Как получить кредит в банке безработному

Как получить кредит в банке безработному Залог недвижимости

статья 51.6. особенности залога и обременения иным способом бездокументарных ценных бумаг | гарант

Статья 51.6. Особенности залога и обременения иным способом бездокументарных ценных бумаг

1. К отношениям, связанным с залогом бездокументарных ценных бумаг или с обременением их иным способом, положения Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Обременение бездокументарных ценных бумаг возникает с момента внесения держателем реестра или депозитарием записи об обременении по лицевому счету (счету депо) владельца, доверительного управляющего или иностранного уполномоченного держателя. В случаях, установленных федеральным законом, обременение ценных бумаг возникает с момента их зачисления на лицевой счет (счет депо), на котором учитываются права на обремененные ценные бумаги.

Федеральным законом или договором может быть установлено, что обременение ценных бумаг возникает позднее.

Для внесения записи об обременении ценных бумаг по лицевому счету (счету депо) владельца, доверительного управляющего или иностранного уполномоченного держателя держателю реестра или депозитарию предоставляются сведения, позволяющие идентифицировать лицо, в пользу которого устанавливается обременение, а также иная информация об этом лице в объеме, предусмотренном для открытия лицевого счета (счета депо).

При наличии управляющего залогом в качестве сведений о лице, в пользу которого устанавливается обременение, указываются сведения об управляющем залогом с отметкой о том, что залог установлен при наличии договора управления залогом.

В случае, если держатель реестра или депозитарий, являющиеся эскроу-агентом, осуществляют учет прав на ценные бумаги, переданные им на депонирование по договору эскроу, запись об обременении таких ценных бумаг осуществляется по лицевому счету (счету депо) депонента по договору эскроу. С момента внесения указанной записи ценные бумаги считаются переданными на депонирование эскроу-агенту по договору эскроу.

3. Записи об изменении условий обременения бездокументарных ценных бумаг и о его прекращении вносятся на основании распоряжения владельца, доверительного управляющего или иностранного уполномоченного держателя при наличии согласия в письменной форме лица, в пользу которого установлено обременение, либо без такого распоряжения в случаях, предусмотренных федеральным законом или соглашением правообладателя с лицом, осуществляющим учет прав на бездокументарные ценные бумаги, и лицом, в пользу которого установлено обременение. Письменная форма согласия, предусмотренного настоящим пунктом, считается соблюденной, если оно предоставлено держателю реестра или депозитарию в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью либо, если это предусмотрено правилами ведения реестра или условиями соглашения депозитария с лицом, в отношении ценных бумаг которого установлено обременение, и лицом, в пользу которого установлено такое обременение, простой или неквалифицированной электронной подписью.

Предусмотренные настоящим пунктом распоряжение и согласие не требуются в случае изменения условий обременения или прекращения обременения бездокументарных ценных бумаг, переданных на депонирование держателю реестра или депозитарию по договору эскроу. В указанном случае записи об изменении условий или о прекращении обременения бездокументарных ценных бумаг по счету депонента по договору эскроу вносятся на основании изменения или прекращения договора эскроу, заключенного с этим держателем реестра или депозитарием.

4. Лицо, в отношении ценных бумаг которого установлено обременение, не вправе, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, без согласия лица, в пользу которого установлено обременение, распоряжаться указанными ценными бумагами, в том числе предъявлять эмитенту или лицу, обязанному по ценным бумагам, требования о выкупе, приобретении или погашении ценных бумаг, в отношении которых установлено обременение.

5. Лицу, в пользу которого установлено обременение, не может быть передано право распоряжения ценными бумагами, в отношении которых установлено обременение, в том числе право предъявлять эмитенту или лицу, обязанному по ценным бумагам, требования о выкупе, приобретении или погашении указанных ценных бумаг, за исключением случаев, установленных федеральным законом или договором.

6. При конвертации ценных бумаг, в отношении которых установлено обременение, в иные ценные бумаги держатель реестра или депозитарий вносит запись об обременении последних без поручения (распоряжения) лица, в отношении ценных бумаг которого установлено обременение, и без согласия лица, в пользу которого установлено обременение. Если договором залога предусмотрено, что ценные бумаги, в которые конвертированы заложенные ценные бумаги, не считаются находящимися в залоге, правило, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется.

Если залогодатель в силу того, что он является владельцем ценных бумаг, дополнительно к находящимся в залоге ценным бумагам безвозмездно получает иные ценные бумаги, держатель реестра или депозитарий вносит в отношении таких ценных бумаг запись о залоге без поручения (распоряжения) залогодателя и без согласия залогодержателя.

7. В случае погашения эмитентом (лицом, обязанным по ценным бумагам) ценных бумаг, в отношении которых установлено обременение, или приобретения третьим лицом обремененных ценных бумаг помимо воли лица, осуществляющего права по этим ценным бумагам, денежные суммы от их погашения или приобретения поступают лицу, осуществлявшему права по этим ценным бумагам. Указанное правило не применяется, если в соответствии с условиями залога право на получение дохода передано залогодержателю.

Если условиями обременения определено, что предусмотренные настоящим пунктом денежные суммы поступают лицу, в пользу которого установлено обременение, такие денежные суммы засчитываются в погашение обязательства, исполнение которого обеспечивается, если иное не предусмотрено договором.

В случае, если бездокументарные ценные бумаги депонированы по договору эскроу, денежные суммы от их погашения или приобретения третьим лицом поступают эскроу-агенту на его номинальный счет, открытый в банке, и, если иное не предусмотрено договором эскроу, подлежат передаче бенефициару по договору эскроу при возникновении указанных в договоре эскроу оснований для передачи таких ценных бумаг. В случае, если эскроу-агентом по договору эскроу является банк, денежные суммы перечисляются на счет эскроу, открытый депоненту по такому договору в этом банке на основании договора счета эскроу, заключенного одновременно с договором эскроу.

8. Если условием договора залога ценных бумаг предусмотрено, что права по заложенным ценным бумагам осуществляет залогодержатель, запись об обременении должна содержать информацию об этом. В таком случае в список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, включается информация о залогодержателе, который осуществляет указанные права от своего имени.

Если в соответствии с договором эскроу права по депонированным ценным бумагам осуществляет эскроу-агент, в список лиц, осуществляющих права по таким ценным бумагам, включается эскроу-агент, который осуществляет указанные права от своего имени. В случае, если эскроу-агентом является держатель реестра или депозитарий, которые осуществляют учет прав на депонированные ценные бумаги, запись об обременении должна содержать информацию об эскроу-агенте, осуществляющем права по таким ценным бумагам.

10. Для зачисления бездокументарных ценных бумаг на лицевой счет (счет депо) эскроу-агента держателю реестра или депозитарию, открывшему такой счет, предоставляются сведения, позволяющие идентифицировать депонента и бенефициара по договору эскроу, с указанием того, кто в соответствии с договором эскроу будет осуществлять права по депонированным на этом счете ценным бумагам, и реквизитов банковских счетов, на которые должны перечисляться доходы и выплаты по депонированным ценным бумагам.

С момента зачисления ценных бумаг на счет эскроу-агента такие ценные бумаги считаются переданными на депонирование эскроу-агенту по договору эскроу.

Эскроу-агент не позднее дня, следующего за днем, когда он узнал или должен был узнать о возникновении указанных в договоре эскроу оснований для передачи депонированных ценных бумаг бенефициару по договору эскроу, уведомляет об этом держателя реестра или депозитарий, которые осуществляют учет прав на депонированные ценные бумаги.

Единый реестр залогов заработает с 1 июля 2021 года | банк россии

Банк России подготовил и обнародовал на своем сайте памятку по оформлению новой формы отчетности о предметах залога. Она поможет банкам подготовиться к предоставлению информации в единый реестр, который будет введен в «боевой» режим следующим летом. О целях, специфике и перспективах нового проекта регулятора рассказал шеф-редактору Национального банковского журнала Сергею Артемову глава Службы анализа рисков Банка России Александр Дымов.

— Александр Петрович, каким образом банки направляют сейчас регулятору данные о залогах по ссудам, предоставленным компаниям? И что поменяется?

— Сейчас сведения о предметах залога по таким кредитам банки направляют в Банк России в агрегированном виде (в одном из разделов формы отчетности 0409303). Кроме этого, информацию о предметах залога банки представляют по отдельным запросам надзорных департаментов при дистанционном надзоре либо выездных проверках. Запросы в банки, как правило, поступают в электронной форме через личный кабинет кредитной организации.

При этом многие кредитные организации оформляют договоры залога сразу на несколько разных объектов залогового имущества. То есть, в один договор залога могут включаться здания и сооружения, специальное оборудование, движимое имущество и так далее.

Рабочая группа по созданию реестра, в которую входили представители Банка России, коммерческих банков и банковских ассоциаций, классифицировала все виды предметов залога, и для основной массы объектов теперь будет введен принцип пообъектного учета. То есть, в реестр залогов будет поступать информация по каждому заложенному объекту.

— Для каких целей создается новая форма регулярной отчетности по залогам?

— Для Банка России это повысит оперативность и своевременность надзорного реагирования, обеспечит превентивный характер надзора. Банк России заранее сможет увидеть объекты, которым присущ повышенный риск. Будет реализован риск-ориентированный надзор по отношению к залогам. Это позволит сфокусировать наше внимание и внимание самих кредитных организаций на том, каково качество портфеля залогов, насколько банки защищают себя от возможных рисков дефолта заемщиков.

Систематизированные данные о залоговом портфеле позволяют понять, какие риски по залогам принимает на себя какой из банков, дают возможность оценить аппетит к риску кредитной организации и степень обеспеченности кредитного портфеля в целом. И хотя в банковском сообществе все понимают, что при выдаче кредита главным является финансовое положение заемщика и его платежная дисциплина, тем не менее, залог как дополнительный рычаг воздействия на заемщика крайне важен.

— Изучал ли Банк России зарубежный опыт при создании единого реестра залогов? Есть ли аналогичные проекты в других странах?

— Да, конечно, международный опыт мы изучали. Аналогичных проектов (именно реестров предметов залога, используемых регуляторами в надзорных и аналитических целях) в зарубежной практике не встречали.

Вместе с тем, мы проанализировали информацию о проекте Европейского центрального банка Anacredit (analytical credit datasets) по разработке подхода к сбору детальной информации по кредитным портфелям поднадзорных организаций Европы. Подход сбора детальных данных позволит европейским регуляторам проводить более расширенную аналитику по кредитному рынку еврозоны.

— Какие виды залогов попадут в реестр залогов?

— В него попадут все виды предметов залога по ссудам, предоставленным юридическим лицам. Это объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги, товары в обороте компании и другие виды предметов залога. Они все описаны в форме отчетности «Сведения о предметах залога, принятых кредитными организациями в качестве обеспечения по ссудам» (310-я форма), которая установлена Банком России. При составлении классификатора предметов залога мы постарались максимально уйти от графы «Прочие».

— Что будет указываться в новой форме отчетности? И как будет отображаться переуступка прав требования?

— Отчетность по данной форме предполагает указание реквизитов договоров залога, идентификаторов кредитных договоров, сторон сделок и заложенных объектов, а также информации о стоимости предметов залога и их основных характеристиках. В случае переуступки прав требования обеспечение будет указываться в отчетной форме уже у другой кредитной организации.

— Когда начнется сбор информации и когда планируется вывести реестр в «боевой» режим?

— Банки будут отчитываться по новой форме по договорам залога, заключенным с 1 июля 2021 года. Первая информация начнет поступать в августе 2021 года. Отчетность будет ежемесячная, для кредитных организаций предусмотренная этапность представления сведений является комфортной.

— Почему выбраны такие сроки — ведь проект был анонсирован уже довольно давно? И готовы ли сейчас банки технически к предоставлению такой отчетности?

— Да, действительно, рабочая группа начала свою работу еще в 2021 году. В этом же году был создан прототип системы, прошло его тестирование. В тестировании приняли участие три крупных банка с достаточно развитой IT-инфраструктурой, а также два небольших банка. Однако по просьбе банковского сообщества сроки введения новой формы отчетности мы перенесли на 1 июля 2021 года. Кредитные организации попросили отсрочку для того, чтобы лучше подготовиться, доработать свое программное обеспечение для пообъектного учета предметов залога.

Форма отчетности была утверждена и опубликована в июне 2020 года. В 2021 году проект данной формы отчетности размещался на сайте Банка России для его публичного обсуждения с банковским сообществом. Соответственно, времени для проведения необходимых закупочных процедур и подготовки программного обеспечения было достаточно. Поэтому у нас есть твердая уверенность, что на момент сдачи новой отчетности все участники банковского рынка будут готовы.

— В реестр пойдет информация только по новым кредитным договорам?

— Да, с 1 июля 2021 года в реестр будут поступать данные только по вновь заключенным договорам. Через год работы в него начнут поступать сведения по старым договорам залога, но только если соответствующие ссуды были реструктурированы с 1 июля 2021 года. В 2025 году к ним будет добавляться информация о предметах залога по всем остальным договорам залога. Но это, с нашей точки зрения, уже будет небольшое количество, мы проводили соответствующую оценку.

— Сбор отчетности является важной частью надзора. Планируется ли создание какой-либо «оболочки» для работы с реестром после того, как база будет сформирована?

— Да, такие планы у нас есть. Сейчас Банк России активно занимается ее разработкой, будем реализовывать ее силами наших специалистов.

— Насколько возрастет нагрузка на банки при формировании новой отчетности? Ведь банки будут направлять информацию в реестр по каждому отдельному залогу.

— Многие банки и ранее вели пообъектный учет предметов залога. Некоторые банки вводят его сейчас и выделяют каждый объект залога по отдельности. Это полезно и самим банкам, поскольку позволяет, в том числе, увидеть состав заложенного имущества, не обращаясь для этого к договорам залога, и отслеживать возникающие риски.

— Будет ли Банк России со своей стороны предоставлять какую-то информацию в реестр?

— Мы будем загружать в реестр дополнительную информацию, связанную с кредитами, по которым предоставлено обеспечение, а также дополнительную информацию о характеристиках заложенных объектов, которая есть в распоряжении Банка России (например, в части ценных бумаг).

Еще про залог:  ЗАЛОГ как мера пресечения в уголовном процессе и некоторые вопросы, связанные с его применением | КА "ЮрЦентр "Круглов, Шумар и партнеры", 17 сентября 2019

— Кто будет пользоваться реестром залогов кроме ЦБ? Планируется ли дать доступ к информации банкам?

— Рассматривается возможность предоставления кредитным организациям информации по их залогам. В том числе об оценке предметов залога со стороны Центрального банка, о наличии «перекрестных» залогов, которые часто встречаются. Сегодня существует ряд ограничений на предоставление Банком России такой информации. Поэтому мы обсуждаем изменения в законодательство, устраняющие эти барьеры.

— Предполагается ли введение комиссий для банков за получение информации из реестра залогов ЦБ?

— Пока рассматривался вопрос предоставления информации на бесплатной основе. Но еще не решена проблема, связанная с доступом банков к реестру залогов, поэтому обсуждать вопрос платности сейчас не имеет смысла.

— Что вы посоветуете держателям залогов?

— Чем раньше банкиры приступят к подготовке подачи информации по новой форме отчетности, тем с меньшим количеством проблем они столкнутся. Если у кого-то из участников рынка есть какие-то вопросы, они смело могут обращаться в Банк России, чтобы мы могли помочь коллегам рекомендациями или оказать какую-то практическую помощь.

Национальный банковский журнал

Залог как мера пресечения. порядок его избрания.

Залог состоит во внесении или в передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства — в суд недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений, а также действий, препятствующих производству по уголовному делу (ст. 106 УПК):

1) может быть избран в любой момент производства по уголовному делу;

2) применяется в отношении подозреваемого либо обвиняемого по решению суда. Ходатайство о применении залога подается в суд по месту производства предварительного расследования и обязательно для рассмотрения судом наряду с ходатайством следователя, дознавателя об избрании в отношении того же подозреваемого либо обвиняемого иной меры пресечения, если последнее поступит;

3) вид и размер залога определяются судом с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого либо обвиняемого и имущественного положения залогодателя.

Домашний арест как мера пресечения.

Домашний арест избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля (ст. 107 УПК):

1) с учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение;

2) избирается на срок до 2-ух месяцев. Срок исчисляется с момента вынесения судом решения об избрании данной меры пресечения. Срок может быть продлен по решению суда;

3) в срок засчитывается время содержания под стражей;

4) в решении суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста указываются условия исполнения этой меры пресечения, в том числе место, в котором будет находиться подозреваемый или обвиняемый, срок домашнего ареста, запреты, установленные в отношении подозреваемого или обвиняемого, способы связи со следователем, с дознавателем и контролирующим органом.

Основания, условия и порядок избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Заключение под стражу — самая строгая мера пресечения, кото­рая представляет собой содержание под стражей обвиняемого (подо­зреваемого) в целях обеспечения его надлежащего поведения. Содер­жание под стражей — это пребывание обвиняемого (подозреваемого) в следственном изоляторе или ином месте, определенном Федераль­ным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняе­мых в совершении преступлений».

Заключение под стражу необходимо отличать от задержания (ст. 91 УПК), домашнего ареста (ст. 107 УПК) и от уголовного наказания в виде лишения свободы (ст. 56 УК РФ) или ареста (ст. 54 УК РФ).

Самая строгая мера пресечения — заключение под стражу — в соот­ветствии с особыми специальными условиями избирается:

1) только по судебному решению (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ; ч. 2 ст. 29 УПК);

2) при невозможности применения другой, более мягкой меры пре­сечения;

3) при реальной возможности назначения наказания в виде лишения свободы, как правило, более чем на три года. Это усло­вие обеспечивается фактической и юридической обоснованностью обвинения (подозрения).

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избра­на и при обвинении (подозрении) в совершении преступления, за ко­торое грозит наказание в виде лишения свободы менее чем 3 года, при наличии одного из следующих обстоятельств;

1) обвиняемый (подозреваемый) не имеет постоянного места жи­тельства на территории РФ;

2) не установлена его личность;

3) он нарушил ранее избранную меру пресечения;

4) он скрылся от органов расследования или суда.

Несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) может быть за­ключен под стражу только при условии, что он обоснованно обвиняется (подозревается) в совершении умышленного преступления, за которое может быть назначено наказание свыше 5 лет лишения свободы. В ис­ключительных случаях заключение под стражу применяется к несовер­шеннолетнему и при наличии в отношении его обвинения (подозрения) в совершении преступления средней тяжести.

Порядок избрания и применения заключения под стражу пре­дусмотрен ст. 108 УПК, он различается; 1) в досудебном и 2) судебном производстве, а также 3) в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (ст. 450).

В досудебном производстве следователь с согласия руководителя следственного органа и дознава­тель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство об из­брании заключения под стражу, о чем выносится мотивированное по­становление. Постановление о возбуждении ходатайства с приложениями неза­медлительно направляется в районный суд. Если подозреваемый за­держан в порядке ст. 91-92 УПК, то судья должен получить указанные материалы не позднее, чем за 8 часов до истечения срока задержания. Ходатайство об избрании заключения под стражу рассматривается единолично судьей районного (гарнизонного военного) суда по месту предварительного расследования в течение восьми часов с момента поступления ходатайства в суд. Полномочия по рассмотрению в досу­дебном производстве ходатайств об избрании заключения под стражу не могут быть возложены на одного и того же судью на постоянной основе (ч. 13 ст. 108 УПК). В судебном заседании обязательно уча­ствуют обвиняемый (подозреваемый), защитник, прокурор. Наряду с прокурором могут участвовать следователь или дознаватель. Неявка участников процесса (кроме прокурора, обвиняемого или подозревае­мого) не является препятствием для рассмотрения ходатайства.

По общему правилу в судебном заседании о рассмотрении хода­тайства об избрании заключения под стражу обязательно участие самого обвиняемого (подозреваемого). Исключение из запрета «за­очного ареста» составляют случаи, когда обвиняемый: объявлен в международный розыск (п. 5 ст. 108); скрылся во время судебного производства (ч. 2 ст. 238); заключен под стражу на основании заоч­ного решения иностранного суда (ч. 2 ст. 466); находится на стацио­нарной судебно-психиатрической экспертизе или имеются иные об­стоятельства (ч. 13 ст. 109).

В результате рассмотрения ходатайства судья выносит одно из трех мотивированных постановлений:

об избрании заключения под стражу;

об отказе в удовлетворении ходатайства. При этом судья вправе по своей инициативе избрать меру пресечения в виде домашнего ареста или залога;

о продлении срока задержания на 72 часа для представления до­полнительных доказательств, подтверждающих обоснованность или необоснованность заключения под стражу (п. 7 ст. 108).

Решение суда об избрании меры пресечения может быть обжаловано в кассационном порядке (а если это решение вынесено мировым судьей по рассматриваемому им делу, то и в апелляционном порядке) в тече­ние 3 суток со дня вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее 3 суток со дня их поступления. Обжалование решения не приостанавливает его немед­ленного исполнения.

Постановление судьи об избрании меры пресечения в виде заклю­чения под стражу провозглашается и направляется следователю (до­знавателю), который возбудил ходатайство, прокурору, обвиняемому (подозреваемому); защитник и законный представитель вправе полу­чить копию постановления по их просьбе. Копия решения суда долж­на быть направлена и начальнику места содержания под стражей. О месте содержания под стражей, а также об изменении места содержа­ния под стражей ведущий процесс орган незамедлительно уведомляет: родственников обвиняемого (подозреваемого), командование воинской части) (если обвиняемый или подозреваемый является военнослужащим), посольство или консульство того государства, гражданином которого яв­ляется обвиняемый (подозреваемый), защитника обвиняемого (подозре­ваемого).

В судебных стадиях обращение приговора к исполнению решение о заключении под стражу выносит суд, принявший дело к своему производ­ству (ст. 255). В стадии подготовки дела к разбирательству это решение не может быть принято вне судебного заседания (п. 6 ч. 2 ст. 231), поэтому оно принимается в порядке, предусмотренном ст. 108, или в ходе предвари­тельного слушания (ст. 234). В судебном разбирательстве заключение под стражу избирается судом в совещательной комнате (ч. 2 ст. 256).

Исполнение заключения под стражу как непроцессуальная деятель­ность регулируется Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и изданны­ми на его основе Правилами внутреннего распорядка в местах содержа­ния под стражей.

§

Согласно ст. 109 УПК срок содержания под стражей при расследовании преступлений не может превышать два месяца.

В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда на срок до шести месяцев.

Этот срок может быть продлен в четыре этапа:

1) первое продление производится до 6 месяцев (еще на 4 месяца) судь­ей районного или военного суда соответствующего уровня в поряд­ке, предусмотренном для избрания данной меры пресечения при не­возможности закончить предварительное следствие в двухмесячный срок и избрания иной, более мягкой меры пресечения;

2) второй этап продления срока содержания под стражей свыше 6 ме­сяцев, но до 12 месяцев допускается с согласия прокурора субъекта РФ по делам о тяжких или особо тяжких пре­ступлениях при особой сложности уголовного дела;

3) третий этап продления срока содержания под стражей от 12 до 18 месяцев допускается при наличии особых условий: а) исключи­тельных обстоятельств; б) при обоснованном обвинении в совер­шении особо тяжкого преступления; в) при согласии Генерального прокурора РФ или его заместителя; г) решение принимается судь­ей суда уровня субъекта РФ;

4) четвертый этап предусматривает продление предельного — 6-, 12-или 18-месячного — срока содержания под стражей только для оз­накомления обвиняемого с материалами оконченного предвари­тельного следствия при условии, что ознакомление было начато не позднее 30 суток до истечения предельного срока содержания под стражей и этого времени оказалось недостаточно стороне за­щиты для ознакомления с делом. На четвертом этапе срок содер­жания под стражей продляется судом уровня субъекта РФ с согласия прокурора этого же уровня.

Срок содержания под стражей в судебном производстве составляет 6 месяцев с момента поступления дела в суд или с момента избрания судом данной меры пресечения. По истечении шестимесячного срока содержания под стражей подсудимого суд вправе неоднократно про­длевать этот срок каждый раз не более чем на 3 месяца по делам о тяж­ких или особо тяжких преступлениях.

Как в досудебном, так и в судебном производстве решение суда о продлении срока содержания под стражей может быть обжаловано в кассационном порядке. Обжалование не приостанавливает исполне­ние меры пресечения.

Истечение срока содержания под стражей является основанием для освобождения подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.

Понятие гражданского иска в уголовном процессе, основания и процессуальный порядок предъявления. Действия следователя и дознавателя по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества.

Гражданский иск в УС — требование о возмещении материального ущерба, прич преступлением.

Если преступными действиями обвиняемого лицу причинен мат ущерб, то пострадавший вправе предъявить иск, который рассм одновременно с уголовным делом. Исковое требование может быть заявлено и для имущ компенсации морального вреда. При этом денежная оценка морального вреда производится с требованиями разумности и справедливости, принимая во внимание физ и нравственные страдания.

Предметом гражданского иска явл реальный мат вред, причинённый законным интересам лица, имеющие причинно-следственную связь с деянием. Гражданский иск может быть заявлен после возбуждения уг дела до окончания суд следствия. Вопрос о гражданском иске решает суд, рассм уг дело, в резолютивной части приговора.

Как суд решает ответ на гражданский иск. Если приговор обвинительный — иск удовлетворяется (при наличии доказательств), если основания иска не будут установлены, то не будет удовлетворён. Оправдательный приговор (отсут события (деяния нет) , состава (деяние вредоносное, но не преступление — иск останется без движения) и непричастности)

В соотв с УПК гражданским истцом явл лицо, понесшее имуществ вред от преступления, предъявившее иск и признанное гражданским истцом решением уполномоченного органа.

Граждансикй истец может просить гос органы о принятии мер, обеспечивающих исковые требования, а также всеми законными средствами поддерживать гос иск или отказаться от иска (до удаления у совещ комнату).

Еще про залог:  Автоломбард Нур-Султан (Астана), Онлайн Калькулятор - Выгодно, Быстро и Надежно - Бөлім Ломбард

В случае предъявления лицом гражданского иска при наличии достаточных оснований следователь (дознаватель, прокурор, судья) выносит постановление (суд — определение) о признании его гражданским истцом. Отказ в признании гражданским истцом может иметь место лишь при отсутствии связи между предъявленным иском и преступлением.

Закон обязывает Орган расследования принять меры обеспечения предъявленного или возможного в будущем гражданского иска (ст. 30 УПК). Для этого следователь и лицо, производящее дознание, обязаны наложить арест на имущество обвиняемого, подозреваемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, или иных лиц, у которых находится имущество, приобретенное преступным путем (ст. 175 УПК).
В случаях если такие меры не были приняты, прокурор обязан дать органу, ведущему расследование, соответствующие указания и при необходимости возвратить дело для производства дополнительного расследования.

Доказывание гражданского иска лежит на органе, ведущем расследование. Истец содействует.

Гражданский иск может быть заявлен в стадии назначения судебного заседания. В случаях когда гражданский иск не был заявлен на предварительном расследовании, судья обязан проверить, разъяснил ли следователь или орган дознания лицам, которым причинен преступлением материальный ущерб, право предъявления гражданского иска. Если отсутствует разъяснение такого права, то судья, восполняя этот пробел, при поступлении заявления заинтересованного лица о признании его гражданским истцом, должен разрешить этот вопрос в соответствии с указаниями.

§

Возбуждение:

Как стадия – первоначальный этап, первая стадия российского уголовного процесса, характеризующаяся собственными задачами, частниками, процессуальной формой, сроками и итоговыми процессуальными документами.

Процессуальный акт, с которого начинается предварительное расследование преступления. Возбуждение уголовного дела — это еще и начальная стадия уголовного процесса, самостоятельный этап уголовного судопроизводства, имеющей своей целью обеспечить своевременное принятие законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Это стадия, от исхода которой зависит быть или не быть уголовному делу.

Сущность этой стадии уголовного процесса состоит не только в принятии следователем, органом дознания заявления или сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, но и в производстве проверки этих заявлений и сообщений в установленные законом сроки с истребованием необходимых материалов и получением объяснений, а также вынесением мотивированного постановления о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Принятию любого из этих решений предшествует проверка и оценка имеющихся материалов, а в случае направления заявления или сообщения без возбуждения уголовного дела по подследственности или подсудности принимаются меры к предотвращению или пресечению преступления и к закреплению его следов.

К основным задачам стадии относ:

— приме и регистрация сообщений о преступлении

— Их рассмотрение и предварительная проверка

— Установление достаточности оснований для возбуждения уг дела

— Выяснение наличия оснований для отказа в возбуждении уг дела

— Предотвращение пресечения преступной деятельности

— Закрепление следов преступления в процессуальной форме

Основания возбуждения уг дела:

— достаточные данные, свидетельствующие о наличии признаков преступления (не состав, а факт наличия совершения преступления)

— Достоверность данных

Поводы:

Повод — это предусмотренный УПК источник, содержащий сведения о совершенном или подготавливаемом преступлении. Система поводов:

— заявление граждан — это устные или письменные сообщения о преступлении, исходящее от определённого физ лица и адресованное компетентному органу. Форма заявления не установлена. Должны быть данные о заявители. Враждой заявлении обязательно заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос по ст.306 УК, о чем делается отметка в протоколе, удостоверяемая подписью заявителя. Не мог

Не могут служит поводом для возбуждения уголовного дела анонимные обращения. Под анонимным понимается обращение, не содержащее личные подписи автора, его ФИО, а также его данные о месте жительства (работы, учебы, етс). Это будет поводом к проведению оперативно-розыскной проверки. Результаты ОРД явл поводом для предварительной проверки материалов следователем.

Не является поводом телефонный звонок, но его можно оформить в виде телефонограммы и дальше рапорт.

— явка с повинной — это личное заявление лица о совершенным им самим преступлении. Она предполагает, что лицо добровольно, не будучи задержанным, под влиянием своего психического отношения к содеянному заявляет о совершенном им преступлении. Если в устной форме — протокол о принятии явки с повинной с подробным описанием. Лицо, явившееся с повинной, не предупреждается об УО за заведомо ложный донос. Отказать в явке с повинной можно только обоснованно. Условия: 1) Сведения, которые ранее не известны следствию2) добровольность

— Сообщение из иных источников. Согласно закону такое сообщение обязательно оформляется рапортом, составленным должностным лицом, получившим сообщение. К иным источникам могут быть отнесены: сообщение общественных объединений; сообщение от учреждения, организации, предприятия, дл (исходят от руководства учреждения или дл (которое осущ ревизию, например; это не заявление, а сообщение о факте преступления); сообщение в СМИ — информация от официальных изданий, которая может повлечь возбуждение уголовного дела вне зависимости от воли автора статьи; непосредственное обнаружение компетентными органами признаков преступлений;

— Материалы, которые направлены ЦБ, согласно ФЗ «О Центральном банке РФ», а также конкурсными управляющим финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уг дела.

— Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопросов об уголовном преследовании.

Наличие повода ещё не достаточно для принятия решения о возбуждении уголовного дела

§

Рассмотрение сообщений о преступлениях составляет содержание стадии возбуждения дела и включает (ч. 1 ст. 144 УПК РФ):

1) прием, регистрацию и учет сообщений о преступлениях. По делам публичного и частно-публичного обвинения обязанность по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования (дознавателя, органы дознания, следователя, руководителя следственного органа). Ведомственными нормативными актами детально регулируется прием, регистрация и учет сообщений о преступлениях.

Сообщение о преступлении должно быть принято вне зависимости от вида преступления, степени тяжести, окончания, места и времени совершения, полноты информации и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частного обвинения, то возможна передача сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ).

Лицу, сделавшему заявление о преступлении или явке с повинной, выдается документ (талон-уведомление) о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

2) проверка сообщений о преступлениях. После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его проверка. Если в самом поводе уже содержится основания для возбуждения дела, отказа в его возбуждении либо передаче сообщения по подследственности, то проверочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. Уголовное дело должно быть немедленно возбуждено при наличии признаков преступления в неотложной ситуации: при угрозе уничтожения следов, сокрытия предполагаемого преступника или подлежащего аресту имущества (ст. 157 УПК РФ).

Проверка заключается в проведении проверочных действий:

· Производство ревизий и документальных проверок.

· Истребование информации из СМИ.

· Получение объяснений.

· Истребование документов, предметов.

· Осмотр предметов и документов.

· Осмотр места происшествия.

· Осмотр и исследование трупа.

· Освидетельствование.

· Назначение судебной экспертизы и получение заключения эксперта.

Перечень исчерпывающий, иные действия на этой стадии невозможны.

3) сроки проверки сообщений о преступлениях. Предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть закончена принятием решения (в форме постановления) в порядке ст. 145 УПК РФ не позднее 3-х суток со дня поступления сообщения. Если сообщение о преступлении было передано по подследственности, то срок проверки исчисляется заново – с момента получения сообщения другим органом расследования.

3-х суточный срок предварительной проверки может быть продлен до 10 суток(ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

Продление срока проверки сообщений о преступлениях от 10 до 30 суток может иметь место при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий, РСО по ходатайству следователя, а прокурором – по ходатайству дознавателя с обязательным указанием на обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

Положительное решение о возбуждении принимается, если:

  • Есть повод (кроме дел частного или частно-публичного обвинения, а также по ст. 172.1 УК РФ).
  • Есть основание.
  • Нет обстоятельств, исключающих возможность осуществления дальнейшего производства процессуальных действий по ст. 24 УПК РФ.

По результатам проверки в пределах подследственности орган дознания, начальник ОД, дознаватель, РСД, следователь выносят постановление о возбуждении уголовного дела.

Состоит из:

  • Вводной части (дата, место, должностное положение лица, вынесшего постановление).
  • Описательно-мотивировочной (повод и основание, уголовно-правовая квалификация деяния).
  • Резолютивной (решение о возбуждении уголовного дела, об определении его подследственности при необходимости).
  • Также содержится решение о вручении копии постановления заинтересованным лицам (тому, кто становится подозреваемым, то есть в отношении которого возбуждено, заявителю) и прокурору.

На практике можно возбудить дело с нарушением подследственности и тут же передать по подследственности, для экономии сроков.

Прокурор проверяет на предмет законности или обоснованности. Прокурор вправе в течение 24 часов отменить постановление, о чем выносит свое мотивированное постановление, копия которого незамедлительно направляется лицу, которое вынесло постановление о возбуждении. Также уведомляются заявитель и лицо, в отношении которого возбуждено.

Такое решение прокурора не обязательно приводит к прекращению дальнейших действий по заявлению. Может просто требовать дополнительных действий.

§

При наличии необходимых условий дознаватель, следователь возбуждают уголовное дело, о чем выносится соотв постановление. Копия такого постановления немедленно направляется прокурору. В течение 24 прокурор вправе отменить данное постановление признав его незаконным или необоснованным (или обращается к руководителю СО).

Структура: ввозная, описательная (признаки объективной стороны), резолютивная (возбудить уг дело)

УПК предусматривает различный порядок возбуждения уголовных дел в зависимости от видов уголовного преследования (обвинения).

Правом возбуждать уголовное дело обладают орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь. По делам частного обвинения по общему правилу дело возбуждается путем подачи жалобы потерпевшего или его законного представителя в суд. Правом возбуждать уголовные дела обладают капитаны морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геолого-разведочных станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания и т.п. (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

Уголовное дело может быть возбуждено как по факту, в связи с предположением о совершении преступления при неустановленном конкретном лице, его совершившем, так и в отношении конкретного лица (ст. 46 УПК РФ).

В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.

Возбуждение уголовного дела частно-публичного обвинения

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 УК РФ, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат (ч. 3 ст. 20 УПК РФ).

РСО, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора правомочен возбудить уголовное дело о любом преступлении частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего (его законного представителя), если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны (ч. 4 ст. 20, ч. 4 ст. 147 УПК РФ).

Возбуждение уголовного дела частного обвинения

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115 частью первой, 116.1 и 128.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 147 УПК РФ).

В случае смерти потерпевшего уголовное дело возбуждается путем подачи заявления его близким родственником или следователем, а также с согласия прокурора дознавателем, если заявление от потерпевшего или его законного представителя отсутствуют, либо данные о лице, совершившем преступление, не известны.

Отказ в возбуждении уголовного дела. Основания и порядок принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

1. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица.

Еще про залог:  Разъяснения Пленума ВАС РФ о залоге: обращение взыскания и реализация предмета залога

1.1. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании пункта 2 части второй статьи 37 настоящего Кодекса, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.

2. При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

3. Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

4. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

4.1. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется в налоговый орган или территориальный орган страховщика, направившие в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

5. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

7. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.

§

Предварительное расследование – это регламентированная законом деятельность следователя и дознавателя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основании которых устанавливаются необходимые для дела обстоятельства, в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления.

Перед предварительным расследованием ставятся следующие задачи: раскрыть преступление, установить виновное лицо и осуществить его уголовное преследование;

 всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства уголовного дела; обнаружить и процессуально закрепить доказательства для последующего их использования в процессе судебного разбирательства; обеспечить законное и обоснованное привлечение в качестве обвиняемых лиц, совершивших преступление, и не допустить привлечения невиновных к уголовной ответственности; обеспечить участие обвиняемого в производстве по уголовному делу и не допустить дальнейшей преступной деятельности с его стороны; выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принять меры по их устранению; установить характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и принять меры по обеспечению его возмещения.

Значение предварительного расследования состоит в том, что проведение предварительного расследования пресекает преступную деятельность лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, и способствует предупреждению преступлений со стороны других лиц. Гарантией законности проведенного расследования служит прокурорский надзор и судебный контроль за действиями и решениями следователя и дознавателя.

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса).

Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования уголовного дела. Именно в этой форме расследуются все дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также наиболее сложные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Предварительное следствие может заменить собой дознание, и в этой форме может быть закончено расследование любого преступления.

Предварительное следствие осуществляет следователь, для которого это является единственной компетенцией.

Расследование в форме дознания ведет дознаватель. Для органов дознания расследование уголовного дела является не единственной и даже не главной компетенцией. Основное предназначение органов дознания – осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Дознание принято рассматривать как вспомогательную и упрощенную форму предварительного расследования. Оно осуществляется по ряду преступлений небольшой и средней тяжести, предварительное следствие по которым необязательно и перечень которых дан в ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса.

Общее дознания и следствия:

1. Общие задачи.

2. Одинаковая процессуальная форма деятельности (с исключениями, например, нет процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого (глава 23) при дознании).

3. Однотипны по форме и содержанию итоговые процессуальные документы: обвинительный акт, постановление и заключение.

Разница:

1. По субъектам процессуальной деятельности (дознаватель не обладает процессуальной самостоятельностью и независимостью).

2. По тяжести расследуемых деяний (следствие – тяжкие, особо тяжкие и часть средней тяжести, дознание – остальные). Ст. 150-151.

3. По срокам (дознание – 30 суток, продление до 60, 6 и 12 месяцев (запрос о правовой помощи). Следствие – 2 месяца с продлением до 3, 12 месяцев и далее). Предельный срок следствия не установлен.

4. По порядку окончания процессуальной деятельности и ознакомления с материалами уголовного дела (в следствии – сначала ознакомление, затем составление обвинительного заключения, в дознании – наоборот).

5. По процедуре привлечения в качестве обвиняемого (в следствии в постановлении, в дознании – в обвинительном акте, которым заканчивается дознание).

6. По процедуре формулирования уведомления о подозрении (ст. 223.1 предусматривает исключительно для общего дознания возможность появления подозреваемого по уголовному делу путем составления уведомления о подозрении в совершении преступления).

§

Общие условия предварительного расследования – это предусмотренные главой 21 УПК РФ правила, которые определяют общий порядок производства в стадии предварительного расследования (независимо от от формы расследования) и выражают ее сущностные черты, гарантируют соблюдения в ней Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина.

Система:

1. Подследственность – совокупность установленных законом признаков уголовного дела, которая позволяет отнести его к компетенции того или иного органа предварительного расследования.

· Сперва распределяются по форме – следствие или дознание, затем по конкретным органам.

· Возможна передача по подследственности на этапе предварительного расследования, если этого требует оперативность осмотра места происшествия, фиксации следов и пр.

· Виды подследственности:

ü Предметная (родовая) – в зависимости от квалификации преступления (тяжкие – следствие, менее тяжкие – дознание, затем по специализации.

ü Территориальная – по месту проведения предварительного расследования.

ü Персональная (личная) – п.п. в п. 1 ч. 2, п. 7 ч. 3, ч. 4 ст. 151 УПК РФ (например, если преступление совершенно военнослужащим).

ü Альтернативная – перечень установлен ч. 5 ст. 151. Допускает право выбора: расследование возможно разными органами предварительного расследования, кроме традиционного органа по родовой подследственности, например, тем органом, который преступление выявил. Например, кража.

ü По связи уголовных дел – ч. 6 ст. 151. Если, например, ответственность за дачу заведомо ложных показаний.

2. Место проведения предварительного расследования:

· Место совершения преступления.

· Место окончания длящегося преступления.

· Место совершения большинства преступлений или самого тяжкого.

· Место нахождения обвиняемого или большинства свидетелей преступления (как исключение по ст. 152 УПК РФ).

3. Сроки предварительного расследования:

· Предварительное следствие (ст. 162): 2 месяца, продление до 3 (РСО), до 12 (РСО по субъекту, его заместитель), дальнейшее продление – руководителем органа федерального уровня, предельный срок не определен.

· При возвращении уголовного дела прокурором, возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела, дополнительном расследовании устанавливается дополнительный срок 1 месяц, с возможным продлением.

· Зачастую ограничены сроком максимального содержания под стражей (18 месяцев), так как последующее изменение меры на менее суровую может негативно сказаться на расследовании.

· Дознание (ст. 223): 30 суток, до 60 суток (надзирающий прокурор), до 6 месяцев (прокурор района или его заместитель), от 6 до 12 – прокурор субъекта только при направлении запроса о правовой помощи в другое государство.

4. Начало производства предварительного расследования – возможны два способа:

· Выносится постановление о принятии возбужденного уголовного дела к своему производству, копия которого в течение 24 часов направляется прокурору в надзорное производство.

· В постановлении о возбуждении уголовного дела делается запись о принятии уголовного дела к своему производству, копия постановления незамедлительного направляется прокурору.

5. Проведение неотложных следственных действий:

· Неотложные следственный действия – это действия, осуществляемый органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

· Проводятся в течение 10 суток органами дознания, после чего уголовное дело передается по подследственности в орган предварительного следствия.

· Набор следственных действий: осмотр, допросы свидетелей, потерпевших, подозреваемых, освидетельствование, обыски и выемки, задержание подозреваемого.

6. Соединение и выделение уголовных дел:

· Соединение проводится в отношении:

ü Нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии.

ü Одного лица, совершившего несколько преступлений.

ü Лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам.

ü В случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.

· Решение о соединении принимает РСО или прокурор в зависимости от формы расследования.

· Срок исчисляется по ранее возбужденному делу.

· Выделение уголовных дел в отношении:

ü Отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях указанных в пункта 1-4 части 1 статьи 208.

ü Несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного к ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми.

ü Иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершеннии преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делУ6 когда об этом становится известно в ходе предварительного следствия.

ü Подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.

ü Подозреваемых, в отношении которых проводится сокращенное дознание.

· Решение принимается лично дознавателем или следователем, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования.

· Срок продолжает течь кроме случае выделения по новому преступлению или в отношении нового лица.

7. Окончание предварительного расследования:

· Составление обвинительного заключения, постановления и направления уголовного дела в суд.

· Прекращение уголовного дела.

· Направление материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.

8. Производство предварительного расследования следственной группой (ст. 163 УПК РФ), группой дознавателей (ст. 223.2):

· Осуществляется в случаях сложности или большого объема уголовного дела.

· О создании следственной группы (группы дознавателей) выносится определение или сведения об этом вносятся в постановление о возбуждении уголовного дела (РСО или начальник ОД).

· В постановлении указывается штатный состав и руководитель.

· Руководитель организует работу группы, составляет обвинительного заключение, направляет уголовное дело в суд.

9. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования:

· Данные не подлежат разглашению, за исключением случаев по ч. 2, 4 и 6 ст. 161.

· Следователь и дознаватель предупреждает участников судопроихводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК РФ.

· Не является разглашением:

ü Изложение сведений по уголовному делу в ходатайствах, заявлениях, жалобах и иных процессуальных документах по этому делу, а также в заявлениях и иных документах, подаваемых в государственные и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

ü Предоставление сведений по уголовному делу лицу, которые привлекается в качестве специалиста, но при условии дачи им письменного обязательства о неразглашении указанных сведений без согласия следователя и дознавателя.

Оцените статью
Добавить комментарий