Способности человека: что это такое и как их развить?

Способности человека: что это такое и как их развить? Залог недвижимости

Психология личности: глава 6. способности

Понятие о способностях. Задатки как природные предпосылки способностей. Классификация способностей. Одаренность. Талант. Гениальность

Успешная деятельность человека во многом определяется сте­пенью развития и формирования у него способностей. Способно­сти человека не столь очевидны, как, скажем, его внешние пара­метры, но мы сталкиваемся с ними воочию, когда несколько чело­век, имеющих равную подготовку, условия и одинаковое стремле­ние овладеть какими-то знаниями или умениями, достигают за рав­ное время разных по уровню результатов.

Способности — это такие индивидуально-психологические осо­бенности личности, которые служат необходимым условием высо­кокачественного выполнения конкретного вида деятельности.

Когда мы говорим о способностях, то имеем в виду именно ин­дивидуально-психологические особенности людей. Например, все люди способны к прямохождению и освоению речи, но отнести эти функции к собственно способностям мы не можем, поскольку они не обладают психологической природой и характеризуются призна­ком всеобщности.

Ярче всего способности проявляются при обучении и переучи­вании или в нештатных ситуациях, в обычной же обстановке успех деятельности зависит от знания, умения, уровня подготовки, а не от способностей личности. Поэтому способности не сводятся к зна­ниям, умениям и навыкам. Так, человек может быть очень хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Например, люди, феноменально быстро произ­водящие в уме сложные вычисления, нередко при этом обладают весьма средними математическими способностями.

Способности проявляются не в знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько быстро, легко и прочно они усваиваются людьми при прочих равных условиях. Спо­собности выступают лишь как некоторая возможность для приобретения знаний и умений. Возможность превращается в действи­тельность только в такой деятельности, которая не может осущест­вляться без наличия необходимых способностей. Например, нель­зя говорить о способностях человека к рисунку, если его не обуча­ли рисовать. Только в процессе специального обучения можно вы­яснить, есть ли у него способности к рисованию, насколько он лег­ко и быстро усваивает приемы работы, цветовые отношения, нау­чается видеть прекрасное в окружающем мире. Известно, что ко­гда Суриков поступал в Академию художеств, то инспектор, про­смотрев его рисунки, заявил, что ему за такие рисунки даже мимо Академии надо запретить ходить. На основании того, что у будуще­го великого русского художника не было необходимых умений и навыков рисования, инспектор сделал скоропалительный вывод о его полной непригодности к живописи.

Если человек при прочих равных условиях не справляется с тре­бованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это свидетель­ствует об отсутствии у него соответствующих способностей и озна­чает, что человек, хотя и овладеет необходимыми для данной деятель­ности знаниями и умениями, но это потребует от него чрезвычайно­го напряжения сил при сравнительно скромных результатах.

Способности, как и все другие психические явления, имеют ка­чественно-количественную определенность. Только сравнивая ка­чественно одинаковые формы активности, можно утверждать, что тот или иной человек более или менее способен. Естественно, что сравнение должно проводиться лишь при соблюдении равенства условий.

Способности со стороны их качественных особенностей пред­ставляют собой сложный комплекс психологических свойств лич­ности, обеспечивающих успех деятельности. Другими словами, при качественной характеристике способностей учитывают то, к чему обнаруживает способности конкретный человек, какие его способ­ности вовлекаются в процесс деятельности как обязательное усло­вие ее успешности. Качественная характеристика способностей позволяет человеку определить, в какой сфере трудовой деятель­ности он сможет достичь серьезных результатов. Например, ярко выраженная способность к педагогической деятельности опреде­ляется такими психологическими качествами, как любовь к детям и преданность делу, обширные познания и нравственная безупреч­ность, умение быстро и безошибочно ориентироваться в воспита­тельных задачах, педагогический такт, инициативность и общитель­ность, выдержка и самообладание и т.п.

Выяснение того, какие конкретно-психологические качества соответствуют требованиям данной деятельности, тесно связано с количественной характеристикой, отвечающей на вопрос, в какой мере эти психологические качества развиты у человека. Для опре­деления количественной характеристики и измерения способно­стей используют различные диагностические приемы, тесты, испы­тания. Но, как правило, они дают представление не о способностях человека, а о наличии у него тех или иных сведений, умений, навы­ков. Поэтому в свое время Л.С.Выготский для выявления уровня спо­собностей ребенка предложил метод определения зоны ближайше­го развития. Суть этого метода заключается в оценке расхождения между результатами самостоятельного решения задачи и решения этой же задачи с помощью взрослого. Если ребенок не может ре­шить задачу ни самостоятельно, ни с помощью взрослого, есть ос­нования говорить о недостаточно высоком уровне его способностей. Итак, количественная характеристика способностей возможна че­рез выявление динамики успехов человека в процессе обучения.

Вопрос о природе и о происхождении способностей — один из наиболее сложных в психологии. Существуют два диаметрально противоположных подхода к решению данного вопроса.

Еще со времен Платона разрабатывается концепция, утверждаю­щая врожденность (наследственность) способностей. В качестве аргументов приводятся данные о раннем проявлении способностей у ребенка. Так, у Моцарта музыкальные способности обнаружились в трехлетнем возрасте. Доказательством наследственности способ­ностей выступают также факты повторения их у потомков выдаю­щихся людей, приводятся примеры одаренных семей и целых ди­настий. В семье Бахов музыкальные способности обнаружились впервые в 1550 году, а иссякли в 1800 году. Всего в семье Бахов было около шестидесяти музыкантов, из них двадцать выдающихся, но особенно прославился И.С.Бах.

Экспериментальные исследования на животных, в которых скре­щивались только особи, справлявшиеся с поставленной задачей успешнее других, свидетельствовали о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

С точки зрения другого подхода к вопросу о происхождении спо­собностей, способности не есть нечто данное от природы, врож­денное, они формируются под воздействием условий социальной среды, обучения и воспитания. В качестве доводов здесь приводят­ся факты массового развития некоторых специальных способно­стей, а именно звуковысотного слуха в условиях русской и вьет­намской культур. Исследования О.В.Овчинниковой и Ю.Б.Гиппенрейтер под руководством А.Н.Леонтьева показали, что звуковысотный слух, составляющий основу музыкального слуха, недораз­вит у одной трети взрослых русских испытуемых, в то время как испытуемые вьетнамцы обнаружили стопроцентную музыкаль­ность. А объясняется это особенностями русского и вьетнамского языков: первый относится к «тембровым», а второй — к «тональ­ным» языкам. Во вьетнамском языке, в отличие от русского, высо­та звука несет функцию смыслоразличения. В результате все вьет­намские дети, овладевая в раннем детстве родной речью, одновре­менно развивают свой музыкальный слух. Как следует из данного исследования, музыкальный слух может формироваться под влия­нием условий среды.

Если первая концепция о врожденности способностей, по сути дела, игнорирует необходимость напряженной деятельности по развитию способностей, раз они появились сами по себе, то вто­рая, напротив, утверждает, что всякой деятельности можно нау­читься даже при отсутствии желания и увлеченности ею. Поэтому более приемлемым является представление, согласно которому спо­собности подчиняются закону развития, но основы их заложены генетически. Например, люди могут, а животные не могут овладеть членораздельной речью и логическим мышлением. Предел здесь кладут задатки, которые морфологически, генетически детермини­руют предельные возможности совершенствования мышц гортани, коры больших полушарий головного мозга и т.д. Так и относитель­но способностей психология не отрицает врожденности анатомо-психофизиологических особенностей человеческого организма, которые могут оказываться условиями успешного выполнения ка­кой-либо деятельности.

Еще про залог:  Аренда авто в Москве - прокат машин по выгодным ценам.

Морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются за­датками. В психологии стала крылатой фраза профессора Б.М.Теплова: «Способность — это задаток в развитии». Таким образом, человек рождается только с задатками, этими природными предпо­сылками развития способностей. К врожденным задаткам относят­ся, например, такие свойства зрительного анализатора, как точное определение пропорций, цвета и т.п., необходимые для успешного развития способностей к художественному творчеству, или очень тонкая чувствительность обонятельного анализатора, на основе которой развиваются профессиональные способности парфюме­ров-создателей новых сортов духов.

Само по себе наличие задатков еще не решает вопроса о про­явлении и развитии способностей. Чтобы это случилось, необхо­димо занятие соответствующей деятельностью. Даже самые ярко выраженные задатки могут развиться в способности лишь в про­цессе труда, обучения, игры. Многие выдающиеся люди, про ко­торых обычно говорят, что у них талант от Бога, в своих воспоми­наниях подчеркивали ведущее значение труда в их творчестве. Так, Эдисон как-то сказал: «Гений — это на 1% вдохновение и на 99% потение».

В упорном труде и при огромном желании можно развить спо­собности даже в тех случаях, когда, кажется, нет никаких задатков к тому или иному виду деятельности. В качестве примера обратим­ся к жизни выдающегося оратора античности Демосфена. Когда Демосфен поставил перед собой цель стать оратором, он был хи­лым молодым человеком со слабым голосом и прерывистым корот­ким дыханием, кроме того, он шепелявил и картавил. Все это про­тиворечило сложившемуся в Древней Греции образу оратора, ко­торый должен был обладать красивой фигурой, величавой внешно­стью, артистической мимикой и жестами, иметь красивый громкий голос. Но Демосфен не отступил от поставленной цели и начал на­пряженно работать над своей внешностью, голосом, дикцией, ды­ханием. Перед зеркалом он учился актерской игре, вкладывал в рот камешки и так читал на память стихи, во время бега, не переводя дыхания, произносил несколько стихов или какую-нибудь длинную фразу. Упорно развивая плохо выраженные от рождения задатки, Демосфен по сути сотворил себя заново. Это стало возможным бла­годаря тому, что поставленная Демосфеном цель стать оратором, побуждаемая к осуществлению его горячим желанием словом воз­действовать на огромную массу людей, превратилась в самостоя­тельную побудительную силу, мотив.

Таким образом, повышенная мотивация и вызываемая ею напря­женная активность личности являются необходимыми условиями развития способностей.

Разглядеть задатки порой бывает очень трудно. Об этом говорят многочисленные примеры из жизни выдающихся людей. Например, Ньютон слыл в школе тупицей, и родители вынуждены были взять его домой из-за неспособности к обучению. Ф.Шаляпина не приня­ли в хористы «по неспособности к пению».

То, насколько проявятся задатки, зависит от условий индивиду­ального развития личности. Неблагоприятные условия препятству­ют оформлению задатков. Например, обедненная среда, в которой ребенок лишен разнообразных впечатлений и возможности актив­но действовать, уменьшает возможности формирования у него спо­собностей. Частые психические травмы, наносимые ребенку в про­цессе неправильно организованного обучения и воспитания, так­же создают неблагоприятные условия для развития способностей. Фактором, тормозящим становление способностей, может стать некорректное обращение с мотивацией. Так, излишнее принужде­ние к какому-либо виду деятельности вызывает, как правило, нега­тивные переживания, которые затрудняют проявление специаль­ных способностей.

Не развитые вовремя задатки могут атрофироваться. Известно, что дети, попавшие в силу тех или иных обстоятельств в логово зве­рей и лишенные, таким образом, возможности развить свои задат­ки и способности, теряли их навсегда.

Человек может обнаружить и развить свои способности к опре­деленному виду деятельности благодаря не только упорному труду, но и методике обучения. Совершенствование приемов формиро­вания соответствующих знаний и умений приведет в конечном ито­ге к тому, что такие способности, как поэтические, музыкальные, артистические, организаторские и т. п., о которых принято говорить как о «врожденных», будут развиваться так же, как, скажем, грам­матические или арифметические способности. Другими словами, как сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что любого нормального ребенка можно научить читать и писать, так обычным делом будет учить всех детей писать стихи, сочинять музыку, рисо­вать и т.д. И сегодня в этом направлении уже многое делается. На­пример, существуют экспериментальные школы, в которых у абсо­лютно немузыкальных детей путем системы индивидуальных тре­нировок формируют музыкальный слух.

Важным фактором развития способностей человека являются склонности и интересы. Склонность — это особенность личности, проявляющаяся в предпочтительном выборе занятий какой-либо конкретной деятельностью. Так, повышенная склонность ребенка к изобразительной деятельности служит показателем пробуждаю­щихся у него способностей к художественному творчеству. Как правило, склонность к занятиям живописью сопровождается про­явлением интереса к цвету, особенностям формы окружающих предметов, ко всему, что так или иначе связано с изобразительным искусством, к художественному творчеству в целом. Однако нали­чие интересов и склонностей само по себе не всегда говорит о том, что человек обладает соответствующими способностями. Но то, что интересы и склонности, как и другие черты характера, например настойчивость и целеустремленность, благоприятствуют формиро­ванию и развитию способностей в процессе самой деятельности, является неоспоримым фактом.

Единой и общепринятой классификации способностей в психо­логии не разработано. Принципы ее построения предлагаются са­мые разные. Так, по основным видам деятельности выделяют ин­женерные, научные, экономические и другие способности. Разли­чия, связанные с особенностями работы органов чувств, выступа­ют основанием для деления способностей на обонятельные, музы­кальные и др. По силе уравновешенности и подвижности нервных процессов, скажем, в двигательной сфере различают разнообраз­ные спортивные способности. Наиболее распространенным явля­ется разделение способностей на общие и специальные.

Общие способности — это свойства личности, которые в той или иной мере необходимы для самых разнообразных видов дея­тельности. Эти свойства имеют такие вполне конкретные психо­логические проявления, как наблюдательность, конструктивное воображение, способность к оперированию абстрактным материа­лом и т.д. Общие способности влияют на образование новых зна­ний и умений.

Поскольку все люди разнятся по качественно-количественному составу задатков и условиям развития, то со временем индивиду­альные различия становятся существенными, и наряду с общими способностями выделяются способности специальные. К специаль­ным обычно относят способности, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Это могут быть психомоторные, сенсорные, мнемические, интеллектуальные и другие способности.

С началом профессионального обучения образуются новые структуры индивидуальности, которые получили название профес­сиональных способностей. Обычно профессиональные способности не выделяются психологами в отдельную группу, а рассматри­ваются как разновидность специальных. Но в отличие от специаль­ных профессиональные способности формируются в гораздо бо­лее позднем возрасте. Кроме того, они тесно взаимодействуют с задатками: в ответственные моменты своей профессиональной дея­тельности человек мобилизует все ресурсы своей психики, вклю­чая задатки. Для любительской деятельности это не характерно. По мере овладения новыми профессиями формируются все новые про­фессиональные способности, нередко совершенно в другой облас­ти. Человек может быть прекрасным менеджером, журналистом и писателем одновременно и во всех этих областях работать профессионально.

Способности, талант, голосовая, слуховая или зрительная исклю­чительность личности находят свое выражение прежде всего в твор­честве. По мнению замечательного русского мыслителя СЛ.Фран­ка, всякий человек, хоть в малой мере, является творцом: его труду всегда, пусть в минимальной степени, присущ момент творчества. Если ремесленник работает с любовью и со вкусом, вкладывает в труд свою личность, то он, по сути, совершает творческий акт. В этом смыс­ле различие между ремесленником и художником относительно. Даже самый обыденный человек, кроме простого выполнения своих обязанностей, вносит в свою работу элемент чутья, импровизации и, реализуя свои способности, справляется с непредвиденной ситуаци­ей каким-то новым, небывалым для него способом.

Еще про залог:  На все времена: 100 вдохновляющих цитат

Наиболее типичным образцом творчества является художествен­ное творчество. Человек, способный к художественному творчест­ву, обладает рядом развитых духовно-мыслительных особенностей. Американский психолог Д.Гилфорд отмечает шесть таких склонно­стей способного художника: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационная гибкость или оригинальность, умение придавать художественной форме необходимые очертания.

Художественной деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Однако только художественные способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляю­щих общественный интерес.

Существует иерархия степеней, характеризующих предраспо­ложенность человека к творчеству: способность — одаренность — талант — гениальность.

Человек, находящийся на более высокой ступеньке этой твор­ческой лестницы, сохраняет те положительные качества, кото­рые присущи тем, кто расположен на низших ее ступенях, но не­пременно должен обладать еще рядом дополнительных высоких достоинств.

Обычно понятие «одаренность» употребляется для характеристи­ки детей, поскольку деятельность ребенка отличается весьма отно­сительной успешностью, самостоятельностью и оригинальностью.

Определяют одаренность как совокупность природных задатков, выступающих одним из условий формирования способностей.

Психологический анализ одаренности позволяет выделить об­щую структуру способностей, складывающуюся из таких психиче­ских качеств, которые обеспечивают возможность осуществления на самом высоком уровне широкого спектра занятий. Изучение детей с ярко выраженной одаренностью к различным видам дея­тельности показало, что следующие способности проявляются у подавляющего большинства высокоодаренных детей. Во-первых, это внимательность, собранность, постоянная готовность к напря­женному труду. Во-вторых, готовность к труду перерастает в тру­долюбие, в неуемную потребность трудиться. В-третьих, это высо­кая продуктивность умственной деятельности, которая выражает­ся в быстроте мыслительных процессов, систематичности ума, в повышении возможности анализа и обобщения.

Наблюдения за одаренными детьми свидетельствуют, что они обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к ко­торой они способны. Они могут буквально часами изо дня в день заниматься интересующим их делом, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Это для них одновременно и труд, и игра. Все их инте­ресы, переживания, поиски, вопросы концентрируются вокруг этих занятий. Ю.Б.Гиппенрейтер рассказывает о мальчике, у которого в три с половиной года пробудился интерес к числам. Он провел мно­го дней за пишущей машинкой, печатая последовательно числа на­турального ряда от 1 до 2000. Очень скоро он освоил операции сло­жения и вычитания. Персонажами его воображаемых игр были числа, многие из которых имели свой особый характер и поведе­ние. Он сам открыл отрицательные числа, операцию умножения.

Общие способности, образующие структуру умственной одарен­ности, дополняются рядом способностей, отвечающих требованиям конкретной деятельности, которая может осуществиться лишь при наличии соответствующих способностей. Например, художе­ственная одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впе­чатления, извлекать из памяти и включать в богатую систему ассо­циаций и связей, диктуемых творческим воображением. Конкрет­но, если ребенок увлекается литературным творчеством, то его ли­тературная одаренность будет характеризоваться такими специфи­ческими способностями, как высокий уровень эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатая фантазия, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении.

Отечественная психология исходит из того, что достаточно силь­ное влияние на развитие и формирование одаренности оказывает целенаправленное обучение и воспитание. В западной психологии, напротив, получила распространение концепция, согласно которой одаренность имеет предустановленный характер. Авторы этой кон­цепции считают, что умственная одаренность зависит от генов лич­ности и лишь в незначительной степени поддается действию среды и воспитания. Они утверждают, что умственную одаренность мож­но измерить. Количественное измерение производится с помощью так называемых тестов. По содержанию тесты умственной одарен­ности состоят из задач различной степени сложности, которые не зависят от опыта и знаний испытуемого и представляют собой сло­весные испытания или различные «головоломки». Успешность ре­шения задач исчисляется в сумме баллов или очков, которые набрал каждый испытуемый за установленное время, и определяется ко­эффициент умственной одаренности. Он выражается в процентах:

<?xml version="1.0"?>

где IQ — коэффициент умственной одаренности, а умственный воз­раст определяется средней суммой очков.

Например, в результате тестирования одну и ту же сумму очков, соответствующую умственному возрасту одиннадцати с половиной лет, набрали два ребенка десяти с половиной и четырнадцати лет. Тогда коэффициент их умственной одаренности равен:

<?xml version="1.0"?>

<?xml version="1.0"?>

Коэффициент умственной одаренности объявляется постоян­ным. Установив его в раннем возрасте, на всю жизнь определя­ют возможность человека успевать в учении и практической дея­тельности.

Итак, в зависимости от коэффициента умственной одаренности осуществляется отбор самых способных детей для обучения в спе­циализированных, привилегированных школах и высших учебных заведениях. В действительности же данный коэффициент выявля­ет не одаренность детей, а лишь наличие у них определенных све­дений, умений и навыков.

Человек как безусловно своеобразная, единственная и неповто­римая личность в процессе творческой деятельности, научной, тех­нической или художественной, выражает прежде всего свои субъ­ективные переживания. Талантливый человек, пытаясь выразить себя, одновременно привносит в творчество нечто объективное, общечеловеческое. Причем это не делается умышленно, а рожда­ется из вдохновения.

Вдохновение — это специфически творческое состояние ясно­сти мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассо­циаций, обостренной виртуозности в чувствовании формы, глубо­кого проникновения в суть жизненных проблем. Гёте говорил, что бывают мгновения, когда как бы спадает пелена с глаз, и мир вдруг является обнаженным для наших органов чувств, в своей первоздан­ной нетронутости, яркости и необычности. Такие мгновения могут вызвать, писал он, особого рода жуткое переживание, доходящее до страха. Но чаще всего приходит на помощь «деятельный свод­ник» — рассудок, который быстро все переводит в обыденные штам­пы и образцыСм.: Гёте И.В. Избранные философские произведения. М., 1964. С. 348..

Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию и делает творческий процесс особенно плодотворным. С древнейших времен образом вдохновения является крылатый конь — Пегас.

Благодаря вдохновению талант порождает ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой общечеловеческое значение, в то время как человек одаренный создает ценности, обладающие устойчивой значимостью для определенного общества, хотя и на значительный период его развития.

Наука всесторонне исследует психологические аспекты челове­ческой деятельности, в том числе творчества, но тем не менее и сегодня можно согласиться со словами А.С.Пушкина о том, что «вся­кий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарско­го мрамора видит Юпитера и выводит его на свет, резцом и моло­том раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выхо­дит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройны­ми однообразными стопами? — Так никто, кроме самого импрови­затора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волей…»Пушкин А.С. Полн.собр.соч.:В 10 т. М.; Л.: 1977.Т.6.С.380-381.

В психологии талант определяют как благоприятное сочета­ние и взаимодействие способностей к той или иной деятельно­сти, обеспечивающих успешность творческого выполнения этой деятельности.

Еще про залог:  Кредит под залог квартиры от 5,9%, 8 предложений банков Благовещенска

Составляющие талант способности не являются идентичными, так как структура таланта детерминируется характером требова­ний, которые предъявляет личности конкретный вид творческой деятельности. Поэтому сочетание психических качеств личности талантливого полководца будет иным, нежели талантливого архи­тектора.

Как и способности, талант представляет собой лишь возмож­ность достижения успехов в творчестве. В конечном счете, приоб­ретение высокого мастерства в творчестве зависит от исторических условий существования людей, и история, особенно средневековья и Возрождения, дает тому подтверждение. Как писал Н.А.Бердяев: «Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их. Оно держало их в подчинении духовному центру, оно централизовало всю человеческую культу­ру. Это подчинение было во всем складе средневековой культуры. На заре нового времени произошла перецентрализация, были от­пущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессан­сом… Этот исторический период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека, духовной децентрализации, отрывания от духовного центра, дифференциации всех сфер общест­венной и культурной жизни, когда все области культуры становят­ся автономными. Автономной является наука, искусство, государственная жизнь, экономическая жизнь, вся общественность и вся культура».Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.С. 101-102.

В то же время человеческая история изобилует примерами, сви­детельствующими о слабой приспособленности социальной струк­туры того или иного общества к надежному поддержанию твор­чества и высокой духовной деятельности. Нередки серьезные расхождения между обществом и талантливой личностью, соблазн ху­дожника уйти от мира официальности в уединение свободного творчества. Примерами такого уединения могут быть бегство мо­лодого Гете в Италию, где он создал «Римские элегии», болдинская осень Пушкина, уход Н.К.Рериха в долину Кулу, бегство Гогена на Таити и т.д.

Талант как потенциальная возможность создания значительных ценностей в науке, искусстве, социальной жизни, которая может реализоваться в продуктах материальной и духовной культуры об­щества при соответствующих общественных условиях, предполагает также большой, творческий, напряженный труд. Люди, чей талант в глазах всего человечества был бесспорен, всегда много трудились. Подчеркивая ведущее значение труда в своем творчест­ве, Гёте, например, писал: «Меня считают баловнем судьбы. Я не хочу жаловаться и нарекать на свой жребий. Но на самом деле в моей жизни ничего не было кроме тяжкого труда, и я могу сказать сейчас, в 75 лет, что за всю жизнь и четырех недель не прожил в свое удовольствие. Как будто я все время тащил на гору камень, ко­торый снова скатывался, и нужно было снова тащить его вверх»Гёте И.В. Избранные философские произведения. М., 1964..

В процессе труда накапливается жизненный опыт, необходимый комплекс умений и навыков, без которых невозможны никакие творческие успехи, высочайшее мастерство, всемирная извест­ность. Мастерство как проявление таланта личности в деятельности раскрывается не только в сумме соответствующих умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированно­му осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи.

Гениальность есть целостное качество человеческой личности. Как писал Н.А.Бердяев, «гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть му­чение над вопросом о смысле жизни, искание правды жизни. Свя­тому может быть присуща гениальность в самотворчестве, в пре­вращении себя в совершенную просиянную тварь, хотя никаких продуктов он может и не создавать»Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.С. 119-120..

Другими словами, гениальность человека проявляется в силе восприятия им мира и глубине воздействия на других людей и не обязательно выражается в таланте писать замечательные картины или оригинальные научные трактаты, быть великим полководцем или выдающимся актером.

Таким образом, понятия «гениальность» и «гений» не являются тождественными. Гений рождает соединение гениальной натуры человеческой личности с талантом. Гений создает высшие общече­ловеческие ценности, опережающие историческую эпоху и имеющие мировую значимость на все времена. Гениями, например, в искусстве были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, И.Репин, В.Суриков и др. Причем гений Леонардо да Винчи распро­странялся не только на изобразительное искусство, но и на многие другие виды искусства и науки. Так, им были созданы чертежи и проекты летательных снарядов, в общих чертах предвосхитившие современные самолеты и ракеты, разработаны проекты передви­гающихся орудий, напоминающие современные танки и т.д. Мике­ланджело также был не только замечательным живописцем, но и выдающимся скульптором, поэтом. Рембрандт с потрясающей пси­хологической глубиной раскрыл душевные качества своих совре­менников в галерее портретов, показал целый мир сложных чело­веческих отношений в своих прославленных картинах. И.Репин в таких пользующихся мировым признанием картинах, как «Запо­рожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге», «Не ждали» и др., выразительно раскрыл наиболее закономерные явле­ния в общественной жизни России, дал глубокий психологический анализ изображаемых им людей.

Известно, что произведения любого искусства, в отличие от до­казанных учеными истин или апробированных технических изо­бретений, всегда открыты для меняющихся оценок и интерпрета­ций воспринимающего в зависимости от его социального и лично­го опыта. Может быть уничтожен престиж того или иного автора, который в былые времена считался гением, и, наоборот, поднят из забвения художник, казавшийся современникам непонятным и недостойным внимания. Так, в наше время возвращения к тради­ционным духовным ценностям русской культуры творчество «аги­татора, горлана, главаря» В.Маяковского звучит гораздо менее убе­дительно, чем стихи некогда запрещенного и презираемого рево­люционным пролетарием С.Есенина. Или полубредовые для совре­менников полотна нидерландского живописца Херонимуса Босха, причудливо соединившие элементы научной фантастики, социаль­ной сатиры и реалистических наблюдений над жизнью людей в со­четании с высокой художественной техникой, оказались неожидан­но пророческими в нашу эпоху социальных, атомных, биологиче­ских и иных научных экспериментов, определяющих лицо этого «безумного, безумного, безумного» мира.

Великие произведения искусства, созданные гениями, остают­ся неподвластными времени и относительно независимыми от ме­няющихся групповых и национальных вкусов. Они отличаются тем, что перед лицом вечности продолжают оказывать могучее воздей­ствие на сердца и души новых поколений, оставаясь непревзойден­ными образцами для подражания. Они остаются великими, потому что доступны и понятны всем.

Индивидуально-психологические особенности личности прояв­ляются в ее способностях. Способности имеют общественно-исто­рическую сущность, но несут в себе природные предпосылки раз­вития в виде задатков, которыми люди наделены от рождения. То, насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуально­го роста. Задатки обусловливают развитие способностей человека, но не предопределяют их.

Задатки многозначны и могут реализоваться в различных типах способностей. Всякая же способность является способностью к какой-нибудь деятельности. В процессе деятельности важное зна­чение имеет взаимосвязь между способностями и знаниями, уме­ниями, навыками. Неотъемлемым компонентом способностей яв­ляется повышенная мотивация.

Степень предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности характеризуется такими психологическими особен­ностями личности, как способности, одаренность, талантливость, гениальность.

  1. Что такое способности?

  2. Являются ли способности врожденными?

  3. Как соотносятся между собой способности и задатки?

  4. В чем выражается связь способностей со знаниями, умения­ми, навыками?

  5. Какая существует зависимость между систематическим тру­дом и развитием способностей?

  6. Какова структура способностей?

  7. В каких взаимоотношениях находятся склонности, интересы и способности?

  8. Что такое одаренность, талант и гениальность?

Оцените статью
Добавить комментарий