ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ — Аспекты экологической ответственности хозяйствующих субъектов Российской Федерации

Проблема формирования экологической культуры населения. реферат. экология. 2021-12-30

Правовые аспекты экологического воспитания и экологической культуры

Осуществление конституционных прав человека в Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42 Конституции Российской Федерации, 1993г.), и конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам (ст.58 Конституции Российской Федерации) в целях обеспечения экологической безопасности как важнейшей государственной задачи и создания условий для устойчивого развития страны требует высокой экологической культуры общества и каждого гражданина, формируемой постоянно и целенаправленно в процессе жизни и деятельности людей через систему непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения.

Формирование экологической культуры у населения страны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, образования, культуры, средств массовой информации и др.:

о средствах массовой информации (ФЗ «О средствах массовой информации» 1991 г.),

об образовании (ФЗ «Об образовании» 1992 г.),

о культуре («Основы законодательства Российской Федерации о культуре» 1992 г.),

об особо охраняемых природных территориях (ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г.),

о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г.),

об охране окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 г.)

и других федеральных законов и подзаконных актов.

Вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, экологического воспитания, образования, науки и культуры в соответствии с Конституцией Российской Федерации относятся к предметам совместного ведения Федерации и субъектов Российской Федерации.

Аспекты экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры специально предметно расписаны только в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» или в специальных законах субъектов Российской Федерации по охране окружающей среды или другим экологическим вопросам деятельности и специальных законах субъектов Федерации по экологическому образованию, просвещению и формированию экологической культуры.

Впервые правовые основы этого направления деятельности были законодательно закреплены в 1960 г. Законом РСФСР «Об охране природы в РСФСР» (от 27 октября 1960 года № 40) в двух статьях:

Статья 18. «Преподавание основ охраны природы в учебных заведениях», в которой было записано следующее:

«В целях воспитания у молодежи чувства бережного отношения к природным богатствам и навыкам правильного пользования природными ресурсами включить преподавание основ охраны природы в школьные программы и соответствующие разделы в учебники естествознания, географии и химии; ввести обязательные курсы охраны природы и воспроизводства ее ресурсов в высших и специальных средних учебных заведениях с учетом их профиля».

Статья 19 «Пропаганда вопросов охраны природы» этого закона гласила:

«Культурно-просветительным учреждениям и организациям, издательствам, музеям, кино, радио, телевидению, редакциям газет и журналов, добровольным обществам широко пропагандировать задачи охраны природы и воспроизводства природных богатств».

Какие-либо законы Российской Федерации, кроме вышеупомянутого Закона РСФСР от 27 октября 1960 г. «Об охране природы в РСФСР», до принятия в декабре 1991 г. Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» правовых основ деятельности по экологическому воспитанию, образованию и просвещению не отражали.

Многие проблемы в законодательстве компенсировались энтузиастами практикой организации экологического воспитания и образования, что отмечалось и в следующие десятилетия, и в настоящее время.

В последующем законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) был выделен специальный раздел «Экологическое воспитание, образование, научные исследования»; в дальнейшем научные исследования были выделены в самостоятельную главу в ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 г.

Полновесно вопросы экологического просвещения практически во всех категориях особо охраняемых природных территорий прекрасно законодательно закреплены в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г.

Эта сфера деятельности ООПТ в соответствии с законом является основной наряду с двумя другими: обеспечением охраны территории и научной работой в государственных природных заповедниках и национальных парках.

С 1995 года в Российской Федерации благодаря инициативам общественности и усилиям Минприроды России, взявшего на себя в соответствии с законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991) задачу организации системы всеобщего непрерывного экологического образования в стране, активизировалась деятельность многих структур как государственных, так и общественных, учреждений образования, культуры, науки по экологическому образованию населения.

Большое внимание было уделено и законотворческой работе в связи с особой значимостью в нашей жизни нормативно-правовых документов в качестве правовой основы для осуществления деятельности, в том числе и по экологическому образованию и просвещению населения.

После проведенного Минприродой России в январе 1995 г. Всероссийского семинара-совещания по проблемам развития в стране системы всеобщего экологического образования, в котором приняли участие представители администраций субъектов Российской Федерации, природоохранных органов, органов управления и учреждений образования, культуры, СМИ, общественных организаций, была развернута работа, направленная на создание нормативно-правовой базы реализации основных положений закона страны «Об охране окружающей природной среды» (1991) в сфере развития системы всеобщего непрерывного экологического образования в России в целом и в отдельных субъектах Российской Федерации.

В частности, было подписано постановление Правительства Российской Федерации от 03 ноября 1994 г. № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения», сыгравшее положительную роль в последующие лет пять в становлении и развитии экологического образования и просвещения в регионах страны. В пункте 1 рекомендовалось органам управления на местах рассматривать развитие экологического образования в качестве приоритетного направления. В пункте 4 этого постановления были прописаны рекомендации направлять до 10% средств экологических фондов на реализацию программ развития, что дало возможность целевого расходования средств экологических фондов на мероприятия по экологическому образованию и просвещению.

В действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» 2002 г. в отличие от предыдущего закона 1991 г. глава XIII названа уже — «Основы формирования экологической культуры», т. е. делается упор на конечном результате экологического образования, просвещения и подготовки руководителей и специалистов — экологической культуре.

Табл. 1. Вопросы экологического образования, просвещения в законах Российской Федерации об охране окружающей среды

Название законаГод принятияЭкологическое просвещение и образование в общих статьях законаНаличие специального раздела или главы по экологическому образованию и просвещению№/№ статей закона с аспектами экол. образования и просвещенияНазвание статей по вопросам экологического просвещенияЗакон «Об охране природы в РСФСР»27 октября 1961 г. № 40НетНетСт. 18,19Ст. 18 «Преподавание основ охраны природы в учебных заведениях» Ст. 19 «Пропаганда вопросов охраны природы»Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»19 декабря 1991 г. № 2060-1Разд. 1: ст. 6, 7, 8, 9, 10; Разд. II: ст. 12,13,21; Разд. IX: ст. 61, 63.Раздел XI «Экологическое воспитание, образование, научные исследования»Разд.: статьи №№ 73, 74, 75, 76.Ст. 73 «Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования» Ст. 74 «Обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях» Ст. 75 «Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов» Ст. 76 «Распространение экологических знаний»Федеральный закон «Об охране окружающей среды»10 января 2002 г. № 7-ФЗГл. I, ст. 3; Гл. II, ст. 5,6.Гл. XIII «Основы формирования экологической культуры»Гл. XIII: статьи №№71,72,73, 74.Ст. 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования» Ст. 72 «Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях» Ст. 73 «Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности» Ст. 74 «Экологическое просвещение»

В законе «Об охране окружающей среды» 2002 г. к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (ст. 6), как и в предыдущем законе РСФСР, были отнесены «организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации», а уже в редакции 2004-2005 гг. ФЗ «Об охране окружающей среды» прописали «предоставлено право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры», что можно трактовать двояко: можно организовывать, а можно и проигнорировать в связи с определенными объективными обстоятельствами, что и происходит в ряде субъектов Федерации.

На федеральном уровне инициатива подготовки и принятия специального закона по экологическому образованию была поддержана во второй половине 90-х годов ушедшего столетия в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации Комитетом по экологии.

Начиная с 1995 г. в Государственной Думе велась разработка проекта федерального закона по экологическому образованию, что предполагало развитие законодательства РФ об образовании, охране окружающей природной среды, об особо охраняемых природных территориях, о средствах массовой информации в направлении создания правовой основы для принятия федеральной целевой программы развития экологического образования и просвещения населения России.

Первый вариант законопроекта «О государственной политике в области экологического образования» был подготовлен в 1997 г., затем при обсуждении и доработке его название было трансформировано в следующей редакции «О государственном регулировании образования в области экологии» (предложенное новое название уже говорит об изменении сути содержания законопроекта), который и приняла Государственная Дума после трех чтений, был одобрен Советом Федерации. В последней редакции этот законопроект, а вместе с ним и разработанный механизм его действия — проект Программы по реализации предполагаемого закона, были отклонены 06.01.99 г. первым Президентом Российской Федерации Б. Ельциным, как «не имеющий собственного предмета регулирования и противоречащий Федеральному закону «Об образовании».

В последующие годы, начиная с 2000 г., по инициативе Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по экологии второго созыва (председатель Н.А. Грачев) велась работа над проектом федерального закона под новым названием «Об экологической культуре» (О государственном регулировании деятельности в области экологической культуры). Но он также не может пройти через нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации — Государственную Думу, как не имеющий ни собственного поля регулирования, ни как плохо проработанный с точки зрения правовых норм. И признан мэтрами юридического права нецелесообразным [2].

Все это очень негативно сказалось в последующие годы на развитии экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры в стране, так и не получивших необходимой правовой и, как следствие, финансовой и материальной поддержки на федеральном (государственном) уровне направлении деятельности многих заинтересованных структур образования, культуры, СМИ, общественных организаций.

Невзирая на издержки в законотворчестве на федеральном уровне по формированию правовой базы развития экологического образования, в 14 субъектах Российской Федерации за десять лет (с 1996 по 2006 г.) были приняты законы об экологическом образовании, просвещении, формировании экологической культуры. А в ряде субъектов Российской Федерации — даже по два-три таких закона (Республика Башкортостан, Ханты-Мансийский АО, Ивановская область). В некоторых субъектах Федерации они имеют направленность и в названиях и в содержании на экологическое образование и просвещение (Республики Башкортостан, Дагестан, Саха (Якутия) и др.), в других — на формирование экологической культуры (Иркутская область, Агинский Бурятский АО).

Таким образом, в 14 субъектах РФ было принято 19 законов об экологическом образовании, просвещении и экологической культуре, но остались они в 13 субъектах.

В Тюменской области принятый в начале 2004 г. закон «Об экологическом образовании и просвещении населения Тюменской области» был отменен при утверждении в конце того же, 2004 г., «Об охране окружающей среды в Тюменской области», что вызывает недоумение и сожаление. Стало ли лучше с продвижением экологического образования и просвещения на территории области от таких действий в законотворчестве Тюменской области, пока не ясно.

Таким образом, в 13 субъектах на конец ноября 2007 г. действуют законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры.

Еще в ряде субъектов Российской Федерации работа по подготовке подобных законов идет своим чередом. В некоторых субъектах Федерации проекты законодательных актов находятся в стадии рассмотрения или согласования. Так, в Вологодской области обсуждается законопроект «Об экологическом образовании в Вологодской области», в г. Санкт-Петербурге — «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге».

В двух бывших союзных республиках СССР, а ныне независимых закавказских государствах приняты специальные законы об экологическом образовании и просвещении в отличие от Российской Федерации — «Закон Азербайджанской Республики об экологическом образовании и просвещении населения» 2003 г. и Закон Республики Армения «Об экологическом образовании и воспитании населения».

Для справки, в США также был принят закон об экологическом образовании с очень хорошими статьями, особенно по поощрению работы в области экологического образования.

Что дают региональные законы, и что мог бы дать федеральный закон для тех, кто реально занимается развитием экологического образования и формированием экологической культуры у населения региона и страны в целом?

Во-первых, создается правовая основа для разработки и осуществления государственной политики в области экологического образования и просвещения, а также для создания условий ее реализации в регионе.

Во-вторых, определяются соотношения полномочий в области экологического образования и просвещения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления образованием различного уровня, некоммерческими общественными организациями и гражданами, ответственными за формирование экологической культуры личности.

В-третьих, определяются требования к содержанию региональной системы экологического образования и просвещения и создаются законодательно условия для эффективного ее функционирования. Определяются роли всех звеньев такой системы.

Еще про залог:  Понятие и сущность акцессорных обязательств в гражданском праве российской Федерации – тема научной статьи по праву читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

В-четвертых, указываются реальные механизмы реализации государственной политики в области экологического образования и просвещения населения, в том числе составление конкретных целевых региональных и муниципальных программ с учетом местных условий и особенностей.

Дело за главным — государственной политикой в России по развитию экологического образования и просвещения, с помощью которых воспитывается, формируется экологическая культура населения, а вслед за ней и экологически оправданное поведение, направленное на обеспечение устойчивого развития.

Большую роль в деле организации профессиональной экологической подготовки сыграл ФЗ «Об отходах производства и потребления» (1998 г.), его статья 15, обязывающая работников, осуществляющих деятельность по обращению с опасными отходами, иметь профессиональную подготовку на право работы с ними. В развитие этой статьи МПР России подписало приказ от 18.12.2002 г. № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами», который утвердил примерную программу таковой подготовки, согласованную с Минобразованием России.

Вопросы профессиональной экологической подготовки кадров управления и специалистов прописаны также в ряде региональных законов.

. Основные принципы формирования экологической культуры

Объектом формирования экологической культуры является население, рассматриваемое и как единое целое, и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту, месту проживания, социально-профессиональной принадлежности, образовательному уровню, уровню доходов, видам производственной деятельности, а в конечном счете — по менталитету, уровню сознания, гражданской ответственности.

Предметом формирования экологической культуры населения является совокупность образовательных, мировоззренческих, нравственных, этических и культурных качеств населения.

Формирование экологической культуры базируется на следующих принципах:

учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;

подход к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики города;

учет региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения,

использование основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;

соблюдение демократических норм и требований, приоритета гражданских прав и свобод человека;

связь образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;

культивирование гуманистического отношения к природе;

открытость и доступность экологической информации для населения города;

вовлечение предпринимателей, общественных и иных некоммерческих объединений в решение задач по формированию экологической культуры;

использование исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения, а также опыта других регионов России и зарубежных стран;

соблюдение экологического законодательства и наступления ответственности за их нарушения.

Реализация названных принципов должна осуществляться в рамках реализации городской экологической политики.

. Основные направления деятельности по формированию экологической культуры

В процессе формирования экологической культуры населения важная роль принадлежит взглядам, представлениям, установкам, чувствам, привычкам людей. В зависимости от того, какими ценностями и идеалами руководствуются люди, во многом зависит характер их взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим особое значение приобретает непрерывная целеустремленная работа всех структур обучения, воспитания и образования, прежде всего подрастающего поколения, чтобы бережное, заботливое отношение к природным объектам, к эколого-санитарному состоянию мест проживания становилось органичной частью мировоззрения, установкой, привычкой горожан.

Экологическая культура должна формироваться на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в семье и в системе образования — в детском саду, в школе, средних специальных и высших учебных заведениях, в центрах профессионального обучения и повышения квалификации, а также в трудовых коллективах и по месту жительства.

Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются традиционные российские религиозные конфессии, а также средства массовой информации и реклама.

.1 Особенности формирования экологического сознания

экологический культура воспитание просвещение

В условиях научно-технического и социального прогресса экологическое образование и воспитание — неотъемлемый элемент формирования нового человека. Общение молодых людей с природой воспитывает в них лучшие нравственные качества. В. А. Сухомлинский создал целую систему воспитания, в которой важное место отводится общению подрастающего поколения с природой, познанию её законов, ценностей и красоты. Поэтому перед каждым педагогом стоит задача формирования экологического сознания и экологической культуры, как во время учебных занятий, так и во внеурочное время.

Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова представляет из себя сферу общественного и индивидуального сознания, связанную с отражением природы как части бытия.

Первоначально понятие экологического сознания заменялось такими понятиями, как «экологическое мышление», «экологическая мудрость», «природоохранительное мышление». Но достаточно быстро эти понятия были интегрированы в дефиницию «экологическое сознание». Так, в работе Р.У. Биджиевой, написанной в начале 80-х годов XX столетия, предпринимается попытка дать трактовку экологическому сознанию, адекватную тому времени. Автор понимает под экологическим сознанием комплекс экологических воззрений, оценок, теорий различных социальных групп, определяемых характером общественного производства вообще и экономическим положением группы в частности.

В конце XX столетия представления об экологическом сознании кардинально меняются. Это связано с новым пониманием места и предназначения человека в современном мире. В это время предпринимается попытка оценить экологическое сознание с точки зрения будущего (экологический оптимизм и экологический пессимизм), с позиций утилитарно-экономического подхода (сколько это будет стоить), а также с позиций аксиологического (ценностного) подхода, выявляющего ценности, которые в определенный момент времени значимы для человечества. Кроме того, на первый план выдвигается проблема собственно психологического анализа содержания и структуры экологического сознания.

В ряде исследований подчеркивается, что в современном обществе и его сознании выделяются две позиции, характеризуемые как экологический пессимизм (наиболее преобладающая позиция) и экологический оптимизм (для него характерен утилитарно-восторженный взгляд на будущее). Наряду с этими выделяется и позиция, которая характеризует безразличие определенных групп людей к экологической проблеме (в силу занятости их своими текущими сиюминутными проблемами).

В специальных исследованиях выявляют четыре типа носителей экологического сознания с точки зрения решения экологических задач, связанных с поиском новых источников финансирования. Соответственно выделяют четыре типа людей.

Первый тип характеризуется встревоженностью существующей экологической ситуацией, беспокойством за будущее состояние природной среды, что сопровождается готовностью платить за высокое качество среды. Второй тип отличается от первого лишь тем, что его представители платить за экологические мероприятия из собственного кармана не намерены. Третий тип ориентирован на изменение экологической ситуации к лучшему, но полагает, что за это должно платить государство. Наконец, для четвертого типа характерны низкая степень озабоченности состоянием среды и несформированность мнения по вопросу соотношения экологических и экономических приоритетов в государстве.

Если обратиться к содержанию собственно психологических проблем, связанных со спецификой и структурой экологического сознания, то здесь, действительно, можно поставить множество достаточно сложных и содержательных вопросов. К основным из них относятся: что из себя с психологической точки зрения представляет экологическое сознание, каковы его структура, типы, механизмы формирования?

В современной психологии под сознанием понимается высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании действительности. Как в процессе отражения, так и в процессе конструктивно-творческого преобразования участвуют все психические процессы человека (восприятие, память, мышление, воображение), в результате чего формируется система знаний о мире, которая, в свою очередь, находит выражение в деятельности, в поведении.

Все эти процессы сопровождаются многообразными отношениями человека (эмоциональными, волевыми и др.), которые обеспечивают сознанию его субъективность и пристрастность. Экологическое сознание — это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием.

Так, например, В.А.Скребец, характеризуя экологическое сознание в целом, отмечает, что это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения. Автор отмечает, что экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создаваемых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих индивидуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику.

Таким образом преодолеваются первоначальные попытки сведения экологического сознания только лишь к знаниям. Автор выявил структурно-временной аспект взаимосвязи мышления и эмоций как единиц экологического сознания. При этом, что особенно важно подчеркнуть, он обращает внимание на предвосхищающе-прогностическую функцию экологического сознания.

Опираясь на такого рода представления, В.А.Скребец предпринимает попытку выделить структурные компоненты экологического сознания и описать основные его свойства или признаки. В качестве структурных компонентов экологического сознания исследователь выделяет прежде всего центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; использование принятых нормативов экологического взаимодействия с природой, характерных для данного общества, конкретного поколения; сочетание чувственных и рациональных аспектов того культурно-исторического опыта, который усвоен определенной категорией людей и конкретным индивидом. Этот опыт опосредован разрешениями и запретами, знаково-символическими функциями взаимодействия с миром, принятыми в данной социальной группе.

К основным свойствам или признакам экологического сознания автор относит следующие:

социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сформировавшимися традициями;

опосредованность символами, знаками, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы;

саморефлексивность;

внутренний диалогизм и др.

Необходимо отметить, что такой подход вызывает определенный интерес и заслуживает внимания, но не вскрывает в полной мере психолого-педагогическое содержание экологического сознания.

Современная экологическая психология не ограничивается только лишь теоретическим описанием выделенных типов экологического сознания. В последние годы значительно активизируются экспериментальные исследования различных сторон экологического сознания. Так, Т. В. Иванова изучала экологические ценности в общественном сознании и выявила любопытный факт: эксцентрическая направленность сознания более характерна для молодых людей — 17-19-летних, для которых природа обладает самостоятельной ценностью независимо от ее возможного использования. Восприятие же природы взрослыми в известной степени рационализируется. Окружающая среда рассматривается ими прежде всего как национальное богатство, условие обеспечения экономического развития общества. Более того, отмечается, что в процессе подготовки специалистов разного профиля образ профессии и характер будущей деятельности актуализируют мотивацию, для которой природа приобретает все в большей мере прагматический объективный характер.

К аналогичным результатам пришла И. В. Кряж, которая провела психосемантическое исследование обыденных экологических представлений в структуре сознания. Ею были выявлены два разных полюса отношения к природе. С одной стороны, «равнодушие — экологическая безграмотность — безответственность — жестокость — эгоизм», с другой — «альтруизм — стремление к внутренней гармонии — переоценка жизненных ценностей — ответственность — поиск духовной основы — экологическая озабоченность -любовь к природе — потребность в общении с ней».

В целом И. В. Кряж отмечает, что, к сожалению, в обыденном сознании людей преобладают антропоцентрические экологические представления, а возможности удовлетворения потребности в непосредственном общении с природой связываются преимущественно с экспансивно-присваивающими формами поведения. Полученные Т.В.Ивановой и И. В. Кряж данные, а также целый ряд других исследований свидетельствуют о том, что как на уровне общественного, так и индивидуального сознания преобладают антропоцентристские установки. Это связанно с тем (и это особенно характерно для нашей страны), что новая экологическая этика, экологическая психология и экологическая педагогика только начинают пробивать себе дорогу. Существующая до сих пор система экологического воспитания и образования подрастающего поколения, несмотря на декларирование высоких гуманных ценностей, тем не менее в основе своей строилась на антропоцентристской парадигме. Поэтому в настоящее время особенно остро стоит проблема построения принципиально иной системы образования подрастающего поколения, которая в полной мере учитывала бы достижения современной экологической философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики.

Примеры такого рода уже имеются в отечественной психолого-педагогической науке. Так, А.Г.Козлова в своей работе акцентирует внимание на формировании у учащихся планетарного сознания. В практике лицея эколого-информационных технологий в г. Иркутске в качестве ноосферного образования ставится проблема формирования такого рода планетарного сознания, которое включает в себя развитие у учащихся научного, феноменологического, экологического, гуманистического и глобального сознания. В частности, в качестве специфической цели и особой стратегии построения учебно-воспитательного процесса выделяется формирование у школьников экологического сознания, предполагающего понимание органического единства мира и невозможности совершения действий в одном элементе системы без последствий для остальных.

Факторы, влияющие на экосознание: экологическое воспитание, усваиваемость экологических установок, субъективное отношение к природе и таких объективных факторов, как экологические проблемы, экологические катастрофы, экологическая политика государства, невозможность неограниченного экстенсивного роста и глобализация.

Таким образом, в современном образовательном процессе предпринимаются достаточно плодотворные, на мой взгляд, попытки реализации в педагогическом процессе философских и психологических достижений в сфере развития экологического сознания на рубеже XX и XXI столетий.

.2 Экологическое просвещение

В целях формирования экологической культуры населения осуществляется экологическое просвещение посредством распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование жителей города о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления, а также общественными объединениями, средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.

Еще про залог:  Кредит под залог автомобиля, взять кредит под залог авто

Основные направления формирования экологической культуры не могут быть эффективно реализованы, если природоохранные принципы не будут внедрены в сознание общества путем массового воспитания и пропаганды охраны окружающей среды. В Кирове в этом отношении слаба практика проведения общегородских массовых экологических мероприятий, поэтому возникает необходимость в проведении широкомасштабных мероприятий по экологической защите, а также в ориентации мероприятий по экологическому просвещению на различные социальные группы и самые широкие слои населения.

Экологическое сознание населения г. Кирова можно охарактеризовать следующим образом. Вследствие соприкосновения с экологическими проблемами в повседневной жизни горожане осознают необходимость охраны окружающей среды. Они также осознают безотлагательность очистки города от мусора, но не могут принять в ней участие, вследствие недостаточной информированности о способах и методах сокращения объемов производства отходов в собственном домашнем хозяйстве. Кировчане понимают полезность и экологичность введения в Кирове новой технологии по сбору и сортировке ТБО и приему вторичного сырья, что в перспективе может стать одним из путей выхода из неблагоприятной экологической ситуации.

Решение задач по экологическому просвещению сопряжено с необходимостью централизации, контроля и координации со стороны исполнительных органов государственной власти Кирова. В качестве основных приоритетов этой работы могут быть названы:

вовлечение органов местного самоуправления, промышленников и профсоюзов, общественных объединений, средств массовой информации, образовательных учреждений и учреждений культуры в организацию и проведение общегородских экологических мероприятий;

информирование населения о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране и обеспечению экологической безопасности;

привлечение к экологической проблематике учреждений культуры, музеев, библиотек, природоохранных учреждений, организаций спорта и туризма, других учреждений;

формирование экологически ориентированного общественного мнения и «экологически воспитанных» людей.

В целях повышения экологической сознательности граждан необходимо:

привлекать внимание населения к городским экологическим проблемам;

пропагандировать бережное отношение к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых природных территорий;

проводить акции и мероприятия, побуждающие к консолидации жителей города вокруг проблем улучшения и сохранения окружающей среды;

повышать квалификацию специалистов в области экологического образования;

воспитывать экологическое мировоззрение у всех возрастных категорий населения;

проводить специальные экологические информационные компании на основе социальных заказов;

создавать информационные материалы и средства наглядной агитации для распространения среди населения;

изготавливать видеоролики, радиопрограммы и размещать их в средствах массовой информации.

В целях привлечения средств массовой информации к экологическому просвещению и формированию экологической культуры населения необходимо:

совершенствовать профессиональное мастерство журналистов путем организации мастер-классов, семинаров, круглых столов, экскурсий;

организовывать ежегодные городские конкурсы на лучшую публикацию, теле- и радиопередачу по экологической проблематике;

привлекать ученых и журналистов к созданию популярных книг и брошюр по актуальным экологическим проблемам.

.3Семейное экологическое воспитание

Экологическое воспитание начинается с детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка, его моральное сознание (понимание добра и зла, хорошего и плохого). При этом особенно важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения и — главное — практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией.

Всем известно, «ребенок учится всему, что видит у себя в дому». Семейное жизненное пространство представляет собой своеобразную микросоциоэкосистему, в которой члены семьи реализуют свой потенциал и активно взаимодействуют с окружающей средой, при благоприятных условиях и умелых действиях.

В настоящее время непростительно мало внимания уделяется семейному экологическому воспитанию. Экологическим воспитанием должны заниматься родители ребенка в первую очередь. В образовательной системе России функцию воспитания традиционно «доверяют» школе, точнее на учителей взваливают непомерный груз воспитания детей, в том числе и экологического. Экологическим воспитанием в современном обществе более качественно и грамотно могут и должны в первую очередь заниматься родители, а школа может и должна быть организующим началом массовой повседневной деятельности в области непрерывного воспитания экологической культуры, формирования экологической грамотности и экологических ценностей семей и общества.

Кроме того, сегодня, в процессе экологического образования приходится иметь дело не только с формирующимся сознанием молодежи, но и с уже сформировавшимися мировоззренческими установками взрослых по отношению к природной среде. Для формирования экологического мировоззрения человека не достаточно только того, чтобы внести в его сознание новые экологические знания, необходима еще и практическая работа.

Перспектива экологического воспитания в содружестве семьи и школы. На формирование экологического сознания школьников средней и старшей школы оказывает большее влияние мировоззрение старшего поколения в семье, экологическая культура семьи, нежели «академическая» экология, преподаваемая в школе. Эффективность экологического воспитания в семье напрямую зависит от поддержки семьи, совпадении ценностей семьи и школы. Семья является той почвой, благодатной средой на которую падают семена школьного экологического воспитания и образования. Перспектива развития экологического воспитания в экологизации всего школьного образования и воспитания, в экологическом просвещении учителей-предметников и учителей начальной школы, школьной администрации, всех сотрудников школы. Нам в школе видится, что внедрение семейного и школьно-семейного проектирования объединит наши усилия в создании дружественной экологической образовательной среды школы и семьи, где счастливо будут расти наши дети.

.4 Дошкольное, школьное и внешкольное экологическое образование (на примере Кировской области)

Экологическое образование — это непрерывный процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации.

В городе созданы условия для повышения результативности экологического образования подрастающего поколения, а именно:

наличие квалифицированных педагогических кадров;

разработка предметной области «Экология» в рамках образовательного стандарта;

издание учебно-методического комплекса по предметной области «Экология»;

включение курсов экологического профиля в учебные дисциплины соответствующих специальностей;

формирование перечня экологических специальностей, в рамках которых вузы готовят специалистов-экологов;

проведение экологической олимпиады и других конкурсов по экологии.

Кировская область многие годы входит в число лидеров по реализации системы экологического образования в регионе. В 1995 году приказом Департамента образования «О типовом учебном плане общеобразовательных школ Кировской области» область знания «Экология» была утверждена как региональный образовательный компонент. В 1996 году распоряжением областной Администрации была утверждена целевая комплексная программа «Экологическое образование населения Кировской области». Позднее в 2003 году принято постановление Правительства Кировской области «Об улучшении экологического образования населения Кировской области», а в 2004 г. была принята областная целевая программа «Экология и природные ресурсы Кировской области (на 2004-2021 гг.)» и в рамках её — подпрограмма «Экологическая культура населения». За этот период сделан колоссальный рывок в развертывании системы экологического образования и, прежде всего, в учреждениях образования.

За этот период практически во всех вузах города созданы кафедры экологии. Во всех районах были созданы опорные школы, которые стали центрами методической работы по экологии. Предмет экология, факультативные курсы преподаются в 386 школах Кировской области. В регионе ежегодно проводятся научно-практические конференции школьников «Человек, природа, техника» и студентов «Экология родного края: проблемы, пути решения».

Во многих детских садах области, создаются экологические тропинки, действуют экологические кружки. Среди лидеров — Кирово-Чепецкий район, где действует методическое объединение по экологическому воспитанию дошкольников. На хорошем уровне ведется эколого-воспитательная работа в Омутнинском, Слободском, ВятскоПолянском и других районах области.

В дошкольных учреждениях области проводятся экологические праздники, игры, экскурсии, клубы, кружки, исследовательская и практическая природоохранная деятельность. Так, МДОУ д/с «Сказка» п.Пижанка работает по программе экологического воспитания С.Н.Николаевой «Юный эколог». В садике проводятся выставки поделок из природного материала, например, «Загадки Деда-Всеведа», «Правила поведения в лесу», «Могут ли овощи навредить человеку?» и др. Организуются сезонные праздники — «Осенины», «Праздник весны», проходит в детском саду и День здоровья. Воспитатели вместе с родителями оформляют зону отдыха и цветники.

В детском саду «Родничок» г. Зуевка еженедельно проводятся занятия по развитию экологических представлений детей. Дети средней группы получают знания о смене времен года, особенностях животного и растительного мира, в старших группах изучают экосистемы (луг, водоем, лес и т. д.) и природные зоны. Также еженедельно в средней, старшей и подготовительной группах проводится кружок «Почемучка», с целью формирования у детей экологических представлений и развития познавательных способностей. Постоянно ведется экспериментальная работа. Обобщен опыт работы педагога Есюниной Н.В. «Формирование нравственности и познавательной активности детей дошкольного возраста через экологические знания». Работают два проекта. Исследовательский проект «Живые ниточки природы» дает возможность детям проследить изменения в жизнедеятельности живых организмов в разные сезонные циклы. Реализация проекта «Экологическая тропа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребёнка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Экологическая тропа идет по территории детского сада, состоит из участков — деревья леса, деревья и кустарники сада, редкие растения, зеленая аптека, цветник, огород и др.

Одной из наиболее популярных форм является организация недель экологии, в рамках которых проводятся разноплановые мероприятия.

С недели экологии начинаются летние каникулы у дошкольников Богородского детского сада «Солнышко». С 1 по 4 июня дети в игровой форме, под руководством воспитателей раскрывали секреты природы, учились видеть, любить и беречь ее красоту. Активное участие принимают взрослые и ребята в Днях защиты от экологической опасности. Например, в Уржумском районе в 3-х учреждениях после анкетирования родителей на тему «Экологическое воспитание в семье» провели родительское собрание «Экологическое воспитание дошкольников». Для воспитателей состоялись 3 консультации по теме «Экологическая гостиная». Для детей организована серия занятий «Планета Земля в опасности», «Путешествие в королевство воды» и т. д. Малыши прогулялись по экологическим тропам. Участвовали в конкурсах рисунков «Наш дом — Земля», стихов о весне, поделок из бытовых отходов, знатоков «Экологические проблемы», лозунгов «Наша планета — в наших руках», экологическом КВН-е «В союзе с природой», подготовке литературно-музыкальной композиции «Красная книга». Занимались проектной деятельностью «О чем рассказали цветы». Ну а для всех вместе прошли трудовые десанты по разбивке клумб, посадке ландышей в уголке леса.

В образовательных учреждениях (дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования детей, НПО, СПО) создана система практической природоохранной работы и учебно-исследовательской деятельности учащихся, проводятся массовые мероприятия, организована пропагандистская деятельность, работа со средствами массовой информации. Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

Осуществляется многоплановая работа по повышению профессионального мастерства педагогических кадров по экологическому образованию. Система работы многих педагогов общеобразовательных учреждений включает наряду с базовой экологической подготовкой широкий спектр внешкольной и внеклассной работы по экологии и охране природы.

Система массовых мероприятий обеспечивает воспитательное воздействие на школьников, формирует их мировоззрение, нравственную, экологическую позиции.

Большой популярностью пользуется конкурс практических природоохранных проектов, проводимый с 2006 года. По-прежнему востребованными остаются такие формы работы как экологические дружины, экологические патрули, отряды.

Экологическое образование в учреждениях системы начального и среднего профессионального образования представлено курсами «Экологические основы природопользования» (в количестве 30 часов), специальными курсами «Естествознание», «Биология с основами экологии», «Медицинская экология» в Кировском базовом медицинском колледже, «Экология автомобиля» в техникумах автомобильного транспорта. Многие вопросы экологического воспитания решаются во внеурочной работе.

Методы экологического воспитания детей

Содержание экологического воспитания усваивается детьми в их основной деятельности: игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у детей экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используется метод наблюдения, далее воспитатель с помощью беседы, разъяснений вызывает эмоциональные реакции детей, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения детей к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

Игровая деятельность дошкольников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор дошкольников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

При этом важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Среди традиционных массовых форм натуралистической работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни (День’ природы, День леса, праздник Нептуна, Лесной карнавал и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие дошкольников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. Охрана природы — долг каждого — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.

Еще про залог:  Требуется ли письменное согласие жены на покупку недвижимости? - Хороший вопрос :

Желательно практиковать игры, направленные на развитие наблюдательности, памяти, умение ориентироваться, соблюдать правила поведения в природе. В большинстве случаев их организация не требует особой предварительной подготовки. В то же время такие игры можно органично включать в экскурсии, прогулки, в кружковые занятия. Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности дошкольников являются игры-экскурсии.

Игра-путешествие. Старт игры обычно проводится в театрализованной форме, например лесной царь Берендей может пригласить ребят в гости в сказочный лес. На пути старшие школьники встречают различные препятствия, которые надо преодолеть. Каждый последующий игровой пункт принимает только тех участников, которые выполнили предыдущие задания. Всех ребят, прошедших испытания, Берендей встречает на поляне чаем и черничным пирогом.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности ребят. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание, творческое развитие каждого ребенка.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу.

Первое важнейшее условие экологическое воспитание должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

Второе непременное условие надо активно вовлекать детей в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение, уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древеснокустарниковых растений, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Таким образом, в сущности экологического воспитания выделяют две стороны: первая — экологическое сознание, вторая — экологическое поведение. Для формирования экологического сознания в современных образовательных учреждениях создаются все условия. А экологическое поведение формируется с годами.

.5 Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, требует координации со стороны исполнительного органа государственной власти Кирова, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды. В целях повышения действенности этой работы необходимо:

активизировать внимание населения к принимаемым руководителями и соответствующими специалистами решений, связанных с воздействием на окружающую среду;

ужесточить меры ответственности руководителей и специалистов за действия или бездействие, следствием которых явилось загрязнение окружающей среды;

формировать общественное мнение по поводу необходимости и престижности переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

повышать информированность деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и устойчивого развития; издавать специальную литературу для обеспечения процесса подготовки и переподготовки руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды;

создать единый банк данных, доступный для жителей города, о руководителях и специалистах, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

.6 Разработка экономического механизма и нормативно-правовой базы

Местное самоуправление в России находится в стадии развития. В результате недостаточного финансирования местное самоуправление не в состоянии эффективно решать многие социальные, политические и экологические проблемы. Необходимость их решения очевидна не только для сотрудников органов местного самоуправления, но и для населения городов, ощущающих воздействие данных проблем. Решения экологических проблем города без масштабных финансовых затрат можно добиться путем различных форм участия граждан в местном самоуправлении. Участие граждан в местном самоуправлении предполагает активное сотрудничество с местными властями, интенсивный обмен информацией. В результате подобного сотрудничества возможно создание неформальных гражданских объединений для выработки и согласования с органами местного самоуправления конкретных мер и мероприятий по решению социальных, политических и экологических проблем городов. Такие формы гражданского участия в местном самоуправлении ведут к становлению в России действительно гражданского общества, а при решении экологических проблем к повышению уровня экологического сознания не только граждан, участвующих в принятии решений, но и всего населения, т.к. активные граждане могут взять на себя просвещение и информирование остальных, что может оказаться более эффективным, чем просвещение и информирование со стороны официальных органов власти, вследствие более высокой степени доверия населения к граждан из их среды, нежели к чиновникам.

Экономический механизм в области формирования экологической культуры направлен на стимулирование экологического поведения в процессах производственной деятельности и проживания индивида, а также в местах отдыха индивида.

В процессе производственной деятельности стимулирование экологического поведения включает:

льготное налогообложение за выпуск экологически сертифицированной продукции;

организацию городских конкурсов с присуждением премий за выпуск экологически сертифицированной продукции;

льготное налогообложение за внедрение малоотходных технологий и соблюдение экологической культуры производства;

организацию городских конкурсов с вручением денежных премий за внедрение малоотходных технологий и соблюдение экологической культуры производства;

льготное налогообложение и другие формы стимулирования для предприятий и организаций, занимающихся спонсорской деятельностью, а также финансирующих работы по улучшению природной среды.

В местах проживания индивида для стимулирования экологического поведения целесообразно:

снижение платы за благоустройство для жителей микрорайонов, соблюдающих стандарты экологического поведения;

организация городских конкурсов с вручением денежных премий для лучших микрорайонов и муниципальных образований.

В местах проведения отдыха индивида возможно:

материальное стимулирование инициативной деятельности горожан, которые в свободное время занимаются благоустройством территорий;

материальное стимулирование деятельности населения, направленной на пропаганду экологических знаний.

В части совершенствования нормативно-правового обеспечения в соответствии с положениями Главы 1 Конституции РФ (ст. 2, ст. 7, ст. 9, ст. 42) и Федеральным Законом от 22 августа 2004 г., № 122-ФЗ, на региональном уровне могут быть приняты законодательные акты, направленные на совершенствование природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения, на усиление ответственности за экологические правонарушения.

.7 Распространение экологических знаний

По инициативе исполнительного органа государственной власти Кирова, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, в настоящее время организовано:

издание ежегодного аналитического обзора по экологической обстановке в городе, сборников нормативно-правовых документов и информационных материалов;

функционирование видеотеки экологических фильмов;

представление на сайте Правительства Кирова тематической страницы с информацией об экологическом законодательстве города и административной ответственности за его нарушение, о проводимых мероприятиях;

проведение совещаний, семинаров и круглых столов по актуальным вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Основными направлениями распространения экологических знаний, поддерживаемых Правительством Кирова, являются:

обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах;

обеспечение доступа граждан к экологической информации, жизненно важной для их безопасности;

разработка информационно-аналитического комплекса «Экологический паспорт Кирова», тематических карт с текущей экологической обстановкой на территории города;

увеличение объемов издаваемой экологической литературы; включая выпуск обзоров по экологической обстановке в районах города, массовых изданий по вопросам охраны окружающей среды для населения города, сборников нормативно-правовых документов и информационных материалов;

развитие видеотеки экологических фильмов и тематической экологической страницы на сайте Правительства Кирова;

информационная поддержка всех средств массовой информации;

стремление обсуждать публично актуальные вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на совещаниях, семинарах и круглых столах.

. Пути и средства реализации политики в области формирования экологической культуры

В сфере государственного управления в области формирования экологической культуры, соответствующей рыночной экономике, необходимо осуществить:

четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления;

внедрение системы показателей как количественных критериев эффективности проводимой исполнительными органами государственной власти Кирова политики;

привлечение руководителей отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти Кирова, рядовых сотрудников к мероприятиям по формированию экологической культуры.

В части финансового обеспечения мероприятий по формированию экологической культуры надо привлекать бюджетные и внебюджетные средства. Для этого необходимо решить следующие задачи:

обеспечить адекватное бюджетное финансирование мероприятий по формированию экологической культуры;

разработать, принять и реализовать долгосрочную программу: «Формирование и развитие экологической культуры в Кирове на 2021-2020 годы и в перспективе до 2025 года» с учетом ментальности различных групп населения и территориальных особенностей города;

создать условия для стимулирования благотворительности в области формирования экологической культуры;

активно сотрудничать с бизнесом на основе регулирования налоговой политики.

реанимация процесса создания в образовательных учреждениях уголков природы, ботанических садов; создание условий для организации пришкольных территорий образовательных учреждений;

проведение общегородских конкурсов на лучший двор, лучшую улицу, лучшее муниципальное образование; воспитание у населения культуры обращения с отходами; проведение городских конкурсов экологического рисунка и плаката (среди детей, студентов, художников и др.), конкурса «Жалобная книга реки Вятки»; фотографий «В объективе — окружающая среда», литературных произведений, видеофильмов, поделок из природных материалов, показы экологической моды и дизайна и др.;

создание телевизионных программ на региональном канале «Малой реке-большая забота» или «Воздух Кирова», раскрывающих взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияния природы и человека; показ в новостных программах раздела «Экоинформ» о состоянии экологической обстановки в Кирове, встречи с учеными-экологами, специалистами природоохранных служб, лидерами общественных организаций и др.;

проведение городских мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения под лозунгом «Экологическая безопасность — залог национальной безопасности России»; популяризация экологических программ, проектов, мероприятий, проводимых природоохранными организациями и Правительством Кирова;

проведение городских ярмарок здоровой натуральной экологической продукции, выставок промышленников «Зеленый архитектор», конкурсов «Эко-город», конкурса экологических проектов с дальнейшим их финансированием, и д.р.

издание региональных журналов, газет, буклетов, рекламной продукции экологической проблематики и ее распространение среди населения города.

объявление 2021 года «Годом Экологии».

Заключение

Самым существенным недостатком в понимании проблем окружающей среды является несформированное экологическое сознание, определяющее значение поступков индивидов, социальных групп, культуру общества в целом. Все экологические, социальные и экономические проблемы современной цивилизации лежат в самом человеке — прежде всего в его сознании, которое определяет его действия во всех областях.

Далеко не каждый индивид способен осознать, что экологические проблемы способны возникать, в результате влияния его образа жизни, на экологическую ситуацию как в стране, так и во всём мире.

Чтобы закрепить стандарты экологического поведения в России требуются объединенные усилия правительства, местных властей, экспертов ученых, общественных организаций и не в последнюю очередь самих граждан. Российское законодательство, система и контроль играют самую важную роль в сохранении благоприятной окружающей среды.

Экологическая культура — основа решения экологических проблем!

Литература

1.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (10 января 2002 г. № 7-ФЗ)

2.Боголюбов С.А. / На пути к устойчивому развитию № 37 «Экология и право», с. 6-8

.Аргунова М.В. На пути к устойчивому будущему: проблемы экологического образования и просвещения. Экологическое образование: эколого-культурные традиции и инновации. Сборник материалов научно-практической конференции. — М.: МИОО. — 2006. 23с

.Боголюбов А.С. Учебно-исследовательская деятельность школьников в природе на полевых экологических практикумах. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, — 2006. — 612 с.

.Григорьева С.Н. Воспитательный потенциал семьи в экологическом воспитании младших школьников. «Взаимодействие школы и семьи: традиции и инновации: Сборник научно-методических трудов. — М.: АПК и ППРО, 2008. — с. 84

.Двятковская Е.Н. Байкальское соглашение: рефлексия проблем, выявленных интернет-конференцией. Экологическое образование: эколого-культурные традиции и инновации. Сборник материалов научно-практической конференции. — М.: МИОО. — 2006. 13с.

.Захлебный А.Н. Экологическое образование в столичном мегаполисе: содержание регионального компонента. Экологическое образование: эколого-культурные традиции и инновации. Сборник материалов научно-практической конференции. — М.: МИОО. — 2006. 9с.

.Купцов В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века. В.И. Купцов. — СПб.: Алетейя, 2009. Стр. 55

.Ягодин Г.А. Модель устойчивого развития. Экологическое образование: эколого-культурные традиции и инновации. Сборник материалов научно-практической конференции. — М.: МИОО. — 2006. 6с.

.Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис. … канд. пед. наук. -М., (2009).

Оцените статью
Добавить комментарий