Здоровьесберегающее образование: проблемы и пути решения (из опыта работы) | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Здоровьесберегающее образование: проблемы и пути решения (из опыта работы) | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов Залог недвижимости

Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения

В сборнике представлены статьи специалистов из разных регионов России и зарубежных ученых, отражающие психолого-педагогические, социально-медицинские, экологические аспекты здоровья человека на современном этапе, отражена роль здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья; вопросы тьюторского сопровождения здоровьесбережения и формирования готовности педагогов к оздоровительной работе в образовательных учреждениях; опыт экологического образования и просвещения населения; физкультурно-оздоровительная деятельность образовательных организаций, формирование культуры природолюбия у подрастающего поколения, а также профилактика потребления психоактивных веществ и пропаганда здорового образа жизни.

Материалы будут интересны преподавателям высших и средних специальных учебных за-ведений, общеобразовательных организаций, тьюторов, психологов и других специалистов си-стемы здравоохранения и образования.

Здоровьесберегающее образование. | статья на тему: | образовательная социальная сеть

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будут изменены многие условия, влияющие на здоровье.

Как известно, здоровье человека зависит на 50% — от образа жизни, на 25% — от состояния окружающей среды, на 15% — от наследственной программы, на 10% — от возможностей медицины. Соответственно, наибольшее значение придается факторам, связанным с образом жизни и окружающей средой, так как эти факторы риска поддаются коррекции, как на популяционном уровне, так и на индивидуальном.

Многочисленные исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2021 года», предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Местом формирования здоровья ребенка и представлений о здоровом образе жизни сегодня  является, к сожалению, не семья, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности школьников (по данным врачей-гигиенистов, уровень работоспособности у больных детей в 1,5 раза ниже по сравнению со здоровыми).

Каждое образовательное учреждение призвано не только обеспечивать учебный процесс, но и содействовать нормальному развитию обучающихся и сохранению их здоровья. Это четко оговорено и в ст.51 Закона РФ «Об образовании».

Наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Еще про залог:  Залог прав требования по договору банковского счета Акты, образцы, формы, договоры Консультант Плюс

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности — это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, — это:

5. Классификация здоровьесберегающих технологий.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

        По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;
коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-
гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью
(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии
организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и
коррекции        девиантного   поведения);    психологические    (технологии
 профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики       заболеваний, коррекции      и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

В школе ребёнок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. Именно эти факторы и побудили педколлектив нашей школы взяться за изучение проблемы сохранения здоровья ребёнка в период обучения.

Основная цель работы педагогического коллектива заключается в создании здоровьесберегающего образовательного пространства, где используются педагогические технологии, которые не наносят ущерба здоровью ребёнка, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, развивают навыки культуры здоровья.

Поставленная цель достигается через решение следующих задач. Они представлены на слайде.

Для решения этих задач работа школы выстраивается по следующим направлениям:

Еще про залог:  Кредит под залог коммерческой недвижимости от банков в Ижевске: условия, ставки на 2021 год

— учебный режим;

— формирование здорового образа жизни;

— физкультурно-оздоровительные мероприятия;

— профилактическая работа;

— питание и медицинское обеспечение.

Мы считаем, что если ребёнок с радостью идёт утром в школу, если ему комфортно на уроке, если от общения с педагогом он получает удовольствие, то это помогает сохранить психическое здоровье ученика и педагога тоже!

Поэтому, внедрение здоровьесберегающих технологии в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья обучающихся.

Предложение:

  1. Продолжить работу по формированию у учащихся навыков гигиены.
  2. Регулировать совместно с учебной частью нагрузку для учащихся, следить за объемом домашних заданий, знать психофизическое состояние учащихся, эмоциональный фон семей, предупреждать возможность негативного влияния учебного процесса на здоровье ученика.
  3. Проводить диагностику, профилактику и коррекцию физического и психического здоровья участников образовательного процесса.
  4. Усилить работу по профилактике случаев травматизма в учебно-воспитательном процессе и на бытовом уровне.
  5. Совершенствовать работу, направленную на улучшение питания детей, сбалансировать питание по химическому составу и калорийности.
  6. Продолжить лечение учащихся в санаториях области.

Решили:

Литература

  1. Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.
  2. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. — № 11. С. 75.
  3. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. — № 11. С. 78.
  4. Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. — № 10. С. 86.
  5. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.
  6. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.
  7. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.
  8. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
  9. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105.
  10. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.
  11. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.
  12. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий  в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. — М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. — (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
  13. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.
  14. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
  15. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей  стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.
  16. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
  17. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья//Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.
  18. Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования Нижегородской области/ Министерство образования и науки Нижегородской области. — Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-214с.
  19. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.
  20. Здоровьесберегающее образование: теорет. и приклад. аспекты: сб. ст./ Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. — Пермь: Кн. мир; Звезда,2002.-205с.
  21. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.-С.25-28.
  22. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.
  23. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.
  24. Лобанова Е.А. Здровьесберегающие технологии на уроке музыки//Образование в современной школе.-2005.-№9.-С.44-57.
  25. Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко В.В. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея//Школьные технологии.-2004.-№1.-С.76-84.
  26. Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского района// Валеология.-2004.-№4.-С.11-116.
  27. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
  28. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната//Методист.-2005.-№2.-С.45-49.
  29. Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.43-45.
  30. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
  31. Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: сб. статей и научно-методических разработок/ Под ред.  Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО,2005.-236с.- (Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып.2).
  32. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.
  33. Поляков С. Не ходите, дети, в школу…: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение.-2004.-№1.-С.2-7.
  34. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.
  35. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
  36. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. — М.АРКТИ,2003.-270с.
  37. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38.
  38. Степанова М., Александрова И., Седова А. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов//Директор школы.-2004.-№4.-С.87-91.
  39. Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33.
  40. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.
  41. Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании (на примере проекта «Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии как средство развития предпосылок к саморегуляции психических состояний у детей 4-9 лет» «Психологическое здоровье учащихся в условиях модернизации образования»)/А.В.Шувалов.- М.:АПКиПРО,2004.-36с.
  42. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-№4.-С.61-65.
  43. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика.-2005.-№3.-C.42-46.
  44. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. — М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с.
  45. Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.
  46. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия «Педагогические советы»).
Еще про залог:  "Гражданский кодекс Российской Федерации: Залог. Перемена лиц в обязательстве. Постатейный комментарий к § 3 главы 23 и главе 24" (под ред. П.В. Крашенинникова) ("Статут", 2014) - КонсультантПлюс

Электронные ресурсы

  1. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //http://health.best-host.ru.-Саратов,2003
  2. Биология: http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm 
  3. Биология, обучающая энциклопедия: http://www.informika.ru/text/database/biology/ 
  4. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru 
  5. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml
  6. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm
  7. Применение здоровьесберегающих технологий в школе №1317 г.Москвы: http://www.specialschool.ru/health/
Оцените статью
Добавить комментарий