Конспект «Наклонение глаголов» — УчительPRO

Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO Залог недвижимости
Содержание
  1. Чего нет у глаголов в повелительном наклонении и что у них есть
  2. Нормы правописания
  3. Аорист
  4. Грамматические категории: вид
  5. Грамматические категории: род
  6. Грамматические категории: число
  7. Действительные причастия настоящего времени
  8. Действительные причастия прошедшего времени: несклоняемые формы
  9. Действительные причастия прошедшего времени: склоняемые формы
  10. Изъявительное наклонение. индикатив
  11. Изъявительное, условное и повелительное наклонение. примеры предложений
  12. Имперфект
  13. Инфинитив
  14. Их синтаксическая роль
  15. Как образуется повелительное наклонение
  16. Не допускайте орфографических и речевых ошибок
  17. Новый (тематический) сигматический аорист
  18. Определение и признаки
  19. Особенности употребления
  20. Перфект
  21. Плюсквамперфект
  22. Причастия
  23. Простой (асигматический) аорист
  24. Ритика «видовой теории» развития системы славянских прошедших времен
  25. Система прошедших времен
  26. Система форм будущего времени
  27. Составная форма повелительного наклонения
  28. Старый (нетематический) сигматический аорист
  29. Страдательные причастия настоящего времени
  30. Страдательные причастия прошедшего времени
  31. Супин
  32. Трудные случаи
  33. Упоминания в литературе

Чего нет у глаголов в повелительном наклонении и что у них есть

У них нет времени. Потому что никакого действия на самом деле нет. Мама говорит ребенку: «Спи, моя радость, усни» – понятное дело, что ребенок не спит. И не факт еще, что уснет.

Но есть лицо и число. Лицо чаще всего второе, а число – либо единственное, либо множественное. Чтобы это доказать, подставим местоимения «ты», «вы». Например: «[Ты] позвони мне, когда приедешь», «[Вы] позвоните мне, когда приедете».

Как и у всех остальных глаголов, у этих есть спряжение, вид и переходность. Спряжение – либо первое, либо второе, в зависимости от гласного в окончании. Вид – совершенный (что сделай? – напиши письмо) или несовершенный (что делай? – пиши письмо).

Глагол переходный, если у него есть зависимое слово в винительном падеже без предлога. То есть слово отвечает на вопросы кого/что: читай (что?) книгу, ищи (кого?) курицу.

У этих глаголов может быть род, например: «Шел бы ты домой» – «Шла бы ты домой» – «Шло бы ты домой».

Нормы правописания

Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения употребляется в случае, если слово завершается на согласную. Например: кинуть — кинь, бросить — брось. Если слово используется во множественном числе, то перед окончанием -те также пишется Ь: киньте, бросьте.

В случае если в единственном числе повелительного наклонения глагол заканчивается на -И, то эта же буква должна употребляться и во множественном числе вне зависимости от спряжения:

  1. Первое: неси — несите, пиши — пишите, обозначай — обозначайте.
  2. Второе: смотри — смотрите, гляди — глядите, определи — определите, правь — правьте, значь — значьте.

Форма мн. ч. повелит. накл. глаголов второго спряжения полностью совпадает с формой 2-го лица мн. ч. наст. времени. А у глаголов первого спряжения эти формы не совпадают.

Чтобы отработать навык грамотного письма, ученикам дома и на уроках в классе предстоит выполнить несколько различных упражнений. Самое распространенное задание — переписать предложения или текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя их правописание правилом.

Кроме того, можно выполнить текстовое задание: выбрать из предложенных вариантов тот, в котором все слова написаны правильно или неправильно. Развить умение правильно образовывать форму поможет такое задание: образуйте от предложенных глаголов повелительное наклонение.

Аорист

В определении значения аориста в его противопоставленности имперфекту в лингвистической литературе нет единого мнения. Широко распространено мнение, что аорист обозначал действие непродолжительное, точечное, неповторяющееся, то есть отношения между аористом и имперфектом близки к видовым.

Из такого определения простых прошедших времен и исходит так называемая видовая теория. В работах других лингвистов, например, О. Есперсена, высказывается иная точка зрения: при помощи аориста и имперфекта передавалось различие в темпе описываемых событий.

Аорист обозначает единичное, неповторяющееся действие в прошлом, которое завершено и никак не соотносится с настоящим. Цепочка аористных форм обозначает последовательно сменяющие друг друга действия в прошлом. Формы аориста по преимуществу образуются от глаголов совершенного вида. Случаи образования аориста от основ несовершенного вида в старославянском относительно редки.

В старославянских памятниках присутствуют формы трех типов аориста, первые два из которых были унаследованы из индоевропейского языка, а третий развился уже на славянской почве:

Термины: сигматический и асигматический аорист – произошли от названия греческой буквы Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO

Грамматические категории: вид

Вид – грамматическая категория, обозначающая границы и характер протекания действия во времени.

В славянских языках противопоставлены совершенный и несовершенный вид. Значение вида выражается глагольной основой. Глагольные основы совершенного вида указывают не столько на само действие, сколько на его временные границы, на соотнесенность конца и начала.

Этому возможно дать иное определение: глаголы совершенного вида обладают значением ограниченности действия пределом, признаком целостности действия. В глаголах совершенного вида этот предел чаще всего осмысляется как некоторая критическая точка, по достижении которой действие, исчерпав себя, прекращается. Возможны различные семантические соотношения глаголов совершенного и несовершенного вида:

Таким образом, в видовой паре противопоставляется представление действия как целостного акта – действию как процессу в его длительности или повторяемости.
Видовые отношения в старославянском языке обладали определенной спецификой.

Грамматические категории: род

Род – грамматическая категория, свойственная разным частям речи и традиционно распределяющая слова по двум или трем классам. В старославянском языке было три рода: мужской, женский, средний.

Для существительных категория рода является классифицирующей (грамматической). Универсальность категории рода в старославянском языке проявлялась в том, что каждое существительное сохраняло определенную родовую принадлежность во всех числах и падежах (в отличие от современного русского языка).

При этом родовая принадлежность не имела прямой связи с лексическим значением слова. Лишь достаточно малочисленные группы существительных со значением лица сохраняли семантическую зависимость родового распределения (ср.: русск. мой брат, отец, сын; моя сестра, мать, дочь).

В именительном падеже у существительных всех трех родов могли быть разные окончания:

Для глаголов и прилагательных категория рода была словоизменительной (синтаксической), проявляемой в согласовании.

Происхождение категории рода на индоевропейской почве всегда привлекал внимание исследователей, которые высказывали различные мнения по этому поводу.

Грамматические категории: число

Число – это грамматическая категория, способная выражать количественные характеристики. Как независимая грамматическая категория число свойственно существительным и некоторым местоимениям, остальные части речи имеют синтаксическую категорию числа: формы числа у них согласуются с формой существительного или местоимения.

В старославянском языке, в отличие от современного русского языка, было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное:

Регулярность числовых противопоставлений имени в старославянском языке проявлялась в возможности образования форм числа именами с отвлеченным, вещественным или собирательным значением, т.е. морфологическая система южнославянского диалекта, легшего в основу старославянского языка, разрешала образование числовых форм существительными вне зависимости от их лексического значения:

Однако обычно эти имена обычно употреблялись в единственном числе, если не возникала необходимость передачи каких-либо дополнительных значений, подчеркивающих значительность множества.

Изменение имен по падежам и числам называется склонением.

Действительные причастия настоящего времени

Причастия действительного залога настоящего времени в старославянском языке образовывались от глагольных основ настоящего времени с помощью суффиксов Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROлаборант, доцент, агент, студент и др.). Этот же суффикс в варианте *-nt- использовался для образования причастий в праславянском языке. Он присоединялся к основе настоящего времени:

Первоначально причастия, вероятно, склонялись по типу имен на согласный. Во всяком случае след принадлежности причастий к именному склонению на согласный сохранился в окончании формы именительного падежа множественного числа мужского рода:

Опосредованно об этом свидетельствует несовпадение основ И. п. и остальных падежей, например:

В протославянский период основа причастий была распространена посредством *jКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO

Действительные причастия прошедшего времени: несклоняемые формы

Несклоняемые причастия действительного залога прошедшего времени образовывались от основ инфинитива прибавлением суффикса Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO

Образование этих форм характеризовалось рядом особенностей:

Несклоняемые формы причастий на Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO

В истории этого причастия много неясного. Так, возникает вопрос, почему праславянский имел две формы действительного причастия прошедшего времени. Должны были быть между ними какие-то различия. А. Мейе называет несклоняемое причастие предикативным. Однако нельзя с уверенностью говорить, употреблялось ли оно в качестве определения или нет.

Распространено мнение, что отглагольные прилагательные типа усталый, угорелый, гнилой являются остатком праславянского состояния. Но эти прилагательные – более поздние образования от глаголов со значением состояния или перехода в состояние. И ни один славянский язык не сохранил образований типа *неслый и т. д.

Еще про залог:  Прокат авто без водителя Воронеж / Аренда авто / Услуги Воронеж - объявления о услугах - - Услуджио, Услугио

Действительные причастия прошедшего времени: склоняемые формы

Склоняемые причастия действительного залога прошедшего времени образовывались от основ инфинитива прибавлением суффиксов Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO[Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO] отсутствовал:

При этом у глаголов, у которых основа инфинитива оканчивалась на суффиксальный [i] , достаточно рано, еще в праславянском языке, суффиксальный [i] перешел в [j], в результате чего предшествующий согласный подвергся палатализации, а последующий гласный [ъ] > [ь]:

Позднее от этих глаголов действительные причастия прошедшего времени стали образовываться так же, как и от других глаголов с основой инфинитива на гласный, то есть посредством суффикса Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO

Изъявительное наклонение. индикатив

Глаголы в изъявительном наклонении обозначает действия, которые по-настоящему происходили, происходят или будут происходить.

Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по временам, числам и лицам.

Настоящее время: я читаю, ты идешь, мы рассуждаем.

Прошедшее время: я читал, ты шел, мы рассуждали.

Будущее время: я буду читать, ты пойдешь, мы будем рассуждать.

В настоящем и в будущем времени глаголы спрягаются — изменяются по лицам и числам.

Неопределенная форма глагола: ходить
1 лицо, единственное число: я хожу
1 лицо, множественное число: мы ходим
2 лицо, единственное число: ты ходишь
2 лицо, множественное число: вы ходите
3 лицо, единственное число: он, она, оно ходит
3 лицо, множественное число: они ходят

В прошедшем времени глаголы изменяются только по родам и числам.

Мужской род: мальчик думал
Женский род: девочка думала
Средний род: собрание думало
Множественное число: люди думали

Глаголы в форме прошедшего времени не имеют лица. Я думал, ты думал, он думал — во всех лицах используется одна и та же форма.

Изъявительное, условное и повелительное наклонение. примеры предложений

Глаголы изменяются по наклонениям в зависимости от того, о каких действиях мы говорим.

Изъявительное наклонение обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить.

Примеры изъявительного наклонения:Из дома вышел человек.Мы гостим у бабушки.Завтра вся семья пойдет в зоопарк.

Условное наклонение (оно же сослагательное) обозначает действие, которое может произойти при некоторых условиях. К глаголу при этом добавляется частица бы.

Примеры сослагательного наклонения:Пришел бы ты к нам в гости, мы бы тебя чаем угостили.Я был бы счастлив получить эту работу.Это не доставило бы мне удовольствия.

Повелительное наклонение обозначает действие, к которому пытаются призвать собеседника.

Примеры повелительного наклонения:Помогите!Лучше замолчи. Присаживайтесь, пожалуйста.

Имперфект

Имперфект – форма, являющаяся праславянским новообразованием, происхождение которой до конца не выяснено. Обычно в тексте имперфект обозначает действие длительное, повторяющееся, завершившееся в прошлом, не связанное с настоящим. В определении значения имперфекта в его противопоставленности аористу в лингвистической литературе существуют различные точки зрения.

Имперфект образовывался от основ инфинитива обычно несовершенного вида (а в ряде случаев и от основ настоящего времени) посредством суффикса, соединительных гласных *Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO

  1. Посредством суффикса Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO имперфект образовывался в следующих случаях:
  2. Посредством суффикса Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO имперфект образовывался от основ инфинитива на суффиксальный [a] или [Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO]:
  3. Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO

    Глагол Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO образовывал имперфект с помощью суффикса Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO от основы Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO.

Cпряжение имперфекта было унифицированным для всех разновидностей его образования:

В памятниках отражается ряд более поздних изменений в образовании имперфектных форм.

Инфинитив

Инфинитив был славянским новообразованием. Так же как и супин, представлял собой одну из именных форм глагола, утративших исходное изменение. Он образовывался от так называемой основы инфинитива присоединением суффикса Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO

Их синтаксическая роль

Они являются сказуемыми.

Если есть глагол в простой форме повелительного наклонения, то подлежащего в предложении нет, есть только обращение: «Беги, дорогая, беги» – тут два однородных сказуемых «беги» и обращение «дорогая».

Если форма сложная, то подлежащее может быть: «Пусть задуют ветры» – есть подлежащее «ветры» и сказуемое «пусть задуют».

Про частицу

Формообразующие частицы – это служебные слова, поэтому выделяйте их вместе с тем словом, к которому они относятся. Если они относятся к сказуемому (задуют) – подчеркивайте как сказуемое. Подробнее об этом я написал в статье про служебные части речи.

Как образуется повелительное наклонение

Есть простая и сложная форма. Разберем сначала простую.

Она чаще всего образуется с помощью суффикса «-и-»: пиши, молчи, крути. Суффикс «-и-» нужен в трех случаях:

  1. У глагола ударение падает на личное окончание, а не на основу: звонить – звонЮ – звонИ.
  2. Есть приставка вы-, и на нее падает ударение: вЫпросить – выпроси.
  3. Основа заканчивается несколькими согласными звуками: отоПРи, соМКНи. Суффикс «-и-» здесь нужен для благозвучия, чтобы проще было произнести слово.

Иногда этот суффикс не нужен: встань, сядь, пой, вой [на луну]. Это происходит в двух случаях:

  1. Ударение падает на основу слова. Сравните: пишИ (на суффикс) – нОй (на основу).
  2. У глагола ударное окончание и при образовании повелительного наклонения появляется «й»: лить – льЮ – леЙ, пить – пьЮ – пеЙ.

Чтобы обратиться к группе людей, используется «-те». Это постфикс. Примеры с его использованием:

  1. Идемте домой.
  2. Сыграйте мне «Бурю» Бетховена.
  3. Отговорите его от побега.

Сложная форма – это когда к глаголу добавляется еще одно слово. А именно – частица: давай, пусть, пускай, да.

  1. Давай/давайте петь песни.
  2. Пусть говорят, что мы с тобой не пара.
  3. И пускай наше детство не кончится.
  4. Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо…

На заметку

Эти частицы называются «формообразующими», потому что они образуют «форму» повелительного наклонения.

Два важных момента.

Глагол может быть в изъявительном или сослагательном наклонении, но иметь значение повелительного. Например: «Молчал бы ты» – частица «бы» используется для образования сослагательного наклонения, но здесь очевидно повелительное «молчи». Другой пример – бабка гонит коз и говорит одной: «Пошла, Марька, пошла!». «Пошла» – глагол в изъявительном наклонении в значении повелительного.

Как правильно говорить

Надо говорить «глагол В …-ном наклонении». Потому что наклонение – это непостоянный признак. Если скажете «глагол повелительНОГО наклонения» – это будет ошибкой.

Выражать строгий приказ приказ может инфинитив: «Встать», «Сидеть», «Лежать».

Не допускайте орфографических и речевых ошибок

Если у вас повелительное наклонение образовалось бессуффиксным способом, то есть глагол оканчивается на согласный, у него на конце должен быть мягкий знак: «плачь», «сядь», «спрячь».

Мягкий знак сохраняется всегда. Даже когда вы добавляете постфиксы: «сядьте», «спрячься», «плачьте».

Мягкого знака нет, если глагол оканчивается на «-й»: вой, укрой.

Вид глагола в повелительном наклонении должен быть таким же, как вид «исходного» глагола. Поэтому:

  1. Надеть (что Сделать – Совершенный вид) – Надень (что Сделай) – Наденьте (что Сделайте).
  2. Надевать (что делать – несовершенный вид, нет буквы «с» в вопросе) – надевай (что делай) – надевайте (что делайте).

Нельзя от глагола «надеть» (что Сделать) образовать «надевай» (что делай). Это грубая ошибка.

Нельзя говорить «ехай» или «едь», «доедь». У глагола «ехать» повелительного наклонения вообще нет.

Ну и самое главное – «положи» или «клади». Никаких «ложи», «ложь», «положь».

Был у нас в вузе преподаватель (не лингвист), он говорил: «Ложьте сюда». Вот это вообще печалька.

Новый (тематический) сигматический аорист

Новый (тематический) сигматический аорист не имеет индоевропейских соответствий. Очевидно, он возник в праславянском языке как результат дальнейшего обобщения форм старого сигматического аориста. В древнейших памятниках старославянского языка он не представлен.

Этот аорист образовывался только от основ на согласный путем добавления вторичных окончаний, при этом корень аористной формы совпадал с основой инфинитива. Это и было, вероятно, причиной возникновения данной формы- стремление создать форму аориста, основа которой фонетически не отличалась от других глагольных основ. Возможно, он возник как результат контаминации форм простого и древнего сигматического аориста:

Есть и другое объяснение: в основах на согласный между конечным звуком основы и окончанием возникла протетическая тема *-Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO2-м и 3-м лице единственного числа нового сигматического аориста сохранились формы простого аориcта.

Появление у глаголов с основой на согласный окончаний аориста глаголов на гласный можно рассматривать как результат тенденции к унификации средств выражения единых грамматических отношений.

Определение и признаки

Глаголы могут иметь одно из трех наклонений. Изъяснительное (индикатив) используется в тех случаях, когда необходимо рассказать о реально произошедшем или происходящем действии в прошлом или настоящем, или же в том случае, когда речь идет о будущем. Например:

  • Мы ехали в автобусе (прошедшее время).
  • Мы сидим на облаках (настоящее).
  • Мы будем учиться, стараться, выигрывать (будущее).
Еще про залог:  Кредиты под залог дома с участком в Екатеринбурге: 20 банков, где можно взять кредит под залог загородной недвижимости

Условное или сослагательное наклонение имеет значение действия, которое могло бы произойти в действительности при соблюдении определенных условий. Грамматическая форма его выражения — частица «бы» или «б». Примеры:

  • Я бы пошел в ветеринары, поскольку люблю животных.
  • Мне бы хоть толику твоего успеха.


Наконец, повелительная форма глагола в русском языке (императив) выражает побуждение к действию. К примеру:

  • Будь осторожен, следи за собой.
  • Не выковыривай лук из супа.
  • Не читай в темноте — испортишь зрение.

Основными признаками являются:

  1. Значение побуждения к действию, просьбы или приказа. Отвечают на вопросы «что делай, что сделай».
  2. Обозначают то действие, которое может произойти после высказывания автора.
  3. Нет категории времени.
  4. Изменение возможно по лицам и числам. Форму следует определять при морфологическом разборе слова.
  5. Чаще всего выражены формой 2 лица единственного или множественного числа.

Различные наклонения используются в разных ситуациях, поэтому нельзя сказать, что одно из них является более значимым, нежели другое.

Особенности употребления

Очень важно определиться с тем, как правильно употреблять императив со стилистической точки зрения. Чаще всего эта глагольная форма является элементом разговорной речи и редко попадает в научные тексты. Но бывает и так, что она используется в публицистике для привлечения внимания читателя, например, журналист или автор статьи может использовать риторические восклицания: «Послушайте! Посмотрите! Наслаждайтесь! Удивляйтесь».

Используются такие варианты и в художественной литературе. В прозе чаще всего присутствуют они в прямой речи, в диалогах и монологах персонажей. В поэзии может иметь место риторическое обращение к воображаемому собеседнику.

Кроме того, возможны и иные случаи употребления данного наклонения:

  1. В официально-деловой стилистике употребляются формы модальности, образованные особым образом. Например, не «наградите почетной грамотой», а «наградить». Это тем не менее примеры императива. Аналогично: поблагодарить персонал, выразить соболезнования, уплатить штраф. Таким образом, для создания повелительной формы применяются инфинитивные конструкции с существительными любого склонения, рода, числа. Падеж чаще всего винительный.
  2. Такая же особенность употребления формы в юридических документах, заключениях, инструкциях, отчетах. Примеры: возместить моральный ущерб, лишить свободы на срок 5 лет и иные.
  3. Стилистика разговорности в художественном произведении может также выражаться обращениями автора к читателю. Это помогает создать непринужденный тон.
  4. В редких случаях применяется в отдельных научных жанрах (прежде всего, в учебной литературе) для того, чтобы вызвать интерес, усилить читательское внимание. Например: Не забывайте, что эти события происходили в каменном веке.

Глаголы могут изменяться не только по временам, но и по наклонениям, то есть одно и то же слово способно принимать форму изъяснительного, повелительного или условного. Все это помогает создать разнообразие словоформ, сделать речь богатой, выразительной и грамотной.

Перфект

Древний индоевропейский перфект издавна отсутствовал в славянских языках. Формы перфекта обозначали не действие в прошлом, а состояние в момент речи, явившееся результатом действия в прошлом. Это позволит писцам в грамотах XIV–XVI вв. использовать формы перфекта и формы настоящего времени как варианты (например, в завещательных грамотах русских князей). Перфект представлял собой аналитическую (сложную) форму, которая образовывалась сочетанием вспомогательного глагола Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO[-l] спрягаемого глагола:

Перфект в виду своего значения не мог себе найти подлинное место в истории славянской системы прошедших времен. Он был тесно связан по смыслу с настоящим временем, так как обозначал не действие, а его результат, присутствовавший в момент речи о нем:

Перфект встречается в старославянских памятниках непоследовательно и преимущественно при передаче диалога (прямая речь). Вспомогательный глагол мог употребляться как перед причастием, так и после него.

Плюсквамперфект

Плюсквамперфект представлял собой аналитическую (сложную) форму, которая образовывалась сочетанием вспомогательного глагола Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO

Формы вспомогательного глагола, как и в перфекте, указывали на лицо и число, причастие изменялось по родам и числам:

Давнопрошедшее действие (или действие, происшедшее ранее другого прошедшего времени) передавалось и сочетанием перфекта глагола Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO

Причастия

Причастия являются глагольными формами, характеризующимися как категориями глагола (залог, в известной степени – время; сохранение вида производящей глагольной основы), так и морфологическими и синтаксическими особенностями имен прилагательных (изменяются по родам, числам и падежам). В старославянском языке были представлены следующие причастия:

Причастия имели как именные (нечленные, краткие), так и местоименные (членные, полные) формы. Местоименные формы причастий образовывались и склонялись как местоименные формы прилагательных. Причастие в его именной форме выступало в качестве сказуемого и определения.

Исходной формой были именные причастия; местоименная форма образовывалась из именной при помощи тех же средств, что и местоименные прилагательные. Вероятно, местоименные формы прилагательных были тем образцом, в соответствии с которым формировалась парадигма склонения членных причастий.

Нужно заметить, что установление синтаксических функций кратких причастий в древних текстах с точки зрения носителя современного русского языка нередко затруднительно. Оно может осознаваться и как сказуемое, и как определение с обстоятельственным значением. Это приведет в дальнейшем к выделению из класса причастий нового разряда слов – деепричастий.

Простой (асигматический) аорист

Простой (асигматический) аорист – одна из трех форм аориста, зафиксированных старославянскими памятниками. Он восходит к древнему индоевропейскому атематическому аористу (или имперфекту).

Простой аорист является наиболее старым образованием. Он встречается в глаголических памятниках (Зографском, Мариинском Евангелиях) и почти отсутствует в более поздних кириллических памятниках, например, в Супрасльской ркуописи.

Простой (асигматический) аорист образовывался путем присоединения вторичных окончаний к основе инфинитива. Он известен только от основ на согласный.

Вторичные окончания присоединялись к основе инфинитива с помощью тематических глаcных [Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO] (в первом лице всех чисел и в третьем лице множественного числа) и [Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO] (во всех остальных формах). Если основа кончалась на заднеязычный согласный, то перед тематическим гласным [Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO] он подвергался действию первой палатализации.

В старославянских памятниках обнаруживается, что в живой речи XI в. формы простого аориста вышли или выходили из употребления. Особенно показательна в этом отношении Супрасльская рукопись: в обширном тексте есть только один пример простого аориста.

Ритика «видовой теории» развития системы славянских прошедших времен

Критики так называемой «видовой теории» отмечают, что аорист и имперфект могли образовываться от основы как совершенного, так и несовершенного вида. В своих исследованиях А. Достал установил, что аорист от основы несовершенного вида составляет примерно 40% от общего числа этих форм, а имперфет от основы совершенного вида  – 10%.

Кроме того, если связывать исчезновение аориста и имперфекта с развитием вида, следует предположить, что в тех языках, которые сохраняли сложную систему прошедших времен, вид развивался меньше, чем в тех языках, которые утратили аорист и имперфект. Между тем, если видеть критерий развитости глагольного вида в способности образования от приставочного перфективного глагола совершенного вида приставочного глагола несовершенного вида, то как раз болгарский язык можно считаться языком с наиболее развитой категорией вида.

В болгарском языке в принципе каждый глагол совершенного вида может имперфективироваться: посредством присоединения суффикса может быть образована соответствующая форма несовершенного вида. В то же время здесь сохраняется сложная система прошедших времен.

Система прошедших времен

В старославянском языке значение действия, которое происходило в прошлом, выражалось при помощи четырех грамматических времен:

Такое же состояние системы прошедших времен было засвидетельствовано памятниками других древних славянских языков: древнерусского, древнечешского и т.д. Это дает основание говорить о четырех прошедших временах в праславянском языке.

Современные славянские языки по тому, как выражается в них значение прошедшего времени, делятся на две группы:

Воссоздание исторической системы славянских прошедших времен связано с решением целого ряда сложных вопросов. Каково значение каждого из четырех прошедших времен в старославянском, праславянском и отдельных славянских языках? Каковы их системные отношения в каждом из славянских языков?

Почему севернославянские языки утратили сложную систему прошедших времен, а южные нет? Решение этих проблем, трудных самих по себе, усложняется необходимостью учитывать развитие глагольного вида, тесно связанного в славянских языках с категорией времени. Истории системы славянских прошедших времен посвящено много работ, в которых высказываются различные мнения.

Еще про залог:  Диссертация на тему «Ипотека как гражданское правоотношение», скачать бесплатно автореферат по специальности ВАК РФ 12.00.03 - Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Система форм будущего времени

Особое образование форм будущего времени, представленное в истории некоторых индоевропейских языков, было утрачено славянскими языками давно. Не отразились эти формы и в старославянских памятниках. Уже в праславянском языке будущее время передавалось другими способами.

В старославянском языке значение действия, которое будет происходить в будущем, могло выражаться при помощи глаголов в форме настоящего времени. Глаголы настоящего времени, употребленные в значении будущего времени, могли быть как совершенного, так и несовершенного вида (ср. русск:

Глагол Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO

Значение будущего времени, указание на действие (состояние), которое будет иметь место после момента речи, в старославянском языке передавалось также при помощи двух будущих сложных времен.

Составная форма повелительного наклонения

Составная фор­ма пове­ли­тель­но­го накло­не­ния скла­ды­ва­ет­ся из гла­го­лов 1 или 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих частиц «да», «давай», «давай­те», «пусть», «пус­кай»:

  • да будет согла­сие,
  • давай пой­дем,
  • давай­те спро­сим его,
  • пусть весе­лит­ся,
  • пус­кай позво­нят.

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу форм гла­го­лов пове­ли­тель­но­го накло­не­ния.

Единственное чис­лоМножественное чис­ло
1-е лицодавай про­чи­та­ем, давай­те решим, поедем, поедем­те. Давайте купим биле­ты на этот само­лёт.
2-е лицоПроснись, нари­суй, убе­ри, покрась, ещё полежи-ка. Поезжай к бабуш­ке сей­час.Поставьте, отпразд­нуй­те, ука­жи­те, сбе­ре­ги­те, напишите-ка. Предложите ему пообе­дать с нами.
3-е лицоПусть ска­жет, пус­кай отве­тит. Пусть поду­ма­ет над этим пред­ло­же­ни­ем.Пусть гуля­ет, пус­кай спра­ши­ва­ют. Пускай обсу­дят эту про­бле­му вме­сте.

В каче­стве пове­ли­тель­но­го накло­не­ния исполь­зу­ет­ся неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, кото­рая про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей в фор­ме при­ка­за:

  • Встать!
  • Сесть!
  • Разойтись!
  • Построиться!

В речи неред­ко наблю­да­ет­ся исполь­зо­ва­ние одно­го накло­не­ния в зна­че­нии дру­го­го:

1. пове­ли­тель­ное накло­не­ние в зна­че­нии услов­но­го

Будь ты посме­лее, высту­пил бы луч­ше.

2. услов­ное накло­не­ние в зна­че­нии пове­ли­тель­но­го

Вы бы поели.

3. изъ­яви­тель­ное накло­не­ние в зна­че­нии пове­ли­тель­но­го

Пошёл прочь!

Не име­ют форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

  1. без­лич­ные гла­го­лы (лихо­ра­дит, тря­сёт, све­та­ет и пр.),
  2. гла­го­лы вос­при­я­тия (видеть, слы­шать, чув­ство­вать),
  3. гла­го­лы состо­я­ния (зяб­нуть, недо­мо­гать, обез­но­жеть),
  4. модаль­ные гла­го­лы (мочь, желать, хотеть) и др.

Старый (нетематический) сигматический аорист

Старый сигматический аорист в праславянском языке являлся продолжением индоевропейского сигматического аориста. Он мог образовываться от глаголов с основой на согласный и гласный, в том числе с корневым *-Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO-.Свое название он получил от показателя [s], который присоединялся к основе инфинитива и предшествовал вторичным окончаниям. При этом конечный согласный корня претерпевал изменения:

Формы 2 и 3 лица у глаголов с основой на согласный были утрачены и заменены соответствующими формами простого аориста.

Если основа инфинитива глагола оканчивалась на гласный [Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO] или [Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO], то суффикс *-s- присоединялся непосредственно к основе, а между суффиксом *-s- и вторичным окончанием 1-го лица единственного, двойственного и множественного числа для образования формы использовался соединительный *-Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO-. При этом *-s- после [i] и [u] закономерно изменялся в [ch].

Таким образом, достаточно рано (уже к IX веку) оформились парадигмы древнего сигматического аориста, где в суффиксе было представлено чередование:

Страдательные причастия настоящего времени

Причастия страдательного залога настоящего времени образовывались прибавлением суффикса Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO

Страдательные причастия прошедшего времени

Причастия страдательного залога прошедшего времени образовывались посредством суффиксов Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO

Страдательные причастия прошедшего времени – это единственный разряд причастий, сохранившийся во всех славянских языках, причем не только в литературных языках, но и в просторечии, и в диалектах. Они сохранились во многих индоевропейских языках (ср. лат. ornatus, captus; нем. gemacht, gebracht и др.).

В разных языках распределение суффиксов по отношению к основе могло быть различным, один суффикс за счет другого мог приобретать бóльшую продуктивность: так, в литовском и латинском более продуктивным оказался суффикс [-t-], а в праславянском [-n-].

Супин

Супин, также как и инфинитив, представлял собой одну из именных форм глагола, утративших исходное изменение. Он образовывался прибавлением к основе инфинитива суффикса Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO [Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPROь]:

Супин употреблялся после глаголов, обозначающих движение, и указывал цель этого движения:

Исторически супин – это старая форма винительного падежа единственного числа имен с основой на *-Конспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPROКонспект "Наклонение глаголов" - УчительPRO

Трудные случаи

Есть некоторые глаголы, которые не могут образовывать формы повелительного наклонения, однако в некоторых случаях образование происходит особым образом. Чтобы не допустить ошибки, следует воспользоваться такой таблицей:

Начальная форма Побудительное наклонение
Ед.ч. Мн.ч.
Глядеть Гляди Глядите
Ехать Поезжай Поезжайте
Лазать Лазай Лазайте
Лезть Полезай, лезь Полезайте, лезьте
Лечь Ляг Лягте
Трогать Трогай Трогайте

Слова вида «ехай», «едь» являются неверно употребленными, их использовать в художественной литературе или в грамотной речи недопустимо.


Глагол «бывать» образует две формы: бывай (в значении «прощай», «будь здоров») и будь (находись). Например: Ну, бывай — будь здесь, я скоро вернусь.

Не образуют данной формы некоторые категории глаголов: те, что обозначают действие и состояние, совершающееся без участия конкретного лица или независимо от его воли; также безличные, модальные, глаголы состояния и восприятия.

Образование формы императива у некоторых глаголов с приставкой возможно двумя путями: с суффиксом -И или с нулевым, причем оба варианта равнозначны. Примеры: выкини и выкинь, выброси и выбрось, высуни и высунь, высыпи и высыпь.

Упоминания в литературе

Семитский глагол характеризуется рядом «тем», выражающих производные от основного значения, и образуется изменениями корня. Так выражаются, например, интенсивное или повторяющееся действие,

повелительное наклонение

, а также страдательный залог и возвратное или взаимное действие. Семитские глаголы обычно приводятся не в инфинитиве, хотя английские инфинитивы могут использоваться для передачи их значения, а в третьем лице единственного числа перфектного времени, так как это их простейшая форма. Поэтому слово «писать» в арабском будет выглядеть как kataba, хотя фактически, как мы уже видели, оно означает «он написал». Удлинив первую гласную, получаем kātaba — так выражается взаимное действие – «писать друг другу». Добавив приставку а-и отбросив первую корневую согласную, получим aktaba — «заставлять писать». В общем, нетрудно видеть, что, имея корень k-t-b, можно образовать довольно много новых слов.

Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, медвежата – медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы

повелительного наклонения

некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао).

Основы типа II используются для образования таких форм глагола, как пассив, медио-пассив, для формирования

повелительного наклонения

, а также для того, чтобы «сформулировать вопросы, ответы на которые, не зависящие от познаний говорящего или слушателя, будут становиться несбыточными пожеланиями. Чтобы выразить отрицание, вопрос или удивление, к этой основе прибавляется суффикс неосведомленности» (ibid., p. 94). Кроме того, основы типа II дополняются многозначным суффиксом, который «один используется для выражения будущности, причинности, потенциальной возможности, вероятности, необходимости; а также, чтобы сказать о неизбежном будущем, которое, вероятно, может и должно наступить, и перед лицом которого индивидуум беззащитен» (ibid., p. 95).

Все нормативные акты обезличены законодателем и несут в себе неиндивидуальный характер стиля законодательных положений. Так, в лексическом отношении безличность стиля влечет за собой полный отказ от употребления личных местоимений и личных форм глаголов

повелительного наклонения

и др. Напротив, в актах правоприменения в значении повелительных действий используются инфинитивные конструкции, такие, как «обязать, поручить, возложить, обеспечить, разработать» и т. д. Обычно они однородны и похожи один на другой (правда, есть стилевые особенности у актов текущего правотворчества и кодификационных актов). Имеет значение и такая черта законодательства, как оперирование заранее установленными языковыми средствами, унифицированность и стереотипность форм выражения воли законодателя. Это порождает формализацию, когда для выражения одной и той же мысли используется один и тот же ряд слов или приемов, применяемых в определенной последовательности[84]. То есть в тексте закона применяются стандартные термины, стереотипные фразы и выражения, устоявшиеся стабильные языковые конструкции. Соответственно для норм, регулирующих близкие отношения, так в Особенной части УК надо применять одинаковые грамматические и синтаксические обороты и конструкции.

Оцените статью
Добавить комментарий