Мама, папа и каникулы. психолог рассказал, из чего состоит современное счастливое детство
У школьников счастливый набор «побогаче». Туда входят «любящие родители, каникулы и свобода». 11-летний собеседник поведал, что бывает счастлив, когда день проходит «без всяких секций, учёб и других нужных вещей». И еще больше он счастлив, кода может сам планировать день.
Старшие школьники мыслят, как оказалось, глобально. Главное для них — возможность выбирать жизненные ориентиры самостоятельно. Один 16-летний подросток сообщил, что счастье состоит из «внутреннего и внешнего спокойствия. Чтобы это спокойствие было не только в семье, но и в обществе в целом».
Мамы и папы важным для счастья ребенка считают всё. От материального комфорта до благополучия страны. Список мог бы быть бесконечным, пришлось сокращать.
Основные моменты, которые можно выделить из перечислений взрослых, это любящая семья, желательно полная, обеспеченность необходимыми благами, возможность получить образование, время на досуг и друзей.
Затем zalognedvigimosti.ru обратился к тем, кто детство детей призван оберегать.
Уполномоченный по правам ребенка по Курганской области Алена Лопатина считает, что счастливое детство — это успешная в отношениях семья, возможность общения с теми, кто дорог и интересен. Компонент, без которого, по мнению детского омбудсмена, невозможно счастливое детство, это понимание.
Начальник отдела организации деятельности участковых и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД по Курганской области Сергей Семовских полагает, что сейчас детям виртуальный мир заменил реальную жизнь, а для счастья нужно другое: живое общение, спорт, учеба, активный отдых.
За ответами на вопросы zalognedvigimosti.ru обратился к доктору психологических наук, профессору, заведующему кафедрой психологии Курганского госуниверситета Михаилу Чумакову.
Михаил Чумаков сразу отверг термин «счастье» как ненаучный, позволяющий фантазировать, но мешающий рассуждать объективно. Он предложил воспользоваться термином «психологическое благополучие». На что корреспондент zalognedvigimosti.ru согласился.
Психолог также предложил не обобщать всех одним словом «дети». Слишком широкое понятие, сказал нам ученый. И предложил рассмотреть «психологическое благополучие», разложив детство на периоды. И на это zalognedvigimosti.ru тоже согласилcя. Ради истины!
Психолог дал вводные разговора:
— Есть возрастные периоды: от рождения до года, от года до трех лет, от трёх до шести лет, дальше идут младшие школьники и подростки. В современной психологии дети в этих возрастных периодах различаются качественно. Психологическое благополучие будет разным, — пояснил нам психолог.
В результате беседы у нас получилось несколько рецептов счастливого детства.
В этом возрасте пока всё ещё просто. Благополучие младенца, по словам Чумакова, будет состоять из заботы родителей.
— Он должен быть окружен вниманием, купаться в родительской заботе и любви, — говорит Чумаков.
— В этом возрасте ребенку очень важно доказать, что он всё может сам. Это главная составляющая его психологического благополучия. Ему нужно дать возможность самоутвердиться. От родителей требуется терпение, ведь зачастую ребенок все делает несовершенно, после него нужно переделывать. А мы торопимся, возиться с ребенком некогда. Но тут важно понимать, что когда ребенок учится самостоятельности, он чувствует себя хорошо и развивается правильно, — рассказывает психолог.
Основа психологического комфорта дошкольников — похвала.
— Похвала должна преобладать над критикой. Причем независимо от того, как он что-либо сделал. Не нужно бояться перехвалить его в этом возрасте. Завышенной самооценки не сформируется, но зато он будет позитивно настроен по отношению к самому себе. Очень важно готовить детей к школе. От этого зависит будущее благополучие, — советует Михаил.
В этом периоде важна самооценка.
— Родители гонятся за успехами в общеобразовательной, музыкальной или спортивной школах и забывают о самооценке. Она не должна проседать. Иначе мы пожертвуем психологическим благополучием ради навыков, которые полезны, но одно другого не заменяет. Ребенок может быть инструментально компетентным, хорошо учиться, многое уметь, но быть с внутренними конфликтами и неустойчивой самооценкой, — говорит психолог.
Нельзя ребенка перегружать, давить чрезмерными требованиями.
— Хорошо, когда ребенок делает и получает удовольствие, когда он не боится неудач. Как этого достичь? Пусть он немного меньше сделает, чем нужно, но он старался, и его похвалили. Тогда развивается мотивация к учебе. Тогда он учится получать удовольствие от процесса. Если на него давить, окружать нервозностью, тогда самооценка снижается, появляется мрачный эмоциональный фон. Обесцениваются все успехи. Поэтому так важен баланс. Загружать нужно, но если эмоциональный фон становится негативным, тогда с нагрузками лучше повременить, требования снизить. Может, даже сходить в школу, договориться с учителями. Стоит сосредоточиться на общении, куда-то съездить, сходить, развлечься.
В этом возрасте нужно разрешить ребенку быть взрослым.
Стремление доказать свою взрослость — главная примета этого возраста. Подростки стремятся быть самостоятельными, только тогда они чувствуют себя комфортно.
— С одной стороны, они нуждаются в контроле со стороны взрослых, с другой стороны — они плохо его переносят. Выстроить в этих условиях отношения сложно. Оптимальный стиль взаимодействия, когда подростка контролируют, но не в мелочах. Он способен сам принимать решения, но должен ставить о них в известность взрослого. Хорошо, когда у взрослого сохраняется право наложить запрет на действие, если оно опасно, угрожает подростку или окружающим, — рекомендует Чумаков.
Необходимо сохранить откровенность с ребенком. Это поможет вовремя заметить сигналы опасности.
— Ребенка всегда надо слушать. Внимательно за ним наблюдать. И не вступать в конфликты по пустякам. Это стоит применять и семье, и школе. Сейчас часто возникают темы: волосы покрасил в какой-то цвет, оделся не так. Да это вообще не предмет для разговора! Но почему-то превращается в такую конфликтную историю, которая выплескивается и в Сети, и в СМИ. А ведь это совершенно поверхностный, не стоящий таких усилий случай. Так подросток выражает свою индивидуальность, — убежден психолог.
Когда мы формируем «счастливое детство» современного ребенка, то стоит учитывать и приметы времени. Базовые составляющие благополучия остаются неизменными. Потребность в заботе родителей, в понимании, любви — глубинные потребности личности. Они важны во все времена.
Или если говорить о стремлении к свободе, она тоже была у детей всегда:
— Для подростков чувство свободы — основное. В этом случае нет разницы между современными подростками и подростками 70-х годов. Возьмем споры по поводу одежды, окрашенных волос. Стремление выглядеть не как все, эпатировать было тогда и остается сейчас. Тогда, правда, волосы красили в ярко-рыжий, сейчас — в зеленый, синий и так далее, — рассуждает Чумаков.
Но есть факторы, о которых дети прошлого не знали.
— Если речь идет о поверхностном уровне — отличий много. Сейчас психологическое благополучие, к примеру, зависит от того, насколько ребенок успешен в соцсетях, в интернете. Он может быть несчастен из-за нападок в сетях. А может, наоборот, там восполнять дефицит общения, черпать информацию, получать дополнительные положительные эмоции, — приводит доводы Михаил Чумаков.
Вообще Чумаков призывает не бороться с интернетом и соцсетями:
— Интернет, соцсети, мессенджеры — сегодняшний день, жизнь. Мы не можем изолировать ребенка. Надо научить его безопасно существовать в этой среде, научить пользоваться, отличать хорошее от плохого. Ограничивать нужно, когда присутствие в интернете становится опасностью для здоровья.
В условиях социального расслоения материальный фактор стал больше влиять на эмоциональный фон детей. Это было раньше, но расслоение было меньше. Сейчас всё острее. Соответственно, опасность психологического неблагополучия выше, говорит психолог.
Спасти может культура поведения:
— Богатство можно не демонстрировать, не выделать своего ребенка на этом основании. Тогда и острота проблемы будет снижена,— говорит Михаил.
Новый фактор, влияющий на детей, это запредельный темп жизни и постоянно растущий уровень требований.
— Время стало предельно сжатым, концентрированным. Темп жизни стал несовместим с жизнью, и это психологическому благополучию не способствует, напротив, ведет к выгоранию. Пытаясь подготовить детей к такому темпу жизни, мы можем омрачить детство. Хоть это и происходит из благородных побуждений: обучая его, мы повышаем шансы на выживаемость в мире взрослых, — поясняет Чумаков.
Проблема нехватки времени на детей актуальна как никогда.
— Мы сталкиваемся с явлением дефицита времени на детей, условно эту проблему можно назвать «дети с ключом на шее». Родители работают до позднего вечера. А вечером они уже уставшие и раздраженные, им не хватает эмоциональной энергии на ребенка. Это большая проблема сегодняшнего общества, — рассказывает психолог.
Люди с каждым новым витком прогресса взрослеют все позже, задерживаясь в детстве.
—Сейчас примерный возраст взросления — 20 лет. Выход из детства замедляется, поскольку на подготовку к взрослой жизни требуется все больше и больше времени, — говорит Чумаков.
А может, и хорошо, что у нынешних детей пора детства занимает 20 лет жизни? 20 лет счастья. Не так уж мало.