- Статья 2. понятие ломбарда и основные требования, предъявляемые к осуществляемой ломбардом деятельности
- Адвокат разъясняет договора ломбардной деятельности –
- Статья 2.3. регулирование деятельности и надзор за деятельностью ломбардов (в ред. федерального закона от 21.12.2021 n 375-фз)
- Статья 2.6. приобретение статуса ломбарда (в ред. федерального закона от 13.07.2020 n 196-фз)
Статья 2. понятие ломбарда и основные требования, предъявляемые к осуществляемой ломбардом деятельности
1. Ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)
1.1. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)». (в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 363-ФЗ)
2. Ломбард не вправе привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся акционерами (участниками) ломбарда.(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)
3. Ломбард вправе ежедневно с 8 до 23 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.(в ред. Федеральных законов от 21.12.2021 N 375-ФЗ, от 13.07.2020 N 196-ФЗ)
4. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам под залог движимых вещей (движимого имущества), принадлежащих заемщику и предназначенных для личного потребления, хранения вещей, сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества, принадлежащего ломбарду на праве собственности (аренды, субаренды), осуществления деятельности банковского платежного агента, а также оказания консультационных и информационных услуг.(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)
5. Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами.
6. В ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторонних лиц.
7. В местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение вещей, не являющихся таковыми.
8. Ломбард обязан выполнять предписания и запросы Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России) и представлять в Банк России отчетность и иную информацию в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России в порядке, установленном Банком России, а также обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.(в ред. Федеральных законов от 13.07.2021 N 231-ФЗ, от 13.07.2020 N 196-ФЗ)
Адвокат разъясняет договора ломбардной деятельности –
Ломбардная деятельность представляет собой кредитование граждан под залог принадлежащих им вещей и их хранение (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ “О ломбардах” (далее – Закон)). Ломбардная деятельность в силу прямого указания Закона является исключительной, поскольку ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг (п. 4 ст. 2).
Основными договорно-правовыми средствами ломбардной деятельности можно считать договоры займа и хранения, поскольку консультационные и информационные услуги могут оказываться только в рамках ломбардной деятельности, т.е. быть сопутствующими займу и хранению. Ту же роль и выполняет договор займа, обеспечивающий исполнение гражданами заемного обязательства.
Договор ломбардного займа – это соглашение, по которому ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) – заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога (п. 1 ст. 7 Закона). В силу прямого указания Закона договор займа подлежит письменному оформлению, но считается заключенным только с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи, что не оставляет сомнений в реальности этой сделки (п. 2 ст. 7 Закона). Однако необходимо отметить, что Закон прямо не связывает с несоблюдением требования о письменной форме такое последствие, как ничтожность сделки, поэтому в этом случае стороны лишь лишаются права в случае спора ссылаться в подтверждение договора займа и его условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (п. 1 ст. 162 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)). Закон содержит правило о возможности признания договора ломбардного займа недействительным (т.е. квалифицирует его в качестве оспоримой сделки) в случае нарушения требований к его форме, но связывает это собственно не с формой волеизъявления, а с содержанием договора (п. 8 ст. 7), следовательно, несоблюдение письменной формы оставляет договор займа в силе.
Обычно же договор ломбардного займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета, при этом другой (второй) экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Следует отметить, что залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Залоговый билет должен содержать следующие положения и информацию:
- наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае, если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);
- фамилия, имя, а также отчество заемщика, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;
- наименование и описание заложенной вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- сумма оценки заложенной вещи;
- сумма предоставленного займа;
- дата и срок предоставления займа с указанием даты его возврата;
- процентная ставка по займу (с обязательным указанием процентной ставки по займу, исчисляемой из расчета на один календарный год);
- возможность и порядок досрочного (в том числе по частям) погашения займа или отсутствие такой возможности;
- согласие или несогласие заемщика на то, что в случае неисполнения им обязательства, предусмотренного договором займа, обращение взыскания на заложенную вещь осуществляется без совершения исполнительной надписи нотариуса (п. 4. ст. 7 Закона).
Однако в Законе помимо предмета (собственного услуги займа) в качестве существенных условий названо только пять, в том числе:
- наименование заложенной вещи;
- сумма оценки заложенной вещи;
- сумма предоставленного займа;
- процентная ставка по займу;
- срок предоставления займа (п. 3 ст. 7 Закона).
Из сопоставления пунктов 3 и 4 ст. 7 Закона явно следует, что существенными помимо указанных пяти также являются (1) порядок погашения займа (в части определения только договором возможности или невозможности досрочного (в том числе по частям) погашения) и (2) порядок обращения взыскания на заложенную вещь в случае неисполнения заемщиком обязательства, предусмотренного договором займа (в части использования исполнительной надписи нотариуса или без таковой).
Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик:
- в случае невозвращения в установленный срок суммы предоставленного займа в любое время до продажи заложенной вещи имеет право прекратить обращение на нее взыскания и ее реализацию, исполнив предусмотренное договором займа и обеспеченное залогом обязательство (п. 6 ст. 7 Закона);
- имеет право в случае реализации заложенной вещи получить от ломбарда разницу, образовавшуюся в результате превышения суммы, вырученной при реализации заложенной вещи, или суммы ее оценки над суммой обязательств заемщика перед ломбардом, определяемой на день продажи, в случае возникновения такого превышения (п. 7 ст. 7 Закона).
Последние два правила не относятся к существенным условиям, поскольку носят императивный характер, т.е. не могут быть изменены соглашением сторон, а следовательно, не составляют свободу договора в части определения его условий.
Сумма оценки заложенной вещи производится по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и месте ее принятия в залог или на хранение (ст. 5 Закона).
Сумма предоставленного займа и процентная ставка по займу в совокупности образуют сумму обязательств заемщика перед ломбардом, при этом ломбард не вправе включать в сумму своих требований к заемщику иные требования (ст. 8 Закона). Проценты за пользование займом, исчисляются за период фактического его использования в соответствии с процентной ставкой по займу, установленной договором займа, при этом периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом или продажи ломбардом заложенной вещи, за исключением случая выемки заложенной вещи в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 2 ст. 4 Закона). В последнем случае ломбард в течение трех рабочих дней со дня изъятия либо выемки заложенной вещи обязан уведомить в письменной форме об этом заемщика (по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении), указав в уведомлении следующую информацию: 1) дату изъятия либо выемки вещи; 2) основание произведенного изъятия либо выемки вещи; 3) наименование государственного органа (с указанием должностного лица), осуществившего изъятие либо выемку вещи; 4) сумму обязательств заемщика перед ломбардом. Таким образом, в случае изъятия или выемки у заемщика возникает обязательство перед ломбардом, сумма которого определяется в соответствии с условиями договора займа на день изъятия либо выемки заложенной вещи или на день истечения льготного срока (срока, в течение которого нельзя обратить взыскание на заложенную вещь, – ст. 10 Закона), в зависимости от того, что произошло раньше (п. 4 ст. 4 Закона).
В ином регулирование договора ломбардного займа определяется ГК РФ и иными законами.
Вторым договором, который определяет содержание ломбардной деятельности, является договор хранения вещей в ломбарде. Следует отметить, что хранение вещей в ломбарде относится к специальным видам хранения, правовой режим которых определяется параграфом третьим главы 47 ГК РФ, содержащим основные правила об указанном виде хранения. Закон детализирует правила ГК РФ, в том числе определяет договор хранения вещей в ломбарде как соглашение, по которому гражданин (физическое лицо) – поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи (п. 1 ст. 9 Закона). Таким образом, указанный договор является реальным, возмездным, двусторонним, а также публичным (п. 2 ст. 9 Закона, п. 1 ст. 919 ГК РФ) со всеми вытекающими отсюда последствиями, определяемыми ст. 426 ГК РФ.
Закон не содержит требования о форме договора хранения вещей в ломбарде, лишь указывается, что заключение договора хранения удостоверяется выдачей ломбардом поклажедателю именной сохранной квитанции в двух экземплярах по одному каждой из сторон (п. 3 ст. 9). Устанавливая общие правила о форме договора хранения, ГК РФ отсылает к ст. 161, поэтому участие в договоре хранения вещей в ломбарде в качестве хранителя ломбарда (а согласно п. 1 ст. 2 Закона ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей) влечет обязательность письменной формы. Сохранную квитанцию нельзя считать письменной формой договора в прямом смысле этого слова, однако простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю: (1) сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем; (2) номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена Законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения (п. 2 ст. 887 ГК РФ). Следовательно, выдача ломбардом именной сохранной квитанции приравнивается к заключению договора в письменной форме, при этом несоблюдение простой письменной формы договора хранения вещей в ломбарде не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной ломбардом (п. 3 ст. 887 ГК РФ). Сохранная квитанция является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Существенными условиями договора хранения помимо предмета (услуги хранения) являются:
- наименование сданной на хранение вещи;
- сумма оценки сданной на хранение вещи;
- срок хранения сданной на хранение вещи;
- размер вознаграждения за хранение;
- порядок уплаты вознаграждения за хранение вещи (п. 2 ст. 9 Закона). При этом в Законе установлено, что сохранная квитанция должна содержать следующие положения и информацию:
1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае, если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);
2) фамилия, имя, а также отчество поклажедателя, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;
3) наименование и описание сданной на хранение вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
4) сумма оценки сданной на хранение вещи;
5) дата сдачи вещи на хранение и срок ее хранения;
6) технологические условия хранения вещи;
7) вознаграждение за хранение и порядок его уплаты (п. 4 ст. 9 Закона);
8) иные соответствующие Закону и гражданскому законодательству положения (п. 6 ст. 9 Закона).
Видно, что, как и в случае с ломбардным займом, перечень существенных условий и сведений, которые должны быть указаны в сохранной квитанции, различается, но, поскольку в нем в качестве обязательного элемента должны быть указаны технологические условия хранения вещи, это условие следует считать существенным.
Сохранная квитанция также должна содержать информацию о том, что поклажедатель в случае реализации не востребованной им вещи имеет право получить от ломбарда сумму, вырученную от продажи невостребованной вещи, или сумму ее оценки (наибольшую из указанных сумм), за вычетом расходов на ее хранение (п. 5 ст. 9 Закона), но это условие носит императивный характер, поэтому не может быть отнесено к существенным условиям.
Евтеев М.И.
Статья 2.3. регулирование деятельности и надзор за деятельностью ломбардов (в ред. федерального закона от 21.12.2021 n 375-фз)
1. Органы государственной власти, Банк России и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность ломбардов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
2. Регулирование деятельности ломбардов и надзор за их деятельностью, за исключением их деятельности по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, их деятельности банковского платежного агента, оказания ими консультационных и информационных услуг, осуществляются Банком России.(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)
3. Банк России осуществляет следующие функции:
1) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие деятельность ломбардов;
2) ведет государственный реестр ломбардов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России;(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)
3) запрашивает и получает от ломбардов документы и информацию, необходимые для осуществления Банком России своих функций;(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)
4) осуществляет в установленном Банком России порядке надзор за соблюдением ломбардами требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, за исключением требований к их деятельности по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, их деятельности банковского платежного агента, оказанию ими консультационных и информационных услуг;(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)
5) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4. В отношении ломбарда Банк России:
1) запрашивает и получает информацию о финансово-хозяйственной деятельности ломбарда у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, иных органов государственного контроля и надзора;
2-3). Пункты утратили силу.(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)
4) проводит проверку соответствия деятельности ломбарда требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов и нормативных актов Банка России в порядке, установленном Банком России;(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)
5) направляет ломбарду предписания, обязательные для исполнения. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России.
При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке;(в ред. Федеральных законов от 13.07.2021 N 231-ФЗ, от 13.07.2020 N 196-ФЗ)
6) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)
7) осуществляет иные права в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. Ломбард вправе обжаловать действия (бездействие) Банка России в суд.
Статья 2.6. приобретение статуса ломбарда (в ред. федерального закона от 13.07.2020 n 196-фз)
1. Юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра.
2. За внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3. Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для ломбардов, со дня приобретения им статуса ломбарда.
4. Банк России принимает решение о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов на основании заявления и прилагаемых к нему документов, перечень которых и требования к которым установлены нормативным актом Банка России.
5. Банк России при рассмотрении заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов и прилагаемых к нему документов вправе запросить в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, сведения о государственной регистрации юридического лица, намеревающегося приобрести статус ломбарда.
6. В случае внесения сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов Банк России направляет ломбарду выписку из государственного реестра ломбардов, подтверждающую внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов.
7. Ломбард должен иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) на иностранных языках.
8. Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, сведения о которых внесены в государственный реестр ломбардов, и юридических лиц, намеревающихся приобрести статус ломбарда, не может использовать в своем полном наименовании (полном фирменном наименовании) и (при наличии) сокращенном наименовании (сокращенном фирменном наименовании) слово «ломбард» или слова и словосочетания, производные от слова «ломбард».
Юридическое лицо, намеревающееся приобрести статус ломбарда, вправе использовать в своем полном фирменном наименовании и (при наличии) сокращенном фирменном наименовании слово «ломбард» в течение девяноста календарных дней со дня государственной регистрации юридического лица либо со дня государственной регистрации изменений, связанных с наименованием юридического лица.
В случае утраты юридическим лицом статуса ломбарда данное юридическое лицо обязано исключить из своего полного фирменного наименования и (при наличии) сокращенного фирменного наименования слово «ломбард» в течение тридцати календарных дней со дня исключения сведений о нем из государственного реестра ломбардов.
9. Ломбард обязан информировать Банк России об изменениях сведений, содержащихся в государственном реестре ломбардов, в порядке и сроки, которые установлены нормативным актом Банка России.
По истечении ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ ломбарды, сведения о которых были внесены в государственный реестр ломбардов до дня вступления в силу и в течение девяноста дней со дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.
2020 N 196-ФЗ, не вправе заключать договоры потребительского займа и вносить в заключенные договоры потребительского займа изменения, направленные на увеличение сроков исполнения обязательств по данным договорам, до момента внесения Банком России сведений о них в государственный реестр ломбардов в порядке, установленном статьей 2.6 (пункт 7 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ).
По истечении двухсот семидесяти дней со дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ Банк России исключает из государственного реестра ломбардов сведения о ломбардах, которые были внесены в государственный реестр ломбардов до дня вступления в силу и в течение девяноста дней со дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.