ЦИК утвердил текст бюллетеня для голосования по партийным спискам на выборах в Госдуму — Политика — ТАСС

ЦИК утвердил текст бюллетеня для голосования по партийным спискам на выборах в Госдуму -  Политика - ТАСС Залог недвижимости

«основная задача новых партийных проектов — не дать кпрф и лдпр дополнительные голоса недовольных избирателей»

— В конце прошлого года ИСЭПИ (на тот момент Александр Пожалов занимался политическими исследованиями в фонде ИСЭПИ —прим. ред.) выпустил доклад, согласно которому шансов у малых и несистемных партий на попадание в Думу практически нет.

Однако в 2020-м было запущено несколько новых партпроектов — партия «Новые люди» Алексея Нечаева, «За правду» Захара Прилепина, «Зеленая альтернатива» Руслана Хвостова, «Партия прямой демократии» Вячеслава Макарова. Изменит ли это ожидаемый расклад?

— Тот доклад показывал общую картину выборов по партспискам на региональном и муниципальном уровнях в 2021–2021 годах. Действительно, учитывая нисходящий тренд для власти, резкий рост антирейтинга «Единой России» и протестного голосования после пенсионной реформы, без изменений в партийной системе можно было ожидать трехпартийную Госдуму, где результат ЕР сократился бы до 40–45 процентов и заметно увеличилось представительство КПРФ и ЛДПР.

В последние два года коммунисты уже на треть улучшили свои результаты по партспискам по сравнению с выборами в Госдуму в 2021-м, а «жириновцы», которые традиционно сильнее проводят федеральные выборы, заметно прибавили даже на региональных кампаниях.

Для четвертой парламентской партии, «Справедливой России», отрицательный тренд тоже ощутим: мало новых ярких фигур (сходу вспоминается только депутат Госдумы Дмитрий Ионин), осталось совсем немного сильных регионалов (как, например, Олег Шеин или Валерий Гартунг), региональные отделения размываются. Даже без появления новых партий это вело к тому, что эсерам будет сложно зацепить 5 процентов на федеральных выборах.

Плюс в зоне вероятного госфинансирования (партии, которые получают 3 процента) в начале этого года находились самые успешные малые партии — «Партия пенсионеров» и «Коммунисты России», к которым перешла часть разочарованного электората власти и КПРФ. Там, где актуальна экологическая повестка, в прошлом году начал прибавлять бренд «Зеленые» (это старая партия, в 2020-м ее замещают «Зеленой альтернативой»).

Шансы эсеров и успешных малых партий, включая «Родину» и Партию Роста, на попадание в Думу без избирательных блоков были минимальны. Но отдельные их представители могли бы пройти по одномандатным округам, как в текущем созыве.

Это был инерционный сценарий выборов в Думу, с которым партийная система вступила в последний региональный цикл 2020 года. И, на мой взгляд, очень недальновидно, что власти не пошли на возвращение избирательных блоков. Такое оказалось бы полезно как раз и новичкам.

А то ведь получается, что в 2021-м у нас начнется очень большая конкуренция даже внутри малых партий, а не только между новыми и парламентскими. «Новым людям» станут мешать Партия Роста и «яблочники», «За Правду» вышла в ту нишу, где есть «Родина», даже «зеленых» брендов и спойлеров КПРФ с коммунистическим названием в бюллетене тоже будет по два.

«Новым людям» будут мешать «Партия роста» (на фото) и «яблочники»«Новым людям» будут мешать Партия Роста (на фото) и «яблочники»

— Но, согласно данным социологических исследований, сегодня растет запрос на новые политические силы, в том числе в регионах. Может, недавно созданные проекты как раз закроют данный запрос, разнообразя политическое поле?

— Думаю, что инерционные тренды и подвигли Кремль на оперативный запуск новых партийных проектов. Их основная задача пока — на нарастающей протестной волне не дать получить КПРФ и ЛДПР дополнительные, ситуативные голоса недовольных избирателей, размыть их потенциальный новый электорат. То есть голоса тех, кто выбирает не идеологию, а оппозиционную силу, «которая точно пройдет, чтобы голос не пропал».

Пока это не партии, а технологические проекты с большой медийной поддержкой от Кремля. Сентябрь как раз и покажет, выполнят ли новые проекты данные задачи в регионах и стоит ли на них делать ставку в 2021 году. Если да, тогда в них можно вкладываться дальше, попробовать завести их в Думу по спискам или как минимум выдвигать через них нужных властям одномандатников в сложных регионах — там, где бренд «Единой России» воспринимается избирателями особенно негативно.

Если же все новые партии в этом сентябре провалятся, несмотря на огромные вложения в их пиар, то они останутся просто спойлерами для более крупных и тогда власть будет делать ставку на максимизацию результатов ЕР по списку и округам и на трехпартийную Думу.

— А кто, по-вашему, ближе всего к успеху среди новых партпроектов?

— Из новых проектов пока наиболее электорально перспективными выглядят «Новые люди» и партия Захара Прилепина.

«Новые люди», как я понимаю данную задумку, нацелены на либеральный фланг (кроме ярых «западников»), молодежь и новых избирателей, в идеале это аналог «Гражданской платформы» при Михаиле Прохорове. Чтобы продемонстрировать свою состоятельность, им важно сейчас в нескольких подходящих регионах — например, Калужской и Новосибирской областях, крупных городах — выбить из Заксобраний эсеров, а также обыграть «Яблоко» в очном соперничестве в патриархально-консервативной Костромской области.

Однако сам Нечаев неизвестен, абсолютно не харизматичен по сравнению с тем же Прохоровым. И если партия Прохорова появилась, пусть и с задержкой, после его яркого личного электорального успеха, третьего места с нуля на президентских выборах, то «Новые люди» — это попытка создать партию сверху под административно назначенного лидера.

А ведь достаточно взыскательная публика, интересующаяся либеральными партиями, всегда чувствует фальшь. Тем более что ей недавно уже подсунули одноразовую конструкцию-обманку в виде Ксении Собчак как «кандидата против всех» на выборах президента, которая потом благополучно слилась из политики.

Партия Прилепина играет на лево-патриотическом и антиэлитном фланге. У него более понятная идеологическая ниша и бо́льшая личная узнаваемость на федеральном уровне, чем у Нечаева. Однако и конкурентное поле там гораздо более тесное — это и КПРФ, и антиэлитные популисты из ЛДПР, и «Родина», и малые партии с левой повесткой.

Общая проблема новичков в том, что при росте протестных настроений и недовольства властями для хорошего результата на федеральных выборах им надо быть не менее критичными, чем ЛДПР и КПРФ сейчас, открыто критиковать бюрократию и «Единую Россию» — чтобы им поверили.

Без критики, антикоррупционной повестки они останутся просто спойлерами и не смогут целиком перехватить протестное голосование. Это сработало бы до пенсионной реформы, но не на фоне кризиса, региональных протестов, неоднозначно воспринятых поправок к Конституции и жесткой риторики системной оппозиции.

«Призыв Зюганова голосовать против Конституции стал неприятным сюрпризом для Кремля и вместе с тем сигналом самим партийным активистам на местах и избирателям, что КПРФ — это реальная оппозиция»«Призыв Зюганова голосовать против поправок к Конституции стал неприятным сюрпризом для Кремля и вместе с тем сигналом самим партийным активистам на местах и избирателям, что КПРФ — это реальная оппозиция»

«лидеров для публичной политики невозможно подготовить через курсы, сверху»

— В нулевые лидеры выходили из молодежных движений, сейчас же активно используются конкурсы, бизнес-модели, кейсовые подходы к подготовке. Какой механизм считаете наиболее эффективным вы?

— Лучший механизм отбора потенциальных политических лидеров — политические кампании, выборы, последующая деятельность представителем людей. Для чего требуется в том числе быть гибким, лавировать и договариваться. Это первичный инструмент выявления потенциала людей как публичных политиков, с которыми потом можно работать и далее повышать их управленческие качества, обучать бюджетным премудростям и так далее.

Лидеров для публичной политики невозможно подготовить через курсы, сверху. Это отличный вариант подготовки менеджеров для разных сфер, но они необязательно смогут или захотят стать политиками. Не получится политиков по умолчанию и из руководителей-бюджетников.

Система же пока не готова открыть шлюзы: наоборот, такой путь появления лидеров снизу, через выборы, стараются минимизировать, что показали выборы в Мосгордуму. Участие в выборах и дальнейшее перенаправление внесистемных кандидатов в системное русло — наиболее действенный способ.

А в 2021-м в Москве сложилась обратная ситуация — даже умеренных политиков вытолкнули к несистемной оппозиции и объединили с Навальным в союз всех недовольных. Опасно повторять эту ошибку на выборах в Госдуму в протестных регионах, если мы не хотим появления технических, случайных депутатов в федеральном парламенте.

— В 2021 году началось падение рейтинга ЕР и Дмитрия Медведева. Однако многие эксперты считают, что пока партии хватит ресурса для удержания большинства в Думе. Но что дальше?

— В этом году в регионах власть оценивает, как сработает административная модель, когда новые губернаторы-технократы и не-политики, многие из которых были сначала чужими для региона и дистанцировались от партии, возглавляют партийные отделения и списки «Единой России» в заксобраниях.

Если это подействует в протестных регионах со сложным конгломератом элит — например, в таких крупных, как Челябинская и Новосибирская области, —  то, вероятно, на подобную модель сделают ставку и на выборах в Госдуму. Тогда в списках ЕР мы увидим множество губернаторов новой волны.

В данных условиях у новых кремлевских партий шансов на выборах в Госдуму по общефедеральному округу очень мало, ведь каждый губернатор будет отвечать за результат ЕР на своей территории, а крупные регионы «электоральной мобилизации» (нацреспублики, Кемеровская область)

Но новые проекты очень затратны, чтобы быть созданными только ради нескольких мандатов в округах. А с учетом накопленного с 2021 года антирейтинга ЕР ее прямая поддержка сейчас невыгодна для самого Путина. Так что тут будут важны и результаты выборов 13 сентября для ЕР, и динамика ее рейтингов к началу следующего года.

— Какие сценарии в зависимости от этого могут быть разыграны?

— В целом сейчас «Единая Россия» не так близка к Кремлю, как прежде. Там есть два подхода. Первый — попробовать обновить имидж ЕР и ее саму изнутри, уйти от имиджа партии бюрократии, очиститься от «конъюнктурщиков», как наказал им Путин на последнем партийном съезде. Тем самым возвратить отвернувшихся избирателей и привлечь молодежь.

Второй подход прагматичнее — пусть ЕР остается плюс-минус на тех уровнях, как сегодня, а этот запрос на новые лица, ранее не интересовавшихся политикой избирателей перенаправим в новую партию. Почему и появились «Новые люди» с явной административной и ресурсной поддержкой на федеральном уровне.

Для власти может быть и долгосрочная логика в том, чтобы разложить яйца по нескольким корзинам и не препятствовать проходу по партспискам тех же «Новых людей» как либерально-патриотичной силы. Реальная проблема и риск для ЕР, а заодно и всей политической системы — в Госдуме уже несколько созывов не представлена праволиберальная партия. И, после 2021 года в особенности, это бьет именно по ЕР.

Партия ориентирована на консервативных избирателей, опирающихся на власть, рассчитывающих на ее помощь, но ей постоянно приходится брать на себя ответственность за непопулярные либеральные инициативы экономического блока правительства и правых экономистов, вроде пенсионной реформы, за которую ЕР ответила на выборах сполна, хотя это была чуждая ей идея.

— По вашему мнению, «Единая Россия» справляется с задачей обновления? Следует ли партия власти советам Путина и способна ли вернуть утраченные позиции?

— Пока ЕР больше занята цементированием своих ядерных электоральных групп, которые обеспечивают ее общероссийский рейтинг на уровне 30–35 процентов. На выборах, так как туда не ходят многие недовольные, это дает более высокий результат. Их программные три кита сейчас — защита трудовых прав людей с учетом перехода на «дистанционку», восстановление высокой гарантированной доли в оплате труда бюджетников, программа газификации.

То есть это проекты для сельского населения, а там у ЕР наивысшая поддержка и высока явка; для бюджетников, которые к тому же являются опорой для ЕР в ходе агитации, но после пенсионной реформы и реформ социального сектора в их среде вырос негатив к партии; для тех, кто не может постоять за себя и нуждается в защите со стороны властной системы.

Кроме того, ЕР заявлялась концепция «сервисной партии», помогающей решать частные проблемы, по формату одного окна. Концепция странная, ведь такой сервис люди получают в МФЦ и системе госуслуг, а по мере развития данной системы надобность в «сервисном посреднике» отпадает.

Еще про залог:  Избирательный залог Википедия

Такие программные подходы позволяют ЕР укрепить ядерный электорат, повысить лояльность бюджетников. Но они не работают на привлечение новых электоральных групп и молодежи, именно на них нацелились те самые кремлевские новые партии. Голосовать за ЕР сейчас немодно из-за имиджа бюрократической несовременной структуры.

— Сейчас много говорят об углублении интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Как считают многие эксперты, это может оказаться очередным обнулением с перезагрузкой и, возможно, снимет накопившийся негатив, если власть действительно предпримет такие шаги. Что вы думаете об этом?

— Допускаю, что у власти существует соблазн использовать тему интеграции с Беларусью, чтобы попытаться вернуть общество на волну патриотического подъема, национальной гордости от политики «собирания земель». Но не думаю, что это даст такой долгосрочный рейтинговый эффект во всех социальных группах, как в свое время возвращение Крыма.

После 2021 года изменился общественный запрос: люди в массе своей одобряли внешнюю политику Владимира Путина, но на таком фоне хотят столь же эффективной работы и особого внимания к внутрироссийским проблемам. У нас и так пять лет подряд падали реальные доходы населения, а с учетом нынешнего кризиса социально-экономическая повестка стала еще актуальнее.

Люди понимают, что смещение внимания власти на внешний фокус, на интеграцию с соседями отдалит решение проблем в регионах — условного Хабаровска, Шиеса или Куштау, — не повысит зарплаты и не создаст рабочие места. И в голосовании за Конституцию в лидерах по одобрению шли поправки про пенсии, медицину, зарплаты, экологию, национализацию элит.

Людмила Сергеева

«от кампании 2021-го жду возрождения конфликта «центр – регионы» в новой интерпретации»

— В начале года ходило много слухов и гипотез относительно сценария перезагрузки всей системы. И в итоге по факту была принята новая Конституция. Исходя из этого, какую новую реальность, тренды и проблемы мы получили к ближайшей думской кампании?

— От кампании 2021-го я жду возрождения конфликта «центр – регионы» в новой интерпретации в одномандатных округах. В сложных регионах в ходе выборов по округам может проявиться запрос населения и местных элит на большее внимание Москвы, учет ею интересов регионов, допуск региональных элит к выработке федеральных решений.

Сейчас кадровая политика Кремля такова, что губернатор — это, как правило, внешний менеджер, своего рода руководитель филиала корпорации, на момент назначения не связанный с территорией и местными элитами. Многие приводят с собой в регион и такую же внешнюю команду замов-управленцев под разные федеральные проекты, начинают с замен мэров крупнейших городов — своих потенциальных конкурентов.

В качестве реверанса региональным властям фактически отдали местное самоуправление и его ресурсы. Но сам корпус региональных управленцев, новая региональная элита по ключевым позициям формируется сверху. Вот прямо в этом году под масштабную программу модернизации здравоохранения, куда пойдут федеральные деньги, в регионах активно меняются руководители здравоохранения. Да и силовые структуры усилили работу по региональным командам.

То же происходит и в бизнесе — например, реформа долевого строительства приводит к ослаблению региональных застройщиков. Федеральная «мусорная» реформа, создание регоператоров по отходам, строительство мусороперерабатывающих мощностей — это приход в ранее теневой сектор местных экономик федеральных бизнес-игроков на замену локальному бизнесу.

Поэтому, когда говорят о некой «суверенизации», что региональные элиты расширили свои полномочия, усиливается представительство регионов на федеральном уровне через Госсовет, тут нужно понимать, что это не про региональные элиты, а про полномочия губернаторов – федеральных менеджеров, которые к местным элитам не относятся и в своей деятельности больше ориентируются на Москву.

Недовольство данными процессами со стороны местных элит на выборах в Госдуму может выйти наружу в протестных одномандатных округах, срезонировать с кампанией против «Единой России». Тем более и конституционная реформа повысила статус Госдумы. Депутаты будут голосовать за новых вице-премьеров и министров — то есть их лоббистский и переговорный вес повышается, это предполагает более тесное и равноправное взаимодействие с правительством.

Раньше у Госдумы была больше инструментальная роль в законотворческом процессе, основные социально-экономические законопроекты шли от правительства, но в нынешнем созыве, еще до поправок в Конституцию, Госдума и ее комитеты стали более влиятельной площадкой для законотворчества.

Так что интересный вопрос: каким окажется состав одномандатников, избранных без согласования с Кремлем? Они могут сильно выделяться в Госдуме, если остальной депутатский корпус будет составлен в основном из неполитических фигур — спортсменов, выходцев из Общественной палаты, общественников и социальщиков из ОНФ.

То, что мы видим с партийным строительством сейчас, все же больше напоминает сугубо политтехнологический процесс, причем запоздалый. Где бы были все новые партии, если бы весной прошла поправка о досрочных выборах и сейчас Кремль занимался не раскруткой новичков, а кампанией «Единой России» в Госдуму?

«Где бы были все новые партии, если бы весной прошла поправка о досрочных выборах и сейчас Кремль занимался не раскруткой новых партий, а кампанией «Единой России» в Госдуму?»«Где бы были все новые партии, если бы весной прошла поправка о досрочных выборах и сейчас Кремль занимался не раскруткой новичков, а кампанией «Единой России» в Госдуму?»

— А почему так происходит и есть ли все же перспективы у российского парламентаризма?

— Кремль явно не рассматривает партии как влиятельный политический институт на долгосрочную перспективу, это лишь проекты под выборы и машины для управляемого голосования в парламентах. Поэтому и вспоминают о них только ближе к выборам.

Кроме того, работу внутриполитического блока Кремля отличает проектный подход, где долгосрочные стратегии отходят на второй план перед задачами ближайшего момента. Сначала в 2021 году в АП готовились к президентской кампании — естественно, было не до партий.

Потом приоритетным стал проект по продвижению в регионы новых губернаторов-технократов. Параллельно проводили пенсионную реформу и нивелировали ее политические последствия из-за того, что заранее не озаботились информационно-политическим сопровождением.

Хотя я убежден, что можно было еще в ходе президентских выборов постепенно готовить людей к неизбежности тяжелого решения повысить пенсионный возраст, тогда она не оказалась бы таким громом среди ясного неба после триумфального голосования за путинский «прорыв».

Далее, после нескольких поражений на региональных выборах в 2021-м, в 2021-м ключевым проектом стало любой ценой избежать вторых туров на выборах губернаторов. В начале этого года все внимание ушло на организацию голосования по Конституции, там тоже было не до новых партий, если бы КПРФ не заявила о себе призывом голосовать против.

И вот только сейчас власть экстренно занялась перезагрузкой партсистемы и раскруткой новичков, так как выборы в Госдуму уже на носу. Но даже тут партиям, по сути, закрыт основной, в глазах населения, уровень выборов в регионах — губернаторский. Их власть везде пытается проводить по техническому сценарию, с оппонентами-статистами.

— Получается, механизмы работы с населением, эффективно действовавшие 10 и даже пять лет назад, уже не действуют? В таком случае с какими запросами общества власть может столкнуться в ближайшее время?

— Во-первых, Кремлю, который ориентируется на технократизацию политики и ее содержательное выхолащивание, необходимо признать очевидное. Запрос населения на публичную политику — долгоиграющий тренд. Он будет укрепляться, и у властной системы уже не получится вернуться к прежнему договору «Мы вам обеспечиваем богатое потребление в обмен на деполитизацию» (как в 2000-е)

или «Мы собираем земли и укрепляем роль России в мире» (после Крыма это несколько лет перевешивало значимость проблемы со снижением уровня доходов людей). Теперь для того нет экономических возможностей. Новое поколение хочет, чтобы их интересы учитывались политиками, чтобы их голос был значим здесь и сейчас.

Действия правящих элит в разных странах во время коронавируса обострили программно-идеологические споры и обнажили слабость реальной связи с обществом, неготовность элит убеждать и разъяснять, вместо того чтобы приказывать и наказывать. Поэтому необходимо переходить к работе с обществом политическими методами, а не только технологиями.

Во-вторых, тренд на департизацию опасен. Российская политика и так слишком персонифицирована, общество идет за яркими лидерами, а не программами и партиями. Но пока партийная система в состоянии абсорбировать протестные настроения и возникающих новых лидеров, они находятся в системном, управляемом поле.

А если партии превращаются в тусклую оболочку, яркие персоны из них выдавливаются как потенциальные конкуренты губернатору (а кто-то в перспективе — и самому Путину), то уже за пределами партийного пространства возникают самостоятельные лидеры со своими сторонниками.

Ну или люди идут решать свои насущные проблемы на улицу, а не через парламент и партии. Взять хабаровские события: «партия Фургала» была во вполне договороспособной ЛДПР, в системном поле, но убрали популярного губернатора без внятных объяснений, обнулив политический выбор местных жителей, — и данная «партия Фургала» оказалась на улице, а уже не с ЛДПР или другой партией.

Так что должен быть вход новых лидеров в политику, в том числе и на федеральном уровне, и важно это делать через партийную систему.

«Пока ЕР больше занята цементированием своих ядерных электоральных групп, которые обеспечивают ее общероссийский рейтинг на уровне 30-35%. На выборах, так как туда не ходят многие недовольные, это дает более высокий результат»«Пока ЕР больше занята цементированием своих ядерных электоральных групп, которые обеспечивают ее общероссийский рейтинг на уровне 30–35 процентов. На выборах, так как туда не ходят многие недовольные, это дает более высокий результат»

Выступление члена цик россии е.п.дубровиной «политические партии и иные общественные объединения как субъекты избирательного процесса. самовыдвижение кандидатов»

Уважаемые коллеги!

I.        Данная тема достаточно обширна, поэтому я постараюсь тезисно осветить основные моменты, которые, на мой взгляд, важны для вашего понимания того, что происходит во время избирательной кампании.

Понятие политической партии сформулировано в статье 3 Федерального закона «О политических партиях»: «Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления». Таким образом, основные направления деятельности политических партий изложены в этих строках.

В этой же статье закона перечисляются признаки политической партии, то есть те характерные черты, которые отличают политическую партию от всех других общественных объединений:

1. Наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации. Этот признак говорит о национальном масштабе политической партии. Они могут быть только общероссийскими. Отсюда вывод, что не может быть никаких «местечковых» партий, никаких региональных, межрегиональных, тем более местных партий. Существуют политические партии только национального уровня.

2. Закон устанавливает, что в субъекте Российской Федерации может быть только одно региональное отделение. Было время, когда региональные отделения возникали, скажем так, «самостийно», образовывались без решения партий, для их создания достаточно было решения трех граждан и у одной партии могло быть несколько региональных отделений в одном субъекте Российской Федерации.

Когда же начинались выборы избирательные комиссии были в весьма затруднительном положении – не знали, от кого брать документы, какое из региональных отделений является легитимной структурой политической партии. Представьте ситуацию, когда три региональных отделения одной партии выдвигают кандидатов на одних и тех же выборах.

Комиссия не знает, как с ними поступить, потому что все они под одним наименованием, а избиратели не знают, за кого голосовать, потому что это одна и та же партия. Именно поэтому закон четко говорит: в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение политической партии.

Еще про залог:  Способы обеспечения исполнения обязательств (неустойка, залог, задаток, удержание, поручительство, независимая гарантия) - АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

3. В политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии.

Установление минимальной  численности как и партии в целом, так и ее региональных отделений вынуждает политические партии активизировать свою деятельность не только во время выборов, но и в период между выборами, чтобы привлечь в свои ряды единомышленников. А само наличие большого количества активных людей создает внутрипартийную конкуренцию, способствует развитию самой партии.

4. Руководящие и иные органы политических партий, региональные отделения и иные структурные подразделения должны располагаться только на территории России. Федеральным законом «Об общественных объединениях» установлено, что если хотя бы одно структурное подразделение, хотя бы одна партийная структура расположена за рубежом, то это уже международное общественное объединение и оно подпадает под действие международного права.

5. Под региональным отделением политической партии в Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Важно отметить, что партия и все ее структурные подразделения действуют на основе единого устава. Устав – это конституция для партии. Руководящие органы партии принимают решения, регулируют внутреннюю деятельности политической партии, но все они не должны противоречить ее уставу, а устав, в свою очередь, не должен противоречить закону.

6. Следует отметить, что политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории страны, независимо от того, есть у неё структурное подразделение на той или иной территории или нет. Она имеет право действовать везде, в том числе – участвовать в выборах в порядке, установленном уставом и законом.

II. Основные принципы деятельности политических партий.

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности, внутренней структуры,  целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных Федеральным законом.

2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, являющимися членами политической партии, равные возможности для представления в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления (п.4 ст.8 ФЗ «О политических партиях»).

5. Членство гражданина России в политической партии или отсутствие такового не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также быть условием предоставления ему каких-либо преимуществ (п.8 ст.23 ФЗ «О политических партиях»).

III. Ограничения на создание и деятельность политической партии.

1. Запрещается создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на экстремистскую деятельность.

2. Не допускается создание политических партий по профессиональной, расовой и религиозной принадлежности, что может выражаться в следующем: в уставах или в программах политические партии прописывают цели защиты профессиональных, расовых, национальных и религиозных интересов, а также отражение данных интересов в наименовании политической партии.

Из-за этого были отказы в регистрации нескольких политических партий, у которых присутствовали признаки конфессиональной принадлежности, что впоследствии, как полагает законодатель, может привести к разжиганию социальной, национальной и религиозной розни.

3. Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание подразделений политических партий в органах государственной власти, в органах местного самоуправления, вооруженных силах, правоохранительных и иных государственных органах, государственных и негосударственных организациях. Это важно: осуществление этого принципа, сохранение его является залогом того, что к нам не вернутся те времена, когда партийные структуры командовали государством.

4. Не допускается деятельность политической партии в структурных подразделениях органов государственной власти, а также в органах местного самоуправления, за исключением законодательных и представительных органов государственной власти и муниципальных образований.

Понятно, что если фракция там партийная, то и партийная деятельность налицо: всё взаимосвязано. Хотя, по закону, фракция не является структурным подразделением политической партии, но она состоит из членов партии, её привела в законодательный орган партия, и связь здесь, безусловно, есть.

Недопустима деятельность политической партии в вооруженных силах, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных органов и в учебных учреждениях.

5. Политические партии действуют самостоятельно. Статья 10 Федерального закона «О политических партиях», рассматривающая вопрос взаимоотношений между государством и политическими партиями, говорит о том, что вмешательство государственных органов, должностных лиц в деятельность политических партий недопустимо, так же как политические партии не имеют права вмешиваться в деятельность государства.

IV. Порядок участия политических партий и иных общественных объединений в выборах.

Основные нормы, регулирующие этот вопрос, предписаны статьей 25 Федерального закона «О политических партиях», в которой указано, каким образом происходит выдвижение кандидатов на различных уровнях; и пунктом 25 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в котором дается определение, что такое избирательное объединение.

«Избирательное объединение политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня».

Далее Федеральный закон об основных гарантиях гласит: «При проведении выборов в органы местного самоуправления — самый низовой уровень органов власти — избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано за год до выборов.

В выборах имеют право участвовать общероссийские общественные организации, межрегиональные общественные организации, региональные общественные организации и местные общественные организации – то есть огромный массив возможных участников. Только общероссийских общественных организаций, в уставе которых прописано участие в выборах, – около трехсот.

Еще сложнее ситуация обстоит с подсчетом местных общественных объединений. Они могут существовать согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» вообще без регистрации и могут объявиться только на выборах. Но надо сказать, что они малоактивны, почти не участвуют в выборах, хотя потенциал есть, и я надеюсь, что он будет в конечном счете реализован.

V. Выдвижение кандидатов.

Согласно статье 21 Федерального закона «О политических партиях» политические партии в своих уставах самостоятельно определяют порядок выдвижения кандидатов с учетом норм, содержащихся в законах, в частности, статья 25 указанного Федерального закона устанавливает, что:

1. Выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации.

2. Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.

Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

3. Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

4. Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.

5. При решении региональным отделением политической партии вопросов, связанных с участием политической партии в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе с формированием федерального списка кандидатов, кандидатуры, не являющиеся членами данной либо иной политической партии, обратившиеся в ее региональное отделение с предложением о включении их в федеральный список кандидатов и поддержанные не менее чем десятью членами политической партии, которые состоят в данном региональном отделении, подлежат обязательному рассмотрению на конференции или общем собрании регионального отделения политической партии.

При рассмотрении на съезде политической партии вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов кандидатура, поддержанная конференцией или общим собранием регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.

При решении коллегиальным постоянно действующим органом политической партии, ее региональным отделением или иным структурным подразделением вопросов, связанных с участием в выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, депутатские мандаты в которых распределяются исключительно между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, кандидатуры, не являющиеся членами данной либо иной политической партии, обратившиеся с предложением о включении их в соответствующий список кандидатов и поддержанные не менее чем десятью членами политической партии (при наличии в соответствующем субъекте Российской Федерации регионального отделения политической партии указанные десять членов политической партии должны состоять в данном региональном отделении), подлежат обязательному рассмотрению на заседании постоянно действующего органа политической партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения или иного структурного подразделения наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в соответствующий список кандидатов.

Еще про залог:  Все американцы в Залоге, со всей своей недвижимостью и землями.: Политика Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

6. Решения по вопросам выдвижения кандидатов, списков кандидатов принимаются тайным голосованием в соответствии с уставом политической партии не менее чем большинством голосов от числа присутствующих делегатов либо членов руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

7. Уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений по выдвижению кандидатов, например, предварительные согласования кандидатур с вышестоящими руководящими органами политической партии.

Важными положениями, касающимися выдвижения кандидатов, являются положения части 31 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях», согласно которым политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, граждан России, являющихся членами иных политических партий.

При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политические партии обязаны опубликовать свои предвыборные программы.

Что касается общественных объединений, то они должны выдвигать кандидатов по правилам, предусмотренным для политических партий, потому что слишком облегченный порядок для них был бы неправильным, ставил бы политические партии в неравное положение. При этом следует отметить, что общественные объединения могут выдвигать кандидатов только в органы местного самоуправления.

VI. Самовыдвижение.

Что касается самовыдвижения, у нас ещё остался этот институт, хотя он не касается выборов депутатов Государственной Думы, где одномандатников нет, а есть только партийные списки. Сейчас есть тенденция по приведению законодательства субъектов Российской Федерации в форму, аналогичную федеральной, то есть во многих регионах распространяется полностью пропорциональная система.

Но одномандатники ещё остались более чем в половине субъектов. И в органах местного самоуправления, я надеюсь, пропорциональная система ещё не скоро «овладеет» всеми выборами; там останутся одномандатники, плюс там избираются главы муниципальных образований.

Процедура самовыдвижения следующая. Во-первых, кандидатом пишется заявление о своем намерении баллотироваться, уведомляется соответствующая избирательная комиссия, предоставляются документы, которые поименованы в законе.

Во-вторых, кандидат собирает подписи или вносит залог. В случае когда предусмотрено законом, что кандидат может регистрироваться без подписей и залога, он регистрируется без подписей и залога. Больше каких-то особенностей по самовыдвижению нет.

Что касается регистрации и отказа в регистрации. Эта тема глобальная и неоднозначная. Статья 38 Федерального закона об основных гарантиях, гласит, что комиссия, которая проводит выборы, должна принять документы от политических партий или кандидатов и проверить их в течение десяти дней на предмет полного соответствия законодательству.

Далее проверяются сведения о доходах и имуществе кандидата, и, соответственно, основания, по которым он регистрируется, – залог или подписи. Участились случаи, когда даже залог признается неправомерным, что часто является следствием применения так называемых «черных технологий».

Внесение политическими оппонентами незаконных средств на счета конкурирующих политических партий или кандидатов неоднократно выявлялось на выборах в субъектах Российской Федерации. По заявлениям граждан-жертвователей выяснялось, что средства ими были внесены не из собственных средств, как того требует закон.

Следовательно, эти средства признавались незаконными и залог, с использованием этих средств, тоже признавался незаконным. При этом все внесенные атрибуты в платежных документах соответствовали требованиям закона и вины в использовании их в качестве залога со стороны кандидата или партии нет. Таким образом, очевиден факт применения «черных технологий».

Процедура сбора подписей усложнилась тем, что с введением двух единых дней голосования сбор подписей проходит во время новогодних праздников, если выборы проходят во второе воскресенье марта, или в период летних отпусков, если выборы проходят во второе воскресенье октября, то есть в то время, когда граждане массово отсутствуют по месту жительства.

Я полагаю, что партийцы должны идти без всяких подписей и залога, поскольку 50 тысяч членов партии – это само по себе уже серьёзная поддержка в обществе этой партии. Об этом говорят многие партии, кроме тех, которые регистрируются без подписей и залогов (четыре парламентских партии).

Основанием для отказа в регистрации является установление факта использования кандидатом средств помимо избирательного фонда – более пяти процентов. Это серьёзное нарушение, но сложно его доказать, хотя случаи такие есть в судебной практике. Также основанием для отказа является факт, если кандидатом или политической партией израсходовано больше средств из избирательного фонда, чем допускает закон (на пять процентов).

Что нового еще нужно знать о регистрации кандидатов? Буквально недавно было внесено изменение в законодательство в сторону его либерализации: если вдруг при проверке документов обнаруживается неверное или неправильное оформление документов, недостаточно чётко изложенные факты, то не менее чем за три дня до принятия решения о регистрации или отказе в ней комиссия обязана уведомить кандидата или политическую партию о том, что в документах есть неточности, и дать возможность за эти три дня исправить кандидатам или партиям свои ошибки. Окончательное решение о регистрации либо отказе в регистрации принимается уже с учетом исправлений.

Если кандидат или политическая партия не реагируют на замечание, то следует отказ в регистрации. Если же всё исправлено и документы соответствуют закону, то происходит регистрация кандидата, списка кандидатов. На наш взгляд, это очень прогрессивно, потому что иногда из-за мелких формальностей кандидатам отказывали в участии в выборах.

Если говорить об обжаловании отказа в регистрации, то оно происходит в вышестоящей комиссии либо в судебных органах. Что касается решений Центральной избирательной комиссии, то у ЦИК России вышестоящих комиссий нет, то есть заявление идет в Верховный Суд Российской Федерации.

Что касается обжалования решений региональных комиссий или местных комиссий, то жалобы идут по вышестоящей линии, вплоть до Центральной избирательной комиссии. Были случаи, когда мы разбирали такие дела по муниципальным выборам и не единожды отменяли такие решения.

Депутаты петербурга попросили цик проверить законность регистрации списков двух партий

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 августа. /ТАСС/. Законодательное собрание Санкт-Петербурга на заседании в среду приняло проект постановления об обращении к Центральной избирательной комиссии РФ с просьбой проверить законность регистрации списков кандидатов от Российской партии свободы и справедливости (РПСС) и регионального отделения партии «Новые люди» на выборах в городской парламент седьмого созыва, передает корреспондент ТАСС. В документе также отмечается, что ряду кандидатов, в том числе Татьяне Булановой, в регистрации было отказано «по надуманным основаниям».

Проект постановления об обращении к ЦИК РФ был внесен на рассмотрение заксобрания членом фракции «Единая Россия» Юрием Бочковым. «За — 37, воздержалось — семь, против — 0. Коллеги, мы приняли этот документ, направим его», — подвел итоги голосования про проекту председатель городского парламента Вячеслав Макаров.

«Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга просят вас, уважаемые члены Центральной избирательной комиссии РФ: <…> проверить законность регистрации списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями — политическая партия «Российская партия свободы и справедливости» и региональное отделение в Санкт-Петербурге политической партии «Новые люди»; провести проверку законности процедуры проверки подписных листов кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, кандидатов-самовыдвиженцев и в случае выявления нарушений принять меры для регистрации кандидатов, собиравших подписи избирателей в поддержку своего выдвижения на выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва», — говорится в документе.

В тексте обращения указано, что регистрация списков РПСС и петербургского отделения «Новых людей», а также отказ в регистрации большинству кандидатов от регионального отделения партии «Родина» вызывают «серьезные сомнения в законности принятых решений». «Чередой скандалов сопровождалась регистрация кандидатом Б. Л. Вишневского, а по надуманным основаниям было отказано в регистрации Т. И. Булановой, С. Н. Никешину», — говорится в документе.

В обращении отмечается, что, по имеющейся информации, при принятии решения о регистрации списка кандидатов в депутаты заксобрания от РПСС «Санкт-Петербургской избирательной комиссией проигнорирован ряд обстоятельств», в числе которых то, что «подписные листы явно имеют признаки проставления подписи избирателя и его данных не самим избирателем, а также не лицом, осуществившим сбор подписей».

Вместе с тем в документе сказано, что региональное отделение партии «Новые люди» представило в горизбирком необходимое количество подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов, «однако есть все основания полагать, что сбор подписей <…> осуществлялся с рядом существенных нарушений».

Депутаты также приняли постановление о досрочном освобождении от обязанностей члена Санкт-Петербургской избирательной комиссии с правом решающего голоса Марины Ждановой. Проект документа внес на рассмотрение депутат Андрей Васильев (фракция «Единая Россия»). Отвечая на вопрос об основаниях для такого решения, Васильев сказал, что «это звенья одной цепи» с тем, о чем идет речь в обращении к ЦИК. Срок приема предложений для назначения нового члена горизбиркома с правом решающего голоса установлен по 25 августа.

Выборы в Госдуму восьмого созыва назначены на единый день голосования 19 сентября 2021 года. Они будут проходить в течение трех дней — 17, 18 и 19 сентября. Одновременно с выборами в нижнюю палату в единый день голосования должны состояться прямые выборы глав девяти субъектов РФ (еще в трех регионах высших административных лиц будут выбирать депутаты заксобраний) и 39 региональных парламентов.

Оцените статью
Добавить комментарий