- Чего нет у глаголов в повелительном наклонении и что у них есть
- Нормы правописания
- Аорист
- Грамматические категории: вид
- Грамматические категории: род
- Грамматические категории: число
- Действительные причастия настоящего времени
- Действительные причастия прошедшего времени: несклоняемые формы
- Действительные причастия прошедшего времени: склоняемые формы
- Изъявительное наклонение. индикатив
- Изъявительное, условное и повелительное наклонение. примеры предложений
- Имперфект
- Инфинитив
- Их синтаксическая роль
- Как образуется повелительное наклонение
- Не допускайте орфографических и речевых ошибок
- Новый (тематический) сигматический аорист
- Определение и признаки
- Особенности употребления
- Перфект
- Плюсквамперфект
- Причастия
- Простой (асигматический) аорист
- Ритика «видовой теории» развития системы славянских прошедших времен
- Система прошедших времен
- Система форм будущего времени
- Составная форма повелительного наклонения
- Старый (нетематический) сигматический аорист
- Страдательные причастия настоящего времени
- Страдательные причастия прошедшего времени
- Супин
- Трудные случаи
- Упоминания в литературе
Чего нет у глаголов в повелительном наклонении и что у них есть
У них нет времени. Потому что никакого действия на самом деле нет. Мама говорит ребенку: «Спи, моя радость, усни» – понятное дело, что ребенок не спит. И не факт еще, что уснет.
Но есть лицо и число. Лицо чаще всего второе, а число – либо единственное, либо множественное. Чтобы это доказать, подставим местоимения «ты», «вы». Например: «[Ты] позвони мне, когда приедешь», «[Вы] позвоните мне, когда приедете».
Как и у всех остальных глаголов, у этих есть спряжение, вид и переходность. Спряжение – либо первое, либо второе, в зависимости от гласного в окончании. Вид – совершенный (что сделай? – напиши письмо) или несовершенный (что делай? – пиши письмо).
Глагол переходный, если у него есть зависимое слово в винительном падеже без предлога. То есть слово отвечает на вопросы кого/что: читай (что?) книгу, ищи (кого?) курицу.
У этих глаголов может быть род, например: «Шел бы ты домой» – «Шла бы ты домой» – «Шло бы ты домой».
Нормы правописания
Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения употребляется в случае, если слово завершается на согласную. Например: кинуть — кинь, бросить — брось. Если слово используется во множественном числе, то перед окончанием -те также пишется Ь: киньте, бросьте.
В случае если в единственном числе повелительного наклонения глагол заканчивается на -И, то эта же буква должна употребляться и во множественном числе вне зависимости от спряжения:
- Первое: неси — несите, пиши — пишите, обозначай — обозначайте.
- Второе: смотри — смотрите, гляди — глядите, определи — определите, правь — правьте, значь — значьте.
Форма мн. ч. повелит. накл. глаголов второго спряжения полностью совпадает с формой 2-го лица мн. ч. наст. времени. А у глаголов первого спряжения эти формы не совпадают.
Чтобы отработать навык грамотного письма, ученикам дома и на уроках в классе предстоит выполнить несколько различных упражнений. Самое распространенное задание — переписать предложения или текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя их правописание правилом.
Кроме того, можно выполнить текстовое задание: выбрать из предложенных вариантов тот, в котором все слова написаны правильно или неправильно. Развить умение правильно образовывать форму поможет такое задание: образуйте от предложенных глаголов повелительное наклонение.
Аорист
В определении значения аориста в его противопоставленности имперфекту в лингвистической литературе нет единого мнения. Широко распространено мнение, что аорист обозначал действие непродолжительное, точечное, неповторяющееся, то есть отношения между аористом и имперфектом близки к видовым.
Из такого определения простых прошедших времен и исходит так называемая видовая теория. В работах других лингвистов, например, О. Есперсена, высказывается иная точка зрения: при помощи аориста и имперфекта передавалось различие в темпе описываемых событий.
Аорист обозначает единичное, неповторяющееся действие в прошлом, которое завершено и никак не соотносится с настоящим. Цепочка аористных форм обозначает последовательно сменяющие друг друга действия в прошлом. Формы аориста по преимуществу образуются от глаголов совершенного вида. Случаи образования аориста от основ несовершенного вида в старославянском относительно редки.
В старославянских памятниках присутствуют формы трех типов аориста, первые два из которых были унаследованы из индоевропейского языка, а третий развился уже на славянской почве:
Термины: сигматический и асигматический аорист – произошли от названия греческой буквы
Грамматические категории: вид
Вид – грамматическая категория, обозначающая границы и характер протекания действия во времени.
В славянских языках противопоставлены совершенный и несовершенный вид. Значение вида выражается глагольной основой. Глагольные основы совершенного вида указывают не столько на само действие, сколько на его временные границы, на соотнесенность конца и начала.
Этому возможно дать иное определение: глаголы совершенного вида обладают значением ограниченности действия пределом, признаком целостности действия. В глаголах совершенного вида этот предел чаще всего осмысляется как некоторая критическая точка, по достижении которой действие, исчерпав себя, прекращается. Возможны различные семантические соотношения глаголов совершенного и несовершенного вида:
Таким образом, в видовой паре противопоставляется представление действия как целостного акта – действию как процессу в его длительности или повторяемости.
Видовые отношения в старославянском языке обладали определенной спецификой.
Грамматические категории: род
Род – грамматическая категория, свойственная разным частям речи и традиционно распределяющая слова по двум или трем классам. В старославянском языке было три рода: мужской, женский, средний.
Для существительных категория рода является классифицирующей (грамматической). Универсальность категории рода в старославянском языке проявлялась в том, что каждое существительное сохраняло определенную родовую принадлежность во всех числах и падежах (в отличие от современного русского языка).
При этом родовая принадлежность не имела прямой связи с лексическим значением слова. Лишь достаточно малочисленные группы существительных со значением лица сохраняли семантическую зависимость родового распределения (ср.: русск. мой брат, отец, сын; моя сестра, мать, дочь).
В именительном падеже у существительных всех трех родов могли быть разные окончания:
Для глаголов и прилагательных категория рода была словоизменительной (синтаксической), проявляемой в согласовании.
Происхождение категории рода на индоевропейской почве всегда привлекал внимание исследователей, которые высказывали различные мнения по этому поводу.
Грамматические категории: число
Число – это грамматическая категория, способная выражать количественные характеристики. Как независимая грамматическая категория число свойственно существительным и некоторым местоимениям, остальные части речи имеют синтаксическую категорию числа: формы числа у них согласуются с формой существительного или местоимения.
В старославянском языке, в отличие от современного русского языка, было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное:
Регулярность числовых противопоставлений имени в старославянском языке проявлялась в возможности образования форм числа именами с отвлеченным, вещественным или собирательным значением, т.е. морфологическая система южнославянского диалекта, легшего в основу старославянского языка, разрешала образование числовых форм существительными вне зависимости от их лексического значения:
Однако обычно эти имена обычно употреблялись в единственном числе, если не возникала необходимость передачи каких-либо дополнительных значений, подчеркивающих значительность множества.
Изменение имен по падежам и числам называется склонением.
Действительные причастия настоящего времени
Причастия действительного залога настоящего времени в старославянском языке образовывались от глагольных основ настоящего времени с помощью суффиксов лаборант, доцент, агент, студент и др.). Этот же суффикс в варианте *-nt- использовался для образования причастий в праславянском языке. Он присоединялся к основе настоящего времени:
Первоначально причастия, вероятно, склонялись по типу имен на согласный. Во всяком случае след принадлежности причастий к именному склонению на согласный сохранился в окончании формы именительного падежа множественного числа мужского рода:
Опосредованно об этом свидетельствует несовпадение основ И. п. и остальных падежей, например:
В протославянский период основа причастий была распространена посредством *j
Действительные причастия прошедшего времени: несклоняемые формы
Несклоняемые причастия действительного залога прошедшего времени образовывались от основ инфинитива прибавлением суффикса
Образование этих форм характеризовалось рядом особенностей:
Несклоняемые формы причастий на
В истории этого причастия много неясного. Так, возникает вопрос, почему праславянский имел две формы действительного причастия прошедшего времени. Должны были быть между ними какие-то различия. А. Мейе называет несклоняемое причастие предикативным. Однако нельзя с уверенностью говорить, употреблялось ли оно в качестве определения или нет.
Распространено мнение, что отглагольные прилагательные типа усталый, угорелый, гнилой являются остатком праславянского состояния. Но эти прилагательные – более поздние образования от глаголов со значением состояния или перехода в состояние. И ни один славянский язык не сохранил образований типа *неслый и т. д.
Действительные причастия прошедшего времени: склоняемые формы
Склоняемые причастия действительного залога прошедшего времени образовывались от основ инфинитива прибавлением суффиксов [
] отсутствовал:
При этом у глаголов, у которых основа инфинитива оканчивалась на суффиксальный [i] , достаточно рано, еще в праславянском языке, суффиксальный [i] перешел в [j], в результате чего предшествующий согласный подвергся палатализации, а последующий гласный [ъ] > [ь]:
Позднее от этих глаголов действительные причастия прошедшего времени стали образовываться так же, как и от других глаголов с основой инфинитива на гласный, то есть посредством суффикса
Изъявительное наклонение. индикатив
Глаголы в изъявительном наклонении обозначает действия, которые по-настоящему происходили, происходят или будут происходить.
Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по временам, числам и лицам.
Настоящее время: я читаю, ты идешь, мы рассуждаем.
Прошедшее время: я читал, ты шел, мы рассуждали.
Будущее время: я буду читать, ты пойдешь, мы будем рассуждать.
В настоящем и в будущем времени глаголы спрягаются — изменяются по лицам и числам.
Неопределенная форма глагола: ходить
1 лицо, единственное число: я хожу
1 лицо, множественное число: мы ходим
2 лицо, единственное число: ты ходишь
2 лицо, множественное число: вы ходите
3 лицо, единственное число: он, она, оно ходит
3 лицо, множественное число: они ходят
В прошедшем времени глаголы изменяются только по родам и числам.
Мужской род: мальчик думал
Женский род: девочка думала
Средний род: собрание думало
Множественное число: люди думали
Глаголы в форме прошедшего времени не имеют лица. Я думал, ты думал, он думал — во всех лицах используется одна и та же форма.
Изъявительное, условное и повелительное наклонение. примеры предложений
Глаголы изменяются по наклонениям в зависимости от того, о каких действиях мы говорим.
Изъявительное наклонение обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить.
Примеры изъявительного наклонения:Из дома вышел человек.Мы гостим у бабушки.Завтра вся семья пойдет в зоопарк.
Условное наклонение (оно же сослагательное) обозначает действие, которое может произойти при некоторых условиях. К глаголу при этом добавляется частица бы.
Примеры сослагательного наклонения:Пришел бы ты к нам в гости, мы бы тебя чаем угостили.Я был бы счастлив получить эту работу.Это не доставило бы мне удовольствия.
Повелительное наклонение обозначает действие, к которому пытаются призвать собеседника.
Примеры повелительного наклонения:Помогите!Лучше замолчи. Присаживайтесь, пожалуйста.
Имперфект
Имперфект – форма, являющаяся праславянским новообразованием, происхождение которой до конца не выяснено. Обычно в тексте имперфект обозначает действие длительное, повторяющееся, завершившееся в прошлом, не связанное с настоящим. В определении значения имперфекта в его противопоставленности аористу в лингвистической литературе существуют различные точки зрения.
Имперфект образовывался от основ инфинитива обычно несовершенного вида (а в ряде случаев и от основ настоящего времени) посредством суффикса, соединительных гласных *
- Посредством суффикса
имперфект образовывался в следующих случаях:
- Посредством суффикса
имперфект образовывался от основ инфинитива на суффиксальный [a] или [
]:
Глагол образовывал имперфект с помощью суффикса
от основы
.
Cпряжение имперфекта было унифицированным для всех разновидностей его образования:
В памятниках отражается ряд более поздних изменений в образовании имперфектных форм.
Инфинитив
Инфинитив был славянским новообразованием. Так же как и супин, представлял собой одну из именных форм глагола, утративших исходное изменение. Он образовывался от так называемой основы инфинитива присоединением суффикса
Их синтаксическая роль
Они являются сказуемыми.
Если есть глагол в простой форме повелительного наклонения, то подлежащего в предложении нет, есть только обращение: «Беги, дорогая, беги» – тут два однородных сказуемых «беги» и обращение «дорогая».
Если форма сложная, то подлежащее может быть: «Пусть задуют ветры» – есть подлежащее «ветры» и сказуемое «пусть задуют».
Про частицу
Формообразующие частицы – это служебные слова, поэтому выделяйте их вместе с тем словом, к которому они относятся. Если они относятся к сказуемому (задуют) – подчеркивайте как сказуемое. Подробнее об этом я написал в статье про служебные части речи.
Как образуется повелительное наклонение
Есть простая и сложная форма. Разберем сначала простую.
Она чаще всего образуется с помощью суффикса «-и-»: пиши, молчи, крути. Суффикс «-и-» нужен в трех случаях:
- У глагола ударение падает на личное окончание, а не на основу: звонить – звонЮ – звонИ.
- Есть приставка вы-, и на нее падает ударение: вЫпросить – выпроси.
- Основа заканчивается несколькими согласными звуками: отоПРи, соМКНи. Суффикс «-и-» здесь нужен для благозвучия, чтобы проще было произнести слово.
Иногда этот суффикс не нужен: встань, сядь, пой, вой [на луну]. Это происходит в двух случаях:
- Ударение падает на основу слова. Сравните: пишИ (на суффикс) – нОй (на основу).
- У глагола ударное окончание и при образовании повелительного наклонения появляется «й»: лить – льЮ – леЙ, пить – пьЮ – пеЙ.
Чтобы обратиться к группе людей, используется «-те». Это постфикс. Примеры с его использованием:
- Идемте домой.
- Сыграйте мне «Бурю» Бетховена.
- Отговорите его от побега.
Сложная форма – это когда к глаголу добавляется еще одно слово. А именно – частица: давай, пусть, пускай, да.
- Давай/давайте петь песни.
- Пусть говорят, что мы с тобой не пара.
- И пускай наше детство не кончится.
- Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо…
На заметку
Эти частицы называются «формообразующими», потому что они образуют «форму» повелительного наклонения.
Два важных момента.
Глагол может быть в изъявительном или сослагательном наклонении, но иметь значение повелительного. Например: «Молчал бы ты» – частица «бы» используется для образования сослагательного наклонения, но здесь очевидно повелительное «молчи». Другой пример – бабка гонит коз и говорит одной: «Пошла, Марька, пошла!». «Пошла» – глагол в изъявительном наклонении в значении повелительного.
Как правильно говорить
Надо говорить «глагол В …-ном наклонении». Потому что наклонение – это непостоянный признак. Если скажете «глагол повелительНОГО наклонения» – это будет ошибкой.
Выражать строгий приказ приказ может инфинитив: «Встать», «Сидеть», «Лежать».
Не допускайте орфографических и речевых ошибок
Если у вас повелительное наклонение образовалось бессуффиксным способом, то есть глагол оканчивается на согласный, у него на конце должен быть мягкий знак: «плачь», «сядь», «спрячь».
Мягкий знак сохраняется всегда. Даже когда вы добавляете постфиксы: «сядьте», «спрячься», «плачьте».
Мягкого знака нет, если глагол оканчивается на «-й»: вой, укрой.
Вид глагола в повелительном наклонении должен быть таким же, как вид «исходного» глагола. Поэтому:
- Надеть (что Сделать – Совершенный вид) – Надень (что Сделай) – Наденьте (что Сделайте).
- Надевать (что делать – несовершенный вид, нет буквы «с» в вопросе) – надевай (что делай) – надевайте (что делайте).
Нельзя от глагола «надеть» (что Сделать) образовать «надевай» (что делай). Это грубая ошибка.
Нельзя говорить «ехай» или «едь», «доедь». У глагола «ехать» повелительного наклонения вообще нет.
Ну и самое главное – «положи» или «клади». Никаких «ложи», «ложь», «положь».
Был у нас в вузе преподаватель (не лингвист), он говорил: «Ложьте сюда». Вот это вообще печалька.
Новый (тематический) сигматический аорист
Новый (тематический) сигматический аорист не имеет индоевропейских соответствий. Очевидно, он возник в праславянском языке как результат дальнейшего обобщения форм старого сигматического аориста. В древнейших памятниках старославянского языка он не представлен.
Этот аорист образовывался только от основ на согласный путем добавления вторичных окончаний, при этом корень аористной формы совпадал с основой инфинитива. Это и было, вероятно, причиной возникновения данной формы- стремление создать форму аориста, основа которой фонетически не отличалась от других глагольных основ. Возможно, он возник как результат контаминации форм простого и древнего сигматического аориста:
Есть и другое объяснение: в основах на согласный между конечным звуком основы и окончанием возникла протетическая тема *-2-м и 3-м лице единственного числа нового сигматического аориста сохранились формы простого аориcта.
Появление у глаголов с основой на согласный окончаний аориста глаголов на гласный можно рассматривать как результат тенденции к унификации средств выражения единых грамматических отношений.
Определение и признаки
Глаголы могут иметь одно из трех наклонений. Изъяснительное (индикатив) используется в тех случаях, когда необходимо рассказать о реально произошедшем или происходящем действии в прошлом или настоящем, или же в том случае, когда речь идет о будущем. Например:
- Мы ехали в автобусе (прошедшее время).
- Мы сидим на облаках (настоящее).
- Мы будем учиться, стараться, выигрывать (будущее).
Условное или сослагательное наклонение имеет значение действия, которое могло бы произойти в действительности при соблюдении определенных условий. Грамматическая форма его выражения — частица «бы» или «б». Примеры:
- Я бы пошел в ветеринары, поскольку люблю животных.
- Мне бы хоть толику твоего успеха.
Наконец, повелительная форма глагола в русском языке (императив) выражает побуждение к действию. К примеру:
- Будь осторожен, следи за собой.
- Не выковыривай лук из супа.
- Не читай в темноте — испортишь зрение.
Основными признаками являются:
- Значение побуждения к действию, просьбы или приказа. Отвечают на вопросы «что делай, что сделай».
- Обозначают то действие, которое может произойти после высказывания автора.
- Нет категории времени.
- Изменение возможно по лицам и числам. Форму следует определять при морфологическом разборе слова.
- Чаще всего выражены формой 2 лица единственного или множественного числа.
Различные наклонения используются в разных ситуациях, поэтому нельзя сказать, что одно из них является более значимым, нежели другое.
Особенности употребления
Очень важно определиться с тем, как правильно употреблять императив со стилистической точки зрения. Чаще всего эта глагольная форма является элементом разговорной речи и редко попадает в научные тексты. Но бывает и так, что она используется в публицистике для привлечения внимания читателя, например, журналист или автор статьи может использовать риторические восклицания: «Послушайте! Посмотрите! Наслаждайтесь! Удивляйтесь».
Используются такие варианты и в художественной литературе. В прозе чаще всего присутствуют они в прямой речи, в диалогах и монологах персонажей. В поэзии может иметь место риторическое обращение к воображаемому собеседнику.
Кроме того, возможны и иные случаи употребления данного наклонения:
- В официально-деловой стилистике употребляются формы модальности, образованные особым образом. Например, не «наградите почетной грамотой», а «наградить». Это тем не менее примеры императива. Аналогично: поблагодарить персонал, выразить соболезнования, уплатить штраф. Таким образом, для создания повелительной формы применяются инфинитивные конструкции с существительными любого склонения, рода, числа. Падеж чаще всего винительный.
- Такая же особенность употребления формы в юридических документах, заключениях, инструкциях, отчетах. Примеры: возместить моральный ущерб, лишить свободы на срок 5 лет и иные.
- Стилистика разговорности в художественном произведении может также выражаться обращениями автора к читателю. Это помогает создать непринужденный тон.
- В редких случаях применяется в отдельных научных жанрах (прежде всего, в учебной литературе) для того, чтобы вызвать интерес, усилить читательское внимание. Например: Не забывайте, что эти события происходили в каменном веке.
Глаголы могут изменяться не только по временам, но и по наклонениям, то есть одно и то же слово способно принимать форму изъяснительного, повелительного или условного. Все это помогает создать разнообразие словоформ, сделать речь богатой, выразительной и грамотной.
Перфект
Древний индоевропейский перфект издавна отсутствовал в славянских языках. Формы перфекта обозначали не действие в прошлом, а состояние в момент речи, явившееся результатом действия в прошлом. Это позволит писцам в грамотах XIV–XVI вв. использовать формы перфекта и формы настоящего времени как варианты (например, в завещательных грамотах русских князей). Перфект представлял собой аналитическую (сложную) форму, которая образовывалась сочетанием вспомогательного глагола [-l] спрягаемого глагола:
Перфект в виду своего значения не мог себе найти подлинное место в истории славянской системы прошедших времен. Он был тесно связан по смыслу с настоящим временем, так как обозначал не действие, а его результат, присутствовавший в момент речи о нем:
Перфект встречается в старославянских памятниках непоследовательно и преимущественно при передаче диалога (прямая речь). Вспомогательный глагол мог употребляться как перед причастием, так и после него.
Плюсквамперфект
Плюсквамперфект представлял собой аналитическую (сложную) форму, которая образовывалась сочетанием вспомогательного глагола
Формы вспомогательного глагола, как и в перфекте, указывали на лицо и число, причастие изменялось по родам и числам:
Давнопрошедшее действие (или действие, происшедшее ранее другого прошедшего времени) передавалось и сочетанием перфекта глагола
Причастия
Причастия являются глагольными формами, характеризующимися как категориями глагола (залог, в известной степени – время; сохранение вида производящей глагольной основы), так и морфологическими и синтаксическими особенностями имен прилагательных (изменяются по родам, числам и падежам). В старославянском языке были представлены следующие причастия:
Причастия имели как именные (нечленные, краткие), так и местоименные (членные, полные) формы. Местоименные формы причастий образовывались и склонялись как местоименные формы прилагательных. Причастие в его именной форме выступало в качестве сказуемого и определения.
Исходной формой были именные причастия; местоименная форма образовывалась из именной при помощи тех же средств, что и местоименные прилагательные. Вероятно, местоименные формы прилагательных были тем образцом, в соответствии с которым формировалась парадигма склонения членных причастий.
Нужно заметить, что установление синтаксических функций кратких причастий в древних текстах с точки зрения носителя современного русского языка нередко затруднительно. Оно может осознаваться и как сказуемое, и как определение с обстоятельственным значением. Это приведет в дальнейшем к выделению из класса причастий нового разряда слов – деепричастий.
Простой (асигматический) аорист
Простой (асигматический) аорист – одна из трех форм аориста, зафиксированных старославянскими памятниками. Он восходит к древнему индоевропейскому атематическому аористу (или имперфекту).
Простой аорист является наиболее старым образованием. Он встречается в глаголических памятниках (Зографском, Мариинском Евангелиях) и почти отсутствует в более поздних кириллических памятниках, например, в Супрасльской ркуописи.
Простой (асигматический) аорист образовывался путем присоединения вторичных окончаний к основе инфинитива. Он известен только от основ на согласный.
Вторичные окончания присоединялись к основе инфинитива с помощью тематических глаcных [] (в первом лице всех чисел и в третьем лице множественного числа) и [
] (во всех остальных формах). Если основа кончалась на заднеязычный согласный, то перед тематическим гласным [
] он подвергался действию первой палатализации.
В старославянских памятниках обнаруживается, что в живой речи XI в. формы простого аориста вышли или выходили из употребления. Особенно показательна в этом отношении Супрасльская рукопись: в обширном тексте есть только один пример простого аориста.
Ритика «видовой теории» развития системы славянских прошедших времен
Критики так называемой «видовой теории» отмечают, что аорист и имперфект могли образовываться от основы как совершенного, так и несовершенного вида. В своих исследованиях А. Достал установил, что аорист от основы несовершенного вида составляет примерно 40% от общего числа этих форм, а имперфет от основы совершенного вида – 10%.
Кроме того, если связывать исчезновение аориста и имперфекта с развитием вида, следует предположить, что в тех языках, которые сохраняли сложную систему прошедших времен, вид развивался меньше, чем в тех языках, которые утратили аорист и имперфект. Между тем, если видеть критерий развитости глагольного вида в способности образования от приставочного перфективного глагола совершенного вида приставочного глагола несовершенного вида, то как раз болгарский язык можно считаться языком с наиболее развитой категорией вида.
В болгарском языке в принципе каждый глагол совершенного вида может имперфективироваться: посредством присоединения суффикса может быть образована соответствующая форма несовершенного вида. В то же время здесь сохраняется сложная система прошедших времен.
Система прошедших времен
В старославянском языке значение действия, которое происходило в прошлом, выражалось при помощи четырех грамматических времен:
Такое же состояние системы прошедших времен было засвидетельствовано памятниками других древних славянских языков: древнерусского, древнечешского и т.д. Это дает основание говорить о четырех прошедших временах в праславянском языке.
Современные славянские языки по тому, как выражается в них значение прошедшего времени, делятся на две группы:
Воссоздание исторической системы славянских прошедших времен связано с решением целого ряда сложных вопросов. Каково значение каждого из четырех прошедших времен в старославянском, праславянском и отдельных славянских языках? Каковы их системные отношения в каждом из славянских языков?
Почему севернославянские языки утратили сложную систему прошедших времен, а южные нет? Решение этих проблем, трудных самих по себе, усложняется необходимостью учитывать развитие глагольного вида, тесно связанного в славянских языках с категорией времени. Истории системы славянских прошедших времен посвящено много работ, в которых высказываются различные мнения.
Система форм будущего времени
Особое образование форм будущего времени, представленное в истории некоторых индоевропейских языков, было утрачено славянскими языками давно. Не отразились эти формы и в старославянских памятниках. Уже в праславянском языке будущее время передавалось другими способами.
В старославянском языке значение действия, которое будет происходить в будущем, могло выражаться при помощи глаголов в форме настоящего времени. Глаголы настоящего времени, употребленные в значении будущего времени, могли быть как совершенного, так и несовершенного вида (ср. русск:
Глагол
Значение будущего времени, указание на действие (состояние), которое будет иметь место после момента речи, в старославянском языке передавалось также при помощи двух будущих сложных времен.
Составная форма повелительного наклонения
Составная форма повелительного наклонения складывается из глаголов 1 или 3 лица единственного и множественного числа настоящего или будущего времени и формообразующих частиц «да», «давай», «давайте», «пусть», «пускай»:
- да будет согласие,
- давай пойдем,
- давайте спросим его,
- пусть веселится,
- пускай позвонят.
Для наглядности составим таблицу форм глаголов повелительного наклонения.
Единственное число | Множественное число | |
1-е лицо | – | давай прочитаем, давайте решим, поедем, поедемте. Давайте купим билеты на этот самолёт. |
2-е лицо | Проснись, нарисуй, убери, покрась, ещё полежи-ка. Поезжай к бабушке сейчас. | Поставьте, отпразднуйте, укажите, сберегите, напишите-ка. Предложите ему пообедать с нами. |
3-е лицо | Пусть скажет, пускай ответит. Пусть подумает над этим предложением. | Пусть гуляет, пускай спрашивают. Пускай обсудят эту проблему вместе. |
В качестве повелительного наклонения используется неопределенная форма глагола, которая произносится с особой интонацией в форме приказа:
- Встать!
- Сесть!
- Разойтись!
- Построиться!
В речи нередко наблюдается использование одного наклонения в значении другого:
1. повелительное наклонение в значении условного
Будь ты посмелее, выступил бы лучше.
2. условное наклонение в значении повелительного
Вы бы поели.
3. изъявительное наклонение в значении повелительного
Пошёл прочь!
Не имеют форм повелительного наклонения:
- безличные глаголы (лихорадит, трясёт, светает и пр.),
- глаголы восприятия (видеть, слышать, чувствовать),
- глаголы состояния (зябнуть, недомогать, обезножеть),
- модальные глаголы (мочь, желать, хотеть) и др.
Старый (нетематический) сигматический аорист
Старый сигматический аорист в праславянском языке являлся продолжением индоевропейского сигматического аориста. Он мог образовываться от глаголов с основой на согласный и гласный, в том числе с корневым *--.Свое название он получил от показателя [s], который присоединялся к основе инфинитива и предшествовал вторичным окончаниям. При этом конечный согласный корня претерпевал изменения:
Формы 2 и 3 лица у глаголов с основой на согласный были утрачены и заменены соответствующими формами простого аориста.
Если основа инфинитива глагола оканчивалась на гласный [] или [
], то суффикс *-s- присоединялся непосредственно к основе, а между суффиксом *-s- и вторичным окончанием 1-го лица единственного, двойственного и множественного числа для образования формы использовался соединительный *-
-. При этом *-s- после [i] и [u] закономерно изменялся в [ch].
Таким образом, достаточно рано (уже к IX веку) оформились парадигмы древнего сигматического аориста, где в суффиксе было представлено чередование:
Страдательные причастия настоящего времени
Причастия страдательного залога настоящего времени образовывались прибавлением суффикса
Страдательные причастия прошедшего времени
Причастия страдательного залога прошедшего времени образовывались посредством суффиксов
Страдательные причастия прошедшего времени – это единственный разряд причастий, сохранившийся во всех славянских языках, причем не только в литературных языках, но и в просторечии, и в диалектах. Они сохранились во многих индоевропейских языках (ср. лат. ornatus, captus; нем. gemacht, gebracht и др.).
В разных языках распределение суффиксов по отношению к основе могло быть различным, один суффикс за счет другого мог приобретать бóльшую продуктивность: так, в литовском и латинском более продуктивным оказался суффикс [-t-], а в праславянском [-n-].
Супин
Супин, также как и инфинитив, представлял собой одну из именных форм глагола, утративших исходное изменение. Он образовывался прибавлением к основе инфинитива суффикса [
ь]:
Супин употреблялся после глаголов, обозначающих движение, и указывал цель этого движения:
Исторически супин – это старая форма винительного падежа единственного числа имен с основой на *-
Трудные случаи
Есть некоторые глаголы, которые не могут образовывать формы повелительного наклонения, однако в некоторых случаях образование происходит особым образом. Чтобы не допустить ошибки, следует воспользоваться такой таблицей:
Начальная форма | Побудительное наклонение | |
Ед.ч. | Мн.ч. | |
Глядеть | Гляди | Глядите |
Ехать | Поезжай | Поезжайте |
Лазать | Лазай | Лазайте |
Лезть | Полезай, лезь | Полезайте, лезьте |
Лечь | Ляг | Лягте |
Трогать | Трогай | Трогайте |
Слова вида «ехай», «едь» являются неверно употребленными, их использовать в художественной литературе или в грамотной речи недопустимо.
Глагол «бывать» образует две формы: бывай (в значении «прощай», «будь здоров») и будь (находись). Например: Ну, бывай — будь здесь, я скоро вернусь.
Не образуют данной формы некоторые категории глаголов: те, что обозначают действие и состояние, совершающееся без участия конкретного лица или независимо от его воли; также безличные, модальные, глаголы состояния и восприятия.
Образование формы императива у некоторых глаголов с приставкой возможно двумя путями: с суффиксом -И или с нулевым, причем оба варианта равнозначны. Примеры: выкини и выкинь, выброси и выбрось, высуни и высунь, высыпи и высыпь.
Упоминания в литературе
Семитский глагол характеризуется рядом «тем», выражающих производные от основного значения, и образуется изменениями корня. Так выражаются, например, интенсивное или повторяющееся действие,
повелительное наклонение
, а также страдательный залог и возвратное или взаимное действие. Семитские глаголы обычно приводятся не в инфинитиве, хотя английские инфинитивы могут использоваться для передачи их значения, а в третьем лице единственного числа перфектного времени, так как это их простейшая форма. Поэтому слово «писать» в арабском будет выглядеть как kataba, хотя фактически, как мы уже видели, оно означает «он написал». Удлинив первую гласную, получаем kātaba — так выражается взаимное действие – «писать друг другу». Добавив приставку а-и отбросив первую корневую согласную, получим aktaba — «заставлять писать». В общем, нетрудно видеть, что, имея корень k-t-b, можно образовать довольно много новых слов.
Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, медвежата – медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы
повелительного наклонения
некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао).
Основы типа II используются для образования таких форм глагола, как пассив, медио-пассив, для формирования
повелительного наклонения
, а также для того, чтобы «сформулировать вопросы, ответы на которые, не зависящие от познаний говорящего или слушателя, будут становиться несбыточными пожеланиями. Чтобы выразить отрицание, вопрос или удивление, к этой основе прибавляется суффикс неосведомленности» (ibid., p. 94). Кроме того, основы типа II дополняются многозначным суффиксом, который «один используется для выражения будущности, причинности, потенциальной возможности, вероятности, необходимости; а также, чтобы сказать о неизбежном будущем, которое, вероятно, может и должно наступить, и перед лицом которого индивидуум беззащитен» (ibid., p. 95).
Все нормативные акты обезличены законодателем и несут в себе неиндивидуальный характер стиля законодательных положений. Так, в лексическом отношении безличность стиля влечет за собой полный отказ от употребления личных местоимений и личных форм глаголов
повелительного наклонения
и др. Напротив, в актах правоприменения в значении повелительных действий используются инфинитивные конструкции, такие, как «обязать, поручить, возложить, обеспечить, разработать» и т. д. Обычно они однородны и похожи один на другой (правда, есть стилевые особенности у актов текущего правотворчества и кодификационных актов). Имеет значение и такая черта законодательства, как оперирование заранее установленными языковыми средствами, унифицированность и стереотипность форм выражения воли законодателя. Это порождает формализацию, когда для выражения одной и той же мысли используется один и тот же ряд слов или приемов, применяемых в определенной последовательности[84]. То есть в тексте закона применяются стандартные термины, стереотипные фразы и выражения, устоявшиеся стабильные языковые конструкции. Соответственно для норм, регулирующих близкие отношения, так в Особенной части УК надо применять одинаковые грамматические и синтаксические обороты и конструкции.