления на специальный счет. В случаях отзыва кандидатом своего заявления о согласии баллотироваться, снятия зарегистрированным кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком кандидата, зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 статьи 51 настоящего Федерального закона), изменения избирательного округа, в котором выдвинут кандидат, в соответствии с пунктом 10 статьи 38 настоящего Федерального закона, отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов (за исключением отказа по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 91 настоящего Федерального закона) внесенный избирательный залог возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня подачи в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, окружную избирательную комиссию избирательным объединением, избирательным блоком, кандидатом, зарегистрированным кандидатом соответствующего заявления (уведомления), со дня отказа в регистрации.

8. В случае, если регистрация кандидата, федерального списка кандидатов была осуществлена на основании представленных подписей избирателей, избирательный залог, поступивший от этого кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока на специальный счет избирательной комиссии, возвращается в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов.

9. Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования не менее 5 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному избирательному округу, либо был избран, а федеральный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, набрал по результатам голосования не менее 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, или федеральный список кандидатов допущен к участию в распределении депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, возвращается не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов соответствующей избирательной комиссией в избирательный фонд зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

10. Если избирательный залог не подлежит возврату в соответствии с пунктами 79 настоящей статьи, он перечисляется соответствующей избирательной комиссией в доход федерального бюджета не позднее чем через 60 дней со дня голосования.

11. Кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, на специальные избирательные счета которых соответствующая избирательная комиссия возвращает избирательный залог, в течение десяти рабочих дней со дня его поступления из избирательной комиссии возвращают (за вычетом расходов на пересылку) гражданам и юридическим лицам средства, которые были внесены ими в избирательный фонд с указанием, что они предназначены для внесения избирательного залога. Оставшаяся часть возвращенного избирательной комиссией избирательного залога, если таковая имеется, включается в остатки неизрасходованных средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

12. Перечисление денежных средств, внесенных в качестве избирательного залога, в доход федерального бюджета либо их возврат в избирательные фонды осуществляется филиалами Сберегательного банка Российской Федерации по решению соответствующей избирательной комиссии. Избирательная комиссия не может распоряжаться денежными средствами, внесенными в качестве избирательного залога, иначе чем в порядке, установленном настоящей статьей.

Оцените статью
Добавить комментарий