Правовые условия распоряжения бюджетным учреждением своим имуществом. — Статьи — Консалтинговая группа «Аюдар»

Правовые условия распоряжения бюджетным учреждением своим имуществом. - Статьи - Консалтинговая группа "Аюдар" Залог недвижимости
Содержание
  1. Бюджетное учреждение в 2021 году на основании закона n 223-фз приобретает объект недвижимости (здание) стоимостью 23 000 000 рублей. с целью участия в торгах в соответствии с условиями договора о задатке организатору торгов — продавцу перечислено 3 000 000 рублей, который в случае победы должны быть зачислены в счет оплаты приобретаемого здания. при перечислении задатка казначейство отказало в проведении операции в качестве авансового платежа по квр 244 косгу 310. в результате платеж задатка был оформлен следующими бухгалтерскими проводками: дебет 2 210 05 564 кредит 2 201 11 610. по результатам торгов бюджетное учреждение признано победителем. оно заключило контракт, согласно условиям которого ранее перечисленный задаток засчитывается в счет оплаты за здание. после передачи здания в учете отражены операции по формированию капитальных вложений (дебет 2 106 11 310 кредит 2 302 31 734), а также произведена оплата оставшейся части в размере 20 000 000 рублей согласно условиям контракта купли-продажи.какие операции необходимо отразить в учете по зачету ранее перечисленного задатка при формировании первоначальной стоимости здания? как на счетах санкционирования отразить расходные обязательства (бюджетные и денежные)?
  2. Аренда имущества образовательных организаций.
  3. Доход от сдачи в аренду.
  4. Использование земельных участков.
  5. Продажа имущества.
  6. Сдача в аренду без проведения конкурса или аукциона.
  7. Сдача в аренду с согласия учредителя.
  8. Сдача имущества в аренду.
  9. Срок сдачи в аренду.
  10. Повторное заключение договора.
  11. Проведение торгов на право заключения договора аренды.

Бюджетное учреждение в 2021 году на основании закона n 223-фз приобретает объект недвижимости (здание) стоимостью 23 000 000 рублей. с целью участия в торгах в соответствии с условиями договора о задатке организатору торгов — продавцу перечислено 3 000 000 рублей, который в случае победы должны быть зачислены в счет оплаты приобретаемого здания. при перечислении задатка казначейство отказало в проведении операции в качестве авансового платежа по квр 244 косгу 310. в результате платеж задатка был оформлен следующими бухгалтерскими проводками: дебет 2 210 05 564 кредит 2 201 11 610. по результатам торгов бюджетное учреждение признано победителем. оно заключило контракт, согласно условиям которого ранее перечисленный задаток засчитывается в счет оплаты за здание. после передачи здания в учете отражены операции по формированию капитальных вложений (дебет 2 106 11 310 кредит 2 302 31 734), а также произведена оплата оставшейся части в размере 20 000 000 рублей согласно условиям контракта купли-продажи.какие операции необходимо отразить в учете по зачету ранее перечисленного задатка при формировании первоначальной стоимости здания? как на счетах санкционирования отразить расходные обязательства (бюджетные и денежные)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Операция по зачету задатка в счет оплаты стоимости приобретенного объекта недвижимости (здания) может быть отражена в качестве некассовой операции по дебету 2 302 31 000 и кредиту 2 210 05 000.

Показатели принятых обязательств на счетах 502 11 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» и 502 12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» должны соответствовать цене, установленной условиями заключенного контракта на приобретение объекта недвижимости (здания).

Обоснование вывода: В соответствии с ч. 25 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках (далее — заявки, заявка), в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения.

При этом согласно прямой норме, установленной п. 235 Инструкции N 157н, для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков следует применять счет 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами».

Отражение указанных операций бюджетным учреждением по счету 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами» осуществляется в корреспонденции со счетом 0 201 11 000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства» с одновременным отражением на соответствующих забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств» или 18 «Выбытия денежных средств» (письмо Минфина России от 01.03.

2022 N 02-06-10/11569). Также хотим отметить, что зачет ранее перечисленного обеспечительного платежа за участие в конкурсной процедуре относится к операциям по исполнению денежных обязательств, осуществляемым без движения денежных средств, т.е. к некассовым операциям.

Отметим, что Инструкцией N 174н не предусмотрены корреспонденции счетов по отражению операций по зачету ранее перечисленного задатка в счет оплаты за приобретенный объект недвижимости (здание) с применением счета 0 210 05 000. Поэтому бюджетное учреждение имеет право самостоятельно определить необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов и по согласованию с финансовым органом закрепить ее в учетной политике (п.

Еще про залог:  Кто на планете всех сильней? Рейтинг армий мира

4 Инструкции N 174н).В свою очередь, согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. При этом до момента регистрации права оперативного управления стоимость капитальных вложений в объект основного средства в полном объеме следует отражать на балансовом счете 0 106 11 000 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество» и дополнительно на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (смотрите, например, письмо Минфина России от 11.11.

2022 N 02-06-10/66367).Объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости (п. 23 Инструкции N 157н). Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, которые включают в том числе цену приобретения, любые фактические затраты на приобретение, в том числе затраты на приведение в состояние, пригодное для эксплуатации (п.

15 Стандарта «Основные средства»). Таким образом, если условиями контракта установлена стоимость объекта 23 миллиона рублей, то независимо от ранее перечисленного задатка указанная сумма в полном объеме должна быть отражена на счете 0 106 11 000.Учет принятых обязательств осуществляется бюджетным учреждением на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом (п.

318 Инструкции N 157н). Применительно к рассматриваемой ситуации документом, на основании которого возникают обязательства, является заключенный учреждением контракт. Принятые на текущий финансовый год обязательства отражаются на счете 502 11 «Принятые обязательства на текущий финансовый год», денежные обязательства — на счете 502 12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» (п.

163 Инструкции N 174н).В рассматриваемой ситуации бюджетным учреждением заключен контракт на приобретение объекта недвижимости (здания). Принятые обязательства отражаются на счетах санкционирования расходов в полном объеме, то есть в размере цены контракта, независимо от того, что часть обязательств погашается зачетом встречных требований.

Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденций счетов:1. Дебет 2 210 05 56Х Кредит 2 201 11 610,увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)- отражено перечисление задатка в размере 3 000 000 рублей;2.

Дебет 2 506 10 310 Кредит 2 502 11 310- на основании контракта приняты обязательства на текущий финансовый год в размере 23 000 000 рублей;3. Дебет 2 502 11 310 Кредит 2 502 12 310- на основании первичных учетных документов по передаче объекта недвижимости (здания) приняты денежные обязательства, подлежащие оплате в текущем финансовом году (в размере 23 000 000 рублей);4.

Дебет 2 106 11 310 Кредит 2 302 31 73Х- отражено формирование вложений, связанных с приобретением объекта недвижимости (здания) в размере 23 000 000 рублей;5. Дебет 2 302 31 83Х Кредит 2 210 05 66Х- отражен зачет ранее перечисленного задатка в размере 3 000 000 рублей;6.

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТШубенкина Елена

Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТсоветник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

21 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

————————————————————————-*(1) Обратите внимание, что в соответствии с п. 48.4.2 Порядка N 85н расходы, связанные с приобретением объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, следует отражать по элементу вида расходов 407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями» независимо от источника финансового обеспечения.

Аренда имущества образовательных организаций.

Исключения предусмотрены в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3.2 ст. 17.1 Закона о конкуренции). К таким организациям как раз относятся бюджетные образовательные учреждения.

Сдача в аренду имущества этих учреждений осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения договоров аренды: 1) с медицинскими организациями – в целях охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 2) с организациями общественного питания – в целях создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 3) с физкультурно-спортивными организациями – в целях создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Также отметим, что без проведения конкурса или аукциона государственные и муниципальные научные и образовательные учреждения могут сдавать в аренду имущество своим «дочкам», то есть созданным ими хозяйственным обществам[4]. Но при этом необходимо одновременное выполнение двух условий: 1) деятельность арендаторов должна заключаться в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы; 2) договором аренды следует установлен запрет на сдачу в субаренду указанного имущества, предоставленного хозяйственным обществам по такому договору аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление имущества в безвозмездное пользование, залог арендных прав.

Еще про залог:  Кредиты без залога и поручителей в банках Белгорода – взять кредит наличными

Доход от сдачи в аренду.

В соответствии с бюджетным и гражданским законодательством доход, полученный бюджетным учреждением от сдачи в аренду имущества, не является доходом бюджета и поступает учреждению в самостоятельное распоряжение[10]. Кроме того, важно понимать, что в силу федерального законодательства о некоммерческих организациях в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания этого имущества учредителем не осуществляется (абз. 3 ч. 6 ст. 9.2 Закона об НКО).

Использование земельных участков.

В соответствии с федеральным законодательством о некоммерческих организациях земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением его уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (абз. 2 ч. 9 ст. 9.

2 Закона об НКО). В свою очередь согласно гражданскому законодательству лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (ст. 269 ГК РФ).

Гражданское законодательство также устанавливает, что лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.

Но в случае с бюджетным учреждением следует учитывать, что в соответствии с федеральным законодательством о некоммерческих организациях собственником любого имущества такого учреждения является РФ, субъект РФ или муниципальное образование и любое имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (абз. 1 ч. 9 ст. 9.

2 Закона об НКО). Поэтому если предположить, что бюджетное учреждение за счет внебюджетных доходов построит на предоставленном ему земельном участке какое-то здание или сооружение (например, котельную), то собственником указанного здания или сооружения все равно будет учредитель учреждения со всеми вытекающими отсюда последствиями, связанными с пределами самостоятельности учреждения в распоряжении имуществом[14].

В соответствии с земельным законодательством все земли в РФ разделены на категории (земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, особо охраняемых территорий и объектов и т. д.), а кроме того, у каждого земельного участка имеется конкретный вид разрешенного использования, который должен быть указан в акте о передачи участка в пользование (ст.

Так, вид разрешенного использования земельного участка бюджетного медицинского учреждения – «Здравоохранение» (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи), код 3.4. Этот код в свою очередь делится на два подкода: 3.4.

1 «Амбулаторно-поликлиническое обслуживание» – размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (поликлиники, фельдшерские пункты, пункты здравоохранения, центры матери и ребенка, диагностические центры, молочные кухни, станции донорства крови, клинические лаборатории); 3.4.

2 «Стационарное медицинское обслуживание» – размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медпомощи в стационарах (больницы, родильные дома, научно-медицинские учреждения и прочие объекты, обеспечивающие оказание услуги по лечению в стационаре), размещение станций скорой помощи.

Продажа имущества.

Продажа имущества бюджетным учреждением происходит в основном по тем же правилам, что и сдача имущества в аренду. Здесь тоже действуют общие исключения, когда такую продажу можно осуществить без проведения конкурса или аукциона[11], порядок проведения конкурсов или аукционов тоже установлен ФАС[12].

Но к ситуации продажи имущества не относятся рассмотренные выше специфические правила-исключения сдачи в аренду имущества государственных и муниципальных бюджетных образовательных учреждений[13].

В соответствии с бюджетным законодательством в случае продажи имущества бюджетным учреждением доход от такой продажи не является доходом бюджета и поступает учреждению в самостоятельное распоряжение, только если речь идет о продаже движимого имущества, а если же было продано недвижимое имущество, то полученные средства должны быть направлены в бюджет (абз. 3 ч. 3 ст. 41 БК РФ).

Продажа

Движимое имущество

Недвижимое имущество

Средства поступают учреждению в самостоятельное распоряжение

Средства направляются в бюджет

Еще про залог:  Кредит под залог автомобиля — чем рискует автовладелец и как это работает

Стоит отметить: по букве закона такая же судьба должна постигнуть и доход, полученный бюджетным учреждением от продажи недвижимого имущества, которое оно приобрело ранее на внебюджетные средства (например, служебные квартиры для персонала). Это обусловлено тем, что из неналоговых доходов бюджета от продажи государственного или муниципального имущества исключаются только доходы от продажи любого движимого имущества автономных и бюджетных учреждений – следовательно, доходы от продажи любого недвижимого имущества данных учреждений являются доходами бюджета(абз. 3 ч. 3 ст. 41 БК РФ).

Сдача в аренду без проведения конкурса или аукциона.

Но из обозначенного правила имеются исключения[2]. Так, без проведения конкурса или аукциона имущество бюджетного учреждения может сдаваться в аренду государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, другим государственным или муниципальным учреждениям, некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям[3], медорганизациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность (например, без торгов бюджетное учреждение здравоохранения может сдать в аренду площадь коммерческой медорганизации для размещения специализированного медицинского кабинета), адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам, для функционирования объектов почтовой связи и сетей связи (например, станции сотовой связи, размещаемой на крыше здания).

Сдача в аренду с согласия учредителя.

Если в аренду сдается имущество, распоряжаться которым бюджетное учреждение вправе только с согласия собственника имущества (учредителя), то для определения цены аренды или начальной (минимальной) цены аренды необходимо предварительное проведение оценки рыночной стоимости объекта аренды[5].

Напомним, что в соответствии с федеральным законодательством бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом (ч. 10 ст. 9.2 Закона об НКО). Следовательно, при сдаче в аренду такого имущества учреждению придется потратиться на оплату услуг оценщика (оценочной организации).

Сдача имущества в аренду.

В соответствии с федеральным законодательством заключение договора аренды государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, должно осуществляться по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров[1].

Срок сдачи в аренду.

Обратим внимание, что в соответствии с гражданским законодательством договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (ч. 2 ст. 609 ГК РФ). Исключением является ситуация, когда речь идет о договоре аренды здания или сооружения, составленном на срок менее одного года (ч. 2 ст. 651 ГК РФ ).

Повторное заключение договора.

Если договор аренды был заключен по результатам конкурса или аукциона, то по истечении срока этого договора заключение его на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса или аукциона, если иное не установлено договором, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ[6]; 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет (данный срок может быть уменьшен, но только на основании заявления арендатора)

[7]. При этом учреждение не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды, кроме следующих случаев: 1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом; 2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды[8].

При отказе учреждения в заключении на новый срок договора аренды по каким-либо другим основаниям и заключения в течение года со дня истечения срока действия прежнего договора нового договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством (ч. 11 ст. 17.1 Закона о конкуренции).

Проведение торгов на право заключения договора аренды.

Что касается правил проведения торгов (конкурса или аукциона) на право заключения договора аренды, они установлены федеральным антимонопольным органом[9]. Выделим основные правила:

1. Решение следует принимать комиссионно – в составе соответствующей конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее пяти человек.

Оцените статью
Залог недвижимости