Что отдал в заклад старухе-процентщице родион раскольников, главный герой романа ф. м. достоевского «преступление и наказание»? — Знания.org

Что отдал в заклад старухе-процентщице родион раскольников, главный герой романа ф. м. достоевского «преступление и наказание»? — Знания.org Залог недвижимости

Характеристика старухи-процентщицы, образ, описание (алена ивановна) | "преступление и наказание"

Старуха-процентщица Алена Ивановна является одним из ярких второстепенных персонажей романа «Преступление и наказание» Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика старухи-процентщицы в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера Алены Ивановны в цитатах.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о старухе-процентщице

Имя старухи-процентщицы — Алена Ивановна. Фамилия героини не указана в романе.

Возраст старухи-процентщицы — около 60 лет:

«…старушонка, лет шестидесяти…» (часть 1 глава I)

Алена Ивановна является вдовой чиновника, который носил чин коллежского секретаря или коллежского регистратора (в романе дается оба варианта). Старуху называют коллежской секретаршей и регистраторшей не потому, что она работает секретаршей, а потому что этот чин носил ее покойный муж. Во времена Достоевского женщины не служили чиновницами.

Алена Ивановна зарабатывает на жизнь ростовщичеством: она дает в долг деньги под проценты взамен драгоценностей и ценных вещей. Другими словами, она содержит у себя дома что-то вроде ломбарда:

«…той самой старухи Алены Ивановны, коллежской регистраторши и процентщицы…» (часть 1 глава V)  «…и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица…» (часть 3 глава VI) «…про процентщицу, Алену Ивановну, коллежскую секретаршу…» (часть 1 глава VI) 

О внешности старухи-процентщицы известно следующее:

«Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.» (часть 1 глава I)  «…она, такая маленькая и гаденькая…» (часть 1 глава VI)   «Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке…» (часть 1 глава VII)  «Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост…» (часть 1 глава VII)

Вероятно, старуха-процентщица болеет чахоткой (туберкулезом), так как она постоянно кашляет:

Некоторое время назад бедный студент

Раскольников

узнает о старухе-процентщице от одного знакомого. Вскоре сам Раскольников тоже становится ее клиентом и закладывает у нее свои ценные вещи:

«Еще зимой один знакомый ему студент, Покорев, уезжая в Харьков, сообщил ему как-то в разговоре адрес старухи Алены Ивановны, если бы на случай пришлось ему что заложить. Долго он не ходил к ней, потому что уроки были и как-нибудь да пробивался.» (часть 1 глава VI)

Старуха-процентщица — злая, капризная, глупая и вредная женщина, «ужасная стерва», по мнению ее клиентов. Когда какой-то клиент на один день опаздывает с выкупом заложенной вещи, старуха ведет себя безжалостно и не дает опоздавшему выкупить заложенное. Это не нравится ее клиентам:

«Только стерва ужасная…» (часть 1 глава VI)«И он стал рассказывать, какая она злая, капризная, что стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь.» (часть 1 глава VI)«…с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет….» (часть 1 глава VI)«Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки…» (часть 1 глава VI)

У старухи-процентщицы есть младшая сестра

Лизавета

, которая живет с ней и которую она бьет и держит в качестве рабыни. У сестер общий отец, но разные матери. Достоевский называет сестер сводными, но по нашей, современной классификации XXI века сестры от разных матерей называются единокровными, а не сводными:  


«…Лизавета была младшая, сводная (от разных матерей) сестра старухи, и было ей уже тридцать пять лет.» (часть 1 глава VI)
 
«…у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка…» (часть 1 глава VI) «…Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы…» (часть 1 глава V)«…старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!» (часть 1 глава VI)

Старуха-процентщица — бессердечная, безразличная женщина. При этом она является религиозным человеком. В своем завещании старуха просит передать свои сбережения не Лизавете, а монастырю в Н-й губернии. Несчастная же Лизавета, согласно завещанию, должна получить только движимое имущество, то есть мебель, одежду и т.д.:

«Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души…» (часть 1 глава VI)

Процентщица Алена Ивановна является недоверчивой женщиной, по словам Раскольникова:

За что раскольников старушку убил? финансовая подоплека мотива «право имею» в романе достоевского «преступление и наказание»

Петербург Достоевского был полон частных ростовщиков: спрос на кредиты был велик, а рынок еще по сути не был сформирован. Кабальные — и по современным меркам, и, главное, по внутреннему ощущению Раскольникова — условия ссуды привели к печальному исходу. О финансовой подоплеке мотива «право имею» рассказывает управляющая фондом акций и партнер Movchan’s Group Елена Чиркова.

Бывший студент Родион Раскольников, один из главных героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», впадает в нищету. Он бросает давать частные уроки, потому что, выражаясь современным языком, у него развивается депрессия и он не хочет работать. Еще остались от отца кое-какие ценные вещицы, и, чтобы как-то свести концы с концами, он обращается к некой Алене Ивановне. Ей 60 лет, и Достоевский называет ее «старухой-процентщицей». Устаревшее сейчас слово «процентщик» означает «ростовщик».

Герой отправляется к ростовщице со «старыми отцовскими серебряными часами», за которые хочет получить четыре рубля, и у него случается такой диалог:

Проценты, под которые герой берет кредит, — астрономические: 10% в месяц — это 214% годовых. Впрочем, понимания того, что такое сложные проценты, в то время не существовало. Во многих источниках зафиксирован формат пересчета месячных процентов в годовые, и это простое умножение на 12. Например, в романе Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы», опубликованном в те же годы, что и «Преступление и наказание», про ростовщиков говорится, что они «дают вам деньги под верное обеспечение на пять и даже на десять процентов в месяц, так что за тысячу рублей вы через год уплатите две тысячи двести». Итак, в терминах того времени и без учета скрытого повышения ставки (об этом ниже) Алена Ивановна брала 120% годовых.

В 1830-е годы частные лица, занимавшиеся ростовщичеством, могли брать 6% в месяц. В 1864-м эта ставка была повышена до 10%. (Это гораздо меньше, чем законодательное ограничение ставки в сегодняшней России, где официальный потолок — 1% в день, но речь о беззалоговом кредитовании, поэтому эти ставки напрямую не сравнимы.) В «одном плохоньком трактиришке», куда Раскольников заходит после первого посещения старухи, он слышит разговор студента с офицером. Студент считает старуху «славной — у ней всегда можно денег достать». «Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгует. Кредитует под 5–7% в месяц». Вряд ли Раскольников впал в такую немилость, что кредит обходился ему дороже, чем друзьям студента, скорее всего, речь идет о ставках до и после их законодательного повышения.

Крестовский, однако, уверяет, что ставки для богатых наследников могут быть ниже, потому что ростовщики проделывают трюк: корнета заставляют подписываться ротмистром, несовершеннолетнего совершеннолетним, а без этого денег не дают. Потом «стращают уголовной палатой». И «бывали примеры, что за двадцать пять тысяч через три года отдавали сто, лишь бы выручить подложную подпись, которую заставляли их делать в нетрезвом виде благодаря ростовщичьему завтраку с обильными возлияниями». Если удается получить такую подпись, то могут кредитовать и без залога, а обычно с богатых берут в залог дом, землю или фамильные драгоценности.

Но вернемся к мотивам убийства старухи. Раскольников понимает, что другие платят или он раньше платил 5–7%, а теперь он вынужден соглашаться на все 10%, и этот факт может объяснить одну из причин недовольства старухой, которое и привело к трагическому исходу для обоих героев.

Для Раскольникова ставку дополнительно повышает трюк под названием «проценты вперед». Ссуда в 1,5 рубля с процентами вперед — это на самом деле ссуда в 1,35 рубля с процентами в 15 копеек, что уже не 10%, а 11,1%. В годовых это 237% — на 33 процентных пункта больше. Проценты вперед — это хитроумный способ брать более высокую ставку, чтобы этого не заметил клиент (законодатель, похоже, разрешал).

Крестовский тоже свидетельствует, что проценты вперед практиковались: ростовщик выдавал «ничтожную сумму, часто с вычетом “законных” десяти процентов за месяц вперед». А иногда, если ростовщик видит, что клиент совсем в бедственном положении, то может попросить вперед проценты и за два месяца. Процентщик Морденко оценивает золотую цепочку княжны Чечевинской в 25 рублей, в книге она записывается как оцененная в 27,5 рубля, а на руки выдает только 22,5: «это для верности, на тот конец, ежели вы не выкупите вещь — так за что же пропадать моему законному? Согласитесь сами!..» Дело происходит почти в одиннадцать ночи, и пойти больше некуда, а героине деньги нужны срочно.

Кстати, проценты вперед — трюк старый, но не забытый. Проценты вперед были распространены в договорах займа в России 1990-х, когда инфляция была велика. Чем выше процентная ставка, тем больше они ее увеличивают при правильном пересчете. Сейчас этот трюк сильнее завуалирован. Некоторые банки предлагают кредиты под 6% годовых, но с обязательной покупкой страховки. Ее покупка аналогична процентам вперед и при пересчете процентная ставка доходит до 15%.

Недовольство Раскольникова вызывает и низкая залоговая стоимость часов. Он просит четыре рубля, а получает полтора. Он, очевидно, понимает, что залоговая стоимость должна быть ниже рыночной, так что, скорее всего, часы стоили не меньше шести. Да и студент говорил, что старуха дает вчетверо меньше, чем стоит вещь.

Еще про залог:  Кредиты под залог доли в квартире в Орехово-Зуево: 25 банков, где можно взять кредит в залог части недвижимости

В финансах есть понятие LTV — loan to value — отношение суммы кредита к стоимости залога. У Алены Ивановны LTV не выше 25%, что делает ее бизнес безрисковым с экономической точки зрения (удар топором — риск, но другого типа; Морденко тоже подвергается такому риску: его убийство планируется, но предотвращается полицией). На фоне такого низкого LTV процентная ставка кажется еще более завышенной. Условия Алены Ивановны между тем чуть хуже рыночных: «под залог вещи, стоящей пятьдесят рублей, дадут вам пятнадцать, много двадцать», уверяет Крестовский, то есть ссужают обычно сумму, равную 30–40% стоимости залога.

Бизнес Алены Ивановны гораздо рентабельнее, чем кредитование под проценты. В современном мире кредитование регулируется. Современные банки, реализуя залоги, должны отдать разницу между суммой, за которую продан залог, и размером остатка по кредиту заемщику. Кредитные фонды, если они хотят этого избежать, оформляют сделки кредитования под залог как сделки репо, то есть сделки продажи актива с правом обратного выкупа. Обычно они рады дефолтам — те повышают маржинальность бизнеса. Процентщица у Достоевского по сути открывала сделки типа репо, и доходность ее операций за счет реализации залогов была сильно больше 237%.

Мне не кажется логичным прибегать к продаже заложенного часто: иначе к тебе перестанут ходить. Однако тот же студент утверждает, что таки прибегала: «стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь». В «Петербургских трущобах» та же картина: в гроссбухе ростовщика указывается не только день, но час и даже минута сделки, и ростовщик отказывает в праве выкупить залог, даже если клиент опаздывает на одну (!) минуту (права при этом при сдаче вещи в заклад разъясняются), и уж точно никогда не пойдет навстречу тому, кто опоздал на день, даже если вещь еще не реализована.

Почему же условия кредитования были такими безжалостными? Во-первых, их размер может объясняться превышением спроса над предложением.

Если говорить о предложении подобного кредита, то во времена действия романа — а это лето 1865 года — конкуренция в сегменте кредитования бедных под залог недорогих вещей была ограничена в том смысле, что в ней не участвовали окологосударственные юрлица, располагавшие большим капиталом и кредитовавшие под низкие ставки. Если речь не шла о закладе дворянского имения или дома, получить кредит под низкие проценты можно было только под залог золота, серебра и драгоценных камней (а до отмены крепостного права и под залог «населения поместья», то есть крепостных крестьян), а такого имущества у Раскольникова не было.

Первые ссудные кассы, кредитовавшие простой люд, были созданы лишь в 1879 году, а первый классический ломбард открылся в 1888-м, и не в Петербурге, а в Вологде. (Хотя Крестовский и упоминает в романе «ломбард»: Морденко советует княжне Чечевинской нести цепочку в ломбард, где за нее могут дать 75 рублей.) Рядовым жителям Петербурга приходилось обращаться к частным ростовщикам, которых, впрочем, было довольно много — литературоведы, исследовавшие творчество Достоевского, определили это по числу соответствующих объявлений в газетах.

Полагаю, рост верхнего порога ставки был связан с ростом спроса на услуги ростовщиков со стороны жителей Санкт-Петербурга нижних социальных слоев. После отмены крепостного права возникло отходничество — уход крестьян на заработки в город. Рост числа отходников с 1850 по 1875 год оценивается в 40% (с 5 до 8 млн человек). Это вызвало резкий рост населения столицы, куда отходники направлялись в первую очередь: ее население увеличилось с 497 тысяч в 1858-м до 667 тысяч в 1869 году. Это обусловило и рост стоимости жилья, строительство которого не поспевало за приростом населения.

Второй фактор обнищания населения — общеэкономический кризис, который поразил Россию. Он начался в конце 1850-х, первым толчком послужила трансмиссия мирового кризиса 1857 года. Среди причин также называют поражение России в Крымской войне и отказ Александра II от протекционизма во внешней торговле. Падали переработка хлопка, выплавка чугуна, и даже не росла урожайность в сельском хозяйстве. Золото при этом активно утекало за границу. 1865-й — это седьмой кризисный год. (Оживление наметится только в конце 1860-х.) Итак, все больше людей в Санкт-Петербурге нуждались в кредите.

Есть и второй фактор, влияющий на стоимость кредита, — социальные издержки заимодавца: несмотря на то что Алена Ивановна действовала, по всей видимости, легально, она не была уважаемым членом общества. Отношение к ростовщикам испокон веков было негативным. Купец В.П. Рябушинский в «Судьбах русского хозяина», написанных много позже, утверждает, что внизу купеческой иерархии стоял человек, который давал деньги в рост, даже если проценты он брал самые скромные. О таких людях «за глаза пренебрежительно говорили “процентщики”». Из романа Крестовского понятно, что слово «процентщик» имеет исключительно негативные коннотации: «Вот и делай людям добро! вот и одолжай их!.. Сами же нечестно с тобою поступят, а потом мытарем да лихоимцем, процентщиком обзывают!..» — сетует Морденко. В повести «Кроткая» Достоевского 1876 года, где кроткой названа жена ростовщика, герой после ее смерти мучается вопросом, уважала ли она его. И приходит к выводу, что не только не уважала, но и презирала — «безвозвратно, навеки».

То, что бизнес их антигуманный, понимают и сами ростовщики. Морденко в открытую говорит о себе, что он думал «скоротать жизнь человеком-с» (то есть сам он ростовщика человеком не считает), а из него «волка хищного сделали» и ему нелегко было начинать «пить кровь своего ближнего».

Наверное, общество должно что-то платить за то, что считает ростовщика не уважаемым человеком, причем независимо от того, насколько он порядочен и насколько «моральны» его ставки. Не всякий готов заниматься делом, считающимся грязным, а те, кто готов, делают это ради дополнительной прибыли. Впрочем, здесь просматривается проблема курицы и яйца: и у Достоевского, и у Крестовского ростовщики никаких других чувств, кроме омерзения, не могут вызвать. Особенно Морденко, который дает взаймы собственному несовершеннолетнему сыну исключительно под заклад и всего два рубля, когда вещь стоит 50.

Итак, по фактически безрисковому для нее кредиту старуха «зарядила» Раскольникову максимальную ставку, залог оценила низко, при просрочке выкупа навстречу клиенту, скорее всего, не пойдет, продаст дорогую для него вещь, и он потеряет не только деньги (разницу между рыночной стоимостью залога и залоговой стоимостью), но и память об отце и сестре. И все это в одном флаконе. В глазах Раскольникова она, несомненно, зло: это изначально неуважаемый член общества, при этом жестко и без снисхождения ведущий свои дела, а еще не по-доброму относящийся и к родной сестре.

Мандат на убийство, который Раскольников выписал сам себе, его знаменитое «право имею» возникло по многим причинам. Однако окончательное решение герой принял, именно отдавая в заклад часы, то есть когда у него сложилась финансовая картина сделки с ростовщицей. Ведь неспроста он стал выяснять, будет ли старуха одна, когда он придет в следующий раз.

Вопрос 7 «дубровский» повесть а.с. пушкина

Как герой романа А. С. Пушкина «Дубровский» Андрей Гаврилович потерял Кистеневку?

  1. Имение было продано за долги
  2. Суд признал, что Дубровские владели Кистеневкой незаконно
  3. Господский дом сожгли недовольные крестьяне
  4. Был вынужден продать за гроши под дулом пистолета француза Дефоржа

Ответ: Суд признал, что Дубровские владели Кистеневкой незаконно

Троекуров поручает Шабашкину отобрать у Дубровского Кистеневку за щедрое вознаграждение. Шабашкин начинает тяжбу. На суд является и Кирила Петрович. Селение Кистеневка, по его заявлению, было приобретено отцом Троекурова, о чем свидетельствует купчая.

Кирила Петрович требует, чтобы ему вернули деревню. Согласно заявлению Дубровского, Кистеневка была куплена его отцом у отца Троекурова еще 70 лет назад, но купчая сгорела во время пожара. Есть только доверенность на оформление покупки и множество свидетелей, что селение давно находится во владении его семьи. Но суд выносит постановление, что доверенность давно утратила силу, и Кистеневка теперь принадлежит Троекурову.

День убийства

«Преступник всегда возвращается на место преступления» — с подобными мыслями Раскольников приступал к замыслу убить; он с самого начала считал себя лучше и умнее остальных, мол, он-то точно не «попадётся» и сделает всё чисто. Родион тщательно продумывал своё преступление и днём и ночью.

Нельзя сказать, что герой равнодушно относился к убийству и проводил свою подготовку бесчувственно и хладнокровно. Он боялся, его разрывало на части от неопределённости, от страха: перед жертвой, перед законом и, конечно, перед самим собой и своими убеждениями; он боялся, что не сможет оправдать собственных ожиданий, что он та самая никчёмная «вошь» якобы недостойная жизни.

Сколько бы Родион ни старался оттягивать этот момент, ему, так или иначе, пришлось бы убить, так как он бы себе не простил такую «трусость». И вот, в 7 главе первой части романа Раскольников убивает старуху-процентщицу.

Идеи родиона

Сама теория направлена на выявление в обществе якобы слабых и сильных людей, а Раскольников стремится доказать себе, что он относится ко вторым. Вся его идея заключается в том, что человечество делится на два лагеря: на «тварей дрожащих» и «право имеющих».

Первые якобы живут без смысла и нужны как какое-то «топливо» для вторых, которые будто бы важнее остальных. В реальности это не так, и Достоевский доказывает это примером главного героя, который спустя время и испытания смог разубедиться в своих заблуждениях.

То, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы, лучшим образом демонстрирует, на что способны спровоцировать человека заблуждения его разума. Родион был готов совершать страшнейшие поступки ради теории и собственного эгоизма:

  • Герой принёс бабку и её сестру, как он считал, «в жертву» во благо чужого счастья, хотя на самом деле сделал это исключительно для себя самого.
  • Никакого альтруизма в теории Раскольникова нет, им двигало только желание «оправдать» себя и причислить к «право имеющим», к таким, как его кумир Наполеон.
  • Теория с самого начала неверна, так как люди не могут делиться на «тех, кого убивают» и «тех, кто убивает». Часть самого героя старается разубедить его в верности теории, большую роль в этом играют сны Родиона.
  • Человеческая жизнь ценна абсолютно одинаково, и совершенно не имеет значения, хороший человек или плохой, он, так же, как и все, имеет право на жизнь, и никто не может её у него забирать.

Избегнуть соблазна дьявольского

Так, включая реальные обязательства по делам брата и непроверенные долги, которые Ф. М. Достоевский брал на себя по первому обращению кредиторов, всего известный к тому времени писатель был должен огромную сумму — около 20 тыс. рублей, а с процентами — почти 25.

Еще про залог:  Сила и польза улыбки - улыбайтесь, господа! » Женский Мир

Среди держателей векселей i были как «профессиональные» дельцы (Гинтерштейн), так и люд, хорошо знакомый по «Преступлению и наказанию»: вдовы, процентщики, содержательницы квартир, отставные чиновники. Положение Ф. М. Достоевского было отчаянным. Он ищет издателя, у которого можно взять денег в долг под залог намечаемого издания своего собрания сочинений. Достоевский вынужден сходу согласиться на предложение одного из издателей — Ф. Т. Стелловского.

CRMu0rxwMDw.jpg

Летом 1865 года Достоевский подписывает с ним контракт, условия которого сводились к следующему: за 3 тыс. рублей писатель уступает ему право на издание своего собрания сочинений в трех томах, и в счет этих же денег обязуется представить новый роман к 1 ноября 1866 года. В случае просрочки по обязательствам писатель должен был выплатить неустойку. А если бы новый роман не появился и к 1 декабря 1866 года, Достоевский на девять лет уступал права на издание своих сочинений в пользу Стелловского

i

. Условия кабальные, к тому же Достоевский уже начал работу над «Преступлением и наказанием».

В контексте темы ростовщичества интерес представляет поведение Стелловского, сознательно решившего закабалить писателя. Из воспоминаний А. Г. Достоевской следует, что издатель скупил у заимодавцев Демиса и Гаврилова за бесценок векселя Достоевского (бессрочные, до востребования, которые можно предъявить к оплате в любое время) и через подставных лиц требовал их к погашению, угрожая долговой тюрьмой. К концу оговоренного срока Стелловский (по выражению Достоевского, «спекулянт» и «плохой человек») уже слышать не хочет о неустойке или переносе на несколько месяцев срока сдачи романа.

И тогда Достоевский, по его выражению из письма Анне Корвин-Круковской, решает «сделать небывалую и эксцентрическую вещь: написать в 4 месяца 30 печатных листов, в двух разных романах, из которых один буду писать утром, а другой вечером». Он успевает в срок закончить роман «Игрок», выполнив тем самым условия контракта со Стелловским. И почти заканчивает работу над «Преступлением и наказанием».

Однако в день сдачи романа Стелловский оказывается в отъезде, а сотрудники издательства наотрез отказываются принять рукопись. Достоевский с трудом отправляет рукопись из квартальной конторы, не забыв взять расписку с квартального надзирателя.

Поведение Стелловского возмутительно, однако, вполне объяснимо — из его рук уплывали огромные барыши. i Через полгода в письме к А. Сусловой Достоевский называет сумму гонорара за два издания одного только романа «Преступление и наказание» (первое — в «Русском вестнике», второе издание — отдельное): 14 тыс. рублей.

По оценке самого Достоевского, право на издание собрания сочинений, уступленное Стелловскому за три тысячи рублей, в «нормальных» условиях могло стоить не меньше шести тысяч, и это похоже на правду. По меньшей мере три тысячи рублей издатель выиграл только на сумме гонорара, но уже понятно, что титанический труд Достоевского по выполнению другого, ключевого условия контракта, сорвал план Стелловского и увел у него из-под носа десятки тысяч рублей, которые можно было заработать только за первые год или два.

В воспоминаниях А. Г. Достоевской фигурируют фамилии и других русских литераторов, оказавшихся на крючке у издателя Стелловского: Писемского, Глинки, Крестовского.

Спустя семь-восемь лет, благодаря умелой финансовой и издательской деятельности его супруги, великий писатель практически «очистился» от долгов, бывших проклятием его жизни, и обрел долгожданную финансовую стабильность.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Анна Погудко в романе Тихий Дон образ и характеристика
    В известном романе Шолохова «Тихий дон» женщины-казачки – это те люди, которые никак не обращают внимание на политические страсти. В романе присутствует образ женщины-революционерки Анны Погудко.
  • Анализ рассказа Чехова Размазня сочинение
    Образ «маленького человека» нашел отражение в рассказе А.П. Чехова «Размазня». В самом начале складывается впечатление, будто размазней является главный герой рассказа: хозяин дома, отец двоих детей, так как он вычитает деньги
  • Характеристика и образ Николая Алексеевича в рассказе Тёмные аллеи Бунина
    Это рассказ о неожиданной встрече главного героя со своей бывшей возлюбленной, с которой не виделся тридцать лет.
  • Наташа Ростова – самая эмоциональная, открытая и искренняя героиня романа «Война и мир». Именно в описании Л. Н. Толстым ее первого бала раскрывается ее характер. Сидя в карете, ехавшей на бал, Наташа очень волновалась,

Старуха-процентщица Алена Ивановна является второстепенной героиней романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Именно ее решает убить Раскольников, чтобы доказать правильность своей теории. Убийство этого персонажа разделило жизнь Раскольникова на до и после. Так что же за персонаж Алена Ивановна, и как повлияла на судьбу главного героя эта мерзкая бабка?

Образ алены ивановны

В произведении Алена Ивановна представлена вредной старушонкой, выдающей деньги под большой процент, тем самым наживаясь на других людях. По теории Раскольникова, в которой люди делятся на обычных и необычных, процентщица не представляет никакой ценности для общества, следовательно ею можно пожертвовать в благих целях.

Алена Ивановна – алчная, недалекая женщина. Кроме того у старухи мерзкий характер, она имеет богатства, но при этом не собирается делиться ими со своей младшей больной сестрой Лизаветой. По завещанию, которое она составила, сестре достается очень мало, а все нажитые богатства завещаны в монастырь на помин ее души.

Эта злая старушонка со скверным характером редко выходит из дома. Она никому не доверяет и никого не любит: «…с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет….»

Подтяните знания с репетитором за лето | тест по литературе (10 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

                    ТЕСТ ПО СОДЕРЖАНИЮ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

1. В каком из отрывков описана комната Раскольникова?

А) «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, …имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими обоями… Было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу… и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты».

Б) «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной… Всё было разбросано в беспорядке… Через задний угол была протянута дырявая простыня. В самой же комнате было всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый».

В) «Комната походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника,.. В углу, направо, находилась кровать, подле неё, ближе к двери, стул… У самых дверей… стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетёных стула… Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам».

2. Найдите портрет Раскольникова.

А) «Это был господин… чопорный и осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией».

Б) «Худосочный и золотушный человек,  малого роста, до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет».

В) «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

3. Что отнёс Раскольников старухе-процентщице в залог, когда ходил на «пробу»?

А) Колечко, подаренное Дуней;

Б) серебряные часы на цепочке;

В) серебряную папиросочницу.

4. Как ударил Раскольников старуху?

А) Лезвием топора;

Б) обухом топора.

5. Куда убийца дел награбленное?

А) Подкинул к глухому деревянному забору;

Б) схоронил в углублении под камнем;

В) выбросил в Неву.

6. «Я себя убил, а не старушонку!.. А старушонку эту … убил, а не я». Вставьте слово, употреблённое Раскольниковым:

А) Свидригайлов;

Б) чёрт;

В) Миколка

Г) случай.

7. «Свобода! Свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, наваждения». Эта мысль возникает у Раскольникова:

А) после первого сна о забитой кляче;

Б) после четвёртого сна о «трихинах».

8. Что заставило Раскольникова сделать явку с повинной?

А) Множество неопровержимых улик против него;

Б) раскаяние в содеянном;

В) невозможность жить, на каждом шагу притворяясь.

9. Что мучило Раскольникова на каторге пуще всего?

А) Ужасы каторжной жизни;

Б) ненависть к нему каторжников;

В) стыд за то, что должен смириться с «приговором слепой судьбы».

10. Кто из героев считал, что Раскольников и он- «одного поля ягоды»?

А) Свидригайлов;

Б) Лужин;

В) Разумихин;

Г) Мармеладов.

11. Какую библейскую легенду читала Соня Раскольникову?

А) О возвращении блудного сына;

Б) о воскресении Лазаря;

В) о бедном самаритянине.

12. Найдите портрет Сони.

А) «Девушка очень молоденькая, простоволосая, без зонтика и перчаток. На ней было шёлковое, из лёгкой материи платьице, едва застёгнутое, и сзади, у талии, в самом начале юбки, разорванное».

Б) «Волосы у неё были тёмно-русые, глаза почти  чёрные, сверкающие, гордые. Перчатки на ней были не только заношенные, но даже изодранные».

В) «Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, почти похожая на девочку, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка».

13. «Он плакал и обнимал её колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо её помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него». Это описание из сцены признания Раскольникова:

А) в убийстве;

Б) в любви.

14. «Сон это продолжается или нет,- думал он и чуть-чуть, неприметно опять приподнял ресницы поглядеть: незнакомый стоял на том же месте и продолжал в него вглядываться». Кто этот «незнакомый»?

А) Лужин;

Б) Порфирий Петрович;

В) Свидригайлов.

15. «Ей три дороги: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце». Так думал Раскольников:

А) о Дуне;

Б) о Сонечке;

В) о Катерине Ивановне;

Г) о Поленьке

16. Кто из героев «из последних средств своих помогал своему бедному и чахоточному товарищу и почти содержал его в продолжение года»?

А) Раскольников;

Б) Разумихин;

В) Зосимов.

17. Кому дана характеристика: «Угрюм, мрачен, надменен и горд… Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце»?

А) Разумихину;

Б) Раскольникову;

В) Порфирию Петровичу;

Г) Свидригайлову.

18. Кто из героев живёт по принципу «возлюби, прежде всех, самого себя, ибо всё на свете на личном интересе основано»?

А) Лужин;

Б) Свидригайлов;

В) Лебезятников.

19. Кто из героев был раздавлен на улице лошадьми?

А) Катерина Ивановна;

Еще про залог:  Кредиты под залог недвижимости в Жуковском от 20% до 70% годовых – деньги в банке под квартиру, дом, имущество

Б) Мармеладов;

В) Свидригайлов.

20. Кто из героев помог поместить детей Катерины Ивановны в сиротское заведение?

А) Раскольников;

Б) Дуня;

В) Лужин;

Г) Свидригайлов.

21. Какой чин имел Мармеладов?

А) Коллежский регистратор;

Б) коллежский асессор; В) титулярный советник.

22. Какой отрывок характеризует Катерину Ивановну?

А) «В благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе»;

Б) «она хлеб чёрный один будет есть да водой запивать, а уж душу свою не продаст, а уж нравственную свободу свою не отдаст за комфорт».

КЛЮЧИ.

1-1;   2-3;   3-2;   4-2;   5-2;   6-2;   7-1;   8-3;   9-3;   10-1;   11-2;   12-3;   13-2;   14-3;   15-2;   16-1;   17-2;   18-1;   19-2;   20-4;   21-3;   22-1.

Портрет персонажа

Алёной Ивановной звали героиню произведения «Преступление и наказание». Она была вдовой чиновника и ростовщицей, которая получала огромную сумму, отдавая простым людям деньги под неимоверный процент. Это была крошечная сухая старушонка возраста около шестидесяти лет, большое количество морщин прятали её и так маленькие глаза, а на голове красовались редкие светлые волосы.

Из цитат книги можно понять, что одевалась она не в одежду, а в настоящие лохмотья. На шее у неё всегда было какое-то фланелевое тряпьё, а на плечи даже в самую жаркую погоду была накинута уже пожелтевшая со временем меховая кацавейка. Комната, где жила процентщица, обставлена старой мебелью, а на обоях красовались пожелтевшие обои. Хоть у старухи и было много денег, но по внешнему виду этого было невозможно понять.

Алёна Ивановна всем своим внешним видом и поведением вызывала у людей неприязнь. Старуха была очень жадная до денег и с окружающими была только в потребительских отношениях.

Её интересовало только своё материальное положение, а не общение с человеком и какие-то другие интересы в жизни. Именно это и подтолкнуло Раскольникова на убийство.

Раскольников и соня мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников.

Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Раскольников убивает старуху-процентщицу

4.3

(14)

Раскольников берет топор

Крадучись спустившись по лестнице, бывший студент взял из дворницкой топор и укрепил его в петле. Он следовал по улице не спеша, чтобы не вызвать подозрений.

Где-то часы пробили половину восьмого. Время бежало поразительно быстро. Раскольников шел, как на казнь. На лестнице старухиного дома ему посчастливилось незамеченным пройти мимо маляров, которые работали в квартире на втором этаже, распахнув входную дверь.

Роскольников уже в квартире старухи

Раскольников почти силой заставил недоверчивую Алену Ивановну впустить его в квартиру и, сказав, что принес обещанную папиросочницу, подал ей сверток. Стараясь развязать узлы, она отвернулась к окну.

Раскольников ударил топором старуху. Убил.

Он расстегнул пальто, высвободил топор и, чувствуя слабость в руках, ударил ее обухом по голове. Старуха вскрикнула, но очень слабо. Тогда он изо всей силы упарил ее еще два раза. Кровь хлынула, и тело повалилось навзничь.

Родион, стараясь не запачкаться кровью, вытащил из старухиного кармана связку ключей и побежал в спальню. Когда он судорожно подбирал ключ к комоду. Возникло желание все бросить и уйти, но было поздно. Вдруг ему показалось, что процентщица еще жива. Он бросился к ней, схватил топор, замахнулся, но та была действительно мертва.

Он возился с ключами, но те не подходили. Наконец удалось открыть сундук, где среди старухиной одежды лежали золотые вещи. Раскольников стал набивать ими карманы, но вдруг услышал. что в соседней комнате кто-то ходит. Он схватил топор и вышел из спальни.

Раскольников убил также Лизавету — случайного свидетеля.

В комнате стояла Лизавета с узлом в руках. Увидев страшного незнакомца, она задрожала и стала отодвигаться в угол. Он бросился на нее, а несчастная даже руки не подняла, чтобы защититься. Родион ударил ее по черепу острием и сразу разрубил всю верхнюю часть лба почти до темени.

Одумавшись, он увидел, что руки его — в крови. На кухне он вымыл руки и топор в стоявшем там ведре с водой и вытер их о белье, сушившееся на веревках. Осмотрев свою одежду. он ничего не заметил на ней, только на сапогах были пятна. Сообразив, что надо бежать, он вышел в прихожую и только сейчас заметил, что дверь в квартиру приоткрыта.

Раскольников скрылся с места преступления

Он долго стоял у двери и прислушивался. На лестнице раздались шаги. Раскольников вложил топор в петлю и, притворив дверь в квартиру, неслышно закрыл ее на запор. Незваный гость, тяжело отдышавшись («Толстый и большой, должно быть», — пронеслось в голове у Родиона), позвонил несколько раз, потом начал дергать дверь.

У убийцы кружилась голова, он чуть не упал, но опомнился. Человек, решив, что хозяйки заснули, продолжал звонить и дергать дверную ручку. Подошел еще один, судя по голосу — молодой человек. Мужчины решили, что если дверь заперта изнутри и хозяйки не открывают, значит, с ними что-то случилось.

Родион осторожно снял запор и стал спускаться по лестнице. Вдруг послышались голоса и шаги. Раскольников успел прошмыгнуть в раскрытую дверь квартиры, из которой маляры уже куда-то ушли. Выждав, пока люди поднялись наверх, он побежал вниз. Мало что соображая, он уже поднимался к себе в каморку, как внезапно вспомнил, что не занес топор в дворницкую. Сделав это, он никем не замеченный, вернулся к себе и без сил упал на диван.

4.3 / 5. 14

Смысл убийства ростовщицы

Анализируя, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать, что он — не обычный преступник. Убийство процентщицы он совершает под влиянием созданной им же философии. То есть голод и нищета — не главные причины преступления Раскольникова. После совершения убийства он сам своими словами подтверждает этот вывод, говоря о том, что если бы зарезал только из-за чувства голода, то и счастлив был бы от этого.

Однако главный герой размышляет о причинах существовавшей несправедливости и неравенства. Он приходит к выводу о том, что имеет место достаточно резкое отличие двух категорий людей. И пока одни покорно и молчаливо подчиняются всему тому, что им преподносит жизнь, другие — немногие — «необыкновенные» — являют собой подлинный двигатель человеческой истории.

Последние при этом достаточно дерзко и вольно могут нарушать моральные устои, общепринятые нормы, не останавливаясь перед законом, чтобы показать человечеству другой путь. Современники ненавидят таких людей, но потомки принимают за героев. Раскольников очень тщательно обдумал всю эту идею и даже изложил свою мысль за год до убийства в газетной статье.

Смысл эпилога в романе «преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним.

Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

Сочинение 2

Роман «Преступление и наказание» написан русским писателем Федором Михайловичем Достоевским в девятнадцатом веке. Главным героем романа является студент, проживающий в городе Петербург, по имени Родион Романович Раскольников. В ходе развития сюжета произведения главный действующий герой совершает преступление: убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны.

Раскольников жил в Питере и был достаточно беден для студента, поэтому вынужден снимать убогую комнатку и брать для этого деньги у старой процентщицы. Алена Ивановна, следовало б заметить, была мало того, что женщиной не самой приятной наружности, но при этом жадной скрягой. Она не за что не желала ждать и постоянно требовала что-то от нищенствующего студента.

Однажды, сидя в кафе, герой вслушался в разговор двух студентов, которые говорили плохо про эту самую Алену Ивановну. У одного из них из уст проскользнула фраза, что если бы ее не стало, то лучше жилось бы ста людям, если не больше. Тогда Родион Раскольников задумался об этом, придав большое значение организации правильного убийства старухи – избавления мира от вши или «твари».

У Раскольникова была теория, действенность которой он хотел проверить. Может ли так называемый «сверхчеловек» лишать жизни вшей, которые, по его мнению, не достойны существовать и поганить это общество. Он надеялся, что, уничтожив старуху, убьет двух зайцев сразу: и не надо возвращать будет деньги, взятые под процент, и проверит свою теорию.

По теории Раскольникова человек, убирающий ненужных и вредных для общества людей, совершая свои «благие дела» не должен колебаться после этого процесса. Раскольников хотел проверить, не является ли он «тварью дрожащей». Получилось все не совсем так, как того желал герой.

Убил. И сразу после этого начались проблемы с психическим здоровьем. Постоянные обмороки, трясучки, нездоровый цвет лица даже и не думал покидать Родиона. Таким образом, Достоевский показывает читателю, что Раскольников не Сверхчеловек. Но герой был упрямым и поэтому до конца остался верен себе, что совершил правильный поступок, на благо всего общества, убрав, как биологический мусор, старуху-процентщицу.

Оцените статью
Залог недвижимости